К завершению близится Великий пост. Ближайшая суббота называется Лазаревой, она посвящается воспоминанию чуда воскрешения Спасителем Четверодневного Лазаря. Это событие предъизображает и будущее всеобщее воскресение, пророчески обещанное Господом после Его второго славного пришествия. Вслед за ней Церковь будет вспоминать и прославлять торжественный вход Господень в Иерусалим - пик Его земной славы перед страданиями Страстной седмицы и крестной смертью.
Прославляя бесконечную любовь Спасителя, подъемлющего всю тяжесть грехов человеческих, и невыразимое смирение Его, умывающего ноги рабам Своим, Церковь благоговеет пред «Чашею бессмертия» - залогом жизни вечной, предложенной Создателем. Она славословит молитву Спасителя до кровавого пота в Гефсиманском саду, подавая нам святой, высокий пример молитвы, именуемой матерью всех добродетелей, искать нашего спасения в преумножении даров благодати.
Великий пост готовит нас к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, следуя Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную весть, - преображающую, исцеляющую и воскрешающую, - которую приносит нам Господь Иисус Христос.
Великий пост - это время, когда человек как бы вновь приобретает, обновляет и укрепляет свою веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине богоподобия.
По собственному опыту мы знаем, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост: бдели над собой, молитвенно хранили себя, отлагались от страстных привычек и злых дел, воздерживались от всевозможных злоупотреблений, покаялись во всём обременяющем совесть, всех простили, со всеми примирились. В народе говорили об этом так: «кто прочувствовал пост, тот почувствует и Пасху». И действительно, насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы достойно прошли святую четыредесятницу Великого поста.
Братья и сестры! Остаётся несколько дней до Страстной седмицы, когда мы должны будем взять в свою душу и пережить вновь, но на большей глубине и с большей силой страсти Господни. Своими страданиями Христос привлекает нас к Себе, пробуждая в нас сострадание, которое есть признак истинной любви. Ибо началом любви и милосердия является сострадание. Из полноты сострадания к роду человеческому Бог и посылает нам Сына Своего, взявшего на Себя грехи мира и пригвоздившего их ко Кресту - Он истинный наш примиритель, и вероятно, благодаря этой жертве, о всех и за вся принесенной, мир еще стоит и сохраняется.
Ибо страдания Господа должны быть и нашими страданиями. Он сказал нам: «Кто Мне служит, Мне да и последует». Если мы любим Христа и чувствуем в Нем истину жизни, то последуем за Ним в Его страданиях за нас. Эти страдания будут одновременно и страданиями за нас самих, за наши собственные грехи и неуемные страсти. Сострадая Христу, мы будем страдать и за себя. И эти страдания принесут нам внутреннее очищение, освобождение от рабства греху и подготовят нас через спогребение со Христом на Страстной неделе к нашему совоскресению с Ним на Светлой и в пасхальный период.
Всё это ожидает нас. Но уже и теперь, братья и сестры, по примеру прошлых лет, сердце наше начинает трепетать перед наступающими великими днями. Этот трепет усилится, когда мы услышим Евангельское субботнее чтение о чуде воскрешения Лазаря, когда мы услышим властно-божественный зов: «Лазарь. Гряди вон» (Ин. 11,43), когда перед нашим духовным взором четырехдневный Лазарь в белых пеленах выйдет из пещерной гробницы. Этот образ чудодейственной силы и славы Божией напомнит нам о нас самих, о нашей непробудной, греховной жизни и расположит нашу совесть обратиться к своей душе: «Душе моя, душе моя! Восстань и ты, гряди вон от смертоносных и смрадных дел своих пока не поздно, трезвись, чтобы пощадил тебя везде сущий и все исполняющий Христос Бог». Любовь Христова окружает нас, как она окружала семью Лазаря. Любовь Христова зовёт тебя и каждого из нас к соучастию в спасительных страданиях Его, зовёт к очищению от греха, перерождению и совоскресению с Ним для богоугодной жизни здесь и жизни будущего века.
Этот зов нашей совести то менее, то более ясно и властно слышим все мы, братья и сестры. Но все ли отзываемся на него? Все ли мы благодарим Господа, что Он не оставляет нас, все еще долготерпит и зовет голосом нашей же совести, нашей собственной насущной потребности в обновлении и возрождении?
Внемлем же этому спасительному гласу, молитвенно обратясь ко Господу. Христе, Свете истинный, излей и на нас свет любви Твоей, оживотвори наши сердца спасительными страданиями Твоими и помоги нам в оставшиеся «пречестные дни сии... победителями греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению Твоему».
Пасхальная радость - есть святая радость, которой нет, и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая, вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).