Поразительным было отношение отца Иоанна Кронштадтского к Божественной Литургии, как источнику благодатной жизни для него и всех людей, достойно участвующих в ней.
«Кронштадтский пастырь совершал Божественную литургию ежедневно, и часть своих переживаний запечатлевал в своем дневнике "Моя жизнь во Христе". Особенно ценны эти высказывания тем, что они являют собой не надуманные советы, не отвлеченные размышления, а пережитое, взятое из собственного опыта, из его "жизни во Христе". В Литургии отец Иоанн видит последовательное воспоминание и переживание всей жизни Спасителя»1.
«Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение Его Голгофской Жертвы, всегдашнее заклание, смерть Его за грехи мира, переживание Его Воскресения и Вознесения на Небо»2. В личных записях отца Иоанна мы находим многочисленные и яркие следы духовной борьбы, совершавшейся в его душе и сердце за живую веру в Евхаристию, которую он называет «Живой и Животворящей Тайной»3.
«Чудная, величественная, божественная на земле служба – Литургия»4, – это самые короткие слова восхищения, сказанные отцом Иоанном Кронштадтским о Божественной Литургии. В его дневниках много значительных, чудных изречений, которые можно назвать – гимны любви Божественной Литургии.
«Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Божественной Литургии! "О, неописуемая любовь Божия, о, невыразимое чудо чудес – Литургия! Пади перед ней, человечество, и лей слёзы покаяния, ведь за твои грехи она совершается". Храм в это время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов. Литургия – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого человека в отдельности»5.
В другом месте о. Иоанн писал: «В нас нет истинной жизни без Источника Жизни – Иисуса Христа... Литургия есть источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь, Владыка Жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает Жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
«Я умираю, – пишет он в дневнике, – когда не служу Литургии». И наоборот, он "оживает", когда совершает её. Вот запись из позднего дневника 1906 г.: «Один день я остался без службы Божией и почувствовал в себе оскудение духовной жизни, оскудение благодати, присутствие греховной силы, и нужна была немалая борьба с греховными усиливающимися влечениями. Он действительно "оживал", когда совершал её, она была для него источником и духовных, и физических сил.
Читаю, пишет его духовный сын – митрополит Вениамин (Федченков) и, как будто, Батюшка ко мне обращается: «Все любим жизнь, хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях. Отчего? Оттого, что не там, где надо, ищем жизни», «...нет в нас истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа»6, сказавшего: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:25-26).
Служба и Причастие Святых Тайн обновили мое существо, и я воспрянул, как от сна. Слава Богу! "… если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни" (Ин. 6:53). Истинно слово Владыки и Бога моего»7.
Отец Иоанн повсюду утверждает полноту присутствия Господа Иисуса Христа в Святых Тайнах, как духовно, так и телесно. Так он призывает христианина, заходя в храм, помнить, что здесь пребывает Сам Господь Своим Телом и Кровью, в которых «обитает вся полнота Божества телесно»8. Причастие Святых Тайн, по учению святого, питает и душу, и тело христианина. «Для души моей – Дух Господа; для тела моего – Его Тело и Кровь»9.
«Для отца Иоанна "Литургия – всё на свете". По его учению, таинство Евхаристии является альфой и омегой не только спасения отдельного человека, "благопоспешения живым, оставления грехов и упокоения со святыми, всех в вере, покаянии и уповании вечной жизни преставльшимся", но и благополучного существования всего мира»10. Отец Иоанн видел в Евхаристии божественную философию. Его учение – это, в первую очередь, глубокое проникновенное православное учение о Евхаристии.
«Евхаристия необходима, во-первых, потому, что "без Крови нет очищения и освящения; Господь излиял на Кресте Кровь Свою в очищение и освящение мира", а таинство Евхаристии – "это образ Пречистой Божественной Крови Христа Нового Завета", без которой не может не быть очищения грехов»11; во-вторых, потому, что Господь, "чтобы явить общительность Свою не только современным явлению Богочеловека в мире людям, но людям "всех веков", – дал всеблагий, премудрый, прерадостный завет Церкви Своей в Его воспоминание и в теснейшее сообщение с Ним, до скончания века совершать всеспасительное и самонужнейшее таинство – совершения таинства Тела и Крови Его и причащения верующих»12, и, в-третьих, потому что "без таинства Тела и Крови", без Литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости, всемогущества Спасителя нашего, могли бы утратиться плоды Его страданий»13.
Через таинство Евхаристии «Господь наш привил нас к Себе, как дикую ветвь, – к Себе, виноградной Лозе, питает нас Плотью и Кровью Своей, как ветви виноградной лозы питаются её соками»14.
Благодаря тесному общению верующих со Христом в таинстве Евхаристии, они «чувствуют большее, духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо "един хлеб" таинства, "едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся" (1 Кор. 10:17).
Это таинство «соединяет всех в один союз братства, совокупляет в один союз небо и землю – Ангелов и человеков, так что и при совершении Литургии весь род христианский и православный приводится к единому знаменателю, то есть к единому Телу Христову (Церковь есть Тело Христово) и к единой Главе Христу»15.
«Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от Чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой они падают в пропасть. О, как жалки, как несчастны эти люди, которые меняют службу Божественную на мечты мира сего, которых житейские заботы лишают быть в храме Божием»16.
«Если Церковь Христова есть больница – здравница душ человеческих, то Христос в ней – Вселенский Донор, оздоравливающий духовно, душевно и физически всех причащающихся святыни Тела, Крови и Духа Его. Учение отца Иоанна показывает, какое великое значение имеет Евхаристия в деле усвоения плодов искупления Господа нашего Иисуса Христа. В Евхаристии происходит реальное единение человека с Богом, через Христа Евхаристия образует и поддерживает Церковь»17.
«Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую – Божественную Литургию, то чаша Божественной Литургии перевесит. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, до тех пор, пока это счастье не отнимется от него. К сожалению, человек не ценит ни солнце, ни воздух, ни свет. Настанет темнота, отберется воздух, и нечем ему будет дальше дышать – тогда поймет человек и оценит, чем он обладал и чего лишился» 18.
Резюмируя всё высказанное отцом Иоанном о Евхаристии, можно сказать, что у праведного пастыря понятие о ней неразрывно с понятием о Церкви. Благодаря именно Евхаристии, которая соединяет верующих в одно Тело Христово, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви. «Мир не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения, словом, –совокупности всех истинных, нетленных благ»19.
«Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник... Божественная Литургия есть великий чудный дар: ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье, вкушать Божественное Тело и Кровь Христовы. Они миллиардами слетаются туда, где приносится Безкровная Жертва, и с трепетом предстоят пред Святым Престолом, закрывая лица и прославляя Великую Тайну, совершаемую здесь»20.
Мы верим, что с кончиной отца Иоанна наше духовное общение с ним не прервалось. В отце Иоанне мы имеем великого за нас небесного ходатая и заступника. Теперь он, не связанный никакими земными узами, пламенной молитвой своей, как яркое солнце горит пред престолом Господа, за Церковь Святую и нашу родную страну.
Примечание:
1 О Божественной литургии по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / митрополит Вениамин (Федченков). – Москва: Отчий дом, 2017. – 174.
2 Цит. по Е.Поселянин. Кронштадтский пастырь. – С-Пб., 1911 – С. 14.
3 Там же. – С. 14.
4 Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник 1859-1860. Т. II. – М., 2003. С. 205.
5 Сергиев И.И., протоиерей. Полное собрание сочинений, т. 1. СПб., 1893. – С. 94.
6 Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле. – М., 1978. – С.19.
7 Там же – С. 57.
8 Сергиев И.И., протоиерей. Правда о Боге, мире и человеке. – СПб., 1900. – С. 72.
9 Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия Изд. Моск. Патр. 1992. - С. 150.
10 Сергиев И.И.. протоиерей. Мысли о Церкви. СПб., 1903. – С. 63.
11 Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия. Изд. Моск. Патр. 1992. – С. 135.
12 Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви. СПб., 1903. – С. 46.
13 Там же. – С. 53.
14 И.И. Сергиев, протоиерей. Полн. собр. соч. СПб., 1903. – С. 53.
15 Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви. СПб., 1892. – С. 29.
16 Сергиев И.И., протоиерей. Мысли христианина. М.,2006. – С. 183.
17 Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия. Изд. Моск. Патр. 1992 – С. 145.
18 Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле. – М., 2017. – С.194.
19 Живой колос. – СПб., 1910. – С. 114.
20 Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле. – М., 2017. – С.175.