На чем «сломался» Пилат
Следует осознать и понять, что Пилат сделал для спасения Иисуса практически все возможное, кроме одного: он не рискнул подставить свою голову вместо головы Странного Узника. Напомним о пресловутом «законе об оскорблении величества», неоднократно применявшемся по свидетельству Тацита (Tac. Ann., I, 73) в последние годы царствования императора Тиберия. Именно на очевидном «намеке» первосвященников на этот закон и «сломался» Пилат.
Распни Его![1]
Обратимся вновь к Евангелию от Иоанна, глава 19:
Ио 19: 9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие...
О том, что у Пилата были все основания не просто опасаться, но быть уверенным, что подобный донос от первосвященников и иных влиятельных лиц Иудеи дойдет до Рима и будет принят во внимание, свидетельствуют римские источники. Так Моммзен, ссылаясь на них, говорит, что иудейское влияние в Риме еще до Цезаря было столь сильно, что римские наместники не рисковали вмешиваться в дела иудеев своих провинций. Было чревато.
А всем известный Марк Туллий Цицерон говорил об иудеях: «Ты знаешь, Лелий, что это за шайка, как они держатся вместе, какое влияние оказывают на собраниях. Поэтому я буду говорить тихим голосом, чтобы меня могли слышать только судьи, потому что найдется много людей, готовых натравить эту толпу на меня и на каждого порядочного человека, а мы не хотим этого облегчить...»[2].
Как видим, Цицерон не боялся громогласно обличать весьма влиятельного в Риме политика Луция Сергия Катилину, ‒ потомка сподвижника царевича Энея Сергеста, от которого и произошел патрицианский род Сергиев, ‒ но опасался поднять голос против членов иудейской сплоченной диаспоры. Почти сто лет спустя во времена Пилата, это влияние могло многократно возрасти. И Пилат, видимо, знал это очень хорошо.
XII легион или все же местный «спецназ»?
Становится также понятной злоба, с которой именно иудейские воины могли издеваться над Пленником, вообразившим Себя Царем Иудейским, да вдобавок машиахом. Что было абсолютно безразлично солдатам Рима. Однако, есть еще один аргумент, который приводится сторонниками «римских» зверств.
Следы крови на Туринской Плащанице указывают на то, что человеку в нее завернутому, было дано тридцать девять ударов плетью, с вплетенными в нее металлическими шариками[3].
Это, действительно, римская военная плеть. Но число-то ударов, именно такое, каковое полагалось по иудейскому закону: сорок без одного, ‒ так неоднократно бывал наказан соотечественниками Апостол Павел.
Помилуйте, откуда римским легионерам, пришедшим с прокуратором в ненавидимый им город Иерусалим, знать тонкости местного законодательства? Вот «воинам» первосвященника и Ирода Антипы оно было прекрасно известно. Можно сказать, впитано с молоком матери.
А то, что они пользовались римским орудием наказания, так это и «полицаи» Великой Отечественной войны пользовались немецким, употребляя его против «своих», казалось бы, людей, с жестокостью, от которой приходили в ужас германские СС. Известно любому, занимавшемуся хоть немного историей Отечественной войны, что эсэсовцы бывало расстреливали своих местных «союзников» из айнзатцгрупп, не выдерживая их безсмысленного зверства. Чаще всего это касалось бандеровцев, но и единомышленных им литовцев, латышей и прочих эстонцев тоже. Так что избивать Царя Иудейского римской плетью было для местных служителей порядка вполне естественно.
Подводя предварительный итог, видим, что в самом подробном синоптическом Евангелии от Луки, издевательства римских солдат над Христом отсутствуют вообще, а в Евангелии от Иоанна присутствуют в виде «битья по ланитам».
Так же по двум последним евангелиям практически стопроцентно следует, что на распятие Иисуса ведут также «местные». Тогда становятся понятными издевательства над Христом по дороге, ведь именно там, свидетельствует Туринская Плащаница, Господь сломал переносицу, упав на дорогу под тяжестью Креста, со связанными за спиной руками.
На пути к Голгофе[4]
Становится понятной и дележка одежд казнимых, столь недостойная пришедших с прокуратором в Иерусалим легионеров XII Молниеносного легиона[5].
XII Молниеносный легион
Кстати, в Евангелии от Луки, и он сам и Клеопа, идя в день Воскресения с неузнанным ими Иисусом в Эммаус, и рассказывая тому о трагедии Страстной Пятницы, также ни словом не обвиняют, или хотя бы затрагивают римлян.
Нет, напротив, они ясно говорят, что Иисуса Назарянина, «Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; ... предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его»[6].
Отцы Церкви первых веков нимало не сомневались...
Уместно отметить, что Отцы Церкви первых веков нимало не сомневались, что издевались у Креста над Спасителем именно иудейские воины. Так в Главе XV нашего знаменитого Стоглава, приводится «Правило семнадцатое Святителя Иоанна Милостивого[7] в поучение попам».
В Правиле этом, посвященному вразумлению Иоанном Милостивым иерея, служившего вечерню без стихаря, говорится в частности:
«и служи яко Иерей Христов, воскладывай фелонь на Вечернях и на Заутренях, и Крест носи. Како соблазнился ecи, отлагаеши начальство иерейству, поставлен ecи, первое дияконом в стихарь, и потом фелонь на тя возложен, како главы не храниши, а наконец ся онаго не держиши, начало иерейству отверг, дияконства и всего причта священническаго,
и якоже о Христе раздираеши ризу от ризы,
якоже онии первии злодеи жидовстии воини раздраша и разделиша стихарь Господень»[8].
То есть у Святителя Иоанна Милостивого, несомненно пребывавшего в русле традиции древней Церкви, не было сомнений, что у Креста делили одежду Господа именно иудейские воины.
А за два с лишним века до Иоанна Милостивого преподобный Ефрем Сирин, знаменитый в том числе своим знанием иврита, этнографии и географии Палестины, занимающий одно из первых мест среди экзегетов православия, в своем «Слове на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике», писал:
«Так сказав и видя, что не убедились иудеи, Пилат вышел из претории, оставив их идти и делать, что хотят. Но среди мятежных иудеев в молчании предстояла Премудрость, и Слово не дало слова. Они же, зловредно отринув Его, распяли. И тотчас все поколебалось.
Каждая стихия приведена в потрясение: сокрылся день, омрачилось небо, погрязли глубины поднебесной, возрыдала земля, невольно принявшая на себя Крест, и приведена в смятение насильственным колебанием. Распались гробы, как остном (жалом), расторгнутые Крестом; возопили камни, возгласив гневно, обнажился храм, не терпя невыносимой дерзости; солнце отвратилось от дерзких и скрылось в ночь, поколебалась тварь.
Но иудеи, хотя видели столько ужасов, однако же не дали места печали.
По крайней мере, невольно почтили и, сами того не ведая, прославили Его тем, чем покушались обесчестить; в виде осмеяния присудили Ему почесть, и воздали, что принадлежало Ему; ругаясь, поклонялись Ему, но, думая посмеяться, сами были осмеяны, потому что исповедали свое рабство.
Издеваясь, облекли Его в хламиду, и собственными своими руками облачили Его как царя.
Увенчали Его терниями, как земля невозделанная;
растворили оцет, как ни к чему негодный виноградник;
поднесли желчь, как народ не гостеприимный;
подали губку, как Врачу душ;
принесли трость, которою и написано их отвержение;
распяли вместе с разбойниками, но один из распятых нашел в Нем райского Вратаря»[9].
Здесь за все, что обычно приписывается римским воинам, Ефрем Сирин обличает воинов иудейских, ‒ как в пытках и издевательствах перед казнью, так и в распятии, и в последних «ругательствах» у креста.
Косвенно это следует, впрочем, из свидетельства Луки в главе 23:
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
Последние слова не могли не представлять унизительной насмешки и оскорбления распятого, именно в глазах иудеев. В то время как, еще раз повторим, воинам Кесаря, были в принципе не интересны такого рода претензии каких-то «нацменов» на главенство в их провинциях. Подавить эти претензии они конечно могли, если прикажут, но эмоционального отклика вызвать у них это не могло.
Еще более очевидно национальная принадлежность воинов, охраняющих распятых в первые часы казни, следует из слов Матфея в главе 27:
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Понятно, что «один из них» мог быть только один из охраняющих, ‒ «гражданских» бы не допустили. Также понятно, что ассоциация с пророком Илией могла быть только у аборигенов.
Но как же так, ‒ напрашивается вопрос, ‒ ведь библеисты Нового времени дружно говорят, что только римляне могли совершить казнь, поскольку иудеям это было якобы запрещено. А один из римских пап последних времен, и вовсе отмазал даже иудейскую верхушку ‒ народ-то действительно нельзя целиком обвинять, ‒ от вселенского злодеяния.
На самом деле, запрещение иудеям совершать самим казни, если и было, то соблюдалось весьма поверхностно. Самого Господа несколько раз порывались побить камнями, не спрашивая никаких римлян. То же и с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ‒ там ссылались исключительно на закон Моисеев, а не на Римское право. Не на основе последнего был забит камнями Первомученик диакон Стефан. И уж точно не спрашивал разрешения римских властей Ирод Антипа, преподнося Саломее на блюде голову Иоанна Крестителя. И если «квалифицированная» казнь на Кресте действительно требовала утверждения римского начальства, то уж исполнение ее Пилат вполне мог передать в жаждущие руки иудейских специалистов.
Поистине, Человек этот был Сын Божий
Так что, судя по совокупности фактов, воины римские появились у Креста, для контроля над исполнением приговора, уже после того, как сами иудеи обратились к Пилату с просьбой снять распятых со крестов, дабы не омрачать великий день Пасхи. И командовал этими воинами центурион Лонгин.
Поистине, Человек этот был Сын Божий
Апостол Иоанн в главе 19 говорит об этом так:
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ‒ ибо та суббота была день великий, ‒ просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Судя по остальным Евангелиям, Римский отряд подошел незадолго до смерти Христа, необычайные обстоятельства которой и вызвали у центуриона возглас: «Человек этот был Сын Божий», хотя, наверное, в то время сотник вкладывал в эти слова еще языческое понимание.
Центурион Лонгин
Греческий титул Спасителя ‒ Страстотерпец
Копье воина засвидетельствовало лишь уже наступившую смерть Богочеловека. Все остальное было делом рук «своих».
Недаром же греческий титул Спасителя ‒ Афлофор ‒ на Церковнославянский Язык был переведен как ‒ Страстотерпец[10].
Так что крови Христа на Армии Рима нет.
Честь Армии Первого Рима необходимо восстановить и потому, что именно она является духовной предтечей Армии Третьего Рима, ‒ Русского Христолюбивого Воинства. И тень, искусно брошенная на Римскую Армию почти две тысячи лет назад, косвенно падает и на нас.
Какою мерою мерите...
Вместо заключения
Выше, в главе Римские воинские подразделения и местная «охранка», было отмечено, что «войск у первосвященников было немало, если даже тысяченачальник имелся». Для многих - это может прозвучать, как ни на чем не основанное мнение автора. Однако, есть все основания полагать, что войск этих было много больше, чем до недавнего времени сам автор мог предположить.
Причем это не какие-нибудь «тайные знания», хранящиеся в каком-нибудь особо тщательно охраняемом архиве, но напротив - всем видимый открытый факт, столь огромный, что из-за своей огромности и стал практически невидимым и незаметным.
Факт этот носит опять же всем известное название - Иудейские войны, коих с 66 по 136 годы от Р.Х. было минимум три. Самая знаменитая Первая 66-71 годов, закончившаяся взятием и разрушением Иерусалима. Вторая - восстание 115-118 годов, начавшееся при императоре Траяне и с трудом подавленное в начале царствования Императора Адриана. И, наконец Третья война, или как чаще называют ее восстание Бар-Кохбы, также при императоре Адриане в 132-136 годах, ставшая моментом полного отделения формировавшейся христианской церкви от еврейства.
То есть из семидесяти лет периода 66-136 годов, пятнадцать лет были заняты войной Римской Империи с Иудеей! В каждой из этих войн были задействованы огромные воинские силы Римской Империи. Каждый раз их вели лучшие римские полководцы своего времени: в Первую Иудейскую войну - Веспасиан и Тит, во Вторую - Лузий Квиет (по его имени иногда называют эту войну - войной Квиета) и префект претория Квинт Марций Турбон, и наконец в Третью - наместник Британии Юлий Север.
Войны эти сыграли весьма отрицательную роль для римской геополитики. Так, война 115-118 годов сорвала присоединение к Римской Империи завоеванного Траяном Парфянского Царства, навсегда остановив продвижение Римской Империи на Восток. Повторим, что в Иудейских войнах были задействованы силы Римской Армии, достаточные для противостояния крупнейшим империям того времени. Предположить, что костяк повстанческой армии, успешно противостоящей в 66-71 годах сначала тому же XII Молниеносному легиону вместе с вспомогательными силами, а затем легионам Веспасиана и Тита, составили необученные, пусть даже фанатичные, добровольцы, усиленные местным ОМОНом и отрядами ДПС, мягко говоря, наивно. Так что судя по всему, через службу в разрешенных римлянами местных воинских частях проходила значительная часть мужского населения Иудеи. А после разрушения Иерусалима в Первой войне, схожая система была, как видно с очевидностью по ее результатам, опробована в крупных иудейских колониях Египта, Ливии (Киренаики), Кипра и Месопотамии.
Поражает, что Иудейские войны, особенно вторая, отмечены зверствами, которые не встречались даже в войнах Рима с Карфагеном, с чем дружно согласны такие различные авторы, как английский историк Эдуард Гиббон, еврейский историк Генрих Грец, и даже Еврейская энциклопедия, равно как и многие другие, не говоря уж про пресловутую Википедию. Хотя и относятся к нижеизложенным фактам по-разному. Факты же эти таковы:
В 115 году Римская Армия, ведомая императором Траяном, успешно вела борьбу с одним из главных врагов Рима - Парфянской империей. Но воюющей армии был нанесен удар в спину: началось восстание евреев в Киренаике, затем полыхнули Египет и Кипр: «32(1) Тем временем иудеи, живущие в Кирене ...стали убивать и римлян, и греков; при этом они поедали их плоть, делали из их кишок пояса, натирали себя их кровью и, содрав с них кожу, надевали ее на себя как одежду; многих они распиливали надвое, начиная с головы, [в соответствии с прецедентом, пример в котором дал Давид, замечает Гиббон]; (2) одних они отдавали на растерзание диким зверям, других заставляли биться в качестве гладиаторов. Всего же погублено было двести и двадцать тысяч [220 000] человек. Множество подобных бесчинств учинили они и в Египте, а также на Кипре: здесь также погибло двести и сорок тысяч [240 000] человек.
(3) Вот почему ни одному иудею не дозволено ступать на этот остров, и, даже если кого-то из них занесет на его берега бурей, его обрекают смерти»[11]. Разгромлена полностью была и столица Кипра Саламин. Число уничтоженных в Египте не уточняется, но порядок числа жертв вряд ли иной.
Для справки. Население Киренаики и Кипра на то время составляло примерно по 0,5 млн человек каждое, включая и евреев. Киренаику императорам пришлось заселять заново, но до прежнего блеска эллинистической культуры подняться «зачищенной» провинции уже не довелось.
Понятна реакция римского командования и рядовых легионеров в отношении «участников освободительной войны», после ее подавления. Находятся, однако, среди современных историков и такие, что комментируют описанные события так: «Многочисленное до того еврейское население этих стран понесло тяжкие потери, на Кипре иудеи были полностью истреблены. Еврейской диаспоре Египта, многочисленной и процветавшей до восстания, был нанесен жестокий удар, от которого она уже никогда не смогла оправиться». Без комментариев.
Но и в такого рода сочинениях можно найти ценные свидетельства: «Летописец сообщает, что евреи наносили римлянам ощутимый урон, выбивая из их рядов в первую очередь командиров когорт и центурий. Чтобы заменить их, римлянам приходилось ставить на командные посты гражданских чиновников. Потери в легионах были так велики, что наряду с профессиональными солдатами в них набирались греки и даже крепостные египетские крестьяне».
Выбивать в первую очередь командиров, это высший пилотаж для любой воинской части. Высокую подготовку восставших отмечают историки и Первой и Третьей иудейских войн.
Характерно, что, хотя тотальному истреблению подвергалось все греко-римское население, охваченных войною провинций, наиболее жестокая расправа шла над христианами.
Так что римские легионы, разгромившие «героев» Киренаики, Египта и Кипра, сами того не осознавая выполнили роль Римского Христолюбивого Воинства.
Не находит ли читатель, что и здесь в большем масштабе зеркально проявилась картина Страстной Пятницы? Только в случае Страстной Пятницы легче удалось «сместить акценты».
[1] Гравюра Юлиуса фон Карольсфельда.
[2] Подробнее см.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Глава 2. Античность. Текст есть в инете.
[3] Тридцать девять ударов было нанесено Христу... /Анд. Кураев. Туринская плащаница, видеолекция, 28 минута. /Богословский видеоканал. https://www.youtube.com/watch?time_continue=505&v=Ql7a8vFRDzo
[4] Гравюра Юлиуса фон Карольсфельда.
[5] XII Молниеносный (Молнией вооруженный) (Legio XII Fulminata) ‒ римский легион, сформированный Юлием Цезарем в 58 году до н.э. для войны с гельветами, первоначально носил имя Victrix (победитель). Символ легиона ‒ изображение молнии (удар молнией в Древнем Риме считался особым благоприятным знаком богов). Существуют различные трактовки этого названия, но, скорее всего оно означает, что легион действовал на врагов подобно ударам молнии. В войсках Марка Антония XII легион упоминается под именем Antiqua (древний, старый). С 14 года н.э. до 58 года XII легион дислоцирован в провинции Сирия, частью которой являлась Иудея, где известен уже как «Fulminata». Подразделения легиона в этот период используются для подавления восстаний и поддержания порядка в провинции. Во время Иудейской войны легионом Фульмината командовал будущий император Веспасиан. После войны по его приказу легион переведен в Каппадокию. Считается, что именно к этому легиону принадлежали Сорок Севастийских мучеников, казненные в 320 году в городе Себастии. Последние записи о легионе датируются началом V века. Возможно, что легион просуществовал до самого конца Первой Римской империи в 476 году. //См. напр., Махлаюк А.В., Негин А.Е. Римские легионы в бою. - М., 2009 (стр. 100, 112) и др. ист.
[6] Лк 24:19-20.
[7] Свят. Иоанн Милостивый (ок. сер. VI в. ‒ ок. 619) - Патриарх Александрийский. Память совершается в день его смерти ‒ 25 ноября (12 ноября по юлианскому календарю).
[8] Текст приводится по изданию: Стоглав. - СПб: Воскресение, 1997. С точностью до орфографии, совпадает с текстом первого лондонского издания Стоглава 1860 года, которое и взято за образец. По лондонскому изданию: Стоглав. Собор, бывший в Москве при Великом Государе, Царе и Великом Князе Иване Васильевиче. - Лондон: Тип. Трюбнер и Ко (L: Trubner & Co.), 1860. - 239 с. С. 52. Есть в инете.
[9] Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Труд 123. Слово на Великий Пяток. О кресте и о разбойнике. Текст есть в инете.
[10] На этот факт указал мне мой друг Леонид Евгеньевич Болотин, выдающийся специалист по библеистике и священной истории, предоставив материалы из своего, готовящегося к печати исследования. - БГ.
[11] Дион Кассий. Эпитома книги LXVIII. Глава 32.
22. Ответ на 19., ерусалимецъ:
21. Ответ на 20., М.Яблоков:
20. Ответ на 19., ерусалимецъ:
19. Ответ на 18., ерусалимецъ - написал фигню, каюсь
18. Георгию вдогонку.
17. Ответ на 16., Георгий:
16. Ответ на 10., ерусалимецъ:
15. Ответ на 14., Александр Шунин:
14. Ответ на 10., ерусалимецъ:
13. Ответ на 12., ерусалимецъ: