Великие русские писатели чувствовали, что они больше, чем писатели, стремясь улучшить нравственную атмосферу общества, облегчить положение народа. Особенно это характерно для жизни и творчества Л.Н. Толстого.
В «Войне и мире» писатель восхищается народом, победившим Наполеона, причём народ - это не только крестьяне и солдаты, а всё лучшее в русской нации, что объединяет простых людей и Кутузова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петю и Наташу Ростовых, а именно: «скрытая теплота патриотизма». Народ - это не только грозная военная, но и творческая, созидательная сила. С какой теплотой он пишет об артелях строителей, потянувшихся в Москву, чтобы отстроить столицу после оставления её французами! И своих героев-дворян Толстой оценивает прежде всего с точки зрения того, насколько они могут проникнуться общим чувством с народом, сблизиться с народом. Пьер Безухов и на поле Бородина, и в плену был с народом, став после этого декабристом.
В следующем романе, «Анна Каренина», казалось бы, речь идёт не о народе: здесь ставится проблема семьи, любви, поэтому Некрасов полушутливо отозвался о романе:
Он доказал с умом нам и талантом,
Что женщине нельзя гулять
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адьютантом,
Когда она жена и мать.
Действительно, Анна, сделав личные чувства целью жизни, не осознала, что счастье - в радостях семьи, а не в любовной страсти. Но как она, решив покончить с собой, не подумала о своих детях? Толстой объясняет это. Вторые роды Анны были очень тяжёлыми, и она принимала морфий, чтобы избавиться от болей. По сути, она стала наркоманкой. От этого её рассудок помутился, что толкнуло её к самоубийству, хотя погубили Анну прежде всего светское ханжество и собственное своеволие. Это отмечают исследователи романа, но «морфинизм» Анны они почему-то не принимают во внимание.
И всё-таки «Анна Каренина» ــ не только семейно-любовный роман. Это произведение о пореформенной России, о русском народе. Слова Константина Левина «У нас теперь всё это переворотилось и только укладывается» очень точно характеризуют пореформенный период, когда отменили крепостное право, соответствующие ему законы и «укладывается» буржуазный строй. Левин любит народ, ищет «средства работать производительно» и для народа, и для себя. Он, по словам Толстого, приходит «в восхищение от силы, кротости, справедливости» народа, но его раздражают «беспечность, неряшливость, пьянство, ложь», хотя «он считал и самого себя частью народа». Самый автобиографический герой Толстого, Левин думает об изменении положения народа: «Вместо бедности - всеобщее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Он, как и Толстой, косит и скирдует сено с мужиками, тянется к их трудовой правде. Левин любуется, как молодой крестьянин Иван Пармёнов с красавицей-женой работает «легко, весело и ловко», и он задумался, не переменить ли ему «ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Здесь писатель объединяет «мысль семейную», т. е. проблему семейного счастья, с проблемой мужика и барина: любовь и совместная с народом трудовая жизнь - вот решение обеих проблем.
Толстого волнует проблема ответственности правящего сословия за тяжёлую жизнь народа. Она поставлена в публицистических и художественных произведениях 80-х годов. В «Исповеди» он называет людей своего круга «паразитами жизни» и призывает искать смысл жизни у тех «людей, которые делают и на себе несут свою и нашу жизнь». Писатель посещает тюрьмы, суды, ночлежки, фабрики. В трактате «Так что же нам делать?» он приходит к выводу, что десятки тысяч тружеников Москвы живут в «голоде, холоде и унижении», тогда как незначительная часть москвичей объедается осетриной и покрывает лошадей коврами, называя это преступлением, и предрекает, что нам грозит «рабочая революция с ужасами разрушений и убийств». Думаю, и нынешним властям неплохо бы прислушаться к предостережениям Толстого.
Писатель «отрёкся от жизни» своего круга в 80-е гг., и новые взгляды его определяет точка зрения крестьянина. Проблема земельной собственности поставлена во многих произведениях позднего Толстого. В рассказе «Много ли человеку земли нужно?» Пахом, позарившись на даровые башкирские земли, обежал до захода солнца огромный участок земли, который по договору с местным старшиной (оказавшимся чёртом) должен был достаться ему, и рухнул замертво. Так что досталось ему лишь три аршина для могилы. Жадность, внушённая дьяволом, погубила Пахома.
В рассказе «Зерно с куриное яйцо» мужики нашли огромной величины зерно, и дряхлый дед сказал, что раньше все зёрна были такими. Это было тогда, когда земля была вольной, и на ней трудились сообща. А потом мужики стали жить плохо потому, что «у земледельческого народа отнята земля», как писал Толстой в статье «Великий грех». В статье «О голоде» писатель прямо указывает: «Народ голоден оттого, что мы слишком сыты». Вспомним слова третьего мужика из комедии «Плоды просвещения»: «Помилосердствуй, отец. Земля наша малая, не то, что скотину, ــкурицу, скажем, и ту выпустить некуда». Главное в пьесе - не высмеивание увлечения спиритизмом помещика Звездинцева, а взаимоотношения господ и мужиков. При помощи ловкой горничной Тани мужикам удалось склонить помещика к продаже им земли в рассрочку. Мысль автора ясна: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает.
В драме «Власть тьмы» также отражены конфликты эпохи установления буржуазных отношений в деревне: здесь и разорение крестьян, и уход в город «на чугунку», и расслоение деревни, и появление батрачества. Старик Аким послал сына работать на железную дорогу, а сам устроился в городе «золотарём», потому что земля не может прокормить семью бедного крестьянина. А разбогатевший после женитьбы на Анисье Никита уже не хочет работать и нанимает батрака - отставного солдата Митрича. Многое повидавший в жизни, Митрич растолковывает Акиму, как «облупляют народ» крестьянские банки, что вызывает негодование Акима: «Как же это так? Бог трудиться велел. А ты, значит, тае, положил в банку деньги, да и спи, а деньги тебя, значит, тае, поваля кормить будут. Скверность это, значит, не по закону это». Самим названием пьесы писатель характеризует крестьянскую жизнь, полную бесправия, темноты и невежества. И исследователи драмы под словами «власть тьмы» подразумевают забитость и предрассудки крестьянства, а также власть денег, которую несут в деревню капиталистические порядки. Всё это в пьесе есть. Но нельзя забывать, что Толстой не ставил целью создать произведение с резкой критикой существовавших порядков, а писал, по его словам, пьесу из «крестьянского быта», где осуждается прелюбодеяние. Словосочетание «власть тьмы» взято из Нового Завета: так Христос назвал поведших его на Голгофу иудеев и римских легионеров. Ведь Толстой в 80-е годы написал немало произведений на морально-этические темы, где критикует чувственную любовь: «Дьявол», «Отец Сергий», «Крейцерова соната». В них «тьмой» являются греховные соблазны, внушенные человеку дьяволом, спасение от которых писатель видит в следовании заповедям Бога. И здесь Никита попал под власть дьявольской «тьмы», нарушив четыре заповеди Христа: «не прелюбодействуй», «не пожелай жены ближнего своего», «не лжесвидетельствуй», «не убий». И покаяние Никиты перед всеми людьми в конце пьесы - это освобождение его из-под «власти тьмы», возвращение его к народной нравственности. Многое сделал для возрождения Никиты и его отец, честный Аким. Критики склонны видеть в Акиме непротивленца, а в батраке Митриче - бунтаря, обличителя. Но так ли это? Ведь Аким решительно противится всякому злу. Другое дело, что он не знает и не догадывается о некоторых тёмных делах: об отравлении Петра, об убийстве рождённого Акулиной от Никиты ребёнка. Невозможно представить себе, чтобы Аким, узнав о творившихся преступлениях, не предотвратил бы их. А Митрич, зная, что убивают только что родившегося ребёнка, спокойно лежит на печи. Ясно, что спившийся батрак занимает подчинённое положение в семье Никиты (кстати, пьянство - это тоже аспект «власти тьмы»); тем не менее, он не особенно переживает, поскольку очерствел, стал равнодушным к злодеяниям. Раньше он был добрым человеком, спас на войне ребёнка, но постепенно утратил и веру в людей, и любовь к ним. «Завернись с головой и спи», ــ отвечает он девочке Анютке, догадывающейся о том, что происходит. И это философия Митрича - закрывать глаза на творившиеся злодеяния; тьма его «засосала». Кто же после этого непротивленец - Митрич или Аким? Всё же Толстой доказывает, что и в тяжёлых условиях существования народ сохранил нравственную силу и стойкость: честность и правдивость побеждают зло «тьмы».
«Воскресение», последний роман русской литературы ХIХ в., стал совершенно новым произведением в нашей литературе и в творчестве Толстого. Главное действующее лицо здесь - Катюша Маслова, человек из народа. Князь Нехлюдов осознал себя виновным в том, что случилось с Катюшей. В нём проснулась совесть, он думает не только о Масловой, но и о народе, ужасаясь «тьме» русской деревни: «умирание детей, сверхсильная работа женщин, недостаток пищи для всех». Нехлюдов осознаёт, что народ трудится до седьмого пота, чтобы мы «покупали себе шляпы, трости, коляски». Он хочет отдать мужикам землю без всякого выкупа, но тёмный народ противится, боясь, нет ли здесь подвоха. В этом романе Толстой впервые изображает революционеров, причём с явной симпатией. Катюша на каторге восхищается революционерами Щетининой и Симонсоном, понимая, что они - «за народ, против господ».
Не случайно многие герои позднего Толстого порывают со своим окружением, сближаются с народом. Это и князь Нехлюдов в «Воскресении», и князь Касатский из повести «Отец Сергий», и Фёдор Протасов из драмы «Живой труп». Сам Толстой выступал как защитник народа, поборник социальной справедливости не только в своих художественных и публицистических произведениях. Он организовал помощь голодающим в годы неурожая, делил с мужиками тяготы крестьянского труда, трижды обращался к царям - Александру II, Александру III и Николаю II, ــ критикуя российские порядки. И причиной ухода Толстого из Ясной Поляны были не семейные разногласия и натянутые отношения с женой, а прежде всего желание писателя жить по тем принципам, которые он проповедовал в своих произведениях. Известные слова Константина Батюшкова «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь» особенно применимы к жизни и творчеству Толстого. Его жизнь - пример тому, каким должен быть настоящий писатель: не жаждать премий и наград, поощрений со стороны властей, а указывать власть предержащим на проблемы, которые необходимо решать, болеть за народ и защищать его интересы.
Александр Владимирович Макеев, канд. фил. наук, доцент