Год тому назад в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи телеканал «Культура» показал передачу из цикла «Библейский сюжет». Она была посвящена эпизоду из Евангелия от Марка, в котором говорится о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Но в центре сюжета оказалась не личность пророка, а то, что стало причиной его гибели: танец Саломеи.
Автор программы, журналист Дмитрий Менделеев, рассказал о том, как 20 декабря 1908 года в Большом зале Петербургской консерватории Ида Рубинштейн в роли Саломеи впервые исполнила «танец семи покрывал». Танец был частью спектакля по пьесе Оскара Уайльда «Саломея», который цензура запретила за полтора месяца до этого. «Но Ида Львовна - эта блудная дочь дома харьковских миллионеров - всё же сумела добиться своего, - с огоньком рассказывал автор. - И вот одно за другим, на глазах у наэлектризованного зала, она пластично скинула с себя все вуали и осталась под конец, как показалось самым впечатлительным, в одних лишь бусах. Стояла мёртвая тишина, зрители оцепенели от того, что, фактически, стали свидетелями того самого танца, из Евангельской трагедии. А потом на Иду обрушился шквал аплодисментов».
Выражение «блудная дочь» как будто взято из вступительной статьи к сборнику стихотворений иеромонаха Романа «Лазурь святая», где приведены его слова: «Все мы знаем из Евангелия о блудном сыне, но есть еще и блудная дочь - культура. Блудный сын голодал, хотел напитаться рожцами, которыми кормят свиней, но ему их не давали - и тогда он вернулся к Отцу. А блудная дочь, расточив наследство и начав голодать, научилась готовить рожцы сама и стала питать ими других. И пока она не вернется к Отцу - будет гибнуть сама и других вести к погибели».
Конечно, человеку культурному образ танцовщицы в Евангелии гораздо ближе, чем образ пророка. Не понимая сути пророческого служения, он наделяет это слово собственным смыслом и использует по-своему - например, называет пророками поэтов. А вот что такое танец, культурный человек знает хорошо: это вид искусства. Самый телесный из всех, независимо от того, где его исполняют - на дискотеке или в театре балета.
Нелепо называть Ирода страстным поклонником танца, но разве это не так? Он был готов положить к ногам танцовщицы даже до половины царства, но услышал от неё совсем другую просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя» - голову того, кого он, как сказано в Евангелии, любил. И выполнил эту просьбу - ради клятвы, данной в порыве чувств, порожденных искусством. Ведь искусство, как известно, требует жертв. А Искуситель - тем более.
И вот спустя две тысячи лет для людей культуры именно танец Саломеи остается тайной в этом евангельском эпизоде, и они хотят видеть его. Не случайно в этом году накануне Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Большом театре Беларуси должна была состояться премьера оперы Рихарда Штрауса «Саломея». А в театре Романа Виктюка уже много лет идет знаменитый спектакль «Саломея» по всё той же пьесе Оскара Уайльда, и в нем «танец семи покрывал» исполняет уже не «блудная дочь», а почти обнаженный мужчина. Ведь «художник» имеет право на собственное видение мiра - так почему у царя Ирода, как и у самого Оскара Уайльда, не могло быть тяги к однополой любви?
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, читая Евангелие, хорошо попытаться понять - как бы ты повел себя в той или иной евангельской ситуации, на чьей ты стороне, чьи слова и поступки тебе ближе. Любуясь танцем Саломеи, зрители как будто становятся гостями на пиру у Ирода.
Но образ святого Иоанна Предтечи по-прежнему остается для мiра чужим, потому что кому же хочется вместо звуков музыки слышать требовательное: «Покайтесь!».
Сайт Ветрово.ру
1. Re: Искусство требует жертв