.«Русский Язык... является универсальной основой
Русского государства и шире - русского мира»
(В.В. Путин)
Вспомним об истоках и корнях современной языковой картины мiра. Ниточка, протянутая от русского языка, приведет нас к святым Кириллу и Мефодию.Много знаю людей, у которых сердца болят о России. И они не молчат, говорят о патриотизме, образе России, о высокой идее - много программ разных, которые... почему-то не действуют - ситуация продолжает ухудшаться.
Как педагог церковнославянский язык я вижу одну из главных причин этого в пренебрежении русским языком, оторванности от своих корней. Корни русского языка ещё живы, потому что жив церковнославянский язык. Цся - это корневая основа русского языка. Для специалистов - это «азбучная истина». Мы привыкли это выражение применять, когда говорим о чём-то простом, незначительном, «дважды два - четыре», «дураку ясно»... А на самом деле историко-этимологический словарь говорит нам что, слово «азбука» несет такие удивительные значения, как основа основ, столп, краеугольный камень, становой хребет и т.п.
Вот на этом становом хребте и держится всё, что нам дорого - и культура, и Богослужение Церкви, и всё нравственное. Отвергли краеугольный камень, выдернули этот становой хребет из жизни народа, и... образовалась чёрная дыра, куда стремительно утекает наша культура, когда-то мощный пласт, ныне же истончившийся до предела, вот-вот рухнем в бездну. Убрали основу ткани Бытия народа и потому наблюдаем сейчас - падение нравов, вымирание народа, разрушение экономики, экологическую катастрофу...
Когда мы все осознáем, наконец, что живем в словесной среде обитания (слово «экология» говорит об этом), мы буквально дышим словесной средой наших предков?
Надо ясно понимать, что язык наш - Ангел хранитель. Часто слышу от православных, что вернуть церковнославянский язык в жизнь общества уже невозможно, но в свою-то жизнь, в свою семью - возможно прямо сейчас. Не для того, чтобы разговаривать на нём, не для этого он создавался святыми братьями, а чтобы, всматриваясь в образ буквы, слóва начинать мыслить святыми образами, очищаться ими. «Дьяволъ потому не любитъ церковнославянский язык, что въ немъ лжа и прелесть никáкоже места иметь не можетъ...».
Церковнославянский язык более воздействует на чувства, чем на холодный прагматичный ум. И это происходит помимо нашего желания, потому что этот священный Язык сохраняет символы и формы, заложенные в него при его создании, обеспечивая связь времён и связь славянских народов.
Религия = связь (человека с Богом), а связь эта осуществляется с помощью Языка, дарованного нам Богом.
Нация формируется языком - это же аксиома. Так что же мы, вторично получив свободы в 90-ые годы, отказались от русского правописания.
То, что сейчас практикуется, это и языком-то назвать нельзя, всего лишь наречие... А у наречий, как мы знаем, век недолог, и этим мы хотим зажечь сердца молодёжи любовью к Родине?
Мы существуем, как народ и нация, пока у нас есть церковнославянский язык и мы питаемся от его корней.
Говорить, писать и мыслить на Святом Языке большевики запретили нам под дулами пистолетов, издав известный Указ. Они выдумали свой совдеповскую суррогатную письменнось. А.Л. Дворкин утверждает: «Кто контролирует язык человека, тот контролирует его сознание». Добавлю «Владеющий яыкомъ, владеетъ міромъ».
Но, всё это не одномоментно произошло, готовилась эта реформа веками, адская кузница работала непрестанно; попытки уничтожить, обрезать и «упростить» язык, предпринимались неоднократно.
Эти попытки были, можно сказать, проверкой верности народа своему Языку. Слабел Язык, подавленный красным террором, слабел народ. Молчание народа - было для врагов России знаком к дальнейшим нападкам на Язык.
Русское общество обычно очень резко реагировало на любые перемены, связанные с языкомъ, и подобные реформы могли реализоваться лишь в «эпохи перемен», когда общественное сопротивление является минимальным. Поэтому, к практической реализации реформы большевики приступили только после Февральской революции, весной 1917 года - но уже очень жёстко, с использованием репрессивных методов. Хотя до этого ли им было? И с тех пор, отрицательное отношение к новой орфографии начинает отождествляться большевиками с отношением к революции: «не признаёшь совдеповский язык - враг революции!.
Вспомним недалёкое прошлое: приходит к власти хунта на Украине. Что она делает? Она проводит какие-то особые политические или экономические реформы? Нет. Они в первую очередь убирают русский язык, потому что Oнъ является условием единства славянских народов. Любой революции предшествовали подобные кощунства: все завоеватели начинали порабощение народов с языка, уничтожали книги, а потом бери их голыми руками и делай, что хочешь.
Сейчас пресса соловьями заливается, что футбол пробудил патриотические чувства, объединил нацию. Удивляюсь дремучему невежеству тех, кто выпускает это на экран, лишь бы люди не задумывались о том, чтó действительно может объединить славянский мир.
Вот, в прошлом году состоялся юбилейный Всеславянский съезд на теплоходе «Княжна Анастасия». Президент Международной славянской Академии сетовал на разрозненность славянского мира: «Славяне есть, а славянства - нет. Нужно не просто поговорить, а осуществить славянское единство».
На сегодня существует 13 славянских государств, 300 миллионов человек |
Делегаты от Донбасса назвали на этом съезде свою Родину - оплотом славянства, и это справедливо, потому что они-то проливают свою кровь за русский Языкъ!
Пока мы говорим и молимся на одном языке - мы вместе, мы - непобедимы.
Разве не ясно теперь, какую сакральную роль играет Язык в жизни народа, в сохранении его духовной составляющей, где каждая буква славянской азбуки имеет смысл и имя! Это-то и пугает врагов России, им не нужен «осмысленный» народ. Следом они убирают старые имена и названия, меняют календарь.
Сейчас нам главное понять, что если мы не освоим «Азбучные истины», не преодолеем основную ступень, не заложим краеугольный камень - Языкъ, в основание русской цивилизации, то следующие ступени будут рушиться при малейшем «ветре перемен» - и культура, и патриотизм, и традиции, и фольклор, и искусство, и ремёсла - всё, с помощью чего стараются возродить Русь.
Предложения
по восстановлению столпа иерархии в русском языке.
«И один в поле воин, коль по-русски скроен»
Практически ввести церковнославянский язык в образование, на разных уровнях, сегодня возможно, начиная с садиков. Годовые программы на Епархиальных курсах «Повышения квалификации» для педагогов (и всех желающих) - отработаны.
Желающие познакомиться с церковнославянским языком приходят на курсы очень разные - взрослые и дети, педагоги, семейные группы. И подход к занятиям - тоже должен быть разным. Мы там не зубрим грамматику, а начинаем знакомиться с языкомъ с текста, параллельно - с этимологией имен букв, а «дама грамматика» - она рядом, когда важно понять смысл читаемого.
Современным школьникам много информации приходится выслушивать в школе - всё это на уровне мозгов, а церковнославянский язык позволяет говорить с ребёнком на уровне сердца. И на каждом уроке - открытия.
Чтобы свершилось преображение человека, чтобы открылись очи и уши сердечные - для восприятия Божественной истины, надо говорить с ним живым языком, который призван «Глаголом жечь сердца людей».
Всем нам надо учиться говорить с детьми таким Глаголом, острым, как алмаз, словом, которое прямо в сердце выстреливает, укореняется там, растёт и приносит добрые плоды.
По личному опыту, самые лучшие ученики те, которые вначале сами начали изучать церковнославянский язык, потом решили углубить свои знания и пришли на Епархиальные курсы или в Воскресную школу.
Некоторые светские школы, которые проводят Дни славянской письменности, иногда приглашают провести беседу для педагогов о церковнославянском языке или подготовить их для участия в Кирилло-Мефодиевской Олимпиаде, которые организует Ирина Александровна Трушина при Президентской Академии.
Необходимо ввести в светских школах обязательные мероприятия и праздники под названием «День славянской письменности», куда должна быть включена школьная Олимпиада для старшеклассников. Для этого должен быть постоянно-действующий Центр подготовки филологов и всех желающих педагогов по истории русского языка и письменности. Также организовать курсы славянской каллиграфии при Школе каллиграфии Петра Петровича Чобитько, оплачиваемые Министерством образования.
Ревнители церковнославянского языка - последователи Нины Павловны Саблиной, трудятся в этом направлении на общественных началах, без всякой поддержки со стороны образования. А желающих присоединиться к этому течению - много.
Ученики курсов, которые впервые слышат русскую речь, видят красивый образ буквы, они уже становятся носителями этого Языка и любителями. Но, моя высшая цель, чтобы они стали ещё и передатчиками слова и ревнителями церковнославянского языка, чтобы учащиеся научились смотреть в корень слова, вникать в его смысл, для этого на помощь приходит наука «этимология» и, конечно, понимать смысл Богослужения.
Дальше церковнославянский язык уже сам ведёт человека к Богу и воцерковляет. Невоцерковлённому человеку сложнее понять и полюбить церковнославянский язык.
Сейчас мы должны, в первую очередь, спасти нашъ Языкъ,
и Онъ спасётъ насъ!
Русская классическая
школа
Русская классическая школа начала свое шествие от Екатеринбурга, крепко прижилась в Крыму и, наконец, дошла до Петербурга. Меня заинтересовало в их программе то, что в ней много времени уделяется преподаванию церковнославянского языка, выпущены замечательные «Азбуковники» и «Письменники».
Церковнославянский язык и славянская письменность тонким пером введена в основной план занятий, а дополнительно преподаётся ещё и каллиграфия. Районные филиалы Русской классической школы прикреплены к светским школам, где дети успешно проходят аттестацию.
У родителей должен быть выбор, где и чему учить своих детей.
Образование царских детей
«Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали»
А.С. Пушкин
Следует упомянуть еще об одной важной составляющей филологического блока образования царских детей. Цесаревич и великие князья должны были правильно, без акцента, говорить по-русски.Наряду с изучением иностранных языков не меньшее значение уделялось изучению русского языка. К сожалению, галантный «западник» Александр II полностью вернул французский язык ко Двору, и русский язык при Дворе вновь стал редкостью.
И, как это ни странно, главной носительницей «русскости» при Дворе Александра II стала дармштадтская принцесса - Императрица Мария Александровна.
Ещё в 1850-х гг. вокруг Императрицы Марии Александровны сложился славянофильский кружок. В ее салон были вхожи достойные представители русской мысли и слова: князь П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев и граф А. К. Толстой. Толстой именно Императрице Марии Александровне посвятил следующие строки:
Напомнив дни, когда Царица,
долу
Склонясь задумчивой главой,
Внимала русскому глаголу
Своею русскою душой...
Примечательно, что воспитатели постоянно отмечали уровень «правильности» русского языка у царских детей, даже когда они были совсем маленькими.
Так, в 1847 г. один из воспитателей писал Александру II, что его четырехлетний сын Николай «удивительно как хорошо выражается по-русски, и притом чрезвычайно логически». Учителей (проф. Погодина и Грота) приятно удивляло то, что Императрица говорила с детьми, и дети ей отвечали по-русски «ясно, чисто, правильно».
Когда в декабре 1855 г. у старших сыновей Царя состоялись «годовые экзамены», то один день из них посвящался русскому и славянскому языкам.
10-летний Великий князь Александр (будущий Александр III) на экзамене читал «Бородино». На филологическую подготовку молодых великих князей обращали внимание и во время досуга. С 1856 г. к мальчикам в Зимний дворец начали приводить для игр ровесников, и гостям строго предписывалось разговаривать между собой только на русском языке.
Со временем результаты сказались.
Биографы отмечали, что Цесаревич Николай Александрович «овладел законами
русской речи и с течением времени выработал себе ясный, правильный и изящный
письменный слог».
Любовь Николаевна Маркова, педагог церковнославянского языка