Как мы сообщали, в РГПУ им. А.И.Герцена прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор», организованный Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедрой истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена. Круглый стол приурочен к 1030-летию Крещения Руси (28 июля). Форум проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Публикуем вступительное слово, прозвучавшее на мероприятии.
***
Дорогие коллеги, я хочу вас всех поприветствовать перед началом круглого стола «Крещение Руси как цивилизационный вектор». Сейчас в РГПУ имени А.И. Герцена проходит серия научных мероприятий, посвященных достаточно широкой повестке, связанной с анализом религиозного фактора развития российской цивилизации, проблем научного изучения религии.
Сегодняшнее наше мероприятие является частью этой программы. Также я думаю ни для кого не секрет, что с 1 сентября в Герценовском университете открывается кафедра истории религии и теологии, и вышеупомянутая серия мероприятий тоже связана с научной частью соответствующей исследовательской программы. Данные мероприятия помимо Герценовского университета организованы Петровской академией наук и искусств и АНО «Центр религиозных исследований», руководитель которой протоиерей Алесксандр Пелин здесь присутствует.
Я передаю приветствие от президента ПАНИ, декана факультета истории и социальных наук РГПК им. А.И. Герцена Алексея Васильевича Воронцова, который отсутствует в связи с отпуском и благодарит здесь присутствующих коллег за найденную возможность в столь напряженное для вузовских работников время посетить наш Круглый стол, предваряющий собой одноименную научную Конференцию.
Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить самый широкий спектр исторических, теологических, методологических вопросов, связанных с Крещением Руси, которое мы рассматриваем как фактор цивилизационный, то есть как доминанту формирования российской цивилизации.
Большой вопрос, уважаемые коллеги, заключается в путях определения современной российской идентичности. В какой стадии становления она находится? Наверно, обобщая дискуссии, которые ведутся по этому вопросу, мы можем сказать, что в XXI веке российская идентичность является реальностью именно цивилизационного характера.
Она, разумеется, не сводится, ни к территориальной идентичности, ни языковой, ни к религиозной, но все эти факторы в совокупности оказали и продолжают оказывать очень существенное влияние на развитие цивилизационных и культурных процессов.
Безусловно, анализ Крещения Руси обращает нас к исследованию источников, которые описывают, каким именно образом происходило столь значимое цивилизационное событие. Оно в настоящее время является темой и для идеологизации, и мифологизации, а также "окружается" спекулятивными, ненаучными аргументами в идеологической борьбе.
Ну и еще один небольшой, но важный нюанс: уже можно сказать, что мы разрешили вопрос, связанный со спекулятивным тезисом о том, что Русь де была крещена, но не была обучена жить по-христиански.
Если мы внимательно изучим летописные свидетельства, то встретим, как мне кажется, очень показательный сюжет, который можно рассматривать в качесте своего рода герменевтического ключа. Вскоре после того, как князь Владимир становится христианином и принимает имя Василий, он перестает казнить преступников и на вопрос, почему он это делает, отвечает, что боится греха. Можно ли сказать, что это ответ человека, который не научен христианству? По-моему, перед нами здесь открывается пространство для углубленного и широкого изучения целого ряда феноменов, связанных именно с погружением Руси в христианство, полноценным его принятием.
Также хочу обратить ваше внимание на отчасти культурологическую, а отчасти цивилизационную контрадикцию, имеющую отношение к самой настоящей современности. Буквально вчера-позавчера Петербург посетил протестантский епископ из Швеции, одной из целей визита которого была организация перевода на русский язык небольшой брошюры, представляющей собой сборник ответов епископа на ответы детей. Уже нашли было переводчика, но когда последний ознакомился с текстом, то он категорически отказался его переводить, потому что там была прямая пропаганда гомосексуализма. Это - тоже цивилизационный выбор.
Поэтому, анализируя современность, мы должны видеть глубокие корни, скрывающиеся за явлениями современности.
Дорогие коллеги, хочу пожелать всем плодотворной дискуссии!
Александр Михайлович Прилуцкий, заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, профессор, эксперт ПАНИ