Крещение Руси как цивилизационный вектор

Вступительное слово на Круглом столе, приуроченном к 1030-летию Крещения Руси

0
893
Время на чтение 3 минуты

Как мы сообщали, в РГПУ им. А.И.Герцена прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор», организованный Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедрой истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена. Круглый стол приурочен к 1030-летию Крещения Руси (28 июля). Форум проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Публикуем вступительное слово, прозвучавшее на мероприятии.

***

Дорогие коллеги, я хочу вас всех поприветствовать перед началом круглого стола «Крещение Руси как цивилизационный вектор». Сейчас в РГПУ имени А.И. Герцена проходит серия научных мероприятий, посвященных достаточно широкой повестке, связанной с анализом религиозного фактора развития российской цивилизации, проблем научного изучения религии.

Сегодняшнее наше мероприятие является частью этой программы. Также я думаю ни для кого не секрет, что с 1 сентября в Герценовском университете открывается кафедра истории религии и теологии, и вышеупомянутая серия мероприятий тоже связана с научной частью соответствующей исследовательской программы. Данные мероприятия помимо Герценовского университета организованы Петровской академией наук и искусств и АНО «Центр религиозных исследований», руководитель которой протоиерей Алесксандр Пелин здесь присутствует.

Я передаю приветствие от президента ПАНИ, декана факультета истории и социальных наук РГПК им. А.И. Герцена Алексея Васильевича Воронцова, который отсутствует в связи с отпуском и благодарит здесь присутствующих коллег за найденную возможность в столь напряженное для вузовских работников время посетить наш Круглый стол, предваряющий собой одноименную научную Конференцию.

Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить самый широкий спектр исторических, теологических, методологических вопросов, связанных с Крещением Руси, которое мы рассматриваем как фактор цивилизационный, то есть как доминанту формирования российской цивилизации.

Большой вопрос, уважаемые коллеги, заключается в путях определения современной российской идентичности. В какой стадии становления она находится? Наверно, обобщая дискуссии, которые ведутся по этому вопросу, мы можем сказать, что в XXI веке российская идентичность является реальностью именно цивилизационного характера.

Она, разумеется, не сводится, ни к территориальной идентичности, ни языковой, ни к религиозной, но все эти факторы в совокупности оказали и продолжают оказывать очень существенное влияние на развитие цивилизационных и культурных процессов.

Безусловно, анализ Крещения Руси обращает нас к исследованию источников, которые описывают, каким именно образом происходило столь значимое цивилизационное событие. Оно в настоящее время является темой и для идеологизации, и мифологизации, а также "окружается" спекулятивными, ненаучными аргументами в идеологической борьбе.

Ну и еще один небольшой, но важный нюанс: уже можно сказать, что мы разрешили вопрос, связанный со спекулятивным тезисом о том, что Русь де была крещена, но не была обучена жить по-христиански.

Если мы внимательно изучим летописные свидетельства, то встретим, как мне кажется, очень показательный сюжет, который можно рассматривать в качесте своего рода герменевтического ключа. Вскоре после того, как князь Владимир становится христианином и принимает имя Василий, он перестает казнить преступников и на вопрос, почему он это делает, отвечает, что боится греха. Можно ли сказать, что это ответ человека, который не научен христианству? По-моему, перед нами здесь открывается пространство для углубленного и широкого изучения целого ряда феноменов, связанных именно с погружением Руси в христианство, полноценным его принятием.

Также хочу обратить ваше внимание на отчасти культурологическую, а отчасти цивилизационную контрадикцию, имеющую отношение к самой настоящей современности. Буквально вчера-позавчера Петербург посетил протестантский епископ из Швеции, одной из целей визита которого была организация перевода на русский язык небольшой брошюры, представляющей собой сборник ответов епископа на ответы детей. Уже нашли было переводчика, но когда последний ознакомился с текстом, то он категорически отказался его переводить, потому что там была прямая пропаганда гомосексуализма. Это - тоже цивилизационный выбор.

Поэтому, анализируя современность, мы должны видеть глубокие корни, скрывающиеся за явлениями современности.

Дорогие коллеги, хочу пожелать всем плодотворной дискуссии!

 Александр Михайлович Прилуцкий, заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, профессор, эксперт ПАНИ

Петровская академия наук и искусств 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Михайлович Прилуцкий
Направления совершенствования экспертизы экстремистских материалов
Необходима серьезная общественная дискуссия, в результате которой будут обсуждены различные подходы к пониманию сущности экстремизма
16.08.2023
Экстремистское поведение как «акт коммуникации»
Теолого-психологический анализ
08.08.2021
«Пришло осознание того, что без Предания нет Церкви...»
Ученый-философ о своем переходе из протестантизма в Православие
23.05.2016
Все статьи Александр Михайлович Прилуцкий
Последние комментарии
Инопланетян придумали те, кто «убил» Бога
Новый комментарий от ОСт
19.12.2024 18:15
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Апографъ
19.12.2024 17:44
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
19.12.2024 17:35
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
19.12.2024 17:30
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
19.12.2024 17:30
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.12.2024 16:40
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 14:59