От редакции. 25-26 мая сего года Московский Государственный педагогический Университет проводил международный научный семинар «Сербско-русское содружество: 20-40-е годы ХХ века и современность». Семинар входил в программу Дней Славянской Письменности и Культуры в МГПУ. Проводился семинар в рамках работы над научно-исследовательским проектом «Русская философия эмиграции в Королевстве Югославия и её взаимодействие с философскими идеями русской эмиграции Китая и Японии в 20-40-х годах ХХ в.». Руководителем проекта является доктор философских наук профессор кафедры философии Светлана Игоревна Скороходова.
Надеемся вскоре опубликовать материалы с этого семинара на РНЛ.
Пользуясь случаем, от лица сербской делегации выражаем сердечную благодарность за тёплый приём, оказанный Светланой Игоревной, надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества.
***
В житии и делах, связанных с его именем: как при жизни, так и после его кончины, как будто все пронизано нитями Промысла Господнего. От молитв его родителей и их последующего благочестивого супружества, через духовное возрастание во время земной жизни - до развития его святительского культа во Вселенском Православии.
Его культ и влияние не было малозначительным среди греков, болгар, румын, на Святой Земле и на Святой Горе... но, мне кажется, - нигде его миссия не оставила такого глубокого следа, как в братской России. И об этом мы сейчас поговорим подробнее.
Мы постараемся в хронологическом порядке перечислить самые важные звенья этого жемчужного ожерелья, которое связывает Святого Савву и наших русских братьев...
* * *
Прибытие русских монахов ко двору Немани - лишь одна из жемчужин драгоценного ожерелья промыслительных связей сербов и русских. (Тут сербские почитатели прислужника иезуитов Ернея Копитара должны понимать: для чего Риму и Вене была необходима именно такая реформа сербского языка... Разве могли бы вдохновить сербского принца речи русских монахов, если бы слова эти не говорились бы на близкородственном языке). Так что за отъезд на Святую Гору сербского принца и равноапостольного святителя нужно благодарить русских монахов. Среди них, в древнем Руссике, наш святитель и принял монашеский лик.
Если внимательно изучать язык Кормчей Святителя Саввы, можно отметить, что в этом исключительно значительном, вселенской значимости Типиконе, «Законоправиле Святителя Саввы», как его иногда называют, имеется определённое количество русизмов, которые свидетельствуют о том, что в работе над этим сборником трудились в том числе и русские сотрудники.
О том, что Святитель Савва хорошо знал и русскую историю, и почитал великое дело равноапостольного Владимира и его благочестивых наследников, свидетельствует его поручение создать для монастыря Милешево фрески. Изображающие сыновей св.вел.кн.Владимира - свв.блгв.князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было своеобразным посланием его племянникам: Владиславу, Радославу и Урошу о том, что важнее всего братское единство. А святые Борис и Глеб готовы были жизни свои отдать, но не участвовать в братоубийстве. (И потому так тяжело было нашему святителю - после примирения своих родных братьев на могиле отца - о склоке своих племянников, тоже родных братьев).
В глубоко промыслительных сербско-русских связях впечатляет история чудотворной иконы Матери Божией Печьской. Икона эта написана была основателем иконописания в Христианстве - святым Евангелистом Лукой ещё во время земного жития пресвятой Богородицы. А в V-м веке этот образ прибыл в Византию, обошёл Русь, пред ней крестился Владимир-Креститель, и Святитель Савва получил её в дар от Патриарха Никеи во время получения грамоты о предоставлении поместной Церкви в Сербии статуса Архиепископии. Нынешнее имя эта икона получила после сооружения монастыря Печь Патриаршия, где она обретается и ныне.
Таким образом, не просто великое событие, но ЗНАЧИТЕЛЬНЕЙШЕЕ событие в истории как русских, так и сербов, состоялось под омофором Пресвятой Богородицы и Её чудотворной Печьской иконы. (Ибо нет в истории России события, более значительного чем Крещение; и нет в истории Сербии более значительного события, нежели миссия Святителя Саввы).
По Доментиану, ещё во время земного жития свт. Саввы в России были написаны фрески с его ликом, но нет сохранившихся подтверждений этого. Но существует множество сохранённых подтверждений присутствия русской редакции Саввиной Кормчей на Руси ещё в XIII веке.
Киевский митрополит Кирилл обратился к полунезависимому Видинскому деспоту (князю) Иакову Святославу с просьбой прислать ему на Русь «Кормчую» Святителя Саввы. И в 1262 г. деспот Иаков Святослав выслал на Русь список «Кормчей», сопроводив его посланием к митрополиту. Впоследствии «Кормчая» многократно переписывалась.
К той рукописи, которая была обретена при митрополите Кирилле, ближе всего т.н. «Рязанская», текст которой был переписан в 1284 г. и положен на хранение в кафедральном соборе «на уведение разуму и на послушание верным и послушающим». Этот список сохранился.
Толкования церковных правил, которые отредактировал Святитель Савва, были соединены с древними - Х и XI века - переводами этих правил. Эта русская редакция «Законоправила Святителя Саввы» веками представляла правовую основу церковного, - и, в значительной степени, державного - устройства в России.
Давая оценку «Кормчей книги» св. Саввы, крупнейший русский богослов-канонист ХХ века доктор церковного права С.В. Троицкий писал: «Когда св. Савва, архиепископ Сербский, в начале XIII века редактировал свой церковно-гражданский законник для Сербской Церкви и государства, он производил строгий выбор между византийскими источниками канонов и законов о Церкви. Как строго православный и хороший канонист, он отбросил все источники теории цезарепапизма, так как эта теория не отвечала ни догматическому, ни каноническому учению о епископате как единственном носителе церковной власти...»
Уже в XV веке Святитель Савва весьма известен в русских церковных кругах. «Повесть о Сербской и Болгарской Патриархии» сыграли важную роль в обретении Москвой автокефалии.
Старейшее упоминание Святителя Саввы в русских богослужебных книгах обнаруживаем в рукописном Евангелии прп. Кирилла Белозерского (рубеж XIV-XV вв.). Интересно, что Василий III долго оставался бездетным, и только после паломничества в монастырь и молитвы св. Кирилла Белозерского, рождается первый Русский Царь - Иоанн Васильевич Грозный. Или, как сказали бы сербы - Иван Сильный.
Позже Василий богато одарил монастырь. А Иван Грозный во время своего владычества возвысил культ сербского равноапостольного святителя до высот, на которые ранее не удостаивался ни один из святителей.
Известно, что в 1517 году святогорский старец Исайя пожертвовал Василию III, отцу Ивана Грозного, Феодосиево «Житие Святого Саввы». Возможно, впечатление от знакомства с текстом жития и повлияло на то, что Василий III бескорыстно помогал сербским монастырям.
Отмечается, что он помог Ангелине Србкине и монастырю Крушедол, а также монастырю Сисоевац рядом с Парачином. По словам русского историка Е. Сизова, именно «Феодосиево «Житие Святого Саввы» повлияло на Ивана Грозного и, следовательно, на появление фресок в Архангельском храме Московского Кремля. Оттуда и появление лика сербского святителя в его «Лицевом своде», о чём мы скажем ниже.
В ХV веке усиление культа Св.Саввы на Руси является заслугой великого русского святителя - серба по происхождению, - который после падения Константинополия и Смедерева ушёл с Афона и прибыл на Русь. Речь идёт о св.прп. Савве Крыпецком. Этот чудотворец основал в окрестностях Пскова великую монашескую обитель - Крыпецкий монастырь. Небесным покровителем Св.Саввы Крыпецкого был Св.Савва Сербский и в том монастыре Крыпецкий чудотворец соорудил параклис, посвящённый Св. Савве Сербскому.
Одной из величайших святынь этого монастыря была крупная чудотворная икона сербского святителя, однако, она исчезла в водовороте большевицкой напасти. Когда монастырь был разрушен.
Святой Савва Крыпецкий упокоился в 1495 году, а спустя почти 60 лет (в 1554 году) чудесным образом были обретены его нетленные мощи. Прославление прп.Саввы Крыпецкого связано с благочестивым первым периодом правления царя Иоанна Васильевича и служения митрополита Макария.
Неисчислимы чудеса, которые происходили на могиле этого святого, эта обитель впоследствии дала ещё множество святых, из которых последним прославлен был прп. Корнилий (1999г.). Как уже мы указывали выше, богоборцы разорили монастырь, монахи пытались было что-то восстановить (одна из попыток была в 1943-44 гг.), однако, первые реставрационные работы начались только в 1960-х годах. Но по настоящему возрождение стало возможным только лишь после отказа от богоборческой идеологии. И сейчас эта дивная обитель вновь засияла былой красотой.
Множество связей связывают первого Русского Царя с сербским родом - в его жилах текла и сербская кровь: как по материнской, так и по отцовской линии. Есть и апокрифическая легенда о том, что для коронации Иоанна Васильевича была тайно из монастыря Дечаны доставлена корона Царя Душана, а потом тайно возвращена обратно.
Ну, как бы там ни было, духовное родство первого Русского Царя с сербским равноапостольным святителем - это то, о чём никто не спорит. В Архангельском храме Московского Кремля фреска, изображающая Святителя Савву, занимает видное место среди прочих фресок, написанных по повелению Ивана Грозного.
Наряду со святыми из общего календаря и своими предками, изображения которых украшают 4 колонны, изображены и четыре «иностранца». Которые символизируют своеобразное «подтверждение права на царство». Это Михаил VIII Палеолог, который освободил Константинополь в 1261 году од папских еретиков; святой Симеон Мироточивый; Святитель Савва Сербский и св.вмч. Косовский Лазарь.
Этим Иоанн IV демонстрировал, что имеет происхождение и от последних Ромейских Царей, Палеологов, и от Неманичей. На упомянутой фреске (на нижней части столба) Святитель Савва и Св. Симеон Мироточивый подписаны как „сербские чудотворцы".
На том же столбе с другой стороны, написано изображение и св. кн.Лазаря, чей культ в России так же был силён и подвиг показывал Иоанну Васильевичу пример того, что в Православной державе и Государи должны быть готовы за святую веру Православную мученически жертвовать своей жизнью - так же, как и их подданные.
И это не всё. Св.Савва - единственный, кто дважды изображён в том храме: его фреска находится в том числе и в алтарной части Архангельского собора. Как-никак Анна Якшич Глинская, бабушка Иоанна, играла значительную роль в воспитании первого Русского Царя. По некоторым летописным свидетельствам Иван Грозный был убеждён в том, что именно молитвы святителя Саввы уберегли его от гибели во время бунта 1547 года.
Другое грандиозное свидетельство установления Иваном Грозным культа сербского святителя видим в распространённости его житийных икон - вначале в «Хронографе». А потом - в знаменитом «Лицевом своде» (отпечатанном в 60-70 гг. ХVI века).
В четвёртом томе «Лицевого свода», который посвящён Сербии Неманичей, из 160 миниатюр - более сотни посвящены святителю Савве. «Лицевой свод» представляет собою единственную в мире непрерывную летопись - метаисторическое осмысление: от Сотворения и до периода царствования Иоанна Грозного. Десять томов и более 20 тысяч страниц с более чем 17 тысячами миниатюр. Это - крупнейший в мире книжный памятник. В Сербии пару лет назад вышла книга «Святой Савва в русской царской летописи». В книге говорится, что никто столь подробно не представлен в этой «Царь-книге», как сербский равноапостольный Святитель Савва! Более того. Житийные иллюстрации в «Лицевом своде» превосходят по объёму всё то, что существует на эту тему в сербской средневековой живописи!!
Благодаря современной технологии, сейчас можно изучать при помощи интерннета этот грандиозный памятник русской культуры эпохи царствования Ивана Грозного.
Было бы несправедливым не отметить и великую помощь, которую оказывал Иван Грозный многим сербским монастырям, до тех пор, пока один безрассудный монах не отправился за помощью к Курбскому - кровному неприятелю Иоанна Васильевича.
Так сербские монахи Хиландара в 1556 г. получают в дар от Иоанна завесу на Царские Врата, которую вышивала собственноручно его супруга Анастатсия. На завесе помимо русских святых вышиты и сербски святые: Савва и Симеон. Эта завеса и по сей день хранится в Хиландаре. Также Иван Грозный подарил монастырю Милешево покров на киот Св.Саввы и чашу, которая хранится в музее СПЦ в Белграде.
В Русской энциклопедии искусства, где представлено и церковное искусство, находим данные, что только в храмах Москвы находится 13 древних икон Св. Саввы Сербского из рассматриваемого нами исторического периода.
Древние представления о Св.Савве в России находим в нескольких крупных российских музеях (Псковском, Новгородском, Третьяковской галерее в Москве и т.д.).
Так, на известной иконе XVII века, хранящейся в Псковском музее, находятся 4 святителя, которые стоя возносят молитвы пред иконой Богородицы со Христом. Это: Св.Ефросиний Псковский, Св.Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, Св.Савва Архиепископ Сербский и Св.Савва Крыпецкий.
В XVII веке культ Св.Саве в России стал неотделимой частью русской культуры и церковной жизни. Российская исследовательница Лидия Константиновна Гаврюшина утверждает, что до появления первого печатного издания Феодосиевого «Жития Св.Саввы» сохранено 88 рукописных списков этого жития. Этот текст веками представлял собою образец агиографичекого канона. «Кормчия» Св.Саввы впервые отпечатана на «Печатном Дворе» в 1652 году. Позже неоднократно переиздавалась, и это издание Кормчей стало известно в Сербии. Можно сказать, что «Карейский типикон» Св.Саввы повлиял на «Скитский типикон», который был распространён в России в XV-XVIII вв.
В XVIII веке ещё один великий серб, вошедший в русскую историю, соратник Петра Великого, герцеговинец, рождённый на околице городка Гацко, граф Савва Владиславич Рагузинский в далёком Забайкалье утверждает культ своего небесного покровителя - Святителя Саввы Сербского. Не будем перечислять грандиозные заслуги этого крупного государственного деятеля, упомянем лишь то, что в далёкой Бурятии - будучи главой русского посольства - основал целый город и назвал его Троице-Савском, в котором подписал известный державный договор с Китаем, которым утверждались границы между Россией и Китаем. Границы эти (если не брать в расчёт появившуюся Монгольскую Республику) до сих пор в силе. Город назван был Троице-Савском в честь Живоначальной троицы и Святителя Саввы Сербского. Позднее город стал весьма значительным центром, неформально наречённым «Восточной Венецией», а Савва Владиславич воздвиг собор с двумя приделами - Св.Троице и Св.Савве Сербскому.
В эпоху большевицкого безвременья город был переименован в Кяхту, собор разрушен. Однако, настоятель возрождающегося храма, о.Олег (дважды посещавший Сербию) выдвинул инициативу возвращения городу исторического названия.
В XIX веке в селе Игумново Серпуховског района Московской области, в 130 км от Москвы в 1810 году освящена церковь с двумя приделами, из которых один посвящён святым братьям Флору и Лавру из села Липляны с сербского Космета, а другой - Св.Савве Сербскому (Параклис Св.Савви воздвиг в 1807 г. купец Олимпиев). Служба в том храме вершилась непрерывно вплоть до 1937 года. Потом. Ясное дело, довелось пережить и клуб, и склад, пока храм не был возвращён Церкви. С 1996 года богослужения были возобновлены, но реставрация полностью была завершена в 2008 г.
Старое Сербское подворье с церковью Св.Саввы Сербского (построенной в 1849 г.), которое было в своё время подарено Хиландарскому подворью Иваном Грозным, было местом встреч великих славянофилов во время сбора помощи и отправки тысяч добровольцев в Сербию. Находилось в центре Москвы, на Солянке, но было закрыто во время большевицкого безумия. Новое подворье СПЦ в Москве открыто в 1948 г. по благословению Алексия I, также в центре Москвы.
В заключение этого краткого летописного смотра связей нашего равноапостольного святителя с братской Россией попробуем в нескольких пунктах отметить основные заслуги нашего святителя в установлении и укреплении того, что и сейчас - с полным правом - зовётся святой Русью.
1. Политический опыт и пример Св.Саввы долгое время приносил пользу русским национальным и политическим деятелям.
2. Влияние Константинополя на православной Руси было грандиозным. Между тем, в поздней фазе это Православное Царство было подвержено влиянию греческого этнофилетизма и воплощало в себе тенденции цезарепапизма. И миссия святителя Саввы по построению самобытной сербской Церкви и державы в этом смысле имела большое значение для Руси.
3. Таким образом, церковная и державная самостоятельность Сербии и после Флорентийской унии и сербское неучастие в этой встрече, так или иначе, имело отклик и в тогдашней России. Потому неудивительна реакция прадеда Ивана Грозного, который тотчас же сместил Исидора после того, как тот помянул Римского отступника на литургии...
4. Отношение Св.Саввы к Риму (когда Ватикан никогда не назывался церковью, но лишь латинской ересью) могло лишь импонировать благочестивым русским властителям. Потому неудивителен такой импозантный богословский ответ Ивана Грозного иезуиту Посевину. (Мы же говорили о великом почтании Иоанном Васильевичем сербского святителя).
5. Коронация монарха представляет ещё одно важное поучение из наследия Св.Саввы. Мудрый советует Иоанну прежде бракосочетания - венчаться на Царство. Коронация совершена в вышеупомянутом Архангельском храме, в котором один лишь Св.Савва представлен на двух фресках.
6. И по вопросу материального обеспечения монастырей. Пример Св.Саввы имел великое значение для Руси. И когда спорили величайшие русские святые - Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, ученик свт.Иосифа Данило указал на опыт Св.Саввы Сербского. Ибо Св.Савва понимал роль монастырей в формировании социокультурного пространства государства.
На конце, скажем, что и сегодня Св.Савва соединяет сербов и русских, мозаика крупнейшего православного храма на планете (сабора св. Саввы в Белграде) создаётся при посредстве как русских художников, так и при материальной поддержке российского государства.
Конечно, можно о многом сказать, но здесь мы остановимся. Религиозные, культурные и духовные связи сербов и русских охарактеризовал кратко, но точно русский историк Николай Иванович Петров в его работе «Исторический взгляд и связи отношений между сербами и русскими», Киев, 1876, с. 28: «Во времена для них благословенные, сербы создали свою культуру, но, потеряв свою политическую самостоятельность и попав в турецкое рабство, они передали плоды своего образования России, которая позже, пользуясь этими плодами, в свою очередь, стала Защитником и Учительницей сербов». Таким образом, после укрепления учения о «Москве как Третьем Риме» значение средневековой Сербии как державного образца уже не было столь большим или необходимым в России. Однако, культ св. Саввы не ослабевал.
Этот обзор о роли св. Саввы в истории России (и роли Руси в его жизни и творчестве), в очередной раз подтверждает Промыслительность связей между нашими единородными и единоверными народами. Подтверждает и то, что, к сожалению, сегодня многие сербы не осознают: а это - не только национальное, но и вселенское значение нашего духовного родителя. Если бы многие сербы знали об этом, сегодня на повестке дня не было бы европейской интеграции Сербии - ибо это не что иное, как распад того, что веками объединяло величественное дело Святителя Саввы Сербского.
Воскликнем с любовью Святителю Савве!