Алексей Лосев: мыслить - всегда значит отвечать на вопрос «почему?»

К 30-й годовщине кончины православного мыслителя

Бывший СССР 
0
2744
Время на чтение 10 минут

 

 

...для ума человеческого теоретический   ин­терес заключается не в познании факта как такового, не в констатировании его суще­ствования, а в его объяснении, то есть в познании его причин, а от этого-то познания и отказывается современная наука...

... истинное построение науки возможно только в её тесном внутреннем союзе с теологией и фи­лософией как высшими членами одного умственного организма, который только в этой своей целости может получить силу и над жизнью.

В.С.  Соловьёв, Три силы. 1877 г.

 

      Ежегодно, 24 мая в статье «Этот день в Русской истории», на портале РНЛ, материал, посвящённый памяти Алексея Фёдоровича Лосева («философа и писателя»), начинается с сообщения об окончании им в 1915 году историко-филологического факультета Московского университета по двум отделениям - философии и классической филологии, и сближении со многими религиозными философами. Далее сразу же следует анализ драматических событий в жизни Лосева с 1930 года (т.е. когда он уже давно разменял, как говорится, четвёртый десяток).

      Между тем создание даже общего представления о сформулированной самим Лосевым цели: «восславить Бога в разуме, в живом уме», которой он оставался верен всю жизнь, невозможно без осознания тесной связи её с истоками его собственного духовного становления с самого раннего детства. К счастью, это уже нашло понимание в церковной среде родной ему столицы казачьего Дона - Новочеркасска, о чём свидетельствует, в частности, демонстрируемая ниже мемориальная доска.

 

 

     Сообщение Новочеркасского благочиния Ростовской-на-Дону епархии от 23 сентября 2016, поместившего на своём сайте её изображение, гласит: «Мемориальная доска изготовлена и установлена по инициативе настоятеля Михаило-Архангельского храма, благочинного Новочеркасского округа протоиерея Олега Добринского, многие годы посвятившего увековечиванию памяти учёного и его наследия в родном городе. Эта инициатива нашла поддержку мэра и руководства города.

    В 2013 году у стен храма, где был крещён и духовно возрастал Алексей Лосев под водительством своего деда, протоиерея Алексия Полякова, установлен памятник великому сыну Тихого Дона. В церковном музее открыта и постоянно действует экспозиция, посвящённая памяти и наследию учёного».

На днях завершающая часть этого сообщения подтверждена информационной колонкой сайта, поместившей афишу, дублируемую следующим текстом: «20 мая в 11.30 состоится открытие экспозиции и фотовыставки к 30-летию кончины великого православного мыслителя А.Ф. Лосева».

 

 

На открытии выставки

 Не пора ли и составителям статьи «Этот день в Русской истории» учесть опыт Ростовской-на-Дону епархии с тем, чтобы информация о Лосеве впредь излагалась в принципиально ином ракурсе?  Дело в том, что в нынешних непростых условиях само упоминание о нём в устах высоких государственных деятелей, подкрепляемое, естественно, цитированием, притом, с самыми благими намерениями, оборачивается, подчас, полуправдой.

    Весьма показательным, заслуживающим подробного анализа примером служит апеллирование к непререкаемому авторитету Лосева в послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в декабре 2017 года, т.е. накануне столетия революций в России:

 «... Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением. Об этом писал и выдающийся русский советский философ Алексей Фёдорович Лосев. "Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, - писал он, - мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное"».  

    Но ведь Лосев, увы, не числился не только «советским философом», но и «философом» вообще.  И вовсе не потому, что для него не нашлось места в «Философском словаре», вышедшем в свет даже накануне распада СССР: опальному учёному ещё в начале 30-х было категорически предписано впредь философией не заниматься, ограничившись античной мифологией и эстетикой. Так что чести стать в родной стране «доктором философии» он так и не удостоился, степень же доктора филологических наук была присвоена ему после многолетних проволочек лишь по достижении пятидесятилетия. Более того, приведённое определение звучит поистине кощунственно по отношению к памяти монаха Андроника, чьё тайное послушание получило огласку лишь к столетнему юбилею учёного. Впрочем, сам Алексей Фёдорович на 94-м году дал на прямой вопрос: «В чём ваша главная созидательная идея как философа?» столь же прямой исчерпывающий ответ: «Это православно понимаемый неоплатонизм».

      Стало быть, в упомянутом определении докладчику следовало было для начала сменить «советский» на «православный». Что же касается цитируемого им фрагмента из незавершённой повести Лосева «Жизнь», создаваемой в первые месяцы фашистского нашествия, то возникает впечатление, что он искусственно, буквально «за уши», притянут к тривиальной истине о необходимости уважительного отношения к истории. Более, того, судя по всему, предложивший его спичрайтер намеревался свести к одной, исполненной эмоционального пафоса фразе весь лосевский историзм совокупно с истоками его патриотизма, подменив ею, тем самым, целые пласты драгоценных знаний, в усвоении которых остро нуждался прежде всего (в этом у меня нет сомнений) сам Путин. Ведь истинная авторская позиция недвусмысленно выражена уже в концовке абзаца, следующего за цитируемым им фрагментом: «...мы приходим к выводу, что нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для неё общее, если не любит этого общего, то есть если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины».  

     Трудно отказаться от предположения, что о неразрывности для Лосева-философа понятий «Родина» и «жертва» был отлично осведомлён и лукавый спичрайтер, мастерски избежав в подобранной им цитате философских обобщений автора. Это в результате обернулось полуправдой, о чём сам Путин, несомненно, и не подозревал, призывая бережно относиться к истории. Можно в итоге прийти к выводу, что в данном конкретном случае предложенная ему ссылка на Лосева является сознательной попыткой не просто отвлечь общественную мысль от того главного, действительно спасительного для нынешней России, что содержится в лосевском наследии, притом, с помощью авторитета «первого лица», но и заодно утаить это от него самогó. Более того, налицо  пробная попытка сделать имя самобытного русского мыслителя причастным к навязанному России более четверти века тому назад курсу, основой которого является повсеместное господство напрочь исключающих какую бы то ни было жертвенность рыночных отношений, где всё, в том числе человеческая жизнь, обретает измеряемую в твёрдой валюте цену.

     Между тем непрекращающееся брожение умов, духовная смута, охватывающие Россию, всего лишь следствия продолжающегося игнорирования вследствие засилья во власти либералов западного толка исторического заключения Первого Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося ещё в 1993 году: «Никогда не возродится Россия, если не будет воссоздано присущее нашему народу мироощущение и национальное самосознание».  И если наша многострадальная Родина всё ещё не в состоянии достичь благотворного для неё динамического равновесия, преодолев интеллектуально-духовный разброд (экономические проблемы здесь оказываются второстепенными), то это как раз и обусловлено тем, что лосевские прозрения до сих пор не стали достоянием общественного сознания в качестве необходимого средства просветления ума, предшествующего требуемому просветлению общественной воли.

 

 

 

 

Алексей Лосев (1916-1918) 

 

    Сейчас самое время вспомнить о том, что целых сто лет тому назад Алексеем Лосевым в качестве «пробы пера» в философской сфере был подготовлен к публикации очерк «Русская философия» - первая его попытка выразить сущность самобытной философской мысли в России и динамику её развития. Свою собственную убеждённость он подкрепляет не отдельными цитатами именитых авторов, а значительными по объёму фрагментами из их работ. Зато чего стоят приводимые в них утверждения: «Русская философия должна быть продолжением философии святоотеческой» (Ник. Бердяев); «На вершинах познания находятся не учёные и философы, а святые» (Вл. Эрн)!  Самобытность русской философии, считает Лосев, обусловлена постигаемостью ею единства веры и знания, чего напрочь лишена философия западноевропейская.

Тех же, же, кто подпал под её влияние в самόй России, он называет «представителями заимствованной философии», надеясь, однако, что они «распрощаются с абстрактностью и бесплодностью и признают великую русскую проблему Логоса».

        И вот к какому окончательному выводу приходит двадцатипятилетний Алексей Лосев: «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом». В свете этого вывода предельно ясным оказывается не только истинный характер нынешнего противостояния России и Запада, но и плодотворность перспективы миропостижения на пути развития человеческой мысли, начало которого обнаруживается в истоках христианского благовестия, в откровениях Восточных Отцов IV-VIII вв.

 

Алексей Лосев (1932 г.)

Ни на шаг не отклоняясь от этого пути, сам Лосев, пребывая к тому же под гнётом жестокой опалы, совершает в начале 30-х годов интеллектуальный прорыв в выразительно-смысловую символическую реальность, о чём предпочитает умалчивать до конца земной жизни, ограничившись лишь накануне своего 90-летия кратким заявлением: «Сама действительность, и её усвоение, и её переделывание требуют от нас символического образа мышления». Между тем основы учения о выразительно-смысловой символической реальности, обнаруженные в его архиве и впервые опубликованные в форме трактата «Сáмое самó» ещё в 1994 году, и по сей день не нашли понимания в научных кругах, не удостоились внимания маститых популяризаторов науки; более того, известны попытки прямого искажения лосевских идей. Где уж тут говорить об их использовании во благо России? Поистине: «несть пророка в отечестве своём».

     

И когда вновь избранный Президент заявляет: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни», он даже не подозревает, что для решения столь грандиозной задачи, необходимой и достаточной является, если довериться Лосеву, одна лишь перемена мысли. Прежде всего, благодаря этому будет восстановлена целостная картина мироздания, которой так недостаёт странам христианского мира, ориентируемым с ХХ века их интеллектуальным авангардом на «лоскутное» мировосприятие. А вот какова новейшая его модификация нашим весьма авторитетным лицом в науке: «Образно говоря, сегодня у человечества в руках коробка с перемешанными пазлами, из которых мы должны сложить новую картину единого мира и принципиально новое технологическое лицо цивилизации. Но при этом отмечу, что образца-то, по которому должна складываться такая картинка, у нас нет. Поэтому мы движемся на этом пути порой на ощупь, но уже значительная часть панно из пазлов сложена, вырисовываются основные контуры» (Из интервью Президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука газете «Известия» 16.03.2017).                                       

    А ведь это, на поверку, означает, что упоминаемая именитым интервьюером цивилизация загнала себя в гносеологический тупик, а предлагаемый им способ выбраться из него чем-то напоминает используемый достопочтенным бароном Мюнхгаузеном приём вытаскивания самого себя из болота. Дело в том, что, игнорируя незыблемость причинно-следственной связи в познаваемом человеческим разумом мире и принципиально отказавшись от выяснения природы изучаемых явлений (от ответа на вопрос «почему?»), довольствуясь, взамен, результатом «know how», мировая фундаментальная наука в действительности уже давно перестала быть таковой и, попросту говоря, «провисла», поскольку лишила себя истинного фундамента познания. Нынешнее же нарастание «технологического бума», по существу, всего лишь попытка продолжить сохранение ею хорошей мины при плохой игре, хотя, конечно, изменения, вызванные его инициированием, весьма значительны. Что касается России, то здесь ожидаемые результаты самого бума («технологическую волну», по выражению Путина) будут пытаться, учитывая прежние неудачи, использовать в качестве действенного средства смены идентичности, формируя на этот раз её «технологическое лицо», - как говорится, «не мытьём, так кáтаньем».

     В сложившихся условиях востребованность лосевских идей обществом становится безотлагательной, а их осмысление и использование представляется единственной альтернативой навязываемому России пути развития, ведущему к её необратимому ослаблению как целостного организма и, в конце концов, к распаду. Неоспоримо плодотворное влияние лосевского императива и на сугубо православное мировосприятие, поскольку по мере его проникновения в общественное сознание восстанавливается естественная связь между сакральным (священным) и мирским, на долгие века утраченная вследствие отрыва истины веры от истины знания.

И будет вполне уместным завершить посвящённый памяти Алексея Лосева материал предложенной им в основах учения о выразительно-смысловой символической реальности характеристикой Божественной тайны, сопровождающей христианизацию ума: «Она являет себя как тайну, и она ощутима как тайна, без всяких надежд на разрешение, но зато со всяческой надеждой на оплодотворение ею любых проявлений разума и смысла вообще».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

106. Ответ на 103., Лев Хоружник:

«Нет ныне ни одного творца Иисусовой, достигшего её высших степеней, ни на Афоне, ни где вообще! Сомневаюсь, что есть даже и достигшие второго уровня совершенства, хотя тут могу и ошибаться.» Это просто ты далек от Православия, поэтому и не знаешь.
М.Яблоков / 14.06.2018, 05:44

105. Ответ на 95., Владимир_Урусов:

догматистам не надо было влезать в область молитвы и молитвенникам в область догматики

Шедевр! "Василий Иванович, ты за большевиков али за коммунистов?" (С)
Лебедевъ / 14.06.2018, 05:14

104. Ответ на 93., Потомок подданных Императора Николая II:

Насчёт "диалектики" - кгда либерал-власовец слышит это слово, у него рука тянется к пистолету.

у либерал-власовцев при слове коммунист рука тянется к пистолету.

И откуда, деда, у Вас такие знания того - куда тянется рука и почему? А?! В глаза смотреть, знаток "индийской мифологии"!
Лебедевъ / 14.06.2018, 05:12

103. Ответ на 94., М.Яблоков:

«пытавшихся было возродить традицию творения молитвы Иисусовой»Это за протестантизм?! Традиция Иисусовой молитвы никогда не была утеряна на Афоне, нечего было и возрождать. Что еще утеряли православные?

Нет ныне ни одного творца Иисусовой, достигшего её высших степеней, ни на Афоне, ни где вообще! Сомневаюсь, что есть даже и достигшие второго уровня совершенства, хотя тут могу и ошибаться.
Лев Хоружник / 14.06.2018, 04:28

102. Ответ на 95., Владимир_Урусов:

Начал читать про смуту на Афоне книги указанной Вами...Льву и Михаилу, мое первое впечатление что догматистам не надо было влезать в область молитвы и молитвенникам в область догматики. У молитвенников свой язык и они могут как св.Иоанн Кронштадский говорить что Имя Божие есть Сам Бог, но понимать это догматически опасно. Это как споры математиков с поэтами - к них разные языки и мировосприятие. Буду изучать дальше.

Владимир, молитва и догматика не только не мешают друг другу, но даже и требуют друг друга. Кроме того, обратите внимание на цитату, которую я уже приводил: Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на книгу «Деяния святых апостолов». 38. Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны по существу. Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына — не Бог, и имя Святого Духа — не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только — в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И приимете дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа — один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их.
Лев Хоружник / 14.06.2018, 04:23

101. Ответ на 92., Сергей Швецов:

не считаю большевистскую демагогию диалектикой.

Что за жеманничание. Швецов, диалектика, со времен Аменхтпа, египетского фараона, методология, способ влияния на баб
Ник Ликашин / 13.06.2018, 22:13

100. Ответ на 98., Ник Ликашин:

Ах, как правильно сказано

Оставьте свои гуманитарные эмоции для экзальтированных женщин.
М.Яблоков / 13.06.2018, 19:31

99. Ответ на 95., Владимир_Урусов:

Буду изучать дальше.

Св. Иоанн кронщтадский сыпал деньгами всем, кто к нему приходил: все братья моего прадеда на Ваське загнулись от алкоголя
Ник Ликашин / 13.06.2018, 19:28

98. Ответ на 95., Владимир_Урусов:

[QUOTE У молитвенников свой язык и они могут как св.Иоанн Кронштадский говорить что Имя Божие есть Сам Бог.

Ах, как правильно сказано
Ник Ликашин / 13.06.2018, 19:15

97. Re: Алексей Лосев: мыслить - всегда значит отвечать на вопрос «почему?»

Бог не именуем в Своей Сущности. Имя Божие - это лишь некоторый тварный образ, наименование нетварных энергий. Не сами энергии, но лишь их тварное наименование. Как и икона - тварный образ Божий, на котором почивает благодать, но не сама благодать. Вся догматика иконопочитания полностью относится и к именам Божиим. Имябожники же вводят нечто промежуточное между тварной и нетварной природами. У них имя Божие - тварно-нетварное. Это есть чистейший неоплатонизм, язычество. Они самые настоящие язычники!
М.Яблоков / 13.06.2018, 18:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Вениаминович Гальперин
Хочу уточнить…
По поводу статьи Василия Килякова
27.06.2024
Продолжение пути
Памяти Игоря Анатольевича Непомнящих († 8 апреля 2010 года)
08.04.2024
А Ларчик просто открывался
3. Продолжение
27.03.2024
А Ларчик просто открывался
2. Продолжение
20.03.2024
А Ларчик просто открывался
Продолжение
12.03.2024
Все статьи Семен Вениаминович Гальперин
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36