На «Русской народной линии» была опубликована статья В.В. Килякова «Огонь традиций и пепел "реформаторов"». Хотелось бы уточнить два момента.
Первое. «Идеологи марксистско-ленинской философии, вдалбливающие в наши головы многие десятилетия тезисы, как бы не заметили смысла изречения Л. Фейербаха…<…>…«Человек человеку Бог». Кажется, быть может, что сказано с надеждой и эпатажем, неоправданно, самонадеянно даже. Быть может...» (из авторского текста).
Берусь утверждать со всей ответственностью, что используемое здесь сочетание «наши головы», относящееся, безусловно, к моему поколению, к самомý автору не имеет ни малейшего отношения. Иначе он бы знал о выписках Ленина из книги Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии». Я не поленился отыскать некоторые из них и привожу ниже.
«Бог есть лишь мир в мыслях... Различие между богом и миром есть лишь различие между духом и чувством, мышлением и представлением...». «...Природа ...в обособлении от её материальности и телесности... есть бог». «Выводить природу из бога – всё равно, что желать выводить оригинал из изображения, из копии, вещь из мысли об этой вещи».
Более того, он даже снабдил знаменитой пометкой NB следующее его умозаключение:
«Человек не понимает и не выносит собственной глубины и раскалывает поэтому своё существо на “Я” без “Не – я”, которое он называет богом, и “Не – я” без “Я”, которое он называет природой».
Второе. Считаю также уместным сделать уточнение относительно упоминаемой в публикации картины Павла Корина. Её название «Реквием» было не вторым, а первым, данным самим художником, и была она посвящена прощанию клира и мирян с преставившимся Святейшим Патриархом Тихоном.
Но такое название никак не вписывалось в установку господствующего в ту пору воинствующего материализма, и ему пришлось смириться со вторым, предложенным Максимом Горьким, хотя оно, по существу, противоречило замыслу не только самогó автора, но и его учителя Михаила Нестерова.
Семен Вениаминович Гальперин, публицист