Духовность является единственным условием выживания человека и человечества в третьем тысячелетии.
«Человек есть по существу своему живой, личный дух, духовность способ бытия человека»
И.А. Ильин [3. С.51]
«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».
Я.А. Коменский [5. С.131]
На основе анализа современной ситуации в высшей школе России и собственного многолетнего опыта автор пытается раскрыть суть духовно-нравственного воспитания студентов, показать роль преподавателя в его осуществлении.
Ключевые слова: воспитание, духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, студент, молодежь, педагог.
***
В обстановке почти полной информационной зависимости современному человеку, особенно молодому трудно дается самоопределение своей духовно-нравственной сущности. К сожалению, современная высшая школа не помогает ему решить эту задачу. Все изучаемые в вузах человековедческие науки рассматривают человека в рамках естественнонаучной, а точнее психофизиологической парадигмы и мало учитывают её духовно-нравственную, религиозно-историческую составляющую. Сегодня повсеместно господствует взгляды, полагающие что «психика» наиболее общее понятие, а «сознание» - частное и есть ничто иное, как высший уровень развития психики человека и что не дело психологии рассуждать о душе, духе и духовности, и тем более учитывать эти «ненаучные» явления в учебно-воспитательном процессе вузов. Это неправильно и ошибочно. Распространенность сегодняшнего взгляда не означает, что он единственный как в истории, так и в современной психологии. Объяснение феноменов, обозначаемых терминами сознание, дух, душа, духовность человечество искало веками и ищет сегодня. До Г. Гельмгольца и В. Вундта, которых считают родоначальниками психологии как самостоятельной науки были и другие ученые, изучавшие человека, его душу, разум, мышление, поведение и т.д. В Новое время это были: Рене Декарт с его дуалистической антропологией; последователи Декарта - идеалисты - А. Гейликинс и Н. Мальбранш. Это, конечно же, Френсис Бэкон, родоначальник эмпирического направления в научном познании природы и человека, который признавал наличие у человека, не только тела и души, но и духа.
Сегодня все больше ученых и аналитиков осознают, что все глобальные вызовы нашего времени рукотворны и направлены прежде всего на радикальные изменения в области духа и сознания человека, на уничтожение религии, разрушение само идентичности народов, ликвидацию суверенных государств, на изменение духовной сущности человека и всей человеческой цивилизации. Французский экономист и писатель Жак Аттали в книге «Краткая история будущего» (2006 г.) прогнозирует, что на смену глобализации грядет варварская эпоха, что «культ свободы приведёт к чудовищному эгоизму», «каждый станет соперником всех», «никто не будет соблюдать никаких правил», планету охватит гиперконфликт, «мир превратится в огромное поле сражения» всех со всеми [6]. Можно привести не один пример, подтверждающий этот прогноз.
На историческом перепутье, как не раз бывало в прошлом, оказалась и Россия, определяя вектор своего дальнейшего духовно-нравственного развития. Как и века назад, Россия нуждается в защите и сохранении своей духовно-нравственной идентичности. Как и века назад, Россия подвергается мощной духовно-нравственной и информационно-психологической агрессии Запада, которая направлена против духа и сути России, на разрушение её духовной силы и внутреннего духовного богатства, которое только и смогло обеспечить возрастание и укрепление российской государственности. Вопрос стоит так: быть или не быть России, или она обретет своё место в историческом процессе, или её имя станет достоянием истории.
Высшая школа России была, есть и в обозримом будущем будет (должна быть) важнейшим общественным, социальным, культурным и государственным институтом образования и воспитания граждан, устроителей и защитников Отечества. В учебных аудиториях вузов России образуется и воспитывается её будущее. Образование, и его сердцевина воспитание, должны быть пронизаны духовно-нравственным началом. В этом и только в этом суть всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе. «Нет и не может быть высшей школы без воспитания, без стремления помочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству» [1. С.5-7].
Прагматичный, отраслевой и ведомственный подход к высшему образованию, как к ретрансляции будущим специалистам любого профиля определённой суммы знаний на сугубо рыночных подходах не оправдал возлагаемых на него надежд. Почти за тридцать лет непрерывного реформирования высшая школа Россия понесла и продолжает нести ощутимые потери, особенно, в сфере воспитания, формирования духовно-нравственного облика выпускника. Сегодня это смертельно опасно для суверенитета, национальной и государственной безопасности России.
Для того чтобы противостоят современным вызовам система подготовки любых специалистов должна учитывать особенности современного этапа развития и исторические особенности становления российской государственности, геополитического и геостратегического положения России, особенности национального менталитета её граждан и сложной военно-политической, геостратегической и социально-экономической ситуации, прогнозы её развития.
Духовное, экономическое и социальное возрождение России требует смены ценностно-смысловых ориентиров высшей школы, которая сегодня больше ориентирована на интересы государства и экономики, на материальные потребности человека и их удовлетворение, а должна быть ориентирована на интересы общества, на развитие человека и, в первую очередь, его духовно-нравственных качеств. Перед нами стоит задача восстановления единства обучения и воспитания, обновления всего учебного процесса на основе духовного наследия и духовно-нравственных традиций наших великих предков.
Слово образование имеет корень «образ», и только воспитание может дать человеку пример того образа, к которому он должен стремится в своём развитии. Обучение не может образовать человека, это может сделать только воспитание, и не просто воспитание или какой-либо один вид воспитания, а интегрированный вид воспитания, которым является духовно-нравственное воспитание. Первоочередная задача любого вуза образовать Человека, определить основные направления и фундаментальные духовно-нравственные ориентиры его будущей жизни, сформировать интеллект, способный к саморазвитию и самосовершенствованию на высоких духовно-нравственных принципах. Русский философ И.А. Ильин писал: «Всё, что воспитывает духовный характер человека, хорошо для России, всё должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: всё, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно и было принято всеми остальными народами» [4. С.463].
Размышляя над проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи, мы понимаем, что с одной стороны, это вопрос философский, мировоззренческий, а с другой, очень актуальный и животрепещущий, особенно если оглядеться вокруг себя. Неслучайно сегодня многие окрестили наш век, веком потери человечеством смысла своего существования, потери человечности, духовности, нравственности и морали.
Тысячелетиями люди размышляли над вопросом, что же такое «воспитание»? Демокрит (460-370 до н.э.) высказал мысль, что воспитание по глубине своего воздействия на человека подобно природе, «воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу». Он же говорил, что воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье [7. С.7, 446]. Иммануил Кант (1724-1804) («Метафизика нравов», «Антропология») считал, что добро дается человеку только путём воспитания. Он утверждал, что воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы», писал Кант, утверждая, что «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он - то, что делает из него воспитание» [7. С.444]. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье о воспитании приводятся слова выдающегося русского педагога и мыслителя К.Д. Ушинского (1824-1870): "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" [11. С.11-12].
Воспитание нельзя сводить, к какой-то одной концепции или теории, это многофакторное и многофункциональное явление, но его главной функцией, по сути человекообразующей, является духовно-нравственная функция, т. е. функция накопления, хранения и передачи духовного опыта и знаний, основных духовно-нравственных, мировоззренческих, морально-нравственных ценностей, норм и принципов.
Объективно организационная структура воспитания и обучения едина. Встречаясь с попытками отделить обучение от воспитания Ж.Ж. Руссо восклицал: «Вы отличаете учителя от воспитателя, какая нелепость! Разве вы отличаете ученика от воспитанника?» [9. С. 93]. В письме Булгакову В.Ф. 1 мая 1909 года Лев Николаевич Толстой (1828-1910) писал: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/o-vospitanii.htm
Важнейшим принципом духовно-нравственного воспитания студентов является принцип взаимного уважения представителей разных вероисповеданий и национальностей, к вере, культуре, традициям и обычаям своих сокурсников. Мы призваны и обязаны научить студентов вести диалог и взаимодействовать друг с другом независимо от их национальности и вероисповедования, воспитать в них способность адаптироваться и уважительно относиться к незнакомым им ранее духовно-нравственным нормам, ценностям и традициям, при безусловном сохранении своей самобытности и самотождествености.
Главная особенность духовно-нравственного воспитания заключается в том, что это не совокупность и не синтез двух видов воспитания: духовного и нравственного, а их взаимопроникновение и совместное присутствие во всех без исключения видах обучения и воспитания. Нарушение этого условия ведёт к самым негативным последствиям. История знает примеры, когда тонкие эстеты, знатоки и ценители классической музыки, хладнокровно отправляли под её звуки людей в печи крематория, ведя при этом беседы об искусстве и смакуя изысканные вина по всем правилам дегустации и этикета. Подобное было в нацистских концлагерях Бухенвальд, Освенцим и др. К сожалению, есть подобное и в современной истории.
«Нравственность - это разум сердца», говорил Гейне. [2. С.19]. Воспитать и сохранить разум сердца любого специалиста и профессионала предназначено духовно-нравственное воспитание. В этом и есть его сверхзадача, это и позволяет нам утверждать, что духовно-нравственное воспитание должно обязательно присутствовать во всех видах образования, обучения и воспитания, должно быть растворено в них, должно одухотворять и возвышать их. Научно-педагогическая категория «воспитание» постоянно уточняется и наполняется новым содержанием, одно остается неизменным и упорно пробивающимся через века, несмотря на идеологическую и политическую конъюнктуру времени, его духовно-нравственная составляющая.
Высшая школа призвана сформировать в своих выпускниках глубокое понимание, что нравственность и духовность должны быть во всем: в экономике и в политике, в образовании и в науке, в военном строительстве, в культуре и искусстве, в эмоционально-чувственных отношениях между людьми, в нашем отношении к живой и не живой природе и т.д.; что вне духовно-нравственных норм, принципов и правил все реформы, преобразования, всё развитие и модернизация общества и государства неизбежно заходят в тупик; что вне системы традиционных для нашего Отечества духовных и морально-нравственных критериев, ценностей, норм и принципов существование и жизнедеятельность России невозможны.
Особое значение в духовно-нравственном воспитании студентов играет личность педагога. Преподаватель любой дисциплины объективно есть и всегда будет главный и основной субъект воспитания, даже если, он с этим не согласен, этого не хочет и не признаёт. Мы должны постоянно помнить слова А.С. Макаренко, что педагог воспитывает всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми и т.д. [8. С. 93]. В процессе обучения воспитывает всё и происходит это в т. ч. и помимо воли преподавателя: содержание учебного материала, содержащиеся в нём мировоззренческие идеи, факты и примеры из истории, методики и технологии обучения, применяемые учебные пособия, иллюстрационный материал, рекомендуемая для изучения учебная и научная литература и т.д.
Чтобы заложить в студентов духовно-нравственные ценности преподавателю нужны не только теоретические знания, но и последовательное следование провозглашаемым ценностям. Если преподаватель сеет гнев и раздражение, может ли он в ответ получить понимание и любовь? Главный метод духовно-нравственного воспитания - исполни сам то, что говоришь и проповедуешь. Важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании обучаемых играют личные качества преподавателя, его отношение к делу, уровень знаний и т.д.
Подведём краткий итог. Мы имели возможность убедиться, что духовно-нравственное воспитание, это сложное понятие, которое следует отнести к числу основных категорий педагогики.
Духовно-нравственное воспитание имеет единую с учебным процессом организационную структуру: все формы учебных занятий должны содержать в себе элементы духовно-нравственного воспитания. Основными субъектами духовно-нравственного воспитания вуза являются профессорско-преподавательский состав, а также обстановка сложившиеся вузе, его традиции, система взаимоотношений между педагогами и обучаемым.
Воспитание, как научно-педагогический процесс, носящий двусторонний характер, включает в себя увеличивающуюся с течением времени активность личности учащегося, при сохранении ведущей роли педагога. В. А. Сухомлинский (1918-1970) писал: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [11, 14].
Духовно-нравственное воспитание студентов - это полимерный и интегрирующий вид воспитания, носящий конкретно-исторический характер, ему присущи особо сложные субъектно-объектные взаимоотношения. Оно объединяет воспитательные усилия руководства, педагогов и других должностных лиц, служб и структур вуза. Духовно-нравственное воспитание во всей его многомерности объективно составляет основную часть содержательного наполнения учебно-воспитательного процесса вуза.
Без духовно-нравственных качеств нет человеческой личности. Отвергая и не исполняя духовно-нравственные нормы и принципы человек теряет свою человеческую сущность. Из таких людей складывается бездуховная семья (или подобие семьи), бездуховные корпорация и общество, а они в геометрической прогрессии формируют в людях бездуховные, безнравственные качества и свойства. Круг замкнулся. Человек, народ, нация, цивилизации теряют свои духовно-нравственные качества, а это неминуемо ведет человека и человечество к вырождению и гибели.
Духовность - единственное условие выживания человека и человечества в третьем тысячелетии.
Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, кандидат военных наук, доцент, старший научный сотрудник, профессор Военного Университета Министерства обороны РФ, член ЦС ООД «РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ», председатель Попечительского Совета РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ»
Литература:
1. Духовная основа развития российской школы ХХI века. М.: Уральский институт бизнеса. 2007. С. 5-7.
2. Избранные мысли Гейне. СПб. 1884. С.19.
3. Ильин И. А. Афоризмы религиозного опыта. Исследование. Париж, 1953. М., 1993. - С. 51.
4. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Собр. соч. в 10 т. Т.7. М.: Русская книга. 1998. С. 463.
5. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Педагогическое наследие/ сост. В.М. Кларин. А.Н. Джуринский. М., 1989. - С. 131.
6. Как напишем будущее. Газета МО РФ «Красная Звезда». 24-30 января 2007. Московские новости. Июнь 2007.
7. Назаров В. Н., Разум сердца. Политиздат. М. 1989. С. 7, 444, 446.
8. Цит. по: Коджаспарова Г.М. Педагогика. М. Владос. 2004. С.93.
9. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989. - С.212.
10. Сухомлинский В. А. О воспитании. / 2-е изд. М., 1975. С. 14.
11. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11т. М., 1951. Т.8.С.11-12.
1. Re: Духовно-нравственное воспитание - основа учебно-воспитательного процесса в высшей школе