Нынешняя неделя в церковном порядке недель называется неделей мытаря и
фарисея. Так названа она оттого, что в нынешний день читается из
Евангелия притча Господня о мытаре и фарисее. В притче, примером мытаря и
фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться
нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и
как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил
один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться
богоугодно, а не в осуждение. Молитва - великое дело: через молитву
человек сообщается с Богом, получает от Него разные дары благодати;
благодарит Его, как Благодетеля за непрестанные Его милости, или славит
Его, как всесовершенного Творца.
Фарисей и мытарь молились в
церкви. "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой
мытарь". Фарисей молился так: "Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как
прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь.
Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю".
Мытарь молился совсем не так. Он говорил не много, но много скорбел о
грехах своих; не поднимал перед другими голову, но, поникши лицом в
землю, от сильной скорби ударял себя в грудь и говорил только: Боже
милостив буди мне грешнику. Которого из них молитва была приятна Господу
и которого - нет, всякий знает: мытарь пошел из церкви домой более
оправданным, хотя был грешник, а фарисей - нет, хотя и делал дела правды
законной (Лк 8, 10).
Чем
же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он был смирен и имел на
молитве сердце сокрушенное; а давно уже сказано святым пророком и царем
Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50,19).
А
отчего молитва фарисея оказалась неугодной Богу? Ах! немного надо
сообразительности, чтобы верно отвечать на это. Горе, иже мудри в себе
самих, и пред собою разумни (Ис 5,21),
говорит Бог через пророка. Фарисей в слепом самомнении и гордости
забыл, кто он и с кем говорит: грешник вообразил себя праведником;
грешник забыл, что он говорит со Всевидящим и с Всеправедным.
Боже
мой! что значат наши добрые дела, которыми мы иногда смеем хвалиться
перед людьми и перед лицом Твоим? Всякое доброе дело наше маловажно:
потому что оно, проходя через нечистое сердце, заимствует от него
большею частью какую-нибудь нечистоту, например нечистоту маловерия,
неверия, самолюбия, притворства, тщеславия, гордости, нетерпения,
раздражительности и т. д., да прямо при том, доброе дело делается нами
при Божией же помощи, так что без Господа, по Его слову, мы не можем
творити ничесоже (Ин 15, 5).
Несомненно, что у каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых
дел. Как же мне помнить на молитве о своих немногих добрых делах и то
при помощи Божией сделанных, когда у меня несравненно больше худых дел?
Нет: я лучше пролью слезу сокрушения о грехах моих, лучше молитву теплую
пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися
и живот мой аду приближися (Ирм. 6 гл. песнь 6),
а о добрых делах моих, если какие я сделал, умолчу, или совсем забуду
перед лицом Божиим, чтобы не вообразить мне, что я праведник и
заслуживаю от Него награды за свои добродетели. Я должен помнить слова
Господа, которые нужно говорить мне, по совершении всякого доброго дела:
егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы:
яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10).
Как я буду перечислять чужие грехи, когда у меня своих без числа? Нет.
Не буду я так безумно поступать; не буду так сильно обольщаться
самолюбием и видеть в себе только хорошее, оставляя без внимания худое;
иначе легко овладеет мною страсть самолюбия и гордости, и я буду в самом
деле видеть в себе только хорошее, как фарисей, а весьма многое худое
забуду. Нет: лучше я чаще буду говорить Господу: даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего (Молитва св. Ефрема Сирина). В
таком расположении духа будем, братья, молиться все: и наша молитва
будет приятна Господу и послужит нам во спасение. В церковной или
домашней молитве непременно нужно смирение перед Богом и перед людьми:
грешнику ли не смиряться? Смиренных Господь милует и спасает. Смирихся, и
спасе мя (Пс 114,6), говорит Давид. Боже, милостив будь к нам грешным. Аминь.
***
Беседа в неделю о мытаре и фарисее
Фарисеи
и мытари не по имени, а по делам, есть и теперь. Страсть превозношения и
самохвальства господствует и ныне в сынах падшего Адама. Побеседуем, по
призыву матери нашей Церкви о том, как пагубна эта страсть и о
побуждениях к смирению. Откуда в нас страсть превозношения и
самохвальства? Оттуда же, откуда произошли все грехи наши: от первого
прародительского греха. Человек создан был с тем, чтобы он любил Бога,
как виновника своего бытия больше всего, чтобы взирал на Его
совершенства и подражал им, свято исполняя Его волю. Но он полюбил
больше себя, а не Бога, захотел совершенства Его присвоить себе, пожелал
быть сам столь же великим, как Бог, захотел быть самозаконником,
подвергся самолюбию и гордости и - пал. Таким образом, превозношение или
гордость есть душепагубная страсть человека, делающая его враждебным
Богу и презрительным относительно ближних. Может ли Бог с благоволением
взирать на тварь, которая надмевается какими то собственными
совершенствами и не находит себе равного в них, как будто у нас есть
что-нибудь свое? Вот начало нашей страсти к самопревозношению. Как
страсть, она естественно есть болезнь нашей души, заразившая ее в минуты
падения первых людей. Как ложное мнение о своих совершенствах, как
противозаконное движение воли, она есть, вместе с тем, плод внушений
злого духа, который сам павши гордостью и завистью, увлек к падению теми
же грехами и человека. Мы знаем, что люди пали не сами собою, а по
искушению от диавола. Нужно ли распространяться о том, что гордость или
самохвальство, соединенное с унижением других, есть болезнь нашей души?
Чтобы увериться в этом, надобно только взглянуть на человека гордого
оком святой веры. Что такое человек в настоящем его положении? Человек
падший, разбитый, весь в ранах.