Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Глаголевский)

(1763-1843)

Мария Тоболова 
0
12.01.2018 377
 

Митрополит Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский) - один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX века. Он известен, прежде всего, тем, что 22 года возглавлял Санкт-Петербургскую епархию и боролся с чуждыми Православной Церкви идеями мистицизма и масонства.

О детстве будущего митрополита известно немного. Владыка Серафим родился в 1763 году в семье причетника Космодамианской церкви города Калуги, принадлежавшей в то время Московской епархии. При Таинстве Святого Крещения получил имя св. первомученика Стефана1. Первоначальное образование Стефан получил в Калужской духовной семинарии, открытой в Калуге в 1775 году, куда поступил в возрасте 12 лет. Из жизни митрополита Ионы (Васильевского), сверстника Стефана, также обучавшегося в Калужской семинарии, известно, что семинаристы жили очень бедно, видимо, и Стефан жил в крайней нужде. В 1776 г. как лучший ученик Стефан был переведен московским митрополитом Платоном (Левшиным)2 в Николо-Перервинскую семинарию с фамилией Глаголев. В январе 1779 года он был направлен учиться в Троицкую семинарию в Троице-Сергиевой лавре с фамилией Глаголевский. Затем недолго учился в Филологической семинарии Ученого дружеского общества, основанного известными мистиками Н.И. Новиковым и Г. Шварцем, однако мистические веяния не коснулись ума и сердца молодого студента. С 1783 года продолжил образование в Славяно-греко-латинской академии, посещая одновременно лекции в Московском университете. В марте 1785 года Стефан Глаголевский начинает преподавательскую деятельность в качестве учителя латинского языка, истории и риторики в Троицкой семинарии. В сентябре 1787 года становится учителем риторики в Московской Духовной академии и академическим катехизатором. 2-го декабря 1787 года будущий владыка принял монашество в московском Заиконоспасском монастыре с именем Серафим. 21 августа 1790 года Серафима приглашают преподавать философию в Духовную академию и назначают её префектом. Глаголевский слыл знатоком латинского и французского языков и в 1789 году издал книгу «Цвет чистого латинского языка»3.

Инок Серафим вскоре приобрел славу красноречивого проповедника. И.М. Снегирев писал: «За красоту свою и проповеди он сделался любимцем публики... Лучшее общество Москвы, особенно дамы, съезжались в церковь слушать его; Платон подвигал кресла свои ближе к молодому проповеднику и по окончании проповеди всегда давал ему подарок или деньги»4.

В 1795 году он был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. В том же году возводится в сан архимандрита можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначается членом Московской духовной консистории. С 1798 года преподавал в Московской академии богословие и 28 сентября 1798 года назначен её ректором и настоятелем московского Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года Московским митрополитом Платоном (Левшиным) хиротонисан в епископа Дмитровского, викария Московской епархии, и был в течение 3 лет присутствующим членом в Московской синодальной конторе.

В 1804 году его переводят на служение в Вятку, а в следующем году - в Смоленск. 7-го февраля 1812 года владыка Серафим был переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначен присутствующим членом Святейшего Синода. 13 марта он прибыл на новое место служения, но летом того же года при нашествии французов покинул Минск и искал убежище в Смоленске; когда же Смоленск был занят Наполеоном, Серафим отбыл в Санкт-Петербург. С 1 января 1813 года он был присутствующим в Святейшем Синоде и членом Комиссии духовных училищ.

С 30 августа 1814 года - архиепископ Тверской и Кашинский. 15 марта 1819 года назначен митрополитом Московским и Коломенским, пробыв на кафедре московских святителей два года. «Там он производил строгие экзамены ставленникам, требовал приличия и скромности в одежде от лиц духовного звания и их жен, сделал распоряжение о содержании подсудимых духовного звания в монастырях (а не в тюрьмах), завел в Москве типографию для печатания богослужебных книг».5 Таким образом, за время своего святительского служения митрополит Серафим управлял Вятской, Смоленской, Тверской, Московской, Минской епархиями.

С 1814 года владыка Серафим являлся постоянным членом Святейшего Синода, в то же время был избран вице-президентом Библейского общества, состоял членом комитета по переводу Евангелия на русский язык и исполнял много возлагаемых на него поручений.

19 июня 1821 года митрополит Серафим получил в управление Санкт-Петербургскую и Новгородскую епархии и в течение 22 лет управлял ими, одновременно являясь священноархимандритом Александро-Невской лавры. На пост Петербургского митрополита о. Серафим был назначен как известный в кругу иерархов своими строго консервативными взглядами. В связи с отсутствием в Русской Православной Церкви патриарха позиция Петербургского архиерея традиционно являлась одной из главных. В новом положении первенствующего иерарха Русской Церкви Серафим понимал всю возложенную на него ответственность блюсти чистоту Православия.

Митрополит Серафим был в высшей степени мужественным человеком, защищавшим Православную Церковь от врагов, в том числе и масонов. В самом начале своего пребывания на Санкт-Петербургской кафедре он начал борьбу с чуждыми Православной Церкви масонскими и мистическими идеями, охватившими светское общество в то время. Его идейным противником был могущественный в то время князь А.Н. Голицын, друг юности государя и доверенное его лицо, который занимал пост министра духовных дел и народного просвещения и являлся председателем Библейского общества. Когда император Александр I предложил Голицыну занять пост обер-прокурора Синода, он сначала отказывался, говоря: «Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры!» Князь Голицын насаждал идеи христианского универсализма. Он не видел ничего предосудительного в спиритических сеансах и до конца жизни участвовал в них.

Бороться с князем Голицыным было чрезвычайно трудно, однако вскоре у Серафима появились союзники, вместе с которыми он повел борьбу с тайными обществами и с их покровителем князем Голицыным. Ядро так называемой «православной оппозиции», или «русской партии», составляли, помимо митрополита Серафима, архимандрит Фотий (Спасский), настоятель новгородского Юрьевского монастыря, граф А.А. Аракчеев, обер-прокурор Священного Синода П.С. Мещерский, президент Российской академии А.С. Шишков, фрейлина А.А. Орлова-Чесменская и др. Владыка Серафим добился аудиенции у царя и в беседе с ним в течение трех часов говорил о вредной деятельности тайных обществ, о подготовке ими государственного переворота, и царь понял, к какой пропасти толкает страну их деятельность. В результате 1(14) августа 1822 года указом императора масонские ложи были запрещены. (Большинство декабристов были масонами). Это была первая победа православной оппозиции.

Русская партия пыталась противостоять экуменическим воззрениям князя Голицына. Предстояла борьба с Библейским обществом, возглавляемым князем Голицыным, которое стремилось заменить руководство Церкви самостоятельным просвещением христианина по Библии и с помощью массы мистических книжек, распространявшихся по всей России. В первые годы существования Библейского общества, будучи еще Московским Преосвященным, Серафим был ревностным поборником дела Общества - перевода на русский язык и распространения Священного Писания. Но первый опыт перевода Евангелия на русский язык в 1821 году оказался неудачным: в нем были недостатки и погрешности в переводе. Осуществлялся он не Святейшим Синодом, а Библейским обществом, в котором многие члены были католиками и лютеранами6. Вот почему митрополит Серафим был против этого перевода, а, посетив заседание комитета Общества, своим молчанием и угрюмым видом он показал негативное отношение к нему. После прослушивания отчета заметил: «Так могут рассуждать только люди, не понимающие Православия7».

Появившаяся в 1824 году в русском переводе книга католического пастора И.Е. Госснера «Евангелие от Матфея» дала митрополиту повод просить у государя аудиенции. Встреча Серафима с императором состоялась 17 апреля 1824 года. Митрополит с «полным самоотвержением, свойственным его сану и званию, наконец, решился разрушить крамолы врагов России...предстал лицу императора, чтобы открыть ему все козни врагов церкви и отечества, хитро перед ним дотоле скрываемые»8. Он обратил его внимание на угрожающую для Церкви опасность от распространения подобных книг и от «колеблющего Православную Церковь» управления князя А.Н. Голицына. Он убедил царя во вреде политики, проводившейся Голицыным, который допускал печатание книг, противоречивших учению Православной Церкви. За этим докладом последовало отстранение князя Голицына от должности министра народного просвещения, от членства в Комиссии народных училищ и от звания председателя Библейского общества. Это была вторая победа православной оппозиции, во главе которой стоял митрополит Серафим. В мае 1824 года председателем Библейского общества был назначен сам митрополит Серафим. Но, став во главе его и видя увлеченность членами этого Общества протестантизмом, с его абсолютизацией Библии как единственного источника вероучения в ущерб Священному Преданию, повел против него борьбу. Митрополит Серафим представил в декабре того же года Александру I доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, в результате чего общество и было закрыто указом Николая I от 12 апреля 1826 года.

Для рассмотрения мистических книг митрополит учредил из духовных лиц комитет, который постановил: «Мистические книги, вредные духу Православной Церкви, сжечь». Преосвященнейший поддержал А.С. Шишкова в запрете на распространение уже изданного Пятикнижия в русском переводе. Тираж искаженного перевода в итоге был сожжен на кирпичных заводах Александро-Невской лавры. В конце 1824 года из продажи был изъят «Катихизис», составленный Филаретом (Дроздовым) и одобренный Синодом. Главная причина запрещения «Катихизиса» была та, что в его первоначальной редакции молитвы и цитаты из Священного Писания приводились в русском переводе. В результате выход «Катихизиса» был временно приостановлен. Несмотря на некоторые разногласия между Петербургским и Московским митрополитами, Московский митрополит Филарет (Дроздов) относился к Глаголевскому с глубоким уважением.

Благодаря его хлопотам царь сместил с должности обер-прокурора С.Д. Нечаева и назначил на его место Н.А. Протасова. Это был первый в истории случай, когда обер-прокурор был заменен по ходатайству архиерея.

Заслуживает внимания подвиг гражданского мужества, проявленный митрополитом Серафимом во время смуты 14 декабря 1825 года, когда он в полном парадном облачении (в связи с намечавшимся во дворце благодарственным молебном по случаю присяги Николаю I) и с крестом вышел на Сенатскую площадь «для вразумления войск и народа». Рискуя жизнью, он обходил Сенатскую площадь и уговаривал восставшие войска повиноваться царю. В своей речи он говорил о законности требуемой присяги и ужасах пролития братской крови. По свидетельству дьякона Прохора Иванова, чтобы заглушить его речь, велели бить в барабаны, а солдаты стали кричать: «Не верим вам, подите прочь!» Незадолго до его прибытия на площадь были убиты восставшими петербургский генерал-губернатор граф М.А. Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года, и полковник Стюрлер. Несколько пуль пролетело над головой владыки. Митрополит терпел издевательства толпы над собой и своим саном, слышал в свой адрес угрозы расправы. Он видел над своей головой скрещенные шпаги и штыки, но с христианским терпением и мужеством выстоял, был тверд и непреклонен в выполнении своего пастырского долга. Теснимый восставшими, владыка вынужден был вернуться во дворец9.

Вот как описывает этот эпизод Некрасов в поэме «Русские женщины»:

 

Явился сам митрополит

С хоругвями, с крестом:

«Покайтесь, братия! - гласит, -

Падите пред царем!»

Солдаты слушали, крестясь,

Но дружен был ответ:

- Уйди, старик! Молись за нас!

Тебе здесь дела нет...»

Мужество на Сенатской площади было оценено Николаем 1: он пожаловал Серафиму бриллиантовые знаки к ордену Андрея Первозванного. В 1826 году был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов.

Митрополит Серафим боролся с революционными и богохульными выпадами некоторых философов и поэтов. Так, в 1828 году он сообщил правительству о существовании кощунственной поэмы «Гаврилиада», которая, по словам митрополита, «исполнена ужасного нечестия и богохульства... Поистине, сам сатана диктовал Пушкину поэму сию». Царь назвал её «мерзостью», да и сам А.С. Пушкин признал поэму «опасными стихами» и отрекся от нее.

В 1836 году, ознакомившись с опубликованным «Философическим письмом» П.Я. Чаадаева, немедленно переслал начальнику политической полиции А.Ф. Бенкендорфу текст этой «негодной статьи» с припиской: «Всё, что для нас, россиян, есть священного, поругано, уничижено, оклеветано с невероятною предерзостию и жестоким оскорблением как для народной чести нашей, так и для правительства». Царь объявил Чаадаева сумасшедшим.

За долголетнюю службу Церкви и Отечеству митрополит Серафим был осыпан монаршими милостями: награжден орденами св. Андрея Первозванного (высшая награда императорской России) и Владимира 1-й степени, а также посохом, украшенным алмазами. К концу своего служения, слабый здоровьем и преклонный по годам, он во всех делах имел помощников. В последние 5 лет жизни он уже нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен, и только в самых крайних случаях его выводили под руки с большим зеленым козырьком на болезненных глазах.

Управляя двумя обширнейшими епархиями - Новгородской и Санкт-Петербургской, - митрополит Серафим особенно много заботился об устройстве храмов, монастырей и духовных учебных заведений. При нем в Петербурге было устроено много домовых церквей; увеличены штаты монастырей, выхлопотаны пособия для них из казны и в некоторых введен общежительный устав. В Смоленске епископ Глаголевский возвел нал Петровскими воротами новый каменный храм; чудотворная икона Божией Матери Одигитрии была украшена им новой ризой, а для будущих украшений иконы он оставил ящик с жемчугом10. При нем был заново отремонтирован новгородский Софийский собор. При нем же из Санкт-Петербургской и Новгородской епархий в 1828 году выделена Олонецкая епархия. Деятельность Серафима на разных кафедрах «выразилась в усиленных заботах о поднятии дела проповедничества, в строгом наблюдении за жизнью монашествующих, за преподаванием и образом жизни учащихся в духовно- учебных заведениях»11. «Везде, где он был архиереем... о нем сохранилась память, как о святителе всем доступном, внимательном к нуждам пасомых, в обхождении простом до патриархальности, сострадательном к горю и бедствию других»12.

Следует упомянуть и о больших денежных пожертвованиях, сделанных митрополитом на церкви, монастыри и семинарии разных епархий: Минской, Новгородской, Петербургской, Калужской. В Калужскую епархию он пожертвовал самую большую сумму - 4499 рублей, вдвое превышающую пожертвования в другие епархии.

Митрополит Серафим был довольно своеобразным человеком. Одевался обычно в три зипуна, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых он очень любил. До нас дошел эпизод из жизни Серафима. 11 августа 1839 года в приемной Санкт-Петербургского инженерного дома митрополита среди посетителей стоял крестьянин, ничем не привлекавший к себе внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в приемную, выслушал просьбы, раздал милостыню и благословение. Вдруг крестьянин, к которому подошел митрополит, взмахнув рукой и, закричав: «Еретик, сын антихриста!» - ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову, и удар пришелся по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил приличное его сану спокойствие. Отступив сначала, спросил его: «За что ты меня ударил?» Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: «Я тебя прощаю», - и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповцем13.

Скончался митрополит Серафим 17 января 1843 года на 81-м году жизни. Чин погребения возглавил митрополит Иона (Васильевский), бывший Экзарх Грузии, земляк, одновременно с Серафимом учившийся в Калужской семинарии. На похоронах присутствовал сам император Николай I и члены царской семьи. Похоронен в церкви Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре14.

 

1. Н. Б-в. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, СПб., 1890, т. 41, с. 590. Другие словари указывают ошибочный год рождения - 1757. Если верить этой дате, тогда выходит, что Стефан Глаголевский поступил в Калужскую семинарию, открытую в 1776 году, в возрасте 19 лет, что противоречит здравому смыслу. Его отец, Василий Глаголев, был отрешен от места «за невоздержание». «Но Серафим, несмотря на его слабость и беспокойный нрав, держал его у себя и всегда показывал к нему редкое в наш век снисхождение и терпение». (Из бумаг Д.Н. Бантыш-Каменского. Письмо И.М. Снегирева от 27 декабря 1846 года // Русская старина, 1904, № 9, с. 660).

2. Московский митрополит Платон (Левшин) (1737-1812) - видный церковный деятель второй половины XVIII века. (См. И.М. Снегирев. Жизнь Московского Митрополита Платона, часть 2-я, М., 1856, с. 66; «Русский биографический словарь» А.А. Половцева, СПб., т. 14, с. 52.)

3. Из бумаг Д.Н. Бантыш-Каменского. Письмо И.М. Снегирева от 27 декабря 1846 года.// Русская старина, 1904, № 9, с.660.

4. Там же, с.661.

5. К. Я. Здравомыслов. Серафим (Глаголевский) //Русский биографический словарь, СПб., т. 18, с. 345.

6. Доц. А. Иванов. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея. Журнал Московской Патриархии, М., 1954, № 4,с. 47.

7. И.К. Смолич. История русской церкви. Репр.изд., М., 1996, с. 212.

8. Записка о крамолах врагов России // Русский архив, 1868, с. 1387.

9. Из записок дьякона Иванова //Исторический вестник, 1905, т.99, № 1,с. 166-172.

 10. Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898, вып. 1, с.15,19.

11. Русский биографический словарь, т.18, с. 344.

12. Святейший Синод и состав его в царствование императора Николая I// Сборник русского Исторического общества, т. 113/1, СПб., 1902, с. 20.

13. Н.В. Сушков. Три митрополита: Амвросий, Михаил и Серафим. Чтения в имп. Обществе истории и древностей. М., 1867, книга первая, с.166-167.

14. Санкт-Петербургские ведомости, 31 января 1843, № 25, с. 118.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Здравомыслов К.Я. Серафим (Глаголевский). // Русский биографический словарь, СПб., т.18, с 344- 345.

2.Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти ХIХ века. Воронеж, 2011г., с.560.

3. Глазева А.С. Серафим (Глаголевский), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский: служение и деятельность. Электронный ресурс: http://eprints.tversu.ru/3597/1/Глазева.pdf

4. Глазеева А.С. Консерватизм в России и Западной Европе. Электронный ресурс: http://www.podelise.ru/docs/index-25542375-1.html?page=4

5. Ю.Е. Кондаков. Архимандрит Фотий и его время. СПб., 2000.

6. Духовно-религиозная политика Александра 1 и русская православная оппозиция, СПб., 1998.

7. Чередеев К. Биография тверских иерархов от начала существования иерейской кафедры. Тверь, 1859, с. 152.

8. С.Г. Рункевич. История минской архиепископии 1793-1832, СПб., 1893, с. 516.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Мария Тоболова
Икона и скульптура
Подобает ли ставить статуи святым
11.03.2021
Император Александр III
Отец страстотерпца Николая II (1845 - 1894)
27.02.2021
Пример любви и верности
Удивительная судьба Маргариты Тучковой (1780-1852)
25.02.2021
Все статьи Мария Тоболова
Последние комментарии
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от учитель
06.04.2021 07:40
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Golzer
06.04.2021 07:28
Киев может «разморозить» конфликт на Донбассе
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.04.2021 07:12
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Апографъ
06.04.2021 07:00
Глобальная нация – навоз для «избранных»
Новый комментарий от bryzgalov-kv
06.04.2021 06:42
«Встань и иди» – кредо Элины Быстрицкой
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.04.2021 06:35