В истории человечества не раз случались события, в результате которых судьбы многих людей коренным образом изменялись. Столь масштабных событий не так уж много и также не много конкретных мест на карте, с которыми можно связать эти события. В данном случае можно совершенно чётко указать: с выстрелов в Сараево история сделала крутой вираж, последствия которого сказываются по настоящий день. Выстрелы прогремели в конкретном месте, называемом ранее Латинским мостом, а затем долгое время Принциповым мостом. Насколько мне известно, новые мусульманские власти снова переименовали мост, что неудивительно, так как покушение на австрийского эрцгерцога совершили в основном сербские националисты, а сербский национализм для боснийских мусульман, что красная тряпка для быка. Если б не ослепление от зоологической ненависти, они могли бы вспомнить, что в организации «Млада Босна» («Молодая Босния») состояли не только сербы, но и мусульмане и даже хорваты.
Убийство произошло 28 июня 1914 года в одиннадцать часов утра. Ему предшествовал целый ряд событий, сложившихся в некую роковую цепь, приведших к столь трагическим результатам, которых не мог предвидеть в полной мере самый изощренный ум, и уж конечно, юноши, почти мальчики из «Млада Босны». Есть несколько версий, объясняющих тайные причины рассматриваемого деяния, но, ни одна версия не является общепризнанной, так как все их авторы принадлежат разным историческим и политическим лагерям и делают, соответственно, взаимоисключающие выводы. Во всяком случае, очевидно, что в убийстве Франца Фердинанда были задействованы весьма грозные и могущественные силы, заинтересованные в развязывании глобальной европейской войны. А в этом случае, как считает современная историческая наука, следы ведут за океан. Именно США была выгодна эта война, как впоследствии и вторая мировая. И, если так, «Млада Босна» стала всего лишь орудием в чьих-то опытных руках. Сам Франц Фердинанд неоднократно заявлял, что желает мира с Россией и пророчески предупреждал: если сербы взбунтуются против австрийцев, их обязательно поддержит русский царь и тогда произойдёт бойня, в которой погибнет и Австро-Венгрия, и Российская империя. Эрцгерцог из-за брака с «худородной», по мнению австрийского императорского дома, графиней-чешкой Софией Гогенберг был лишён возможности унаследовать австрийский престол, но слыл сторонником широкой автономии Боснии и Герцеговины в границах империи, подобной автономии Венгрии. Подозревали также, что он рассчитывал сделать одного из своих двоих сыновей правителем этой автономии. То, что власти Австро-Венгрии держали православных славян в чёрном теле - исторический факт. Аннексия Боснии и Герцеговины Австрией произошла в 1908 году. На этой территории православное население составляло большинство, и именно оно угнеталось в наибольшей степени, между прочим, как и население нынешней Западной Украины. Среди сербов православного исповедания зрело недовольство властью. Приезд Франца Фердинанда был связан с военными манёврами австрийской армии, демонстративно проводимыми на самой границе независимой Сербии, и совпал с праздником святого Витта, весьма памятного и печального для сербов дня - годовщины поражения от турок на Косовом поле в 1389 году, после которого началось турецкое иго. Эта дата всегда отмечается сербами во все времена. Промыслительно: в этот день сербской скорби и печали исполнялось четырнадцать лет со дня заключения брака между Францем Фердинандом и Софией. По правилам, царившим при австрийском дворе, герцогиня София не могла сопровождать мужа на официальных церемониях. Теперь же ей выпал случай нарушить придворный политес и показаться народу рядом с супругом, чем она с удовольствием и воспользовалась.
Когда читаешь материалы по этому делу, безгранично удивляет наивность и неподготовленность заговорщиков и непрофессионализм охраны эрцгерцога. «Млада Босна» возникла в подражание, с одной стороны, «Молодой Италии», с другой - русской «Народной воле» и состояла, как уже говорилось, из совсем молодых людей. Например, Гаврило Принципу было всего 19 лет, что, впрочем, не помешало ему держаться смело и решительно, в отличие от некоторых своих подельников, как во время покушения, так и после - на суде и в заключении. Они-то твёрдо верили, что спасают свой народ, убивая «главного террориста» по объяснению участника покушения Васо Чубриловича, кстати, дожившего до 1990 года. В покушении участвовало шесть человек. У каждого имелись бомба, револьвер и капсула с ядом, который следовало принять при опасности ареста. По версии австрийского следствия покушение курировалось спецслужбами Белграда с привлечением русского резидента, что впоследствии оспаривалось как властями Сербии и этим русским «резидентом», так и в дальнейшем - следствием, проведённым властями Югославии. Как бы то ни было, члены организации едва научились стрелять, пользоваться бомбами не умели вообще, а главное: большинство не подготовилось к покушению духовно, и вообще не созрело для подобного деяния.
О приезде высокого гостя народ был оповещён заранее. Узнать маршрут кортежа тоже не составило труда. На всём его протяжении были расставлены участники покушения, но двое из них спасовали - не решились применить оружие. Сначала подходящий момент упустил Мехмедбашич (мусульманин, самый опытный и старший по возрасту). Затем маху дал Чубрилович. Следующим на пути кортежа оказался Чабринович. Он бросил гранату, но она попала в откинутый и сложенный кожаный верх машины и упала на землю, где взорвалась, ранив двадцать человек. Выстрелить в эрцгерцога Чабринович не успел. Он принял пилюлю с ядом, но она не подействовала, может оттого, что яд подменили. Тогда неудачливый террорист прыгнул в реку Миляцку, сильно пересохшую летом, в которой скрыться ему не удалось. Он был схвачен полицией. Кортеж спешно уехал в ратушу, где эрцгерцога ожидал торжественный приём, но мероприятие, конечно, сорвалось. Удивительно, но после столь трагичного происшествия, власти и охрана, а также сам несколько успокоенный гость не отменили запланированные мероприятия, а решили отправиться с посещением в госпиталь, надеясь, что террористы уже разогнаны и разбежались (наивность или чей-то злой умысел?). Единственная предпринятая мера предосторожности - перемена маршрута, но почему-то этот приказ не объявили герцогскому шофёру. Офицеры охраны ехали в первой и четвёртой машинах, во второй - местные власти, в третьей - эрцгерцог с супругой с губернатором Боснии и Герцеговины Патиореком. Кортеж приблизился к Латинскому мосту, на котором в этот момент находился Гаврило Принцип в совершенно подавленном состоянии, считая, что покушение полностью провалилось.
До последней балканской войны на каменной мостовой Принципова моста всем гостям и туристам показывали отпечатки ног человека, развязавшего Первую мировую войну, то есть Принципа. Я сам не раз стоял на этом горбатом мосту о трёх каменных арках. Видел эти следы и размышлял о том, что было бы, если б не случилось этого убийства. Конечно, наивно думать, что война бы не состоялась. Разумеется, нашёлся бы иной повод. Но, всё могло сложиться иначе: мой дед по матери Владимир Иванович Огнёв мог не попасть на фронт 1 мировой, могло не быть революций февральской и октябрьской, мой дед мог не стать белым офицером, мог не очутиться с Врангелем в Югославии и конкретно в Сараево. Получается, если б не выстрелы Принципа, я бы точно не появился на свет. То есть громадные эпохальные события ломают и коверкают судьбы тысяч, а то и миллионов людей, в том числе рядовых, мало заметных граждан, и несут их, словно мусор, во все стороны, порой забрасывая на край света и предлагая мучительнейшие испытания...
Теперь, по-видимому, отпечатки ног Принципа стёрты, так как поверхность моста покрыли асфальтом.
В отличие от своих подельников, Гаврило не колебался ни секунды. Два выстрела последовали один за другим. Первый смертельно ранил эрцгерцога в шею. Второй - в живот герцогиню. Оба скончались через несколько минут. На суде Принцип пояснил, что вторая пуля предназначалась губернатору Патиореку, и он сожалеет о невольном убийстве матери двоих детей. Воспользоваться ядом Гаврило не успел. На него набросилась толпа и избила так, что ему пришлось впоследствии ампутировать руку. Из этого следует, что эта толпа, скорее всего, состояла из хорватов и мусульман, а не сербов, сочувствующих заговорщикам. Схвачено было шестеро террористов. Троих приговорили к смертной казни, трое других, как не достигшие двадцатилетия, в том числе и Принцип, получили большие сроки заключения от 16 до 20 лет, но на свободу вышли двое: Васо Чубрилович и Цветко Попович. Последнего мне удалось однажды увидеть. Он был знаком с нашей семьёй. Принцип умер в тюрьме. По официальной версии - от туберкулёза. Ну, что ж, в те годы эта болезнь была весьма распространена. Туберкулёзом болел и сам Франц Фердинанд, но в отличие от заговорщиков, он имел возможность лечиться на лучших европейских курортах.
Я не был в Сараево с 1989 года. У меня там нет больше родственников. Могу сказать: слава Богу, что они скончались до последних трагических событий и не увидели братоубийственную бойню последних времён. Но я часто вспоминаю чудесный, уютный, очаровательный город Сараево - родину моей мамы, слышу журчание горной Миляцки и протяжную песню, несущуюся из кафаны под аккомпанемент скрипки и аккордеона, а могучий силуэт Требевича, покрытого густым лесом, нависает над набережной и городом, как сто, и двести, и семьсот лет назад.