Поем тебе, Волга, седьмой десяток лет

К 65-летию Государственного Волжского русского народного хора

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
569
Время на чтение 6 минут

 

Впервые Волжский народный хор увидел «вживую» в начале семидесятых годов теперь уже прошлого века. Было это в маленьком провинциальном городке - в Арзамасе, что в Горьковской, теперь уже в Нижегородской области.

Тогда было принято в летние месяцы проводить по всей стране сборные концерты. Приезжали знаменитые артисты, и чтобы всем хватило места, устраивали концерты на стадионах. Вот и в Арзамасе в теплый июньский день случилось на улицах затишье - казалось, люди, все, как один, из дома не выходили. А они в это время оккупировали городской стадион и смотрели, и слушали Михаила Пуговкина с Зоей Федоровой, аплодировали Ольге Воронец, подпевали «Синей птице».

Среди артистов был и Государственный Волжский русский народный хор. С оркестром, танцевальной группой и раздольными песнями. Не вспомнить сейчас, что именно исполнял хор, но вот их «Самару-городок» затем несколько дней напевали арзамасцы. Меня больше всего поразила частушка, так искренне исполненная певицей:

Кабы я была красива,

Я бы в городе жила.

С ридикюлем бы ходила,

Говорила бы на «а».

И так она выделяла это слово «ридикюль», что не заешь, что это такое, но представить можно - модно это, сверх модно. А уж на «а» говорить - мечта каждой волжанки.

Несколько раз она пела эту припевочку, а люди скандировали; «Еще давай! Валяй сызнова!» А что было делать певице и хору? Пели снова и снова.

Это потом уже, по прошествии многих лет стало понятно: каждый песенный коллектив имел свою неповторимую изюминку. В Омском народном хоре придумали картинку с медведем. Тот танцевал, играл на бубне, веселил артистов и публику, и всем было понятно: пусть люди не верят, что по российским улицам разгуливают медведи. Они если и есть, то вот, смотрите, что вытворяют - народ веселят!

Воронежский хор гордился непревзойденным чудом - частушечницей Марией Мордасовой. Пожалуй, нет у нас в истории национальной песни, когда бы за частушку, и за голос, конечно, присваивалось высочайшее звание народной артистки СССР. Мало того, Мордасова была еще и Героем Социалистического Труда.

Северный хор вообще чудесным образом сохранил архангельское цоконье - цулочки, ведероцко - и плавное фольклорное пение, будто низким северным небом прикрытое.

Сибирский хор выпустил на волю двух прекрасных музыкантов, которые впоследствии украшали, а один до сих пор украшает нашу родную культуру. Я говорю о Валентине Левашове и Викторе Захарченко. Это были и есть знаковые личности, по ним равнялись и продолжают равняться истинные исполнители русской песни.

Конечно же, нельзя умолчать о хоре имени Пятницкого. Как Митрофан Ефимович когда-то собирал по деревням голосистых крестьян, так и потом туда отбирались лучшие         голоса со всего Союза. Тем этот коллектив и славился - Прокошиной, Клодниной, Захаровой, Коток, Подлатовой. Было поразительно видеть, как они - солистки, народные и заслуженные, только что запевали песню, а потом становились в ряд с подругами и пели, как рядовые артистки.

Но этот хор, как и хор Всесоюзного радио и телевидения под руководством Николая Кутузова, находились в двух шагах от Кремля, потому в первую очередь для них открывались лучшие концертные площадки, студии центральных радио и телевидения.

Что еще примечательно: каждый хор вдыхал жизнь только ему присущую песню. Хор Пятницкого, например, «И кто его знает» со старой Смоленской дорогой. В Воронежском солистка Мария Уварова взяла и сочинила «Ой, мороз-мороз». До сих пор никто и не ведает, что это авторская песня - народная, и весь сказ. Омичи прогремели с бродягой, переплывающим Байкал, или Кутузовский хор со звонкоголосой Екатериной Семенкиной - «Огней так много золотых». А к Волжскому хору навсегда приросли незамысловатые страдания «Ах, Самара-городок». Да, сосем недавно это было...

Теперь такого не бывает, теперь на все коллективы, за редким исключением, одни и те же песни: «Когда мы были на войне»,  «Я на печке молотила» да про коня, с которым идет кто-то вдвоем. Будто и нет, и не было никогда истинной народной песни.

Теперь, если и осталось что из прежнего, даже по пальцам не надо считать. На самом деле: если хочешь погубить дело, прерви традицию. Ее и прерывали - или в угоду времени и временщикам, или в погоне за выживанием.

Накануне своего ухода Митрофан Ефимович Пятницкий написал (не могу свидетельствовать точно, до слова, но смысл таков): «Если хор будет петь в ресторанах или стоять на подпевках, уберите мое имя из упоминания. Это уже не мой хор».

Это теперь, а тогда народ знал все государственные хоры. Когда они звучали по радио, все могли узнать их по голосам. Всегда узнаваем был и Волжский хор, родившийся в Куйбышеве, а люди, невзирая ни на что, говорили: «Вон как в Самаре поют».

В 1952 году Петр Милославов, яркая личность в народном искусстве, решился на необыкновенный эксперимент - создать в Поволжье народный хор. В репертуаре, как он считал, должны быть истинно волжские народные песни с необыкновенным голосом волжских напевов. Именно он осуществил уникальную для того времени расстановку артистов на сцене так, что с любого места в зрительном зале прослушивается вся голосовая палитра, все тембры и подголоски, сливающиеся в мощное хоровое звучание.

Милославов каким-то особым образом почувствовал это волжское звучание. Величавая Волга. Бугристое правобережье. Заливные луга левого берега. Необыкновенный звенящий простор. Сама природа породила на Волге природу людского голоса: вместе с привычным народным тембром в песню всегда вплетались академические голоса. Ими изначально владели татары, чуваши, мордва... Как от этого отказаться? Вот и решил Петр Милославов так «заставить» петь хор, что в нем просматривалась удивительная мягкая полуакадемическая манера пения. Один раз услышишь - никогда не забудешь.

И что сегодня особенно радостно: коллектив сохранил заложенные основателем и его последователями традицию народного волжского пения, ни с чем не сравнимое и только этому хору присущее. В этом сила хора и его будущее. Так считают сегодняшние руководители - директор коллектива Виталий Натаров, хормейстеры Елена Каплина, Наталья Кузнецова, балетмейстер Валерий Анучин. Их поддерживают певцы, танцоры, музыканты. Они дорожат наследством, не транжирят его, а преумножают. Подтверждение тому - недавние гастроли в Подмосковье.

Как же я рад был, когда на второй день Всемирного Русского Народного Собора, 2 ноября, замечательна русская певица Татьяна Семушина предложила: «Поедем сегодня в Реутов, там волжане поют». Почему-то мне сразу вспомнился Арзамас, вспомнилось, как в середине сентября группа писателей и артистов участвовала в фестивале «Бородинская осень», и там Таня неожиданно вспомнила давнюю песню и напела ее участникам «Осени»:

Ты скажи, скажи, Волга-матушка,

Из каких глубин начинаешься?

Полноводная, величавая,

Где красы своей набираешься?

Вспомнил и даже услышал, какая чуткая тишина тогда прозвенела в зале. По лицам было видно, насколько трепетно коснулись песня и Танин голос сердец. А эти люди видели и слышали немало прекрасного. А тут полем повеяло, волжская ширь объятия распахнула.

Как от такого отказаться? И мы поехали в Реутов.

Светящая, бесшабашно радостная Москва осталась позади, и мы оказались на затемненных улицах, как когда-то говорили, в рабочих кварталах. Быстро нашли дворец культуры - горожане, сами того не ведая, указали нам дорогу - на концерт шли люди, и по одному, и парами, и целыми группками. Уже одно это придавало радости - публика будет. Какое там будет? Яблоку было негде упасть... Как же, оказывается, недосягаема наша родная песня для коверканья и поругания, если на Волжский хор пришло столько молодежи.

А на сцене - купеческие дома, церковная колокольня, красноватый отблеск солнца в свежевымытых окошках. Уголок самарской улицы. Волги не видно, но ловишь себя на мысли, что этот уголок улицы как раз и сбегает по пологому склону к матушке-реке.

Ох, ты сердце, сердце девушки, не видать мне теперь покою... Песня Дунаевского, ставшая давно уже народной. Певцы хора, стайкой за стайкой, выходят на сцену, завораживая зрителя и мелодией песни, и голосами, и чудной русской картиной. А потом самарские припевки «Где мои шестнадцать лет?», а за ними «Меж крутых бережков». Подоспели танцоры со «Стиркой на Самарке», которых сменила целая песенно-танцевальная картина «Грунюшка».

«Самара - город небольшой». Пел хор рожденную в народе песню, а зрителям все виделось по-другому: огромный город, певучий, талантливый, несмотря ни на что - радостный, счастливый. Как же радовались зрители! У них артисты не выпрашивали аплодисментов, не заигрывали - люди сами, не скрывая радости, благодарили певцов и танцоров, музыкантов.

А как по-другому? За гармониста Дмитрия Данилина и в огонь пойдешь, и в воду. За русского татарина Романа Иброгимова любая бы девка выскочила, настолько он хорош, этот необыкновенный плясун. Да все артисты - украшение русской песни, русской пляски. Почему-то всегда складывалось в народных хорах, что женская певческая группа лидировала. В Волжском хоре все изумительно хороши - что певицы, что певцы, что танцоры, что музыканты. Заглядишься и заслушаешься.

Как же истосковался народ по родной песне!  Как же, оказывается, бережно хранят в своей памяти русскую песню люди, если каждый номер концерта принимался не на ура - со слезами на глазах. Слезами радости и счастья.

Это потом уже, после выступления, люди выходили на улицу и продолжали радостно напевать:

Ростов на Дону,

Самара на Волге.

Я тебя не догоню -

У тя ноги долги...

Государственному Волжскому русскому народному хору исполнилось в этом году 65 лет. Седьмой десяток лет трудится на красавице-Волге этот удивительный коллектив. Он сегодня продолжает верно и достойно хранить заложенные предшественниками традиции и дает нам возможность полюбоваться патриотизмом.

Поклон низкий вам за это, дорогие волжане. Земно кланяемся за радость от напоминания, что мы русские люди - не государевы, а государственные.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Чуркин
Любовь моя – моя Россия
Бородинская осень – 2024
30.09.2024
Верные дети Отчизны
О лауреатах Национальной премии «Имперская культура» 2023
21.01.2024
Шестнадцатый богатырский фестиваль
К открытию Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень»
09.09.2021
Петь русскую душу для русской души
Всероссийский фестиваль духовности и просвещения «Бородинская осень» – 2020
17.09.2020
Это слышать должна вся Россия…
12 апреля – премьера программы Волжского хора «Победоносная весна»
09.03.2020
Все статьи Иван Чуркин
Бывший СССР
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Сегодня мы также вспоминаем академика А.О.Ковалевского, партизанку Е.И.Чайкину, создателя ранцевого парашюта Г.Е.Котельникова и художника Павла Корина
22.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
23.11.2024 07:12
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00