Следить за ценностями

0
390
Время на чтение 5 минут

Это - последняя статья из цикла. Предыдущие материалы: Ценности личные и общественные, Личные ценности - «официальные» и действительные, Персональная мифология.

Мы усваиваем те или иные ценности, и через это формируется наша личность. Услышав вопрос "что ты за человек?", мы даём себе характеристику как человека, придерживающегося определённых ценностей. Мы видим себя носителем собственной "официальной" аксиологии. И ошибаемся.

В народе говорят - со стороны виднее, и что надо смотреть на себя чужими глазами. Но понимая справедливость этого совета, то есть признавая, что с нашей самооценкой что-то не так, мы всё же не можем принять чужое мнение о себе и полностью согласиться с ним. И не без объективной причины. Как бы я ни обманывался относительно себя, всё равно я знаю о себе больше, чем обо мне могут знать другие. Другие люди судят обо мне по косвенным признакам (прежде всего, по моему поведению), у них нет возможности заглянуть ко мне в душу (есть ещё и такая поговорка: «чужая душа - потёмки»). Я же могу обратить сознание внутрь себя и высветить все смыслы, его наполняющие. Могу, но, как правило, этого не делаю.

Чужие глаза видят мои поступки, и на их основании окружающие меня люди делают выводы о ценностях, которыми я руководствуюсь. То есть при взгляде со стороны проступает внутренний семантический контур. Я же сам обычно довольствуюсь мифологическим представлением ценностей из официального контура. Эти два образа (тот, который видят окружающие, и тот, что вижу я сам) могут разниться настолько, что мои высказывания о себе не будут восприниматься всерьёз. Столкнувшись с подобной реакцией, мы, конечно, можем жаловаться, что нас не понимают. Однако более правильно будет провести аксиологический мониторинг и выяснить меру своего заблуждения о собственных ценностях.

Мониторинг начинается с осознания того, что мои ценности мифологизированы. Это - не просто некий тезис, который я должен проговорить. Я должен искренне согласиться с тем, что, какую бы ценность я ни взял, она предстанет перед моим внутренним оком в облаке моего личного мифа (то есть мифа, который присущ только мне). Нет таких ценностей, с которыми было бы "всё в порядке". Семантическая энтропия не знает исключений. И ещё: невозможно "с ходу" оценить глубину энтропийного поражения. Нельзя думать, что я сейчас быстренько во всём разберусь, найду искажения, устраню их, и завтра моё представление о ценностях будет безупречным. Личная мифология - это среда, которая воспроизводится самопроизвольно, - просто потому, что у нас не хватает сил постоянно заниматься наведением порядка в сокровищнице. Анализ и самоконтроль требуют значительных душевных сил; даже единовременно мобилизовать сознание на эту работу весьма непросто. Чем дольше срок, в течение которого мы не упускаем свои ценности из виду, тем сложнее нам это даётся, в какой-то момент они выпадают из нашего внимания и мифообразование начинается снова.

Поэтому надо исходить из того, что мифы неизбежно наполняют наше сознание. В настоящую минуту моё восприятие искажено мифом, и куда бы я ни направил свой взгляд, - на себя ли, других людей, социум, мироздание, - я буду иметь дело не с действительностью, а мифологизированным представлением. Полностью вытравить мифы из сознания - задача малоподъёмная, речь идёт, прежде всего, о снижении степени вызванных ими искажений.

Методы, с помощью которых этого можно добиться, уже были обозначены в предыдущей статье. Но их стоит сформулировать более явно. Основных методов два. Первый метод - инвентаризация ценностей официального контура и диагностика их текущего состояния. Как только я апеллирую к какой-либо из ценностей (употребляю какое-нибудь абстрактное понятие), у меня появляется повод заглянуть под мифологическую оболочку и разобраться, что же я действительно имею в виду под тем, что я так называю. Сначала следует дать честное и по возможности полное определение используемого понятия. Потом надо перебрать в памяти частные случаи и выявить исключения из общей формулы, которые я считаю допустимыми, оправданными или же неизбежными. Затем необходимо попытаться скорректировать формулу с учётом выявленных исключений. Полученный таким образом результат будет отличаться от привычного мифа. Я попадаю в ситуацию выбора: теперь с мифом можно расстаться, поскольку я знаю, где он не соответствует действительности, но можно также попытаться изменить своё реальное отношение к ценности (в первую очередь, пересмотрев список исключений) так, чтобы приблизиться к формулировке мифа.

Второй метод состоит в наблюдении за своими поступками. Цель: научиться ловить себя за руку в тех случаях, когда то, что я делаю, или то, что говорю, расходится с ценностями, которых я придерживаюсь. Обнаружить такие случаи проще, если быть внимательнее к тому, как окружающие реагируют на мои поступки. Обычно мы достаточно болезненно воспринимаем упрёки окружающих, и потому нам указывают на нашу непоследовательность гораздо реже, чем мы её допускаем. Поэтому имеет смысл специально запрашивать обратную связь, особенно от тех, кто к нам расположен и чьё мнение для нас важно. И, конечно, делать это нужно тогда, когда ты чувствуешь себя готовым услышать то, что тебе не понравится.

Установив, что мои поступки не соответствуют ценностям моей "конституции", можно попытаться нащупать второй, скрытый аксиологический контур. Для этого надо задать себе вопрос, а почему я поступил именно так? Чем я руководствовался в своих действиях? Тут уж никто со стороны помочь не может: истинные семантические связи в моём сознании могу проследить только я. Всё будет зависеть от моего желания получить качественный результат и честности перед самим собой. Но и желания недостаточно; нужен навык такой работы. Поэтому резкого перехода в новое качественное состояние не будет, подлинные семантические связи проявятся не сразу, а будут обнаруживаться поступательно, - в соответствии с мерой затраченных усилий на самоанализ.

Наилучший результат достигается при применении сразу обоих методов. Если я буду одновременно разбираться со своими "официальными" ценностями и искать второй аксиологический контур, я возьму свои мифы в клещи, зажму их с двух сторон. Им не останется ничего другого как мало-помалу сдавать свои позиции. Моё сознание будет демофилогизироваться.

Не стоит думать, что демифологизация облегчит жизнь. Скорее, наоборот. Наша приверженность мифам во многом объясняется экономией усилий. Миф, подворачивалось под руку, избавляет сознание от необходимости глубоко погружаться в обработку ситуации. Решения на основе мифа - быстрые, но поверхностные. Демифологизация позволит поднять качество принимаемых решений, сделает их более продуманными и ответственными. Собственно говоря, в этом вся соль: подлинный результат достигается только при контакте с реальностью. С другой стороны, если я ставлю такую цель, которую потом достигну, то и ответственность за процесс и его результат я беру на себя. Чем глубже погружение в реальность, тем острее переживается ответственность. Но ответственность тяготит. Именно поэтому мы так быстро принимаем логику мифа и так мучительно с ней расстаёмся: нам не хочется нести бремя оператора бытия. Мы все хотим ехать, но не хотим везти. Вступая в борьбу с персональными мифами, я уже тем самым "везу": зная, что мои действия не соответствуют моей ценностной "конституции", а сама она изъедена энтропией, уже нельзя списать все неприятности, семантические провалы и отсутствие результата на внешние обстоятельства. Я сам - центр проблем, и то, что касается меня, в первую очередь обусловлено моей внутренней проблематикой.

К этому перемещению ответственности с других на меня надо быть готовым, иначе борьба с собственной мифологией окажется очень короткой. Почувствовав, что уютное состояние, когда я всегда прав, а все вокруг виноваты, уходит, можно запаниковать и бросить все попытки анализа. Но тому, кто решит уклониться от аксиологического мониторинга, следует помнить, что миф, не встречающий сопротивления, будет прогрессировать, приводя к ослаблению контакта с реальностью. Последнее может дойти до полной утраты возможности что-либо изменить в этой жизни - как в своём ближайшем окружении, так и внутри себя.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6., Полтораки:

Но замечу, что круче Ньютона нет никого.. даже во второй половине XX века...

Со своей стороны, готов даже согласиться, однако, вроде, Вы сами говорили на соседней ветке, что в социальных вопросах Ньютон не работает. У Вас тут какое-то внутреннее противоречие.
Кирилл Д. / 23.11.2017, 12:56

6. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Вы, видимо, авторов второй половины 20-го века вообще не читали.

Шутка пошла в зал.. смешно, ей-Богу! Вы, очевидец такой, модернист-модернист. Не буду Вам рассказывать, кого читал - это не Вашего ума дело. Но замечу, что круче Ньютона нет никого.. даже во второй половине XX века... Покруче постмодерниста Барта будет...
Полтораки / 23.11.2017, 10:44

5. Ответ на 3., Полтораки:

Утром в зеркало гляжу, Мониторингом назву Эту пьяную-то рожу Я лицом... переоценю!

Прикольно))) Однако, реакция читателей прямо указывает на правоту автора. Ведь что он, в сущности, сделал? Актуализировал простой и вечный призыв "покайтесь", обращённый к интеллектуальной элите общества на доступном для неё языке. Акцентируя внимания на типичных для интеллектуальной элиты грехах. Вот, для "простого" человека, типичный грех - напиться и драку устроить, например. А для интеллихента - устраивать разные семантические извращения и искажения. И что автору отвечает на это читатель, к которому обращён его призыв: "Да пошёл ты со своей либеральной похабщиной! Небось, даже Юнга не читал, а туда же!" Но вы оба продолжайте-продолжайте, мне, как человеку тёмному, интересно умных людей послушать. Юнг, Барт, коллективное бессознательное, конфликт интерпретаций... Бальзам на душу. Отдыхаю, глядя на вас, а то на соседних ветках сплошная ругань. А тут хоть культурно и умные слова говорят. )))
Кирилл Д. / 22.11.2017, 17:34

4. Ответ на 3., Полтораки:

Миф - это "коллективное бессознательное" по Карлу Юнгу

Юнг писал до идеи конфликта интерпретаций. Сегодня правильнее опираться не на Юнга, а пользоваться разработкой понятия мифа, например, Ролана Барта ("Миф сегодня") Миф - вообще-то инвариант

Инвариантов внутри индивидуальной психики нет, разве что априорные кантовские категории. Но это, скорее форма, а не содержание. Содержание же всегда индивидуально. Вы, видимо, авторов второй половины 20-го века вообще не читали.
Андрей Карпов / 22.11.2017, 14:35

3. Re: Следить за ценностями

Слава Богу, что статья последняя.. Я хоть и не культуролог, но чую, что вульгарностью и либеральной похабщиной от резонерских рассуждений автора разит за версту. РНЛ больше публиковать, очевидно, нечего... Во-первых, нет "личной мифологии", ну или она в голове у Карпова. Миф - это "коллективное бессознательное" по Карлу Юнгу. Для Карпова не авторитет, ясен арафат. Едем дальше. Во-вторых, про переоценку. Интересно, с какого бодуна мы мифы того.. набрались наглости переоценивать? Миф - вообще-то инвариант - и переоценке не подлежит. Как нельзя переоценивать фуундамент дома, в котором живешь... Казалось бы.. Но не для Карпова, ему всё нипочем и мифы по колено.. Переинтерпретирует под себя всё, что угодно - по самое небалуй! И вдобавок обзовет это гм.. наукоблудие - мониторингом! А чо стесняться-то, в самом деле: Утром в зеркало гляжу, Мониторингом назву Эту пьяную-то рожу Я лицом... переоценю! Мы так и не поняли, что своим циклом нам завещал автор? Бороться с тараканами в отдельно взятой голове? А смысл!? Может, сразу того.. галоперидола ударную дозу, дабы выжечь фармакологией личную мифологию и дать волю тараканам!?.. А то.. семантические провалы, полюса и тропики вдобавок.. - ишь ты, взяли моду! Погрязли в семантике, не вкумекивая смыслы семантических мантр.. Танцы с бубнами - вот она, пресловутая «личная мифология»!
Полтораки / 22.11.2017, 13:44

2. Re: Следить за ценностями

Всё вроде правильно. Но в общем и целом. А был бы неплох какой-нибудь case study, как любят наши "стратегические партнёры" - сопровождать простыми и понятными примерами любой тезис. И вот тогда "всё не так однозначно" оказывается. Вот, к примеру, человек считает патриотизм безусловной ценностью, которой надо следовать, а себя патриотом. И тут он начинает честно смотреть на вещи и думает: "А какой я, на фиг, патриот? Только на словах. А на деле в компании я работаю немецкой, сбережения храню в валюте американской, машина у меня корейская, а на курорты отдыхать я езжу турецкие". И из этого осознания возможны четыре выхода: 1. Человек начинает всё это в своей жизни менять. Это самое трудное. Это действительно чревато для него большими осложнениями жизни - не только его, но и его семьи. Прежде всего, в том, что связано с работой. 2. Он компенсирует это каким-то патриотическим действием. Не обязательно на каком-то государственном уровне, а, скажем, просто как-то дополнительно помогая ближним. Одновременно с этим отказываясь от чего-то иностранного, что не так болезненно. Скажем, отдыхать ездит теперь в Крым и пересаживается на "Ладу". 3. Он убеждает себя, что он и так патриот и приносит пользу Отечеству, даже работая в иностранной компании. Например, он же продвигает на просторах Родины какие-нибудь передовые технологии и знания. А, работая на "родного" олигарха, он больше пользы не принесёт, а то и меньше - всё это, скорее всего, не на пользу Родине пойдёт, а в офшоры этого олигарха. 4. Он убеждает себя, что патриотизм, в общем-то, сам по себе миф и химера. И он, будучи православным христианином, легко докажет это, опираясь на Священное Писание. Христос и апостолы ничего о патриотизме не говорили, тем более, никакой России тогда и не было вовсе, и т.д., и т.п. Аргументация эта тоже хорошо известна. В общем, непросто, но, справедливости ради, "вас предупреждали": "Не стоит думать, что демифологизация облегчит жизнь. Скорее, наоборот". Спасибо, честно сказал.))) Добавлю ещё, что побочный эффект может быть не только в осложнении собственной жизни, но и в опасности, при (слишком рьяной) "деконструкции" какого-то одного личного мифа, впасть в какой-то другой, не исключено даже, что ещё худший, чем был.
Кирилл Д. / 22.11.2017, 12:06

1. Re: Следить за ценностями

=Мониторинг начинается с осознания того, что мои ценности мифологизированы. Это - не просто некий тезис, который я должен проговорить. Я должен искренне согласиться с тем, что, какую бы ценность я ни взял, она предстанет перед моим внутренним оком в облаке моего личного мифа (то есть мифа, который присущ только мне)= Лечения алкоголизма должно начинаться с честного признания собственной алкогольной зависимости. Не, всё правильно, шутки шутками, но так оно и есть.
Кирилл Д. / 22.11.2017, 11:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Советский недобиток
24.07.2024 17:06
Слово о победоносном Суворове
Новый комментарий от Человек
24.07.2024 16:22
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
24.07.2024 15:48
Русская история едина
Новый комментарий от р.Б.Алексий
24.07.2024 15:26
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.07.2024 15:20
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Апографъ
24.07.2024 13:53
В вопросе о «екатеринбургских останках» нельзя допустить ошибку
Новый комментарий от Фиалковский
24.07.2024 12:27