О зеркале тролля

Эстетика безобразного в современном искусстве

0
1258
Время на чтение 4 минуты

Если свет, который в тебе тьма, то

какова же тьма? (Мф. 6:23)

В последнее время как-то особенно откровенно происходит мировоззренческое размежевание в обществе. О конфликте между консерваторами и «творческой интеллигенцией» не говорит только ленивый, волны его достигают самых высоких трибун.

Трудно остаться равнодушным к тому, что происходит. «Альтернативное искусство», «андеграунд», «арт-хаус» - эти направления, хоть и претендуют на статус передового в искусстве, явно не для непосвященных, не для людей, выросших в традициях классической христианской культуры, чтобы понять в них что-нибудь, нужна не только идеологическая подготовка, нужно еще нечто такое в душе, что отзывалось бы, впитывало эти смыслы и было бы готово с ними сродниться.

И хоть оно глубоко чуждо русской культуре, выросшей на почве православия, но какая-то заноза не дает покоя, не позволяет просто и легко выбросить это из сознания, просто отвернуться, чтобы эта нежить не лезла в душу - ведь тяжко терпеть волны смрада, которые от нее исходят. Теории о современной эпохе постмодернизма интересны, может быть даже полезны, но абстрактны, они объясняют общественные явления, но не дают понимания того, через какие щели чужое проникает в душу и заражает ее. Оно, это беспокойство заставляет наблюдать за некоторыми персонажами, принадлежащими к тем, кто поет и пляшет в этой круговерти.

Недавно я наткнулась на интервью одной т.н. «звезды» нашего арт-хаузного кино, актрисы «Гоголь-центра» - Юлии Ауг. Слушать его было тяжело, потому что все, о чем она говорила как о близком себе, мне было просто гадко. Но пользу я получила - пазл, как говорится, сложился.

В заголовок интервью вынесена ее фраза: «Эстетика безобразного - это то, чего мне не хватает в нашей культуре». Разговор строился вокруг ее, как было заявлено, «протестного плей-листа» - образцов того, что называют современной музыкой, а лейтмотивом своей жизни и симпатий она обозначила протест, разумеется, против системы, которая либо встраивает личность кирпичиком в свою стену, либо ломает ее. Ну, и дальше - восхищение рэперами и прочими подобными им стенобитными орудиями, бьющими в государство, традицию, Церковь. Истово засвидетельствав свою преданность Серебрянникову, с надрывным пафосом заявила: «почему-то современный театр, живой театр, который разговаривает понятным, современным, своевременным языком со зрителем, стал тем объектом, который государственная машина хочет уничтожить».

И вот слова о необходимости эстетики безобразного для меня стали ключевыми. Дама лицемерно объясняет свое утверждение ни много ни мало милосердием к тем, кто оказался таковым с физической стороны, она считает необходимым «абсолютное приятие всех человеческих проявлений, форм, и делать их предметом рассмотрения и получения удовольствия на экране». И сцены, добавлю, - опыты Серебрянникова и ему подобных тому красноречивое подтверждение.

Вот такая идеология. Начало осознания себя как личности - протест, эстетика безобразного - итог. Обезбоженные и замороченные души убеждают с предоставленных им площадок, что сладострастное всматривание и смакование уродства, извращений, жесткости, кощунства есть лучший путь к правде.

Гоголь-центр!.. Как в «Вие» заброшенная церквушка стала обиталищем нечистой силы, так в стенах театра, носившего имя писателя, теперь пляшет нежить. Какова мистика!

Заноза, о которой я сказала в начале - это чувство причастности этой болезни души. Склонность к протесту молодости воспринимается как общее место, даже объясняется повышенной чувствительностью ко лжи и лицемерию взрослых, тягой к новому и прогрессивному. Хотя непонятно, как человек, только вступающий в жизнь, попросту не имеющий знаний о ней, может судить об отжившем, о новизне и прогрессе. И вот эти-то необоснованные претензии невоспитанных Истиной Христовой душ становятся крючком, на который отец лжи и первый протестант уловляет их. Без Бога протест становится беспредметной мятежностью, претензиями на исключительность, тягой к сумрачной фантазии - и понеслось, как снежный ком с горы. В классической культуре этот механизм действовал через романтизм. Помню, помню свою тягу к нему - "Манфред" (поэма вместе с увертюрой Чайковского), "Каин", "Демон" - ведь они воспринимались как положительные образы (прости, Господи!). Обольщая отблесками красоты и гармонии классической традиции, они увлекают незащищенную душу - и вот молодой человек нацепляет на себя их маску, а сбросить ее потом удается далеко не всегда. И маска оказывается уздечкой, за которую влекут в ад. Благо тому, кто остановится на этом пути; не остановившиеся творят современное пост-модернистское искусство, имея суфлером Сатану. Так протестующие против лжи оказываются ее рабами. Впереди - извращения, безумие, распад.

Мы не должны обманываться глубокомысленными наукообразными разговорами о пост-модернизме как этапе развития культуры, с христианской точки зрения тут все ясно. И лучше всего описал это Ганс-Христиан Андерсен в «Снежной королеве». Те, кто именует себя творцами современного искусства, носят в глазах и сердцах осколки зеркала тролля-дьявола: «в нем все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Самим Творцом».

Мы не услышим от них ни слов, ни звуков, связанных гармонией, не услышим музыки, хранящей мелодику народных напевов, тихая прелесть родных пейзажей не вдохновляет их. Здоровое искусство есть, но оно загнано в подполье, объявлено вне мейнстрима культуры, и не подпускается к формированию культурной атмосферы общества, блокируется на дальних подступах.

Горько, что государство, призванное защищать жизнь и быть удерживающим, боится открыть глаза и назвать врага, признать, что это не современно искусство - это искусство Сатаны. Наверное потому, что стены в коридорах и кабинетах власть предержащих имеют свойства этого зеркала, а в душах людей, воспитанных на почве чужой и безбожной культуры - ледяные, все искажающие осколки.

В сказке в лютый холод Герда спасается молитвой «Отче наш», буйные ветры усмиряет молитвой, а вернувшиеся домой дети видят в нем бабушку, читающую Евангелие.

Только Церковь Христова, а для нас, русских - православная культура с ее теплом и светом, героикой и жертвенностью могут защитить молодого человека.

«Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было противостать против козней диавольских» (Еф.6:11).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: О зеркале тролля

Нет, автор, нет. Да, автор, да, Вы правы - они показывают сатану. Так а почему же не правы вы, и правы они? Потому, что мы называем себя Традицией, а не видим и не понимаем, что Традиция оказалась в плену. Хлопаем ресницами, но не взлетаем! Ошибочка! На уровне мировоззрения! Традиция в плену не у сатаны, а у Антихриста! А ни Вы, автор, ни кто другой в Традиции, не видите разницы между сатаной и Антихристом. Не понимаете разницы! То есть, находитесь в плену метафизической ошибки, до сих пор. ДО СИХ ПОР! Как и в начале века двадцатого. Вот поэтому они нам и Вам показывают сатану, ибо это - старье... И мы, как Традиция, будем пролетать как фанера над Парижем. Потому, что боремся с сатаной, а Антихрист только улыбается этой борьбе, которая дает ЕМУ силу. Вы думаете, что боретесь с ними, с сатаной, а сами помогаете тайне Антихриста!
Бондарев Игорь / 12.11.2017, 07:23

1. Re: О зеркале тролля

Полная и вопиющая безграмотность власти в культурной политике делает возможным проявление всего уродливого, мерзкого и кощунственного в изобразительном искусстве, на сцене и на экранах...
Иван Ледоруб / 11.11.2017, 07:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Коппер
В зеркалах
Жизнь без Бога напоминает игру иллюзий в детском калейдоскопе
27.12.2023
«Права человека»...
Или противостояние Богу?
23.06.2023
Все статьи Лидия Коппер
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31