«Русская песня - это мудрость...»

Беседа с певицей Ириной Леоновой

 

Великий Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов († 1998) в своих дневниках писал: «В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня. Под песни пеленается, женится и хоронится Русский человек, говорил Гоголь. Теперь: Русский человек пляшет под чужую дудку и хоронится под чужую музыку. Распространенное в наши дни стремление окарикатурить Русскую песню, Русскую интонацию, шутовство, переходящее в ерничество. Этого как-то было слишком много. Приелось это желание унизить Русское, „идиотизм деревенской жизни", по выражению одного немецкого профессора. Новая жизнь, новые моды, новые песни, к сожалению, очень скучные, бездушные, серые какие-то. Народная песня исковеркана, опохаблена, лишена естественности, красоты, правдивости...»

Несмотря на истинность этих горьких слов, в наши дни, милостью Божией, еще есть исключения - так, недавно мы открыли для себя Ирину Леонову, «певицу Святой Руси», творческого человека, работающего в жанре Русской народной песни. Ирина Николаевна - лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, доцент, старший преподаватель Московского государственного института культуры. Встреча с ней подарила нам радость общения с глубоко родным по духу единомышленником, а также четкое сознание правоты общих целей, значимости полагаемых трудов и большое воодушевление. На ум пришли знаменитые строки А. Майкова:

Не говори, что нет спасенья,

Что ты в печалях изнемог:

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

 

ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИИ

 

- Ирина Николаевна, в одном телеинтервью Вы заметили: «Русская песня - это мудрость, которая приходит с годами». А как это случилось у Вас самой?

 

- Можно сказать, что мне повезло - любовь к Русской песне пришла ко мне не в зрелом возрасте. Я родилась в Русском городе Иванове, в музыкальной семье и, соответственно, росла, училась говорить, мыслить и петь - одновременно. И была уверена, что так - в каждом доме! Только с возрастом поняла, какое это счастье. Что не каждому это суждено, но, по большому счету, такая объемность миропознания должна быть нормой. Потому что человек рождается уже с восприятием звуков: в утробе матери, когда она поет,  он слышит биение, ритм ее сердца. А после рождения - колыбельную, в том, родном ребенку и маме метроритме, который впоследствии он уже ни с чьим не перепутает...

 

- А если мать не поет колыбельные?

 

- Вот это - печаль нашей современной жизни. К сожалению, в сегодняшнем мире не считается необходимостью воспитание в человеке культуры, которая начинается в том числе с музыки. Ведь музыкальные традиции - это часть жизни, часть быта. Взять, например, календарный год - он всегда у нас в России проходил циклично: от Пасхи до Рождества, от Рождества до Пасхи. Народ так жил, и это было естественно, наравне с: солнышко взошло, солнышко село. Люди занимались благородным трудом, в гармонии с землей, с природой, и у них не возникало мысли «гадить» на своей земле. А сейчас это уже в порядке вещей, люди, дети совершенно оторваны от традиций - бытовых, календарных, культурных...

Нам активно прививается антикультура, которая не взращивает духовно и не ведет к чему-то светлому, доброму, а наоборот - направлена на разложение личности. Это - индустрия развлечений, формирующая в человеке низменные качества. Собственно, в противостоянии ей я и вижу первоочередной смысл своей деятельности - концертной и педагогической.

 

ПЕСНЯ КАК ПРОПОВЕДЬ

 

- Расскажите, пожалуйста, сначала о Ваших концертах, о песенном творчестве.

 

- Сольные выступления - это дело моей жизни. В самом начале творческого пути какое-то время я пела в монастыре, в церковном хоре. Но там мне сказали: у тебя - другая миссия, ты одна своими концертами, песнями, может быть, больше людей к Богу приведешь, чем вот так - стоя во втором ряду шестой слева... Так оно и вышло... У меня нет случайных произведений: исполняю все то, из чего, можно сказать, состою. Особенно ценным считаю духовный репертуар, в свое время благословленный приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Некоторые недоумевают: как ты устраиваешь концерты, у тебя ведь нет директора, импресарио и т. д.? Да все просто! Как батюшка когда-то благословил: «Если тебе звонят с предложением, во-первых, спрашивай: тебя там ждут с твоей программой? Если да, то соглашайся, а потом уже узнавай, где, когда, как...» Вот так я и живу!

Были концерты и за границей - Америка, Германия, Израиль, Венгрия - я со своей программой Русской духовной культуры собирала огромные залы, где зрители плакали от умиления и восторга... Но больше всего мне запомнилась поездка сразу после Америки в мордовскую тюрьму, к женщинам-убийцам, девочкам несчастным. У одной отчим пьяницей был, другая за маму заступилась, и они стали убийцами - искалеченные души и судьбы. Батюшка местный потом признался: «Я два года ходил, с каждой переживал ее трагедию, ее боль, но они никак не могли прийти к тому, чтобы покреститься. А Вы дали концерт - и у меня очередь!»

А госпиталь! Ребятки после Чечни, без рук, без ног - послушали, поплакали, тоже креститься пошли, и у многих жизнь наладилась! Один безногий молодой врач - добровольно поехал в горячую точку спасать солдатиков, лечить раненых и сам пострадал - потом рассказывал моей знакомой, как у него после этих событий все переменилось. Нашлись спонсоры, открыли ему диагностический кабинет... Благодарил, вспоминая: «Я жить уже не хотел, но услышал песню „Житейское море" и воспрянул: а чего это я сдался-то?!..»

 

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

 

- А преподавательская работа?

 

- Уже 30 с лишним лет, параллельно с сольным творчеством, я работаю в Московском государственном институте культуры. По всем материальным параметрам мне это невыгодно: очень ответственно и хлопотно, отвлекает от концертов, гастролей. Но уходить оттуда я не имею права - батюшка-духовник говорит: «Это тоже твое поле - поле брани, служение. Если есть студенты, и они тебя ждут, тебе верят - надо нести свой крест».

 

- А они действительно ждут и верят?

 

- Конечно! Столько было пережито ситуаций с учениками - их взросление, становление, ошибки и покаяние... И хочется надеяться, что хоть нескольким я - не я, через меня Господь! - помогла в жизни!..

У меня три потока лекций плюс индивидуальные занятия. Есть ребята, которые продолжают уже мою традицию. Есть девочки, которые «просто» вышли замуж, стали хорошими матерями, поют своим детям и где-то в музыкальной школе еще преподают. И это на самом деле не «просто», а много значит! Некоторые ребята открыли свои отделения. Например - на полярной земле Салехарда. Т. е. от дальнего Севера до южных границ России появились продолжатели, которые профессионально занимаются Русской песней, и мне за них точно не стыдно... Учатся у нас и парни, и девушки - очень неплохие ребятки, как сейчас говорят, «нераспиаренные», но талантливые, и им надо помогать! Им надо «дорожку направить»!

 

- Как Вы у них формируете нужные ориентиры в области музыкальной культуры?

 

- На начальных курсах я говорю о том, что прежде всего надо научиться пониманию культуры как таковой - научиться отличать хорошее от плохого. Очень большое искушение для них, если человек внешне привлекательный, голосистый от природы, и ему внушают: с такими данными ты должен быть успешным, богатым. Подобные ориентиры, понятно, для православных людей неприемлемы. Приходится объяснять понятие служения - то, что ты свой талант от Бога получил даром и, значит, будь любезен использовать его во благо, а не для обогащения и удовлетворения низменных потребностей. Вот если это студент услышит и воспримет, то за его дальнейший личностный и профессиональный рост можно не безпокоиться.

Но, к сожалению, слышат не все. Есть такие, кто приспосабливается, может «по головам пойти», начинает «прыгать» от одного преподавателю к другому - лишь бы «стать звездой». А что такое «стать звездой»?! Наверное, в начале обучения и нужно помочь им определиться: кем ты хочешь стать? Бывают люди зрелые, но еще до конца не понимающие, чего они хотят, к чему стремятся, в чем видят смысл своей жизни. Мне жалко таких людей: это как «слепой ведет слепого». Надо же видеть свет, идти на него, понимать свое предназначение. Не зарыть данный от Бога талант, не растратить его впустую... Многие этого не осознают и живут нелепыми современными штампами: если ты такой умный, то почему такой бедный? - и т. д.

Вот самое сложное: вместе со студентами, с каждым учеником, разобраться с главными жизненными вопросами и этими шаблонами. Но потом, когда уже устанавливается контакт - студент понимает меня, я понимаю его; он мне доверяет, я верю в него - начинается отрадный, хотя и трудный, конечно, процесс возрастания...

 

- А как Вы учите различать «хорошее» и «плохое»?

 

- А это просто в процессе работы выявляется - например, когда студент мне приносит понравившееся произведение. Ну, говорю, давай обсудим: почему нравится? Есть разряд просто технических вещей, пустых по смыслу, духовно ничего не несущих. Какие-то эффекты, эквилибры с голосом, вокальные приемы из англо-саксонской культуры - и что, зачем нам это брать? Или - если иностранный текст, я всегда предлагаю: давай сделаем перевод - о чем это произведение. Начинаем переводить, и студент сам понимает: «Белиберда какая-то». А я ему: «И ты это хотел петь?!» Помню, одна девушка при переводе обнаружила, что текст - от лица мужчины, с неподходящим характером и смыслом. Говорю ей: «Ну, ты подумай». Она согласилась: «Да, Ирина Николаевна, я была не права!»

А когда предлагаешь, например, стихи Ахматовой, положенные на музыку, романс, они проникаются: «Да-а-а, вот это слово...» И начинают размышлять... И ты становишься свидетелем, как ученица постигает великую поэзию - не только музыкальное, но и литературное искусство, составляющее золотой фонд нашей культуры.

При этом песни вроде «поцелуй меня везде, восемнадцать мне уже» мы не будем петь никогда! Такие произведения не соответствуют никакой культуре вообще, хотя - парадокс! - звучат сегодня из всех «утюгов»! Поэтому наша задача - защищать своих студентов от убийственного безкультурья.

И надо еще, чтобы будущие артисты понимали, что недопустим такой фатализм: я вынужден был это (греховное) делать. Нет, перед каждым человеком любой профессии всегда стоит выбор - соглашаться или нет. А перед поющими - особенно, потому что ты - проповедуешь, ты выходишь на сцену и обращаешься ко многим людям, они тебя слушают, - это великая ответственность! За каждое слово мы будем отвечать перед Богом!

Поэтому важно нравственное воспитание. Ведь молодежь вырывается в Москву из своих маленьких городков; они уезжают от родителей, от своего узкого круга знакомств. И столица со множеством ее соблазнов может их просто «раскатать», этих провинциальных ребяток, открытых и искренних... Поэтому здесь мы - больше, чем учителя. И поддержку нам искать негде - государство с этой функцией, могу сказать по опыту, не справляется, воспитанием подрастающего поколения не занимается, - только Господь Бог!

 

«МЫ НА КРАЮ ПРОПАСТИ! НО МЫ - РУССКИЕ!»

 

- В чем причина такого положения?

 

- В сегодняшней системе потребления. Обезпечение работников культуры происходит по остаточному принципу. Я уж не знаю, как там в целом по России, но сужу по своим зарплатам на протяжении всей жизни. Говорят, что самые незащищенные слои населения - это учителя, врачи и работники культуры. Так вот, из них последние - самые незащищенные. Но я могу процитировать ту же Ахматову: «Я не плачу, я не жалуюсь...» Я занимаюсь любимым делом, получаю удовольствие от прекрасного, интересного, и это компенсирует мне материальные трудности. Но к такому отношению нужно было еще прийти! Потому что иногда дебет с кредитом не сходятся - и откуда деньги берутся, непонятно! Но получается, что чем больше ты сжат в возможностях, тем четче осознаешь, что без Божией помощи - никуда: ни петь, ни выступать, ни детей воспитывать...

 

- Т. е. Ваш ответ на вопрос о противостоянии культуре потребления таков: «Мы на краю пропасти! Но мы - Русские! С нами Бог!»? (Слова А. В. Суворова на военном совете в рамках героического похода Русской армии через Альпы, когда наши войска оказались в окружении превосходящих вражеских сил. - Примеч. ред.).

- Да, в любую трудную минуту, даже если рядом не было совсем никого, я всегда знала, к Кому могу обратиться за помощью. Это убеждение двигало мной, когда, будучи комсомолкой, в 15 лет я пошла креститься... Но думаю, что сегодняшней молодежи во многом еще сложнее, чем нам тогда. Вижу, что творится сейчас в образовании - какие учиняют над нашими учениками эксперименты: ЕГЭ, Болонская система... Учителя жалуются: «Что за ужас?!» А их никто не спрашивает, им навязывают стандарты «сверху». И мы начинаем экспериментировать над душами, над светлыми умами наших детей. Это - недопустимо! Если бы я была как-то приближена к Минкульту - уж не промолчала бы! Но поскольку выступать с высоких трибун возможности нет, то я и стараюсь доносить то, что хочу сказать, через песни.

 

ПОЧЕМУ?

 

- А что Вы как работник культуры думаете о нашумевшем фильме А. Учителя «Матильда»?

 

- Будучи человеком творческим, я с трудом сдерживаю эмоции. Еще труднее мне понять, почему взрослым людям нужно здесь что-то объяснять?! Не замай (не трогай, устар., - примеч. ред.) своими грязными руками святой образ!!! У меня в репертуаре есть песни о Государе. Так вот, я брала благословение даже на то, чтобы просто произносить их святые имена - Царя Николая II и его Августейшей Семьи. Петь о них всегда трепетно - это большая ответственность. А тут снимают фильм, в основе которого - лживая скабрезная история... Зачем ты выбрал святых?! Тебе что, славы, денег не хватает?! Иди в храм и покайся перед иконами Царя-батюшки за то, что ты дерзнул пригласить актеров, которые не имеют права и прикасаться к святым образам!

К сожалению, в наши дни попраны элементарные понятия: уважение к святыням, к Родине, к старшим... Немудрено, что меня в метро 10-классник толкает локтем в грудь, может отшвырнуть и пойти дальше. А почему? Да потому, что разрешены к показу такие фильмы об истории и наших святынях - оскорбляются идеалы, растаптывается память предков. Даже если он как режиссер что-то ценное когда-то сделал - это не значит, что теперь он имеет право очернять святые имена! Не надо глумиться над историей России! «Русь называют Святою» - так было, есть и будет вовеки!

 

- Однако фильм А. Учителя финансировался из бюджета. И буквально на днях я прочла, что Минкульт решил выделить режиссеру еще 35,5 млн рублей на съемку новых картин. Как Вы считаете, поддержка на государственном уровне подобного творчества и иного «современного искусства» при очевидном притеснении Русской культуры - что это?

 

- Я отвечу с помощью примера. Когда современный человек соприкасается с глубиной наших народных шедевров, то он уже не может оставаться таким же, как прежде, до обращения к этому материалу. Так, одно время мне довелось руководить детским фольклорным коллективом. Тогда я была молодой, у меня тяжело болел ребенок, и о Русской культуре с учениками мы совсем не беседовали, просто пели. Но я видела, как через год-два занятий дети буквально преображались - другие глаза, другие вопросы. Один мальчик как-то подошел: «Ирина Николаевна, я тут накануне экзамена зашел помолиться в храм, и у меня заболела голова... Наверное, я очень грешный?..» - и так смиренно опустил глаза. А ведь я вообще ничего не рассказывала им о вере, о духовной жизни - даже намека не было, они просто исполняли старинные народные песни! Вот и все, вот оно, воспитание!

Т. е. из этого понятно, почему враги так уничтожают нашу культуру, хотят лишить нас нашего языка, нашего Русского национального творчества. Да потому, что оно воспитывает в Русском духе, в Православии! Ребенок просто два года попел Русские песни - а у него понятия православные в крови, и они пробудились! Все, ему уже не нужно объяснять самое главное! Этот мальчик теперь никогда не ткнет бабушку локтем в грудь и не будет сидеть, развалив ноги, если перед ним стоят старшие...

 

«НЕ ЖДИТЕ СКОРБЕЙ!»

 

- Что Вы пожелаете нашим читателям?

 

- Для православного человека суть происходящего очевидна. Мы - малое стадо. Мир нас ненавидит и строит козни...

Мне вспоминается такой случай - первая поездка за границу на Международный конкурс. По прибытии нашему коллективу духовной музыки (а нас было-то всего пять человек) сказали: «Вы знаете, вот тут у нас для американцев две гримерки, тут - для японцев две, а для вас нет ни одной. Идите переоденьтесь в туалете, вы же из России». Вот тогда меня встрепенуло: я поняла, что приехала не на фестиваль, а на духовную войну, и внутренне настолько собралась, что мы там «порвали» всех, взяли гран-при и уехали! И на обратной дороге я размышляла: если бы нас с этой гримеркой так не унизили, то, наверное, мы были бы расслабленные, в эйфории - «всех люблю», сыграли и спели бы «сладенько» и не завоевали никакого места... И вот это состояние меня сопровождает на многих концертах: когда чувствую сопротивление, что что-то не складывается - мобилизуюсь, происходит мощнейшая концентрация, так взмаливаешься, чтобы «пробить» все преграды! Появляются крылья и сила! Считаю, что для Русского человека действительно должен «грянуть гром»!

Но гром уже гремит, выньте «бананы»-то из ушей! Не ждите скорбей, не ждите - можете не успеть! А мы наступаем в очередной раз на те же грабли: сначала позволяем врагу действовать, потом он с нами творит что хочет, а мы вопием: «Как?», «Почему?», «Наша страна!», «Наш великий народ!»... А где ты был, когда твой великий народ распинали? Что ж ты молчал?!!

Но волю Божию и Покров Божией Матери от России никто не отнимет - в этом я не сомневаюсь. И мне жалко всех тех людей, которые глумятся над нами и досаждают нашей стране, когда они в конце своей жизни все-таки поймут, что им не уйти от ответа пред Богом. А нам надо быть бдительными, мудрыми, потому что отступать уже некуда. 2017-й год - для России не простой. От каждого из нас многое зависит. Будем надеяться, что гремящий гром «сработает», и Русский мужик перекрестится!

 

Беседовала Анастасия Державина

Источник: газета «Православный Крест», № 19 (187) (от 1 октября 2017 г.)

 

Видео с песней Ирины Леоновой о Государе

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Русская песня - это мудрость...»

Сердечно благодарю Ирину за верное служение Отчизне! Спаси Господи!

Анастасия Державина
Святитель Игнатий – апостол наших дней
Беседа с благочинным Троице-Сергиевой пустыни
07.12.2018
Расчеловечивание на марше: что происходит с нашим образованием и со всеми нами?
Интервью с аналитиком о современной школе, цифровизации жизни, духовной брани и отговорках
28.09.2018
Все статьи Анастасия Державина
100-летие революции 1917 года
Как большевики с «февралистами» дружили
Неокоммунистические мифы
16.02.2021
Злая ирония судьбы
Один из первых новомучеников и исповедников ХХ века
07.02.2021
Спор о казачьем сепаратизме
Нам надо преодолевать крайности «красно-белого» противостояния и вырабатывать русский взгляд на Гражданскую войну
05.02.2021
Все статьи темы
Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя
«Приговор Платонову — приговор русскому народу»
Сам факт суда над Олегом Платоновым и вынесение позорного приговора – это поругание чести и достоинства русского народа…
24.12.2020
Роль целеполагания в киноискусстве
Или как создавать шедевры кино
30.11.2020
Учитель, Серебренников, Добрынин и Виктор Цой
О подоплёке скандала вокруг фильма о знаменитом рок-музыканте
05.09.2020
Где режиссёр Учитель - там скандал
Если власть не отреагирует на беспокойство родных Виктора Цоя, может появиться очаг социальной нестабильности
01.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Есть ли у Европы шанс выжить?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
20.02.2021 19:44
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Анатолий Степанов
20.02.2021 19:18
Как большевики с «февралистами» дружили
Новый комментарий от Сергей Швецов
20.02.2021 17:55
Россия в романе, в дебатах и в поисках пути
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.02.2021 17:51
Храм на Крови
Новый комментарий от Наталья Сидорина
20.02.2021 15:16