Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Часть 2. Материалистический подход к понятию «психика»

Петр Добросельский 
0
06.09.2017 1703

Часть 1

«Человек и создан Творцом телесно - духовным существом, а потому и все его отправления, пока он живет на земле, носят на себе характер этой телесно - духовности, посему и душа, и тело взаимно действуют друг на друга» (прот. Николай Малиновский) (18: 187)

§1. Материалистический подход полагает жизнь свойством неживой материи. Другими словами, свойством определенного сочетания атомов[1]. Свщ. Чельцов пишет: «Едва ли в другом каком учении о мире можно найти такое громадное скопление противоречий; из мертвого (из атомов) - жизнь, из бесчувственного - чувствующее, из слепо действующих причин - цель, из неразумного - разум, из бездушного - дух» (цит. по 1: 117). Отсюда и психика понимается как свойство (функция) или продукт мозга. При этом сам мозг является главным органом психики, а психические процессы - отправлениями нервной системы. Приведем примеры такого мнения:

«Материалисты, не признающие духа как особой сущности, сводят все проявления психики к процессам, происходящим в головном мозге и, прежде всего, в кортикальном веществе его полушарий; все психические акты считают функцией мозга» (свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (2: 229);

«Материалистический взгляд на психику, зародивший­ся в представлениях древних философов, все более ут­верждался в научном и обыденном сознании и в насто­ящее время является аксиомой, поскольку вряд ли можно всерьез подвергать сомнению связь между "мозгом" и "психикой" (Ю. Б. Гиппенрейтер) (3. См. гл. 13: Психофизическая проблема);

«Материалист говорит: "душа - функция мозга, мысль - движение, изменение мозга, сознание - свойство мозга"» (4: 300, со ссылкой на: «Молешоттъ Kreislauf Lobens, 1855. s. 392-425. Фохтъ въ физиологических письмах, Спб. 1863. Бюхнеръ Stoff u. Kraft, Berl. 1859»);

«Мозг - центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики...» (5);

«Ум и психическая деятельность в целом является функцией мозга, которая, однако, не может быть полностью сведена к нейрофизиологическим процессам, так как оперирует символами, несущими информацию, формируется и развивается на основе изменяющейся социально-исторической практики, в процессе общественного и культурного развития человечества...» (6: 585);

«Широкий комплекс вопросов об отношении психики к деятельности головного мозга, о характере связи явлений сознания с мозговой нейродинамикой и телесными изменениями образует кардинальную проблему современной науки ... Главные трудности проблемы "психика и мозг" встают перед нами, когда психическое берется в качестве явлений сознания и речь идет о выяснении двух основных вопросов: как связаны явления сознания с мозговыми процессами? Каким образом явления сознания способны управлять телесными изменениями?... сознание есть функция головного мозга, функциональное свойство высокоорганизованной материальной системы, и, будучи таковым, должно получить непротиворечивое объяснение, если мы хотим защитить материалистическую позицию ... Несомненно, возрастание роли современных исследований мозга как органа психики в развитии медицины, педагогики, проблематики искусственного интеллекта, многих других жизненно важных областей общественной практики ... В отличие от предыдущих он (функционалистский подход - П.Д.) дает, на мой взгляд, гораздо более широкие методологические и теоретические возможности для разработки проблемы "психика и мозг". С этих позиций психические явления рассматриваются в качестве функциональных состояний мозга, как функциональные свойства протекающих в нем нейрофизиологических процессов ... Нам думается, что трактовка психических явлений как информационных процессов, осуществляемых головным мозгом, открывает весьма широкие методологические возможности для разработки проблемы "сознание и мозг"» (Д. И. Дубровский) (7);

«Представленные в современных учебниках, словарях и учебных пособиях по психологии определения ее предмета чаще всего сводятся к двум: психология - это либо наука о психике, или психической жизни человека (в более развернутых формулировках - о закономерностях развития и функционирования психики), либо наука о психике (психических процессах, явлениях) и поведении. Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика ... Из этих дебрей, кажется, еще никому не удавалось выбраться. И здесь, на мой взгляд, главный камень преткновения - это теоретическая нерешенность вопроса о соотношении понятий психики и деятельности мозга.

В настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга ... По мере развития естествознания и физиологии центральной нервной системы становилось все более теоретически ясно, что все акты поведения животных и человека в принципе могут быть объяснены на основе знаний о материальных процессах деятельности мозга...

С. Л. Рубинштейн выделил три вектора онтологических связей психики, три вектора ее вписанности в онтологию мира:

1) по отношению к внешнему миру психика выступает как его отражение;

2) по отношению к мозгу - как его функция;

3) по отношению к поведению - как его регулятор на основе отражения мира и внутренних состояний самого живого существа.

Отсюда - определение психики, практически общепринятое в отечественной психологии: психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга у высших животных и человека), заключающееся в отражении внешнего мира и собственных внутренних состояний организма и обеспечивающее адаптивное взаимодействие живого существа с миром благодаря регуляции поведения на основе результатов отражательной психической деятельности.

Это определение психики основывается на трех аксиомах: 1) объективное существование мира, в котором живет живое существо, и столь же объективное существование его собственного тела; 2) необходимость познания этой объективной реальности для адаптивного поведения в ней; 3) познаваемость мира. При каких-либо других исходных аксиомах определение понятия психики, естественно, будет иным... (психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, проф. Н. И. Чуприкова) (8);

«Материалисты предлагают гипотезу, согласно которой психика составляет одну из функций физического организма. Сознание и мышление, действительно, проявляются в непосредственной связи с физической жизнью организма ... В материализме вся духовная жизнь объясняется особой композицией вещества, благодаря которой физические атомы образуют единый организм - соборную единицу материи. Вместе с организацией материи формируется сознание, благодаря которому происходит связанное психическое отражение материального организма в соборной единице индивидуального сознания. Его и называют душой организма. Так строится объяснение возможности душевных явлений в человеке с позиции материалистического мировоззрения» (М. Я. Дворецкая) (9. Гл. «Материалистическое решение загадки человека»);

«Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического мира далеко не всякая материя обладает психикой. Потребовался длинный путь развития живой природы, чтобы прийти к материи ощущающей и мыслящей. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи - свойство мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности ... По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа - это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим. Противоположное ему и единственно научное понимание психики - материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь» (Б. М. Теплов) (10);

§2. Концепция о том, что мозг является главным органом психики, а психические процессы - отправлениями нервной системы, по-видимому, основывается на двух видах широко известных фактов:

связи различных психических явлений (чувств, мыслей, волевых проявлений, настроения и др.) с состоянием тела (в особенности с состоянием нервной системы и, в первую очередь, головного мозга)[2];

влияния различных вещественных субстанций (лекарств, наркотиков, алкоголя, психотропных средств и др.), а также физических воздействий,[3] на чувства, мысли, память, настроение и другие психические процессы и состояния.

Иными словами, материалистический подход к психике основан на связи психических явлений (процессов и состояний) и физического состояния тела. Эта зависимость, точнее взаимозависимость, достаточно очевидна и известна. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Все, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладет глубокий отпечаток на психику» (2: 229). Архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) говорит: «Несомненно, что процессы душевной (психической - П.Д.) жизни тесно связаны с состоянием нервной системы и, особенно, с нервами мозга» (4: 301).

Так, например, обыкновенный порез пальца может вызвать не только неприятное чувство - боль, но и изменить настроение человека, то есть его психическое состояние. Определенное сотрясение вещественного мозга может привести к частичной или полной потере невещественного сознания. В одном из видов спорта - боксе эти состояния, в зависимости от их длительности, даже получили специальные названия: нокдаун и нокаут. Неприятное известие также может сильно повлиять не только на душевное, но и на физическое состояние человека, вплоть до его обморока и потере (временной или постоянной) способности к разумной деятельности. Человек может даже умереть от постигнувшего его сильного эмоционального воздействия, например, сильного горя. Также известны многочисленные случаи волевого воздействия человека, например, на частоту сокращения сердечной мышцы (частоту пульса), температуру тела и другие физиологические явления в теле.

Свт. Лука приводит следующий пример духовного (невещественного) воздействия на физическое состояние человека: «Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней» (2: 231).

Митр. Антоний Сурожский говорит: «Ясно, что между телом и душой существует глубокая связь ... Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровне элементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждое эмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результате приводит к изменениям в железах, в мускулах и т. д ...Этим знанием пользовались подвижники - исихасты 11 - 14 веков, чтобы выработать метод, приводящий к психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молиться нерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобождения от страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов. Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это были приемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы...» (11: 105, 106).

Проф. прот. Ф. А. Голубинский приводит следующие данные о зависимости души и тела: «...взаимная зависимость души и тела друг от друга открывается в особенных состояниях и в постоянном взаимном сообразовании оных. При болезнях и страданиях телесного организма страдает и дух, так что не может свободно производить своих отправлений; напротив, при нормальном состоянии тела и его сил, успокаивается и сама душа; силы ее отдыхают и оживляются; вообще от благоустройства или неустройства тела зависят целые состояния души, ее стройная или нестройная деятельность. Наконец, вся настроенность разума и сердца часто зависит от внешних обстоятельств, в каких поставляется тело, от пищи, которую питается человек, от климата, в котором он живет ... Таким образом, как в частных действиях, так и в целом ряде своих состояний и во всем течении своей жизни душа и тело взаимно зависят друг от друга» (12: 59, 60).

Религиозный философ С. Л. Франк отмечает, что «...никакие теории не могут устранить того факта, что в этом смысле наша душа действительно прикреплена к телу, что тело есть келья, внутри которой мы сидим и через окна которой мы глядим на внешний мир и общаемся с ним. Мы видим то, что отражается на сетчатке нашего глаза, мы чувствуем то, что прикасается к нашему телу и совершается внутри него; мы физически страдаем только от нашей боли, т.е. от нарушения функций нашего тела, мы злы и нетерпеливы, когда наш желудок пуст, и благодушествуем, когда он наполнен; всюду здесь "своя рубашка ближе к телу", и мы не можем "вылезти из своей шкуры"... Если связь между "душой" и "телом" обнаруживается, с одной стороны, как зависимость душевных явлений от телесных, то, с другой стороны, она непосредственно проявляется как обратная зависимость телесных процессов от целестремительной формирующей активности душевного бытия. Мы должны поэтому поставить здесь общий вопрос о характере и сущности связи между душевным и телесным бытием.

Непосредственное эмпирическое наблюдение, как известно, ближайшим образом показывает закономерную связь душевных и телесных явлений в смысле их взаимозависимости: так, ощущения, эмоции и т. п. с необходимостью возникают при известных раздражениях нервной системы, и, с другой стороны, душевные явления волевого типа суть эмпирическое условие осуществления известных телесных процессов (например, движения органов тела) (13. См. ч. 2: Конкретная душевная жизнь и ее формирующая сила, гл. 8: Душа и тело, §§ 2-5).

По мнению Вильяма Джемса «Все душевные явления (независимо от их полезности) сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в дыхании, кровообращении, общей сокращаемости мышц, в деятельности желез и сосудов даже в тех случаях, когда не вызывают никаких заметных движений в мышцах, заведующих произвольными движениями. Не только известные душевные состояния, как, например, волнения, но все вообще психические явления, даже чисто мыслительные процессы и чувствования, по вызываемым ими результатам суть двигатели» (14. См. гл. 1: Введение).

Ю. Б. Гиппенрейтер пишет: ««Приведу примеры очевидного влияния мозга на пси­хику. Их сколько угодно: это любые нарушения психи­ческих процессов (памяти, мышления, речи) в результате мозговой патологии - мозговых травм, опухолей и др.; психические следствия различных фармакологических воздействий на мозг - алкоголя, наркотиков и др.; пси­хические феномены (ощущения, образы воспоминаний, эмоциональные состояния), возникающие при непосред­ственном раздражении мозговых центров и т. п. Фактов, как будто свидетельствующих об обратных влияниях - психики на физиологические процессы, не меньше. Это, прежде всего, все произвольные движения (захотел - и поднял руку); психосоматические заболе­вания (язвы желудка, инфаркты); все психотерапевти­ческие эффекты - излечение болезней в результате вну­шения, собственно психотерапии и т. п.» (3. См. гл. 13: Психофизическая проблема).

§3. Однако из связи физического состояния мозга и психического состояния человека вовсе не следует, что мозг и является собственно производителем наших мыслей, чувств и вообще нашего сознания или, что наше сознание является функцией или продуктом мозга. Вообще, из связи двух событий (их функциональной зависимости) не следует, что одно из них является причиной другого. Иными словами, если изменение А приводит к изменению Б (то есть Б=¦(А), то из этого следует только то, что первое изменение является причиной второго изменения, но не то, что А является и собственно производителем (причиной) В.

Так, например, из того, что изменение сопротивления электрической цепи приводит к изменению силы тока в ней, очевидно, не следует, что это сопротивление и является причиной появления тока. Причиной тока является напряжение, или разность электрических потенциалов двух точек, между которыми и протекает ток. Проводник же, обладающий определенным сопротивлением, выполняет здесь роль инструмента для появления (проявления) тока. Также и призма, через которую проходит световой луч не является причиной появления цветового спектра вообще. Она является лишь инструментом для разделения светового луча на различные цвета или причиной появления цветового спектра из светового луча. Аналогично этому, и радуга[4], всегда связанная с дождем, не является его функцией или продуктом, а дождь, соответственно, не является производителем радуги. Капли воды, будучи своеобразными призмами, только преобразуют световой луч в цветовой спектр или разделяют (расщепляют) луч на различные цвета спектра, но сами по себе не являются носителями цветов этого спектра. Также и музыкальный инструмент не является причиной появления музыки. Он является лишь инструментом для извлечения отдельных звуков. Музыку создает игра музыканта, хотя между качеством музыки и качеством инструмента имеется определенная и очевидная зависимость.

Заметим, что и различные вещества (вещественные субстанции), и физические явления действуют непосредственно не на душу, а на тело. Тело же, в свою очередь, оказывает влияние на проявления души, в силу связи, или соединения с ней. Поэтому нормальное состояние (функционирование) тела и является необходимым условием для нормальных проявлений души, в частности, нормального протекания различных психических процессов (чувств, мыслей, волевых актов).

Святые отцы, учители церкви, другие христианские писатели, рассуждая о роли души и тела в сознательных психических процессах, отмечали, что эти процессы производит душа при содействии тела, исполняющего роль ее органа. При этом они подчеркивали взаимную зависимость состояния тела и душевного состояния (внутреннего мира) человека.

§4. Таким образом, при повреждениях нервной системы и, в частности, головного мозга повреждается не сама способность души чувствовать, мыслить, желать, а только внешнее, видимое проявление этих процессов. Сама же невещественная, бессмертная, а, следовательно, и неповреждаемая, душа не может потерять эти способности при механических, химических и других воздействиях[5]. Так, например, частичная или полная потеря ума или сознания при сотрясении или заболевании головного мозга хотя и является психической болезнью, однако не является потерей собственно способности души мыслить. Данный случай представляет собой лишь потерю возможности души проявлять (выражать) себя в доступном для человека виде. Это аналогично тому, как при парализации тела, человек, находясь в неподвижном состоянии, не может выражать свои чувства обычным образом (жестами, мимикой, словами, интонацией и т. д.). Но из этого, как очевидно, не следует, что парализованный человек не испытывает различных чувств: страха, надежды, любви, нежности, ненависти, зависти, и пр.

Блж. Августин говорит: «...Тело иногда не совершает известного действия, но в этом то более всего и видно отличие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется. Часть тела может омертветь, а вместе с тем и та часть мозга, которая находится в ней; но душа ничего не потеряла и действует по-прежнему, а если ее намерения не исполняются, то причина в несовершенстве орудия» (цит. по 15: 50, 51, со ссылкой на Sermo 241).

Как очевидно, при материалистическом подходе к психике при изучении взаимосвязи физиологических и психических явлений, полностью игнорируется причина (основа, основание) психических явлений - душа, поскольку она заменяется псевдопричиной - нервной системой. А психология превращается в науку о ней.

«Для подтверждения истинности своих умозаключений материалисты попытались воспользоваться данными такой научной дисциплины, как рефлексология. Рефлексология, или "объективная психология" Бехтерева, является не чем иным, как прежней эмпирической психологией с присоединением только лишь попытки сведения различных видов душевной деятельности человека к рефлексам.

Что же касается рефлексологии Павлова, то, по его собственному признанию, рефлексология является не чем иным, как частной физиологией мозга. Современная рефлексология пытается построить такую науку, которая среди явлений душевной жизни должна изучать различные рефлексы, то есть физиологические процессы в нервной системе, при помощи объективных наблюдений. Но, в качестве таковой, эта наука не может претендовать на замену науки о душевной жизни человека - психологии. Материалисты все время пытаются сводить психическое к физиологическому, душевное к материальному» (1: 118).

Материалисты, понимая невозможность объяснения, в своем концептуальном подходе, появления психических явлений в нервной системе (производства психических явлений нервной системой), выдвигают тезис о несводимости этих явлений к физиологическим[6]. Это можно понимать, с одной стороны, как намек или указание на то, что к физиологии нужно добавить еще нечто, что в совокупности и обеспечит психические явления. Однако это нечто материалисты понимают не как душу, а как «систему отношений деятельности субъекта», «сигнальное взаимодействие индивида и среды», «взаимодействие физиологии нервной системы и социума». Таким образом, вопрос о появлении идеального из вещественного не только не раскрывается, но и еще больше запутывается.

Материалистам не хватает в своей схеме «мозг есть производитель психики» или «мысль есть функция мозга» еще одной части, а именно той, аналогами которой являются в предыдущих примерах световой луч, электрический ток, музыкант, то есть - ДУШИ.

§5. Основным недостатком материалистического подхода к психике человека является то, что здесь исключается (теряется) собственно источник (причина) всех психических явлений - душа. Поэтому все внимание сосредоточено исключительно на нервной системе. Однако следует отметить и определенную эффективность научных разработок в данной области. В частности, используемые диагностика и лечение позволяют, при некоторых психических заболеваниях[7], как поддерживать состояние больного (не давая ему ухудшаться или замедляя процесс ухудшения), так в ряде случаев улучшать это состояние, а иногда и практически полностью излечивать больного. Используя приведенную ранее аналогию можно сказать, что, в данном случае, лечение нервной системы аналогично починке и настройке музыкального инструмента. Очевидно, что музыка (аналог психических процессов) при игре музыканта (аналога души) на хорошем инструменте (аналоге тела, точнее - нервной системы), будет лучше, чем при игре того же музыканта на плохом инструменте.

Кроме того, как отмечает директор Института педагогических инноваций Российской Академии образования, доктор психологических наук В. Слободчиков: «...на границах "души" и "тела" психология продемонстрировала вполне очевидные успехи; здесь были получены не просто новые факты, но и сложились целые отрасли человекознания: психоматика, нейропсихология, психогенетика и др.» (16: 9. См. вступит. ст. «Новая глава в отечественной психологии»).

Вместе с этим: «Душа, созданная по образу Божию, это поистине венец творения. Разумная, она отражает в себе и познает весь мир, свободная, она способна к нравственному действию. И, конечно, возможное точное изучение душевных явлений, вообще говоря, можно только приветствовать. Но стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и при помощи экспериментальных методов в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь, так сказать, внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа общается через тело» (епископ Серпуховской Анастасий) (цит. по 16: 27).

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Человек - Храм Божий. - М.: Сибирская благозвонница; Паломник, 2002.

2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. Дух, душа и тело. - Троицкое слово; Феникс, 2001.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logopediya.com/psixologiya/259.php, свободный. - Загл. с экрана.

4. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословiе: в 2-х тт. - Т. 1. - 2-е изд. - Черниговъ: Типографiя Ильинскаго монастыря, 1865.

5. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/, свободный. - Загл. с экрана.

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001.

7. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал, 1990. - Т. 11. - №6. - С. 3-15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/ch1_4.html, свободный. - Загл. с экрана.

8. Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://atheo-club.ru/phisiologia/psihika_mosg.htm, свободный. - Загл. с экрана.

9. Дворецкая М. Я. Концепция целостного человека в святоотеческой антропологии. [Электронный ресурс].

, свободный. - Загл. с экрана.

10. Теплов Б. М. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru/teplov01.html, свободный. - Загл. с экрана.

11. Антоний, митр. Сурожский. Труды. - М.: Практика, 2002.

12. Голубинский. Ф. А., прот., проф. Лекции философии. Метафизическая психология. Москва. Печатня А. И. Снегиревой, 1898.

13. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 631-990. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://psylib.org.ua/books/frans01/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

14. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/james02/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

15. Дьяченко Г., свящ. Тайная жизнь души. Бессознательное. - М.: Отдых христианина, 2001.

16. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника - психолога. - М.: Школа - Пресс, 1994.

17. Психика и нервная система. Психика как свойство мозга. - Ч. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology-bases.ru/t1r7part1.html, свободный. - Загл. с экрана.

18. Православный библейский словарь. - СПб., 1997.

19. Большая Советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tests.pp.ru/library/encyclopedia/psyche.phtml, свободный. - Загл. с экрана.

20. Дина Рамендик. О мозге, психике, компьютерах, моделях и долгих спорах // Компьютерра. - 2003. - № 29-30. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.computerra.ru/xterra/biomed/28875/, свободный. - Загл. с экрана.

21. Словарь медико - социальных понятий и терминов - М.: Свято - Димитровское училище сестер милосердия, 2003.

22. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.



[1] «...Материализм все существующее - от простых камней и до человека - выводит из бесчувственной, безжизненной материи. По мнению материалистов, только материя существует в истинном смысле слова, она вечна, она - все, и кроме нее нет ничего, нет души, нет совести, нет добродетели, нет Бога» (1: 117).

[2] Формулу "мысль есть функция мозга" могут признать правильной и сторонники эмпирического параллелизма. Ибо они говорят, что между физиологическими процессами и мышлением, между тем, что мы называем физическим, и тем, что мы называем психическим, существует отношение функциональное, то есть когда изменяется одно, то соответственно изменяется и другое» (1: 117).

«Многие примеры из медицинской практики показывают, что если повредить нервную систему человека, или животного, особенно мозг, то неизбежно возникнут расстройства в психической деятельности. Нарушаются зрение, слух, движение, память, мышление. Отсюда следует заключение, что психическая деятельность зависит от его нервной системы, т. е. от материи. Это - материалистический взгляд, который утверждает, что материя первична, а психика вторична. Все явления психической жизни человека объясняются с материалистических позиций. Так как психика является свойством мозга и нервной системы, то для ее изучения необходимо иметь определенное представление о строении и функционировании нервной системы» (17).

[3] Одним из примеров такого физического воздействия является действие инфразвука (акустических колебаний с частотой ниже 16 Гц) на человека. «Исследования биологического действия инфразвука на организм показали, что человеческий организм высокочувствителен к инфразвуку. Воздействие его происходит не только через слуховой анализатор, но и через механорецепторы кожи. Возникающие под воздействием инфразвука, нервные импульсы нарушают согласованную работу различных отделов нервной системы, что может проявляться головокружением, болями в животе, тошнотой, затрудненным дыханием, чувством страха, при более интенсивном и продолжительном воздействии - кашлем, удушьем, нарушением психики» (статья «Воздействие инфразвука на организм человека». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrmz.ru/article/v23/article4.htm, свободный. - Загл. с экрана.

[4] «Радуга - оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое, когда лучи солнца освещают дождь; явление это происходит вследствие преломления и отражения солнечных лучей в падающих дождевых каплях, и представляются глазу в виде одной, реже двух светлых дуг, окрашенных в цвета спектра...» (18: 509, 510).

О радуге в Библии сказано: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9: 8-17).

[5] Поскольку душа бессмертна, то, следовательно, она и неповреждаема как субстанция (в отличие от тела). Как отмечает свщ. Григорий Дьяченко: «...собственно душевных болезней нет» (см. сн. 1 в 15: 34.). Рассмотрим, в связи с этим, понятия: «смерть души» и «болезнь души», часто используемые в религиозной литературе. Эти понятия означают, соответственно, разъединение души с Богом (ибо, как известно, истинная жизнь - это состояние, когда душа соединена с Богом, а не когда она соединена с телом) и наличие в душе страстей, влекущих человека к греху. Если при болезни и смерти тела происходят его субстанциальные изменения, то при болезни и смерти души происходят изменения во взаимоотношениях с Богом. Таким образом смерть и болезнь души существенно отличны от таковых в отношении тела, а положения о бессмертии души, с одной стороны, и ее возможной смерти, с другой стороны, не находятся в противоречии между собой.

Кроме того, бессмертие разумных тварей (ангелов и душ) является бессмертием по благодати Божьей. Оно дано Всемогущим Богом, по Его благости и, в принципе, может быть Им и отобрано. Только Бог абсолютно и истинно бессмертен. Св. Иоанн Дамаскин пишет «Он (ангел - П.Д.) - бессмертен, не по природе, но по благодати. Ибо все то, что началось, также и оканчивается по причине своей природы. Но один только Бог есть вечно сущий, вернее же: Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но Он - выше времени» (св. Иоанн Дамаскин) (22: 118).

[6] «...хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта...» (19).

«Психика как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом психика складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим законам» (6: 474).

«Психика появляется и развивается при взаимодействии физиологии нервной системы и социума, но является автономным объектом, имеет особые динамические свойства, не сводимые ни к физиологии, ни к социологии...» (20).

[7] «...По происхождению все психические болезни могут быть разделены на четыре больших класса: эндогенные психические болезни, природа которых имеет характер или наследственный, или наследственного предрасположения (хорея Гентингтона, амавротическая идиотия, фенилпировиноградная олигофрения, шизофрения, некоторые формы эпилепсии, и др.; эгзогенные, причиной которых являются неблагоприятные воздействия внешней среды - травма, инфекция, отравления, проникающая радиация (травматическая болезнь мозга, алкоголизм, наркомания, энцефалиты и т. д.); соматогенные, появляющиеся как следствие немозговых болезней, столь значимо изменивших внутреннюю среду организма, что она уже становится агрессивной для деятельности мозга (психические болезни, возникающие в результате болезней почек, печени, сердечно - сосудистой системы, эндокринной и т. д.); психогенные - их причиной становится неблагоприятная для человека социальная ситуация, конфликт (реактивные психозы, неврозы и пр.)» (21: 12, 13).

При этом у пожилых людей иногда «психическое расстройство протекает на фоне относительного физического здоровья. В этом случае больные доживают до полного маразма, а от начальных признаков слабоумия до летального исхода проходит от 5 до 10 лет. Само по себе слабоумие, не смертельно, смерть наступает от других заболеваний» (21: 76).

СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Еще есть один интересный момент. Души животных, в отличие от человека, - материальная субстанция (если, согласно Священного Писания, то это кровь), сотворены как и тела посредством материи. Душа же человека - это духовная субстанция, сотворена непосредственно Богом. Но так же, как и человек, животные обладают ЦНС, на которую можно произвести внешнее воздействие. Однако животные не могут грешить. Греховная (гномическая) воля однозначно в только душе человека. Грех (как правило) приводит человека к соматическим и психосоматическим патологиям. Греховные страсти коренятся в душе, и именно на них паразитирует диавол. Вот как раз животная составляющая в человеке (материальная) вполне может быть подвержена медицинской терапии. Но одной ее недостаточно. Требуется еще и духовное врачевание от греха, как причины болезни.
М.Яблоков / 07.09.2017 12:16

2. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Здесь еще очень важно указать на православную антропологию. Между душой и телом нет плавного перехода, как между материей и духом. Это разные субстанции. Однако материя (плоть) может быть обоженной, преображенной, но при этом все же оставаясь материей (плотью). Материя в дух не переходит ни при каких обстоятельствах. Психические заболевания - это заболевания центральной нервной системы (ЦНС), т.е. плоти (материи). Однако не только. Болезнь души тоже может здесь присутствовать - это грехи и греховные страсти. И от Бога может быть промыслительно попущено бесовское вселение. Т.е. на патологии ЦНС может паразитировать бес. Таких называют бесноватыми.
М.Яблоков / 07.09.2017 09:10

1. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

"Душа, созданная по образу Божию" Это не так. По образу Божию сотворен человек! а не только одна его душа. Это остатки платонизма... выделять, что в человеке по образу, а что не по образу. Непонятно для чего столько букв?! Зачем столько много писанины для утверждения вполне очевидных для православных христиан вещей? Ясно, что между душой и телом в человеке существует обратная нелинейная связь. Это все, что хотел сказать автор? ) Здесь другую и очень важную тему автор не затрагивает, во всяком случае пока (там вроде как предполагается продолжение). А именно. На любых патологиях соматических или психосоматических (особенно на психосоматических) паразитирует бес. Поэтому лечение должно быть как чисто медицинское (Церковь всегда благословляла обращаться к врачам, если только это врачи, а не колдуны или шарлатаны), так и духовное (окормление у духовника, св. таинства Церкви, молитвы, пост и др.).
М.Яблоков / 07.09.2017 07:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Петр Добросельский
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 3
07.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 2
01.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 1
24.03.2020
Борьба со злом
О различном отношении к врагам
11.02.2020
Виновны ли потомки Адама и Евы в их грехопадении в раю и его последствиях
Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии
24.01.2020
Все статьи Петр Добросельский
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41