Революция. Слово необычное. Любой школьник скажет, что оно означает. Переворот в жизни общества. В наше время этот термин вызывает ряд ярких ассоциаций, связанных с переходом власти, изменением социального строя или прорывом в области технологий. В то же время, само слово «революция» заимствовано из лексикона астрономов и астрологов, откуда оно со временем перекочевало в политику, где прочно обосновалось, сохранившись до наших дней. Понятно, что это не исконно русское слово. Оно пришло в наш язык во времена Петра 1 из польского языка, где rewolucja (лат. revolutio «переворот»). Латинское слово «revolutio» (как производное от лат. revolvere, revolutum - «возвращаться назад») в научном языке XVII в. обозначало возвращение звезды (или другого небесного тела) в точку, из которой она ушла. Во французском языке слово «revolution» известно с XIII в., в английском - с XIV в. Этим же термином обозначалось и само время, в течение которого небесное тело свершает свой круговорот. В связи с этим revolutio указывало также на определенный цикл или период времени, эпоху. Мы с вами убеждаемся в том, что первоначально в нем не было никакого политического смысла.
Значение «переворот», которое объединяет в себе смысл как физического вращения, так и физического опрокидывания, приобрело свойство довольно удачного термина, который мог охарактеризовать политическую трансформацию - внеплановый переход власти. Политическое применение слова révolution в значении: «насильственный переворот в управлении государством» происходит из французского и связано с именем Монтескье.
В центре внимания одной из многочисленных трудов Монтескье лежала теория форм власти. Исследователь отказывал в праве на существование деспотизму и тирании как формам правления. Многие положения конституционной теории Монтескье в значительной степени повлияли на становление современной политической культуры, однако главное значение труда «О духе закона» заключается в провозглашении гражданских и личных свобод, идее постепенности государственных преобразований любого рода, принципов мирной политики, в осуждении любых форм деспотизма. Книги Монтескье пользовались огромной популярностью в Европе, да и наша Екатерина Великая с интересом изучала его взгляды. Только в нашей стране без тирании не обошлось.
Парадокс слова революция состоит в том, что его первоначальный смысл, означавший буквально «возвращение на круги своя», сильно отличается от того, как его понимают сейчас, связывая его значение с «переходом в новое состояние». Но, в то же время, цикличность естественных и социальных процессов даёт нам основание утверждать, что «все новое - это хорошо забытое старое», и в этом смысле, истории также сложно избежать абсолютной новизны, как людям - ошибок прошлого.
Давайте попробуем совершить экскурс в историю. История России знает много восстаний и переворотов. Большая часть этих переворотов закончились трагически. Восстание декабристов, которое произошло 14 декабря 1825 года, изначально было обречено на провал. Группа молодых дворян, а это были образованные амбициозные люди, бросила вызов существующему строю. Их цель была очень благородной. Они хотели добиться упразднения царской власти и отмены крепостного права. Заговор беспощадно подавили, а его участников жестоко наказали. Чудом в рядах заговорщиков не оказалось нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Но мы знаем, что поэт всецело был на стороне декабристов. В чем причина их поражения? Наверное, просто Россия не была готова к таким кардинальным переменам. Получается, что мятежники опередили время. Николай 1 был очень напуган восстанием декабристов, и его политика во многом определялась этим страхом. Доктор исторических наук, профессор РГГУ Оксана Киянская в своем интервью журналу «Историк» №7-8, 2016 год рассказывает: « Впоследствии Николай пытался в обход дворянства делать ставку на купцов, мещан, русское «третье сословие» - заигрывая с ними, давая разнообразные льготы и т.д. Даже его обращение к крестьянскому вопросу стало следствием все того же страха перед дворянами. С дворянством ведь ничего нельзя было сделать: «Указ о вольности дворянства» никто не отменял.
Между тем высшая знать действительно была настроена против Николая, так как очень многие ее представители пострадали в результате судебного процесса над декабристами. Их родственники, сохраняя внешнюю лояльность, вели тайную переписку с Сибирью, посылали нелегальные посылки - этим занималась масса людей. То есть Николай утратил традиционно главную опору царской власти. От этого страха, этого клейма восстания он так до конца и не сумел освободиться.»
А в журнале «Родина» № 7, 1995 год опубликованы письма солдата Петра Фатеева, который по приказу офицера-декабриста стал участником восстания на Сенатской площади. Петр Фатеев служил, скорее всего, в Московском полку. Именно этот полк почти в полном составе стоял на Сенатской площади. Фатеев был арестован и заключен в крепость, затем осужден на каторжные работы в Сибирь, но по распоряжению императора отправлен в действующую армию на Кавказ. Вот выдержки из его писем:
«...Великое несчастие постигло меня. За стрельбу зимой на Сенатской площади меня приказали посадить... Сидеть дюже плохо: били, не кормили... Мне был суд. На суд я попал вместе со своими товарищами. Много нас было, почти что сотня, аль более было нас... Присудили всех на каторжные работы... Но Царь наш батюшка смилостивился и дал такой указ суду, чтобы весь наш полк отправить на войну с персиянами...». В следующем письме Петр Фатеев уж не радуется помилованию, а предполагает, что в Сибири было бы легче, сетует на то, что «конец, небось, пришел жизни». «...Много дорогой умерли, свалились в пропасть, так там и остались, достать их никак нельзя, пропасти больно глубокие. Сапоги истрепались, хлеба не вдостачу, воды не скоро найдешь, больных не счесть, как мухи мрут каждодневно». Позже Петр потерял ногу в бою с персиянами, надеялся, что хоть теперь калекой сможет вернуться на родину, но не тут-то было. «Здоровье мое поправилось совсем, нога поджила, так что хожу на костыляшке, и то благодарение Богу Всевышнему. Домой я не приду, мне нельзя, уж теперь поступил указ от Государя Императора, как только я поправлюсь, отправить меня в Сибирь за энту самую стрельбу на Сенатской площади. Многое множество из нашего полку отправили уж всех калеков: у кого нет руки целой, у кого по кисти нет, а все-таки их отправили, но меня теперь отправлять не будут... дали разрешение уехать на Святую гору Афон для молитвы и поста... постригусь там в монахи... Домой мне заходить не велено, этого царь не разрешил. Тепереча моей жизни пришел конец. Вас и знакомых родных своих не увижу». Хоть восстание декабристов и было подавлено, оно повлияло на политику. Узнав о деятельности декабристов, об их планах, император во многом сформировал свою концепцию. Он поручил секретарю Следственной комиссии Александру Боровкову подробно изложить выводы, вытекавшие из намерений мятежников, которые, помимо прочего, преследовали цели положить конец различным злоупотреблениям, существовавшим в государственной и общественной жизни России, засилью иностранцев в администрации и отсутствию с их точки зрения свобод. Вот что значилось в соответствующей записке делопризводителя:
«Надобно даровать ясные, положительные законы; водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить честных людей к мореплаванию- словом, исправить немыслимые беспорядки и злоупотребления». Как много можно найти общего с задачами сегодняшнего времени!
Эпоха Николая 1 - это эпоха неустанного труда во всех сферах жизни. Заметно рос объем промышленного производства, формировались новые условия для развития науки, искусства и культуры. Можно спорить об адекватности отдельных решений, о справедливости или несправедливости в отношении конкретных людей, но наказание декабристов едва ли можно назвать репрессией. Ведь декабристы нарушили присягу и попытались убить царя, а в то время даже умысел на цареубийство приравнивался к деянию.
Много крови было пролито во время Великой Октябрьской революции. Цели и задачи октябрьской революции были благородны. Прежде всего, это построение справедливого общества, искоренение капитализма, эксплуатации человека человеком, равенство людей в правах и обязанностях.
У этого революционного переворота были объективные и субъективные причины. Среди объективных самые главные причины - это экономические трудности, ведь страна была в нищете из-за участия в Первой мировой войне, а на фронтах дела складывались неудачно. Руководство страной осуществлялось бездарно, это сказывалось и на национальной политике и внутри страны: невыносимые условия жизни рабочих, рабский труд крестьян на чужой земле, почти полная безграмотность народа.
Кроме выше перечисленных есть и субъективные причины. На наш взгляд, прежде всего это великая личность Владимир Ильич Ленин. Это человек, сумевший организовать малочисленную, но очень сильную и дисциплинированную группу - партию большевиков. Кстати, а равносильного противника у Владимира Ильича и не было. Основная масса населения была пассивна, а какая-то масса металась из одной крайности в другую: от православия и национализма до анархизма и поддержки терроризма.
Давайте остановимся на фигуре вождя российского пролетариата. Ведь Ленин в значительной мере определил лицо ХХ века. Его не вычеркнуть из мировой истории. Он обладал своеобразной харизмой, был человеком идеи, его не интересовало собственное материальное благополучие, одевался всегда просто, питался без изысков, не претендовал на хоромы и дворцы. Как и других профессиональных революционеров, его отличало личное бескорыстие, но для своей партии он всегда мог добыть денежные средства. Он был сосредоточен на борьбе с царизмом, ради этого ни перед чем не останавливался. Ленин умер, но еще несколько лет мы преклонялись перед этим человеком. Я училась в советской школе, мы наизусть знали биографию Владимира Ильича, нам всегда ставили его в пример, и мы, как ни странно, хотели быть на него похожими! Значок октябренка, галстук пионера и значок комсомольца были настоящими реликвиями. Потом институт, и снова Ленин. Конспекты его трудов, трепетное отношение к многотомному изданию сочинений, длинная очередь к Мавзолею. Это все было привито и принималось как данность.
Мы живем в живописном селе Введенская Слобода, Верхнеуслонского района, Республики Татарстан. У нашего села богатая история. Оно возникло как древнемарийское языческое поселение, но официально в писцовых книгах впервые упоминается как Басурманская Слобода после взятия Казани Иваном Грозным. Все черемисы были выселены, и Иван Грозный стал заселять наши места выходцами из московского княжества. Происходило это в середине 50-х годов 16 века. После того как в слободе был построен каменный храм и туда была привнесена икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы девы нашей Марии», село стало называться Введенская Слобода. Великую Октябрьскую революцию в Свияжском уезде не поддержали, поскольку жили тут, в основном, люди зажиточные.
Генрих Гейне когда-то сказал: «Каждый человек- это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история». Вот история жизни одного из жителей села Введенская Слобода.
Скворцов Александр Дмитриевич, 1879 года рождения, после окончания Санкт-Петербургской духовной семинарии жил и работал в Москве. Там же он познакомился со своей будущей женой Дарьей Гавриловной Ильиной- дочкой московского дворянина. Романтичной была их встреча. Он увидел Дарью в церкви, во время службы. Влюбился с первого взгляда и на всю жизнь. Подойти побоялся, но успел вложить ей в руку стихотворение собственного сочинения. До конца своей жизни Дарья Гавриловна помнила пылкое стихотворное признание. Так они познакомились и поженились, оставшись друг для друга единственными.
Некоторое время молодые жили в Москве. Там у них в 1902 году родилась старшая дочь Валентина. По распределению Александра Дмитриевича направляют на службу в Казанскую духовную семинарию, им выделяется дом с флигелем на улице Луговой в Кировском районе. В Казани у них рождается еще трое детей: сын Борис, дочь Нина и сын Владимир. Позже Скворцова направили в русское село под Вязовые продолжать церковную службу. Там они прожили года два. Родился еще один ребенок- дочь Зоя, но она умерла еще в младенчестве. По какой-то причине семья снова возвращается в Казань в свой дом на улице Луговой. Там в 1918 году рождается дочь, которую они, несмотря на приметы, называют именем умершей дочки Зоя. Эта Зоя прожила хоть и трудную жизнь, но долгую! Примерно в 1919 году семья Скворцовых оказывается в Введенской Слободе, здесь у них родились еще два сына - Алексей и Николай. Хотя уже в России свершилась революция, но до глубинки эти преобразования еще не дошли и батюшка Александр работал в местной церкви. Жили они в доме около церкви. В доме была большая библиотека. Почти все дети занимались музыкой, играли на музыкальных инструментах. Приходилось и работать по хозяйству, а оно было большое: около ста ульев, лошадь, корова, большой огород, сад. Да и в храме забот было много. К этому приходу относились все близлежащие деревни: Петропавловская Слобода, Медведково, Елизаветино, Звездочка, Юматово и Лесные Моркваши. Служба велась каждый день утром, днем и вечером. Проводились все требы: венчание, крещение, отпевание. Работы было много.
Но вот в 20 годах начались гонения на церковь. С церкви сняли колокола, стала она безъязыкой. Службы стали редкими, люди боялись приходить. В начале 30-х годов пришли из Верхнего Услона люди в кожаных тужурках с маузерами, запретили открывать церковь. Часто вспоминала бабушка Зоя - дочь Александра Дмитриевича - как эти люди собрали всю деревню в клубе и объявили, что церковь больше работать не будет. Активисты села, которые имели какое-то отношение к сельскому совету, были назначены старшими и должны были следить за исполнением этого указания. Церковь не разграбили, но закрыли на замок. Батюшка Александр молился дома за то, чтобы вернулся разум к православным людям. До его ареста люди, несмотря на запрет, приходили к батюшке, просили исповедать, причастить или покрестить. Бывало и такое, что и коммунисты, угрожая расправой, требовали покрестить их младенцев. Что это? Страх перед Богом? Но ведь они говорили, что Бога нет? Как вспоминала Зоя Александровна, «отец выполнял долг священника под дулом пистолета».
Александр Дмитриевич отдал половину дома под школу, преподавал там историю, географию и духовные предметы. Мальчиков привлекал в церковный хор, верил, что церковь закрыта временно.
В 33 году ночью приехали трое, забрали отца Александра и увезли. Продержали под арестом недолго, за него хлопотал зять - муж старшей дочери Валентины - чекист Штыков. Несколько раз он предупреждал отца жены, советовал схорониться, может именно за это и сам позже был репрессирован. Но спасти все же не смог. Приехали снова. Теперь уже днем. Батюшка был в деревне Савино, по своим делам, а может по делам своих прихожан. Дождались, собрали всю деревню. Выгнали Дарью Гавриловну и детей из дома, на глазах у сельчан ударили несколько раз батюшку прикладом, бросили на телегу и увезли. На дом повесили замок, семья осталась на улице. Александр Дмитриевич был расстрелян в Казахстане в 1939 году, где отбывал наказание за антисоветскую агитацию, под именем Максим Гладенький. Батюшку увезли, а местные жители начали грабить церковь. Срывали иконы, безжалостно сдирали оклады, все ценное выносили, а деревянные лики святых просто кидали в кучу. А церковь была богатой: серебряные чаши, кресты, церковная утварь. Грабили и дом священника. Скворцовы были зажиточной семьей. Столовое серебро, украшения, добротная одежда. Потом шубу Дарьи Гавриловны носила женщина-односельчанка. Жене священника с детьми, а их было 10 человек, 11 ребенок -старшая дочь- жила в Казани, пойти было некуда. Ночевать никто не пускал, боялись. На следующий день ее вызвали в сельский совет, приказали нести в Свияжск огромный медный самовар, продать его там на ярмарке, а деньги принести и сдать в сельский совет. Эти издевательства повторялись несколько раз. Она поехала в свой дом в Казань, но там уже жили квартиранты. Они как-то подделали документы, Дарья Гавриловна попыталась вернуть свое имущество, но ее арестовали, продержали в камере трое суток, заставили подписать отказ от дома, ей ничего не оставалось делать, как согласиться, ведь в деревне ждали голодные дети.
На улице Набережная, тогда это были Четырехдворики, жила одинокая старушка. Ее домик стоял на подпорках, пол земляной, крыша соломенная, вот она и пустила попадью с детьми. Дети выросли, разъехались и определились. Сын Борис жил в Сибири, учился в мединституте, стал хирургом. Во время войны оперировал прямо на передовой. Дочь Нина уехала на заработки на Кубань, здесь детям священника пробиться было трудно. Младшие остались жить с матерью у этой старушки. Дарья Гавриловна начала охранять колхозные огороды, денег за работу не давали, работали за еду, которой не хватало. Несколько лет ходила по миру, кто-то сжалился, дал ей козу, но и козу местные власти не разрешали выпускать на пастбище, ведь вся земля стала колхозная. Зоя Александровна уехала на заработки в Ростовскую область. Работу приходилось менять очень часто, как только приходили сведения, что она дочь священника. Вот началась война. Сыновья один за другим уходили на фронт. Алексей пошел за сына партийного руководителя, поэтому его фамилии даже в списках воевавших не оказалось, а он был разведчиком. Только за то, что четыре ее сына были на фронте, Дарье Гавриловне назначили пенсию. Сын Владимир был ранен, попал в плен. Война закончилась, но долго его еще проверяли, увозили по ночам на Черное озеро. Сын Николай в 1942 году в сентябре также попал в плен в районе Сталинграда, после этого пропал без вести.
Тяжелое это было время. Зоя Александровна оказалась в тюрьме за кусок мыла. Она продавала на рынке 2 куска, а можно было иметь только один! Ее осудили и отправили в колонию-поселение в Алтайский край. Там судьба свела с политзаключенным, которого вскоре расстреляли, а она после полутора лет отбывания наказания вернулась в Введенскую Слободу с дочкой Любой. Зоя Александровна начала работать в местной школе, некогда это был ее родной дом, уборщицей. Из потомственных дворян в технички! У нее была еще одна дочь, которая еще жива и проживает с семьей в Краснодарском крае. Зовут ее Галина. Этого ребенка Зоя Александровна потеряла во время бомбежки. Девочка росла и воспитывалась в детском доме. Нашли ее родственники, когда Галине было уже 17 лет. Обида на мать и ревность к своей младшей сестре долго не давала ей покоя. Теперь уже ничего не поправить! Трагическое было время. Очень хочется Галине, теперь уже бабушке Гале, приехать на родину, сходить на могилу к матери и сестренке, да здоровье подводит.
А Дарья Гавриловна до 1967 года жила в Введенской Слободе, растила внуков. Умерла в 1969 году в городе Казани, там и похоронена.
Вот это революция в лицах! Конкретно в лице нашего земляка, прадеда моей близкой подруги Бурмистровой Юлии Васильевны. Ведь революция - это не только штурмы бастилий и Зимних дворцов, не только гильотина и расстрел.
Революция - это состояние нашей души, оскорбленной несправедливостью мира и поломанными судьбами, униженной материальными нехватками, это состояние нашего ума, наивно ищущего быстрый выход из неоднозначной реальности. Как так получилось, что русский солдат из защитника Отечества превратился в мародера. А крестьяне? Ведь они, истинные труженики, стали грабителями священников.
Великая Октябрьская революция стала тяжким испытанием для нашего народа. Мы потомки тех поколений, хочется верить, что нас чему-то научил 1917 год. Мы должны быть не судьями эпохи, а ее реставраторами. Если мы не откажемся признавать возможность насилия для достижения политических целей, значит, урок мы не усвоили. Если мы не поймем, что самое ценное на свете - человеческая жизнь, а право собственности священно, нас так и будет лихорадить.
Сейчас идет 2017 год. Много лет прошло с восстания декабристов, приближается 100-летняя годовщина Великой октябрьской революции. Как обстоят дела в настоящее время? Не приближаемся ли мы к очередному революционному перевороту? Существует ли у нас почва для революции или для государственного переворота? К большому сожалению, да. Такая опасность существует. Необходимо менять нынешнее государственное устройство и общественные отношения. В русской истории в последние столетия произошли три смены общественно-государственного строя. Царство превратилось в Российскую империю, затем - Союз Советских Социалистических республик, потом- Российская федерация. Что мы имеем? Россия одна из богатейших стран мира. Но из-за ошибочных реформ в современной России снова экономический кризис. Ситуацию с нынешней экономикой усугубили санкции и падение цен на нефть. Эксперты заявляют, что страна может выйти из сложившейся тяжелой экономической ситуации, но для этого нужно искать принципиально новые решения, которые будут укреплять рост экономики. По мнению экспертов, Россия сильно зависит от цен на газ и нефть. Сегодня нам еще не удалось освободиться от этой зависимости. Стране нужны инновационные стратегии развития, которые позволят снизить сырьевую зависимость и укрепить другие составляющие экономики. Однако для этого требуются значительные финансовые вложения. По прогнозам аналитиков таких средств в бюджете страны в 2017 году не будет, а это значит, что мы не сможем реализовать эти планы.
Ведя политику мировой державы, Россия обязана тратить на оборонный комплекс колоссальные средства. Чтобы не потерять лидерства на мировой арене, нам приходится каждый день доказывать свою военную состоятельность. Сегодня на содержание армии в среднем тратиться 80 миллиардов долларов в год, что при сложившейся ситуации довольно сильно бьет по бюджету страны.
Сегодня многие предприятия закрываются, нет денег на выплату заработной платы и закуп сырья. Также есть проблемы и в энергетическом секторе. Передача энергетических ресурсов в частные руки привело к тому, что государство уже не может контролировать работу отдельных стратегически важных объектов, а владельцы этих компаний действуют только для получения личной прибыли, забывая о государственных интересах.
Очень ярко описывает сегодняшнюю ситуацию в России Александр Исаевич Солженицын, русский писатель, публицист, общественный и политический деятель, диссидент, в течение нескольких десятилетий активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей, который помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX-XX веков:
«Мы - на последнем докате. Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны - треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов, отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже доконечно губим последнюю воду, воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти, еще и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их за границу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безуемного пьянства», - пишет А.И. Солженицын в своей книге «Как нам обустроить Россию».
Четверть века назад, в декабре 1991 года, прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. Чем больше времени происходило с момента распада, тем больше люди забывали то плохое, что было во времена СССР, но вспоминали хорошее. По мнению генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова сейчас мы испытываем три типа ностальгии по СССР. «Первый - это ностальгия по державному величию, по СССР как по сверхдержаве, от которой все в мире зависело». «Второй тип- это ностальгия по СССР как по идеологии, то есть по государству, имевшему миссию всемирно-исторического характера и масштаба». «Третий тип ностальгии по СССР- ностальгия по укладу жизни, который тоже уходит в прошлое или где-то уже ушел». «Тут также можно выделить три элемента. Первый - это порядок, под которым подразумевается даже не столько личная безопасность, сколько упорядоченность самой жизни, ее инерционность, возможность планировать, предсказывать, двигаться по понятной карте маршрутов. Второй элемент- это социальная справедливость, которой, конечно, всем недоставало в советское время, но с учетом тех масштабов несправедливости, с которыми граждане столкнулись поле распада СССР, то, что было до 1991 года, кажется очень и очень справедливым. Так называемые привилегии советской элиты, против которой сражался Ельцин и остальные борцы с партократией, теперь представляются просто смешными на фоне тех бонусов и привилегий, которые есть у нынешних «королей жизни»... Третий элемент- межнациональные отношения. Напомню, в Советском Союзе, с одной стороны, культивировалась многонациональность, то есть каждая культура имела возможности для развития, а с другой стороны, культивировалась многонациональность, то есть каждая культура имела возможности для развития, а с другой- постулировалось и очень внимательно отслеживалось равенство наций, то есть любые явления этнократизма строжайшим образом фиксировались, наказывались и профилактировались».
Мы понимаем, что глупо добиваться восстановления СССР, мы ведь реалисты и знаем, что не стоит идеализировать наше прошлое. Но именно поэтому мы и не идеализируем наше настоящее, отдавая себе отчет в том, что крах СССР- это катастрофа, которая длится до сих пор.
Теперь видно невооруженным взглядом, что правящая российская элита оказалась порочной. Продажность всех и вся, наши законы не работают, зачастую на свободе оказываются насильники и педофилы, спокойно по городам висят объявления о продаже военных билетов, можно купить любой диплом, паспорт, медицинскую книжку. В России огромное количество эмигрантов, которые покупают прописку и российские паспорта. Эти люди приехали в Россию заработать денег, они не будут беречь нашу страну, наши природные богатства или защищать наши устои. В Конституции РФ не сказано о том, что русский народ является государствообразующим, то есть, у русских, на планете Земля вообще нет своего государства. Во многих странах мира приезжие не могут заниматься целым рядом профессий, это такие важные профессии как врач, учитель, экскурсовод и т.д. А у нас продовольственные рынки в руках таджиков и узбеков, больницы скупают евреи, рестораны и кафе - собственность грузин, армян. Дома, дороги для наших людей строят приезжие, управляют пассажирскими автобусами приезжие и этот список можно продолжить. Мы не против, мы за толерантность, мы за мир между народами. Но развивать Россию должны россияне. Интересы страны и интересы правителей часто совсем не совпадают. До сих пор в России руководящие должности передаются по наследству. Почему у нас процветает воровской капитализм? Государство не вмешивается в экономику, акулы бизнеса могут все разрушить ради своей прибыли. Заводы и фабрики разорены, а потом за копейки проданы частным лицам, сейчас уже стало модным иметь свой самолет, а не машину, коттедж надо строить если не за границей, то где-то в заповеднике или на острове. Модно иметь целый отряд прислуги, которая смотрит за домом, готовит еду, ухаживает за садом, за детьми. Мы великая нация деградировали настолько, что бросаем своих детей и родителей-стариков, отбираем квартиры и грабим пенсионеров, убиваем слабых и продаем человеческие органы, насилуем детей. Растет число пьяниц, наркоманов.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия. А не просто отсутствие болезней или физических дефектов». А много ли у нас таких здоровых? К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают именно вредные привычки и склонности: курение, алкоголь и наркотики. Сегодня мы опять переживаем кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.
Минздрав свидетельствует, что наша страна постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей, имеющих психологические и неврологические отклонения. Почти каждый третий школьник в России пробовал тот или иной наркотик! Если мы не остановимся, мы просто вымрем!
Отношение к старикам - это тоже показатель внутреннего состояния общества. В нашем Верхнеуслонском районе только 29% пенсионеров не работают. Почему? Ответ прост, на пенсию прожить невозможно! Что-то произошло с нашей духовностью. Взрослые дети и внуки не хотят помогать своим престарелым родителям. Вместо этого активно строятся дома престарелых и детские дома. По определению Ожегова «Духовность-это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». К сожалению, у нас основной упор делается на материальные вещи. Всем хочется иметь, то есть материальные вещи преобладают над духовными. Но измерять себя как личность нужно своим отношением к людям, а не к материальным ценностям. Вот важнейшие нормы нравственности, которые стремился передать своим ученикам Василий Александрович Сухомлинский: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания- это радости или горести ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». Это прописные истины, но почему-то мы про них забыли!
Мне в руки попал в руки старый, еще советских времен, учебник экономики. Вот что в нем написано про ипотеку. «Ипотека - денежная ссуда, выдаваемая банками капиталистических стран под залог недвижимости, главным образом земли, построек, сооружений. Ипотека- орудие эксплуатации и разорения мелких и средних крестьян. В виде процентов они отдают банкам практически почти весь доход. Тяжелое экономическое положение вынуждает трудящихся крестьян залезать в долги, закладывать в банки имущество, что нередко приводит к экспроприации их хозяйств». Вам это ничего не напоминает? Почти 90% взрослых жителей нашей страны пользовались или пользуются кредитами. Навязчивая реклама зазывает брать в кредит все: от телефона до машины или квартиры, не учитывая свое материальное состояние. Возникает вопрос, может это кому-то выгодно?
Развивать производство, поднимать сельское хозяйство в нашей стране убыточно. Выгодно открыть свой банк, заманить вкладчиков и подвести банк под банкротство, выгодно иметь свою нефтяную вышку или газопровод. За последнее время очень резко увеличилось количество богатых людей и стало очень много людей, находящихся за чертой бедности. Между ними «дистанция огромного размера». И сейчас может возникнуть идея о том, что надо у богатых все отобрать и бедным раздать. Кто был ничем, может захотеть стать всем? Что делать? Как избежать нового кровопролития? Ситуация очень серьезная. «Нельзя надеяться, что после нынешнего смутного времени наступит некое «спокойное», когда мы «сядем и подумаем», как устраивать будущее. Исторический процесс - непрерывен, и таких льготных передышек нам никто «потом» не даст, как не дали «сесть и подумать» Учредительному Собранию. И как ни жжет сегодняшнее - о нашем будущем устройстве все же надо думать загодя»,- предупреждал нас А.И.Солженицын.
А в журнале «Родина» №12 за 2016 год опубликованы письма генерала С.Л.Маркова министру-председателю Временного правительства А.Ф. Керенскому. Он пишет : «...Так же как и Вы, я всей душой не желаю моей Родине возвращения кошмарного старого, и так же как и Вы верю в светлое будущее великой России, но считаю, что это возможно лишь при наличии крепкой, грозной армии, а не толпы трусов и предателей.
Сейчас надо спасать не революцию, а Россию. Революция сделана, старое свергнуто, Россия же гибнет...»
Какие пути решения видим мы, простые обыватели, далекие от политики люди?
1. Воспитание у подрастающего поколения чувства единства и целостности российской нации. Напомнить детям о традициях и обычаях русского народа. Стараться прививать им вечные ценности. Правильно расставить приоритеты.
2. Перестать переписывать историю страны. Нужно принимать прошлое таким, какое оно было. Нам есть чем гордиться.
3. Нужно учить ответственному отношению к будущему своей страны. Каждый человек, каждый член общества должен знать свою значимость. Внушать со школьной скамьи, что будущее в наших руках. Каждый человек- это хозяин своей страны, но и гость на этой планете.
4. Возрождать сельское хозяйство, частное фермерское хозяйство, чтобы поднимать экономику страны. Ведь если человек ценит свой труд, он будет ценить и труд других людей. Трудолюбие трудно воспитать в семье, где и сами взрослые ничего не делают. Люди привыкли работать только там, где они за свой труд получают материальное вознаграждение.
5. Россия многоконфессиональная большая страна. Поэтому у нас должны быть свои институты, выпускающие духовенство, которое чтит многовековые традиции единства и равенства религий. Тогда может мы и покончим с терроризмом.
6. Сохранить бесплатное образование, медицину. Поддерживать социальную безопасность населения.
7. Сильная армия- сильная Россия. Здесь и полиция, и МЧС. Эти профессии должны стать почетными, уважаемыми и высокооплачиваемыми.
8. Более взвешенно вводить новшества и перенимать опыт других стран во всех отраслях. Не надо сломя голову бросаться из одной крайности в другую.
9. Поддержка молодых семей. Доступное жилье для них, а не пожизненная кабала в виде ипотеки. Трудоустройство после завершения учебы по диплому, а не по протекции.
10. Контролировать содержание телепередач и прессы, которые развращают нашу молодежь.
11. Больше внимания уделять защите окружающей среды, составу и качеству продуктов питания.
12. Запретить на деле, а не на словах, вырубку лесов, строительство частных дворцов в природоохранных зонах. Законы должны работать1
13. Пересмотреть реформу образования, обратить особое внимание на школы и детские сады. Необходимо каждого ребенка воспитывать россиянином, воспитывать чувство принадлежности к огромной державе.
14. Коррупция во всех сферах жизни- зло, разлагающее страну. Закон должен быть для всех один.
15. Поддерживать культуру, возрождать традиции и обряды русского народа.
Китайская мудрость гласит: «Когда в душе человека свет- он красив.
Когда человек красив, в его даме царит гармония.
Когда в доме царит гармония- в стране- порядок.
Когда в стране порядок- в мире покой.»
Пусть всегда в наших душах будет свет, в домах- гармония, а в стране порядок!