- Андрей Борисович, одно из центральных мест в противостоянии общественности омерзительному фильму «Матильда» занимает общероссийское движение «Сорок Сороков», возглавляемое вами. Перед раскрытием конкретных дел в противостоянии «Матильде» несколько общих вопросов. Ваше движение «Сорок Сороков» действует в светских пространствах и светскими методами по отстаиванию православных ценностей. Я так понимаю?
- Со времен 1991 года, когда произошел буржуазно-капиталистический реванш в перекошенном виде, Русской Православной Церкви и православным людям в целом, я считаю, была отведена роль некоей резервации, когда государство давало возможность заниматься духовными вопросами, но, как бы, внутри самой Церкви. Как только православные люди пытались выйти в общественное пространство, так сразу раздавались упреки, что не нужно в светском демократическом государстве путать вопросы светские и религиозные, несмотря на то, что основные принципы государственного развития связаны именно с ценностными нормами, духовностью. Между тем, православные люди массово представлены во всех категориях, социальных группах и сословиях общества. Получается дисбаланс - вроде не запрещено выражать свои ценностные ориентиры, но сами возможности для православных людей для этого - ограничены. Получается некоторая завуалированная дискриминация православных. Вот об этом несоответствии я и мои товарищи задумывались уже тогда, в конце 90-х годов. Люди, которые стремятся отстаивать православные ценностные нормы должны работать в общественном пространстве, а не внутри храмовых оград. Как этого достичь? Вот «Сорок Сороков» и появилось, как организация, отстаивающая права православных христиан.
Россия, как государство, может существовать только, как православная страна. Если убрать или снизить этот фактор, то Россия или распадется, или будет уже не Россией. Мы считаем очень важно отстаивать православные духовные скрепы для нашего государства внутри мирского общества. Сейчас около 65 процентов граждан России - православные. Но с разной степенью верования: от глубоко воцерковленных людей, до, просто, считающих себя по рождению и крещению православными, но не очень задумывающиеся о сути основополагающих православных ценностей. «Сорок Сороков» пытается в меру возможностей приблизить «условно православных» ближе к сути Православия, убедить их быть немного активнее по отстаиванию государственных интересов.
- Отрадно, что ваше движение ориентируется на молодежь. И самое главное, насколько я понял, вы умеете работать с молодежью. Я помню на Калязинских чтениях в феврале этого года, организованных МОО «Русское Собрание» и Главой Калязинского района Константином Ильиным, именно ваше общение с трибуны этого форума с молодыми парнями и девчатами, которые немного заскучали от умных и академических докладов, вызвало интерес молодежной аудитории, аплодисменты с их стороны, вернули их вновь к рассматриваемой проблематике.
- Вообще изначально моя общественная деятельность начиналась с того, что организацию, которую мы планировали создать, называлась «Молот». Молот - не от слова «молоток» или «молот и наковальня», а как «молодежный ответ».
- Отсюда и ваше второе имя - Андрей Молот-Кормухин?
- Да. Тогда оформился провал в работе с молодежью, разгул наркомании, мы помним, что по социальным опросам тогда огромная часть молодых людей заявляла о своем намерении выехать из России, учиться и работать заграницей. И в это же время возникли темы, связанные с атаками на храмы, «Пусси Райт», иные идеологические диверсии, разлагающие общество. Мы с единомышленниками решили не замыкаться на «Молоте», тем более, что само название могло быть неверно понято.
Мы как православные люди понимаем, что просто так ничего не бывает. Вот пришла мысль, которая сейчас у нас в эпиграфе в социальных сетях: «Справедливость вернет украденные надежды». И в это самое время выступает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в Государственной Думе, по-моему в 2015 году на Рождественских парламентских встречах в Государственной Думе России, и говорит в явственной форме для нас, что говоря о справедливости мы выходим на идею Бога. И понятия истины и справедливости превышают возможности человеческого ума и даже коллективного разума народов и сообществ. А абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, Поэтому необходимо вернуть справедливость. Этому было посвящено целое выступление Патриарха.
- А почему назвали общественную организацию «Сорок сороков»?
- «Сорок» - старинная русская мера объема. «Сорок сороков - по старой русской традиции выражение означающее неиссякаемость, необъятную огромность, духовное значение храмов, значения Православия для России и мира, той самой справедливости. Москву называли городом «сорока сороков» церквей. «Несть числа» - другая этимология выражения. Воинство Христово должно быть «несть числа», «сорок сороков». Мы должны возрождать наши смыслы. Вот мы и приняли такое название для своего движения. Если мы под справедливостью понимаем божественную справедливость, то обращение к Богу всего общества вернет саму справедливость.
- Ваше движение сразу выступило против кощунственного фильма Учителя «Матильда». Считаю, что центральным пока общественным событием стало Стояние «За Веру, за Отечество, Народ и Царя» 1 августа этого года, организованное Движением «Сорок Сороков».
- Сначала мы выступали против «Матильды» только в социальных сетях, информационно. Надеялись, ждали, что у государственных мужей хватит понимания отреагировать на возмущение православной общественности, заявления депутата Государственной Дымы Натальи Поклонской. Еще для нас важна, конечно, позиция Русской Православной Церкви. И мы все услышали выступление Владыки Тихона Шевкунова, который сказал, что фильм кощунственный и исторически лживый и будь его воля, то он запретил бы фильм, но нет механизмов. А источником власти, как известно, по Конституции является народ. Тогда свое слово должен сказать народ. Вот мы, как народная общественная сила, и пытаемся донести до власти мнение народа.
Я убедился по мере проведения этой акции Стояния «За Веру! За Отечество! За Народ и Царя!», что православные остались соборным народом, когда Родине угрожает духовная опасность, как и в прежние времена, готовы встать плечом к плечу.
- А сколько человек приняло участие в этой акции, например, в Москве? В регионах России?
- Дело в том, что находиться на всех мероприятиях Стояния даже в Москве мы не могли, поэтому точного числа участников я не назову. На площади возле храма Вознесения Христова в Кадашах было более трёх тысяч человек. Более 40 городов в России приняли участие в Стоянии. Также - Вена, Мюнхен, сербские города. Так что, акция вышла на международный уровень.
Кстати, ведь нам не согласовали ни одного места в Москве для проведения Стояния. То есть, в Москве, получается так, что можно проводить митинги любым социальным группам, с любыми, даже антигосударственными и аморальными лозунгами. Все получают разрешение на проведение массовых мероприятий. А нам сказали, что мы не сможем провести массовое мероприятие против «Матильды».
- Да, но как же более трех тысяч человек у храма Вознесения Христова? Как восприняли это московские власти?
- Мне сложно говорить, как Стояние у храма восприняли московские власти. Дело в том, что акция была проведена, по сути, на территории Православной Церкви. Мы провели мероприятие в форме молитвенного стояния с молебном и пением акафиста царственным страстотерпцам на внутрицерковной территории, на площади перед Храмом Вознесения Христова в Кадашах. Спасибо Матери Церкви, что поняв несправедливость положения, была предоставлена такая возможность православным людям.
- Таким образом, если бы Стояние проводилось с согласия властей, то количество участников было бы на порядок больше?
- Конечно. Мы так и планировали, и сначала нам хотели разрешить акцию на Суворовской площади, а потом сказали, что согласования мы не получим вообще ни в каком месте.
- Я знаю, что в городе Калуге, например, была схожая ситуация. Организаторам Стояния поэтому пришлось ограничиться 31 июля Акафистом Святому Страстотерпцу Царю-мученику Николаю Второму, а 1 августа - молитвой Царю Николаю в храме в честь Святых великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского и одиночными пикетами с плакатами. Если бы в значимых местах Калуги собралось бы «больше трех человек» с плакатом против «Матильды», то тогда был бы формальный признак для заведения административного дела против организаторов. Вот такими подходами и обеспечивается, та дискриминация православных, о которой вы говорили выше.
Попутно из этого же круга проблем вопрос: почему центральные каналы телевидения не знакомят телезрителей с акциями Стояния против «Матильды»?
- Когда маховик запущен, его очень трудно возвращать назад. Центральные СМИ, к сожалению, являются заложниками навязанных стереотипов: «как можно осуждать фильм, который не видели», «выступления против фильма делают ему черный пиар», «нельзя расшатывать общественную стабильность». Считается, что если православные вышли на улицу, то это может расшатать «лодку» в стране. Но у нас законный вопрос к господам, которые продвигали и продвигают эту «кинопродукцию»: «зачем вы делаете это, почему не предпринимаете мер к запрещению фильма с того самого момента, когда стало известно о его порочности»? Поэтому не мы «раскачиваем лодку». Наоборот, мы за стабильность в стране, за народное единение. Если встанет когда-нибудь вопрос по предотвращению «раскачивания» лодки, то православные христиане будут первыми, кто встанет на пути этому.
- Создатели и адепты «Матильды», пользуясь молчанием власти и центральных СМИ, всё равно рассчитывают на премьеру и массовый кинопрокат «Матильды». Всё это делается на фоне массового протеста.
- На что надеялись люди, которые сначала выделяли деньги на этот фильм, потом всячески его «раскручивали»? Они рассчитывали, что православные «проглотят» кощунство над Верой, святыми именами и Отечеством? Что мы будем молчать? Или, что нас можно запугать или запретить?
Я сейчас готов сказать в лицо любому губернатору, министру культуры и его работникам, любому чиновнику или медиамагнату. Когда вы приходите под камеру в храм на Пасху, Рождественские службы, и вы стоите со свечками в церкви, вы же прекрасно понимаете, что в этом храме, как и в любом ином, есть и икона царственных страстотерпцев. Это русские православные святые. Почему вы отворачиваетесь от этих икон сейчас, когда от вас многое зависит? И когда в следующий раз вы войдете в храм, допустив до этого кощунственную «кинопродукцию» на экран, ваша совесть позволит переступить порог церкви?
Скажите, что ошиблись, недооценили опасности. Скажите это и запретите богохульный фильм, поступите по-мужски. Люди православные вас поймут и простят. Справедливость всё равно вернет украденные надежды. С вами или без вас.
Беседовал Андрей Сошенко