Печальные лица.
Печать благородства.
И царственно-Божья
На всех благодать.
Какую ж иметь
Надо степень уродства,
Чтоб святость страдальцев
Теперь распинать?..
В.Невярович
В год столетия русской революции ко дню памяти Царственных страстотерпцев публикуем фрагмент интервью с регентом Детско-юношеского хора прп.Иоанна Дамаскина собора Владимирской иконы Божией Матери И.В.Болдышевой из газеты «Православный крест» (беседовала Анастасия Державина).
***
Ирина Валентиновна - выпускница Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, одаренный и глубоко образованный человек, пишущий самобытную музыку, исследующий и возрождающий традиции русского духовного пения; талантливый педагог.
Особое место в репертуаре хора занимает царская тема, нынешний год предполагает обращение к русской трагедии начала XX века, и мы решили расспросить Ирину Валентиновну не о музыке, а о том, чем в первую очередь привлекло нас ее творчество - о любви к Государю.
- Ирина Валентиновна, как в контексте столетия государственного переворота в нашей стране Вы оцениваете прошлое и настоящее России?
- Всякая годовщина дается нам для осмысления или переосмысления произошедшего и его последствий. Век - достаточное время, чтобы увидеть пролившийся от события свет или надвинувшуюся от него тьму. Откройте Постную Триодь - на любом месте... Или поучения святых Антония Великого, Тихона Задонского, Серафима Саровского... Какой свет отняли у народа! Какая тьма насильно плотной завесой закрыла от него Солнце Правды! У души отняли ее естественное питание - источник ее истинного счастья, связь с живым Богом. Вместо этого - целая цепь подмен, замаскированных, облеченных в красивые, нравственно привычные, родные, почти евангельские понятия и слова. Но слова эти без внутреннего содержания, вне Бога, стали лозунгами и реабилитировали греховные страсти - зависть, ненависть, гордость... Только потому и выжить можно было, да еще и созидать, жертвовать собой во имя Родины, подвиги совершать немыслимые, что внутри, в душах генетически накопился этот свет - свет Православия, любви Христовой. И когда разум во многих не содержал уже истин веры, сердце неосознанно хранило их, передавая и следующим поколениям. А когда этот источник стал оскудевать и накопилась духовная жажда, Господь явил нам Свою милость, начали открываться храмы.
Народ наш очень расслоен, разделен. Многим неконтролируемым влияниям подвергается молодежь. Но от каждого из нас в пространстве истории тянутся в прошлое нити к трагическому узлу - цареубийству. Это то осознанное или неосознанное потрясение, которое не могло не изменить, не взорвать ход истории и не оставить след во всякой душе, либо наполнив ее скорбью, ужасом, состраданием и любовью, либо - горьким раскаянием, либо - словно Каинова печать - равнодушием и принятием клеветы, умерщвляющей совесть. Нет в России человека, который не знал бы, что Царская Семья была зверски убита. Ответ каждой души на знание об этом злодеянии открыт Богу. Тайна этих ответов не может не повлиять на наше будущее, ибо в ней выявляется, чего достоин народ. Боже, буди милостив к нам!
Екатеринбургская трагедия - это тот узел, который развязывать всем нам, всему народу, и развязывание этого узла, как ничто другое, может объединить нас, восстановить как народ, народ православный, тело соборное. По-настоящему объединить людей может только что-то подлинное. Совесть - корневая личностная основа. Когда она говорит в целом народе - Бог творит чудеса. В одной из наших песен есть такие строки (автор - прот. Андрей Логвинов): «Взойдет заря для русского Царя <...>, Кто жив, любовью к Господу горя, Кто нам защитой в испытаньях будет, Кто совесть всенародную разбудит...»
Но в приближающейся дате видится и опасность нового разделения. То время, которое дал нам Господь, чтобы мы вновь обрели истины Православной веры и осознали правду нашей истории последнего столетия, не использовано нами в полноте. К сожалению, еще многие наши соотечественники равнодушны к вере. Многие не осознали, насколько глубоко личная жизнь каждого из нас связана с Царской Семьей. А ведь то, как мы возжелали правды, в какой мере она нас всколыхнула, изменила - судьбоносно для всей России. Как покаяние личное может совершенно перевернуть и переворачивает жизнь человека, что является самым великим чудом Церкви, так и покаянное понимание того, что произошло с Россией и Царской Семьей в те годы преображает личность и возрождает в ней чувство соборности; когда осознаешь себя не отдельным человеком, а частью огромного целого, объединенного верой и любовью, где от каждого зависит то, что будет завтра. Когда человек принимает клевету, она действует на душу как яд, когда же освобождается от нее - душа оживает, исцелевается действием Духа истины. Поэтому для тех, кто не желает добра России и не рад возрождению Православия, самое главное - чтобы мы не каялись. Еще из ветхозаветной истории известно: как только народ начинает каяться - милость Божия изливается, ему прощаются грехи, и он восстает даже из тяжкого состояния, крепнет и с Богом становится непобедимым.
Сегодня чрезвычайно важно, чтобы все, кто только может, трудились, способствуя этому. Можно организовать в школах просветительские лекции, посвященные Царской Семье и событиям 1917 года, ведь после прочтения учебников в сознании детей возникает много противоречий и вопросов. Часто дети ищут истины, но не находят человека, который мог бы им помочь... Можно выпускать большими тиражами брошюры, такие, как уже известные четыре замечательные разноцветные книжечки с краткими житиями Государя, Государыни, Царевича и Великих Княжон. Столько перепечатывается и создается новой клеветы, а житий Царской Семьи, кроме этих изданий, я не видела... Господь не отнимает свободной воли, но каждый человек должен услышать правду и иметь возможность ее принять. И, если он все равно предпочтет ложь, это будет его свободным выбором. Сложность в том, что те, кто любит историческую Святую Русь, Христа, Православие, не располагают в необходимом объеме средствами массовой информации. Но все, что можно, нужно сейчас делать, ибо нет никакой гарантии на наступление более благоприятного времени.
У Сергея Бехтеева в стихотворении «Правда» есть такие строки: «Тяжела ты нам, Правда-матушка, Не под силу ты миру лживому... Где не кинешь взор - все враги твои, Сеют день и ночь злые плевелы. Ты ж стоишь одна, сиротинушка...»
Стихотворение было написано за месяц до октябрьского переворота 1917 года. Мы поем песню на эти слова и люди откликаются на нее неизменно глубоко, ведь и сегодня происходит то же. Сейчас на каждом православном человеке, на каждом соотечественнике, живущем по совести и любящем Родину, лежит огромная ответственность, потому что снова может произойти сдвиг, шаг назад.
Но я уверена, знаю и по концертам нашим, и по поездкам хора по России, что сердце русского человека не равнодушно, надо только его разбудить. Если его разбудить к добру, оно становится горячим и жертвенным, может превзойти все ожидания в делании добра. Но как не хотелось бы, чтобы это пробуждение произошло через большие общие скорби... Хоть и поем мы в песне «Радость моя, Христос Воскресе» на слова протоиерея Андрея Логвинова: «Радость моя, неизбежно прийти потрясениям, как же иначе очистится грязи налет?..» Хочется достучаться до каждого: еще есть время!
...Русский народ, каким бы он ни подвергался экспериментам и массовым воздействиям, внушениям лжи, как бы он ни был разделен, а все же, надеемся, смеем надеяться, в очах Божиих остается соборной личностью. Во взаимоотношениях этой соборной личности с Государем на протяжении многих веков было единство - мистическое, через воздействие благодати Духа Святаго, через Миропомазание на Царство. Мы знаем, что когда произошли трагические события февральского переворота и Святейшим Синодом было принято решение не поминать Государя, то множество верноподданных, особенно из крестьян, не захотели нарушить присягу. Они обращались в Синод с письмами, ныне опубликованными: объясните, как нам быть, ведь это нарушение клятвы, мы не хотим совершить такой страшный грех... Т. е. неверно думать, что русский народ так запросто отступил от своего Помазанника, иначе и не потребовалось бы столь огромное количество жертв.
Эту глубинную связь с Царской Семьей понимаешь и ощущаешь по мере того, как раскрываются тебе Царственные мученики, их подлинная жизнь, исполненная подвига самоотвержения, глубочайшего душевного благородства и любви.
Нам с хором довелось восемь раз бывать в Екатеринбурге, из них семь - на царские дни, и петь за ночными богослужениями в монастыре святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме и в Храме-на-Крови. Каждую поездку мы везли новые песнопения и хоровые композиции, посвященные Августейшим мученикам. Естественно, всегда, когда мы ехали, настрой был скорбный. Чем больше читаем о произошедшей там великой трагедии - а каждый год выходят книги, благодаря которым она познается все глубже, - невольно проникаемся скорбью. Но когда туда прибываешь - мы это пережили - Царственные мученики не дают скорбеть! Ты понимаешь, что здесь это произошло, что это было запредельно безчеловечно, но они - такие великие святые - дарят невероятную благодать и радость, окрыляют дивной теплотой любви, и ты, вроде бы, хочешь скорбеть, а вместо этого - переживаешь Пасху!.. Мы ехали послужить им, ехали с любовью, с желанием потрудиться, преодолеть себя, и каждый раз поражало это пасхальное осенение. Не полагаясь на себя, мы делимся переживаниями друг с другом в хоре. Многие из ребят уже студенты, некоторые - даже выпускники ВУЗов, успели немало узнать, но эта радость - одно из сильнейших свидетельств святости Царской Семьи именно для сердца.
Чем больше любишь святых, тем больше понимаешь, в какой великой связи с ними мы находимся. Государь же нам - действительно отец, Богом данный защитник для всего народа. «Отец» - слово особое, несущее высочайшее достоинство: так мы обращаемся к Богу. У русского человека были родной отец и Государь-батюшка на земле, и был Отец, Иже на Небесех. Такое поразительное богатство было дано нам от Бога на многие века.
«Ведь русскому сердцу дано неспроста Служить Государю и Богу, И русская рана под сенью Креста В слезах зарастет понемногу...» Когда мы поем эту песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, в детских глазах светится необыкновенная красота.
Много прославлено Церковью святых, и хочется знать житие каждого, чтобы чтить, благодарить, любить. Но если твоего отца убили и он стал мучеником - это особое переживание. У соборной личности русского народа отняли в лице Царя защитника, заступника, отца духовно-кровного, если говорить о мистической стороне.
Тот, кто любит, всегда выиграет; а тот, кто ненавидит, всегда проиграет. Всегда - даже если не в пределах этой жизни, то в вечности, - этот закон не знает исключений. Большое счастье - любить святых и свою Родину, воспитавшую стольких угодников Божиих. Совсем иная полнота и красота бытия души, если она вмещает то, что Пушкин назвал любовью к отеческим гробам, любовью к родному пепелищу. Воистину в них «обретает сердце пищу»!
А если мы оглянемся на нашу историю, - то у нас и не было Родины без Царя. И дело не в прекрасных дворцах и памятниках, которые мы теперь наследуем, и даже не в культуре. Русская история, такая сложная, развивалась в потоке духовного единства Помазанника Божия и народа. Как точно и прекрасно сказал Сергей Бехтеев: «Царь - это лучшие, светлые грезы любящей русской души» (стихотворение «Царь»). У современного человека это отнято, и даже может быть непонятным ему, и в этом он безконечно беднее своих предков.
Лучшее из того, что было потом, после утраты монархии, явилось плодом взращенного и выпестованного предыдущими поколениями. А они взрастили это лучшее в единстве и взаимной любви духовной. Почти все хорошее, что у нас и в нас есть сегодня, - это плоды любви наших бабушек и прабабушек - ко Христу, к ближнему, к батюшке-Царю и Отечеству. Это либо открывается, либо нет. Но если впустить святого Царя в свою жизнь, любить его и молиться ему - то словно больше становится твоя душа! Конечно, если любить Христа - она расширяется до самых звезд, делаясь безконечно глубже той души, которая Христа не знает...
В сокр.
Впервые опубликовано в газете «Православный Крест»