Преступный лепет и шальной
Всех выродков земли родной,
Да не услышит... Да не грянет.
И отповедью - Да не грянет
Тот страшный клич, что в старину:
«Везде измена - царь в плену!» -
И Русь спасать его не станет.
Ф. Тютчев. Сын царский умирает в Ницце...
Год столетия революции стал во многом провокационным. Общество по-прежнему расколото, что подтверждают многочисленные обсуждения темы революции в СМИ и данные социологических служб. Так, весной 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования об отношении россиян к монархии.
Почти четверть опрошенных россиян, 28%., заявили о том, что не возражают против восстановления монархии. Как показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», категорически против существования монархической формы правления в нашей стране сегодня 68% россиян. Конечно, любой социологический опрос имеет определенные погрешности, однако факты - вещь упрямая.
Причиной такого отношения к самодержавию, к своей многовековой истории, на наш взгляд, является, во-первых низкий уровень знания истории своей страны. Личный опыт работы школьным учителем говорит, что дети гораздо лучше знают историю средневековой Европы, чем, скажем, историю домонгольской Руси. А во-вторых, что косвенно подтверждает первый тезис - практически полное отсутствие на федеральных, а значит общедоступных каналах, в комфортное для просмотра время, популярно-образовательных исторических программ, фильмов и передач. А те, что иногда показывают, транслируются, как правило, глубокой ночью.
В годовщину столетия начала русской смуты отсутствие передач на федеральных каналах, где бы обсуждалась тема революции, просто снимает этот вопрос для целевой аудитории как дискуссионный.
Что уж говорить, если глава государства, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «весьма прохладно» относится к идее возрождения монархии, а председатель Госдумы Вячеслав Володин откровенно считает, что идея восстановления монархического строя в России вообще не имеет перспективы. В ведущих медийных информационных передачах и политических ток-шоу, вытесняющих по своей популярности на телевидении «мыльные оперы», нередко встречаются негативные высказывания о личности императора Николая Второго. Как и сто лет назад, дискредитация русского царя продолжается, немного меняются лишь характеристики: от «кровавого тирана»- в 20-е годы, до «размазни», «слабака», эдакого интеллигента чеховских рассказов - в наше время. Печально, что эти характеристики едва ли не приобрели статус официальных и в современных учебниках по истории с этими «эпитетами» приходится встречаться.
Среди немногих публичных деятелей, которые открыто исповедуют царя, ярким примером является Наталья Поклонская. Она почитает государя, участвовала в акции «Бессмертный полк», на котором пронесла в колонне икону Николая Второго.
Честный человек, добросовестный депутат, руководствуясь голосом своей христианской совести и выполняя запросы своих избирателей с требованием провести экспертизу фильма А.Учителя «Матильда», на наших глазах подвергается откровенному шельмованию со стороны все той же медийной общественности, которая, к сожалению, во многом формирует общественное мнение, в частности, в отношении монархии. Как и в 2014 году, в Крыму она открыто противостоит исторической неправде, подвергаясь постоянным нападкам со стороны общественности. Вообще, это, видимо, примета времени, когда, говоря современным языком, «троллить» модно и даже обязательно для успешной карьеры как можно дольше неудобного обществу персонажа. Посмотрите, каким нападкам подвергается В. Милонов. Практически все его политические и общественные инициативы подвергаются обструкции, просто потому что есть такой депутат. И шельмовать его, травить попросту модно. Подобной процедуре подвергается и Наталья Поклонская, находясь под постоянным прицелом СМИ.
Говоря о фильме «Матильда», о ее создателе, следует признать, что копаться в чужом белье для режиссера А. Учителя не ново. Достаточно вспомнить его нашумевшую картину «Дневник его жены». Можно не сомневаться, что А. Учитель оставил след в современном кинематографе. Сняв провокационный фильм, режиссер уже обессмертил себя, поставив свою персону в один ряд с Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом), Демьяном Бедным, академиком Покровским и прочими «демонами революции». Именно эти деятели раздували мировой пожар революции, трудясь на идеологическом фронте, они были осквернителями Церкви и Ее святых, нашей истории. И режиссер Учитель оказался весьма прилежным учеником.
Печально то обстоятельство что часть общества по-прежнему скорее воспринимает всякую откровенную похабщину, шариковщину, чем аргументированные доводы противников этого фильма, прикрываясь такими высокими понятиями как свобода творчества и прочими демократическими ценностями. Становится совсем грустно, когда талантливый актер Евгений Миронов на пресс-конференции, посвященной этой работе, говорит о том, что Николай Второй не был «канонизирован при жизни», а директор Государственного Эрмитажа М. Пиотровский заявляет, что критика фильма «это признак провинциализации не только Петербурга, но и целой страны». Если можно так выразиться такой у нас культурный истеблишмент.
К сожалению, мы плохо знаем, каким правителем был император Николай Второй, но еще гораздо хуже мы знаем, каким он был человеком. И режиссер Учитель тоже этого не знает и не стремится узнать. Он выдает фильм о якобы имевшей место быть любовной интрижке тогда еще наследника престола Николая Александровича с балериной Кшесинской за исторический факт. Но это не так. Будущий император пронес через всю свою жизнь любовь к одной женщине, той с которой он познакомился еще в достаточно юном возрасте - своей царственной супруге - Александре Федоровне. Ну откуда ему (А.Учителю) знать, что в любую эпоху христианин - это, прежде всего, семьянин. У государя было поистине одно частное увлечение, которому он отдавался всем сердцем в свободную минуту - увлечение семьей. Конечно, он был человек своего времени, времени технического прогресса: крупнейший в Европе автомобильный парк, увлечение фотографией, яхта, спорт. Но все это невозможно представить вне своей семьи. Все свободное время государь проводит с семьей. Он чрезвычайно счастлив в браке. Посмотрите фотографии с изображением императора - ведь это семейный архив. Его отец Александр Третий тоже был образцовым семьянином. Для них семья и семейный образ жизни имеют, прежде всего, христианское значение, значение Малой Церкви. В этих традициях был воспитан Николай Второй, и для него это было жизненным вектором. Вот почему, в эпоху модного материализма император не был понят многими своими современниками, как не понимают его и сейчас в эпоху общества потребления. Вообще наше общество удивительно напоминает общество столетней давности. Известно о многочисленных спиритических сеансах в высшем обществе, в моде были всяческие предсказатели, гадание. Так же как и сейчас газеты и журналы пестрели рекламой о всяких экстрасенсах. Известно, что таким ясновидением увлекались даже члены императорского дома. Таким образом, Государю Николаю Второму довелось править в период серьезного духовного кризиса. Духовный кризис не миновал даже императорскую фамилию, и проявлением такого кризиса можно считать, в том числе морганистические браки Великих князей, что в условиях существующего на тот момент законодательства, и за неимением, а затем и серьезной болезнью Наследника могло прервать династию. Наверное, уже тогда многие не понимали идею самодержавия и своего государя. И дискредитация самодержавия началась, конечно же, задолго до революции.
А между тем, идея самодержавия могла бы стать национальной идеей современной России, чем она и являлась до 1917 года, так естественно вписываясь в формулу православие-народность. Святитель Тихон (Белавин) в слове в день Священного коронования императора Николая Второго дает такое определение самодержавия: «Власть самодержавная означает то, что власть эта не зависит от другой человеческой власти, не почерпается от неё, не ограничивается ею, а в себе самой носит источник бытия и силы своей... Царь в России владеет силой и свободой действий в таковой мере, какая только возможна для человека. Ничто и никто не стесняет его: ни притязания партий, ни выгоды одного какого-нибудь сословия в ущерб другим. Он стоит неизменно выше всех партий, всех званий и состояний. Он беспристрастен, нелицеприятен, чужд искательства, угодничества и корыстных побуждений, ни в чем это не нуждается, ибо стоит на высоте недосягаемой и в величии его никто ничего не может ни прибавить, ни убавить».
Император Николай Второй - самый оклеветанный царь в нашей истории. Клеветать на него продолжают и сейчас... Но Государь Николай Второй и единственный царь, прославленный в лике святых в новое время. Члены Царской Семьи прославлены Русской Православной Церковью как святые мученики-страстотерпцы. Конечно, без народного почитания прославления не могло быть. И этот непреложный факт уже является ответом новым клеветникам России на все их потуги очернить последнего царя.
Тогда, сто лет назад, не было массового народного выступления в поддержку царя. Конечно, для многих людей это событие было подлинным горем. Были и отказы служить «свободной», «демократической» России, и саботаж новой, уже Советской власти. Были и граф Келлер, и Гусейн Хан Нахичеванский, и полковник Кутепов и многие другие монархисты, но не стоит забывать, что знамена борьбы Белых армий были «февральскими», конституционно - демократическими. Наверное, Господь вновь испытывает нас, как и сто лет назад, когда пронеслась над Россией весть о свержении монархии. Как и в те мартовские дни семнадцатого года, мы поставлены самой историей перед выбором: возвысим ли мы соборный голос против измены государю или ли мы будем с молчаливым большинством, о котором вспоминал граф В.Н.Коковцев в день, когда стало известно о расстреле Царской семьи: «Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями... Какое-то бессмысленное очерствение, какая-то похвальба кровожадностью. Самые отвратительные выражения: "давно бы так", "ну-ка - поцарствуй ещё", "крышка Николашке", "эх, брат Романов, доплясался" - слышались кругом от самой юной молодёжи, а старшие либо отворачивались, либо безучастно молчали.»
М. Цветаева в те же дни записала свои впечатления: «Стоим, ждём трамвая. Дождь. И дерзкий мальчишеский петушиный вскрик: "Расстрел Николая Романова! Николай Романов расстрелян рабочим Белобородовым!" Смотрю на людей, тоже ждущих трамвая и тоже (тоже!) слышащих. Рабочие, рваная интеллигенция, солдаты, женщины с детьми. Ничего! Хоть бы что! Покупают газету, проглядывают мельком, снова отворачивают глаза - куда? Да так, в пустоту...»
На наших глазах вновь пытаются уничтожить Царскую семью, и воскресить подвал ипатьевского дома. Теперь, предки тех, кто совершил то страшное злодеяние, пытаются уничтожать добрую память о Нем. Не Иудин ли грех совершаем мы, братья и сестры, молчаливым безразличием к попыткам очернить, растоптать, смешать со зловонной медийной субстанцией память нашего Царя. Сто лет назад у России отняли Царя. Сто лет назад народ уже отрекся от Него и от своей тысячелетней истории. Избави нас Бог от повторения этого...
1. Re: В защиту национального достоинства