Одно яркое сравнение наиболее часто встречается на форумах в интернете, когда в центре обсуждения оказывается все творчество Максима Трошина или даже одна его песня. Алексей Староверов пишет: «Максим - это родничок чистой, святой, живительной воды для русского народа». Для Надежды Семеновой голос юноши есть «чистый - пречистый родник, нетронутый ни зверем, ни человеком».
Но Максим Трошин - это не только голос, стихи, музыка. Единый образ создают также егопронзительные суждения о православной вере и Святой Руси, неистовая борьбаза сохранение Отечества в последние смутные времена, осязаемая в нем божественная совесть, подвижническое служение Церкви...Он представляет собой настолько многомерное явление, что и сегодня не все грани его дарования видимы. Так и мы, стоя у обнаруженного на своем пути родника,не знаем о его природе - с каких глубин бьет, какие водоемы наполняет, болота или моря?
Творчество - насыщенная ключами территория. И там много источников, к которым припадают в утолении духовной жажды.
Максим был тепло встречаем в среде писателей, прорицавших нелегкие времена без обращения России к земле и вере. Это были родники правды, яркие выразители стыда за деяния властей, пренебрегших своим народом. Максим пел в Колонном зале Дома Союзов на литературном вечере авторов «Роман-газеты» в июне 1992 года, в октябре того же года выступал в Центральном Доме Армии на встрече еженедельника «Литературная Россия» со своими читателями.
На литературном вечере в Колонном зале Дома Союзов.
Крепость духовных начал брянского подростка поразили, судя по строкам на подаренных ему авторских экземплярах своих книг, Валентина Распутина, Василия Белова, Петра Проскурина. В печальном и трогательном монологеписателя Владимира Крупина на смерть Максима Трошина в документальном фильме режиссера Татьяны Тарасовой немало слов о значении юного брянского дарования в культурной и духовной жизни России.
Название того фильма «Песней наполнено сердце мое»образно выражало творческое состояние Максима Трошина и было строкой из песни на стихи поэта Константина Скворцова «Матушка пела». В интервью интернет- изданию «Свободная пресса»после премьеры музыкально-поэтического моноспектакля «Матушка пела...» в Доме композиторов в Москве К.Скворцов сказал о том, что более десяти композиторов написали музыку к этому стихотворению. Объяснение поэт дал следующее: «У каждого из них свой мотив, как и у каждого своя мама, без песен которой, наверное, они не мыслят музыкальной и певческой судьбы». Максим Трошин был отнесен к профессиональным композиторам, при этом к лучшим - своей мелодией и исполнениемон, по признанию поэта, сделал песню народной.
На одном из своих концертных выступлений, сохранившемся в видеозаписи, Максимсказал: «...Матушка в этой песне для меня - Россия, а песня - о ее судьбе». Такое обостренное восприятие песни передается слушателям и, возможно, потому помимо сердца затрагивает нечто большее.
Совсем недавно, в канун памятных дней, посвященных Максиму, в Брянский храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, где Надежда Михайловна Трошина занята в книжной лавке и другими трудами по церкви, из Ростова-на-Дону пришла посылка. Холст с портретом Максима и письмо от художника Леонида Кабарухина. «Однажды я прочитал о талантливом юноше, - писал он. - С супругой нашли записи песен Максима и были потрясены его талантом и особым обаянием. Скажу больше, парень был гениальным, все его песни -размышления о жизни, поражают глубиной и здравомыслием. И это в его годы! Я - художник и тотчас же решил написать портрет, и так, чтобы этот портрет отражал его особое погружение в русский характер».
Леонид Кабарухин. Портрет Максима Трошина.
Фоторепродукция Н.М.Трошиной.
Леонид Андреевич известен в России и в зарубежье. Критики отмечают своеобразный стиль написания им портретов, когда нарушаются естественные пропорцииради других целей. Как отмечают критики, Кабарухин «гипертрофировано увеличивает основные предметы, как бы наводя на них фокус и концентрируя силу впечатления». Те же специалисты связывают живописную манеру художника, помимо всего, с воздействием русской школы иконописи. Ее он прошел в северном Кирилло-Белозерском монастыре, где сохраняется, не теряя своего предназначения, самый древний иконостас русских церквей.
Все эти художественные особенности проявились и в портрете Максима.
Прихожане Тихвинского храма, в присутствии которых вскрывалась посылка, явились первыми зрителями и судьями картины. Многие символы были увидены и растолкованы. Впечатляютбольшие глаза, в которых, как в воде,отражается душа. Цвета в одежде указывают на юный возраст Максима,его принадлежность к славянам и православию. Лобная повязка, очелье, что в историческом прошлом носили работники и воины, выразительно говорит о характере подростка, но в ней одновременно различим и знак трагической гибели.
Но почему на картине луна, ночь? Одни ответили: «Чтобы показать светМаксимов». Другиесказали: «Ночью соловьи только и поют».
Перед рассветом слышны не только эти чарующие своим пением птицы.Шумныи родники. Их звучание не такое, чтобы сопровождаться эхом, подобием лесного, но оно обязательно вызывает у созидающих русское искусство людей тонкие отзвуки и душевные переголоски.
Николай Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени