Бурный расцвет науки в XIX веке, несмотря на то, что ученые в подавляющем большинстве были верующими людьми, использовался для борьбы с религией, для нападок на веру в Бога. Прошло более ста лет, наука уже не претендует на абсолютное обладание истиной. Более того, что утверждалось раньше, потом опровергалось последующими открытиями, например теория теплорода, которые, в свою очередь, также или ставились под сомнение, или опровергались следующими открытиями науки.
И только сейчас стали открыто говорить о том, что, оказывается, многие величайшие ученые мировой известности верили в Бога и не противопоставляли на самом деле науку своей вере.
Перед всеми мыслящими людьми, особенно в наше время, всегда будет остро стоять проблема соответствия открытий науки с религиозными истинами Православия. Тем более что уже несколько десятилетий наука кардинально не меняется. Возможен резкий качественный скачок в ее развитии. Многие уже интуитивно чувствуют появление новых открытий в современной науке, которые могут изменить взгляды современного человека на мир. И это позитивное и нужное для человечества развитие науки может быть использовано для нанесения вреда этому же человечеству - нападками на религию, для подавления в людях религиозного чувства и искания Бога.
Только одна православная вера наполняет человеческую жизнь смыслом и значением.
Поэтому перед современными православными христианами поставлена задача: используя известные открытия (а не предположения) современной науки и имея благоприятную возможность изучать беспрепятственно православное вероучение, доказать не противоречие и, более того, взаимную согласованность веры и науки.
Защитой православного вероучения занимается богословская наука апологетика. Древние христианские апологеты защищали православное вероучение от нападок языческих философов, от попыток нечестивых гностиков соединить в одно язычество и веру в Бога. Потом апологеты защищали веру от различных других ересей.
Мы же попытаемся путем простых логических рассуждений, подкрепленных открытиями современной науки, прийти к выводу о существовании Бога.
I. Общие философские рассуждения, приводящие к пониманию того, что Бог существует.
Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра, Броуновское движение в природе, перемещаются материки на Земном шаре, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Нет ничего в природе, чтобы не двигалось. Просто что-то движется быстрее, и мы это легко замечаем, а что-то движется намного медленнее и требует специальных приборов для фиксирования внутреннего или внешнего движения.
«Движение составляет сущность материи» [Свт. Лука Войно-Ясенецкий. «Наука и Религия», «Дух, душа и тело»].
Все движущееся и изменяющееся в своем движении должно от чего-то отталкиваться. Пояснение этого утверждения можно видеть на примере движения мячика (конечно, лишь немного похожем) : чтобы мячик катился по столу, я должен его толкнуть или катить; чтобы мячик полетел, я должен его бросить. Это «нечто», от чего отталкивается или оттолкнулась ранее в своем движении материя, должно быть неподвижно; так как материя изменчива - то неизменяемо, а значит, и не материально, следовательно, не должно подчиняться ни пространству, ни времени, т.е. вечно. Это «нечто», проявление Которого мы наблюдаем в окружающем нас мире, и есть Бог вне Своей сущности.
Бог - источник движения Вселенной (Перводвигатель).
Более того, движение материи не хаотично или случайно. Оно упорядочено и совершается по строго определенным законам. Например, закон всемирного тяготения описывает движение планет: все тела притягиваются друг к другу: сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Мир живой природы очень разумно устроен. Вырастают семена, в определенное время, благоприятное для размножения, семена разносятся. Зимой дерево сбрасывает листву, летом опять появляются листья, цветы привлекают насекомых для опыления. Несомненно, что целесообразность прослеживается во всех этих периодических изменениях. Интересно, чем же деревья думают, как им поступать? Конечно же, разума у них никакого нет, но законы, по которым они существуют, ясно свидетельствуют, что источник или изобретатель этих законов, несомненно, разумен.
Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивает себе опору. Чем длиннее вырастает стебель, тем больше становится круг, то есть растение, не находя себе опоры, ищет ее дальше. Наконец стебель не выдерживает своей собственной тяжести, падает на землю и ползет по ней, ища новой опоры, но и в этом случае, оно руководствуется выбором: повилика не вьется около неорганических или мертвых органических опор, но только около живых растений, к которым она жадно прилепляется, ибо ее корни, находящиеся в земле, быстро умирают, и она лишается пищи, которую потом высасывает посредством сосочков из обвитого растения.
Удивительно целесообразны движения пестиков некоторых растений для оплодотворения рыльца пыльцой».
Паук строит паутину с точностью, с какой строится подвесной мост. Мост рассчитывает человек, и то ошибается. А кто думает за паука? Ведь проявление разума в его деятельности налицо, но это не разум самого насекомого - что очевидно. Паук испускает запах, чтобы привлекать самцов бабочек - так их ловит и ест. Кто его научил так подбирать ферменты? Если даже люди не могут подобрать. Откуда это явное проявление какого-то мощного разума? Паук же делает все неосознанно, на уровне рефлекса, это не его разум.
Муравьи, которые обитают на Панаме, носят кусочки обычных листьев в муравейник, где те загнивают. В результате выделяется грибок, в котором содержится пенициллин. Поедая его, муравьи избавляются от многих болезней.
Инстинкт насекомых - проявление «стороннего» разума, не принадлежащего природе, т.е. этот разум не рожден природой.
Рак-отшельник на раковину сажает ядовитую актинию и этим защищается от нападения осьминога. Кто научил этому рака? Сама мысль о возможности научения рака абсурдна - у него очень мал мозг. Если какой-то рак, один из миллиона, защитится актинией, то по наследству этот навык передать не может. Мы знаем из примера человека, что если родители знают, например, иностранный язык, то это знание по наследству не передается. Ребенка надо учить иностранному языку начиная с азов.
«В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» [свт. Лука].
Мангусты, когда спасаются от львенка, при убегании настолько плотно сбиваются в одну кучу, что издалека эта стая похожа на одно большое животное, с которым львенок не решается столкнуться, а потом внезапно это «большое животное» исчезает, т.к. мангусты резко разбегаются в разные стороны и прячутся. Этим достигается эффект неожиданности, приводящий в недоумение хищников [видеофильмы ВВС ].
Разумность и целесообразность проявляется в жизни растений, насекомых и животных.
В движении мира можно видеть проявление какого-то колоссального разума. Попытаемся найти источник этого Разума.
Вселенная - это огромная, разумно устроенная и удивительно согласованно работающая система. Разум виден, в первую очередь, в законах, по которым существует Вселенная, так как Автором, Источником этих законов может быть только какой-то колоссальный Разум. Сама материя не может быть источником законов, по которым она существует, потому что это абсурд.
Планеты думать не могут- это просто неодушевленные камни, также и электрон, и протон не имеют ума. Очевидно, что не имеют разума минералы, рыбы, насекомые, птицы, растения, животные, даже люди не являются источниками этого колоссального Разума. Ведь мы только пытаемся открыть, угадать законы, по которым существует мир. И никто из людей уже не в состоянии охватить весь объем научных знаний, известных в настоящее время. Да и вообще, материя может ли быть источником такого Разума, Который проявляется в видимом нами движении материи, ведь Он намного выше из всех нам известных. Как может такой огромный живой механизм - Земной шар со всем живущим на нем функционировать и не сбиваться. Как красиво и логично устроено это движение. Виден Разум, в миллиарды раз превышающий разум человека.
Некоторые говорят, что законы, по которым существует материя, существовали всегда. Но ведь материя, ответим, изменчива, а значит, и не вечна, а значит, имела когда-то начало. Если предположить, что законы, по которым существует материальный мир, существовали всегда, даже до материи, то мы признаем, что есть Разум, Который существует вечно и независимо от материи, и Который является источником этих законов.
Что это за Разум такой, Который существует вечно, проявление Которого мы всюду видим, а источник Его найти в материальном мире не можем? Причем Разум, Сам неизменяемый, не материальный. Православное вероучение отвечает, что этот Разум и называется Бог.
Разум, проявляемый в движении материи - это не человеческий разум (например, мы не можем управлять процессами пищеварения, они происходят независимо от нашей воли и нашего сознания; человек не может вместить всех научных знаний, накопленных к данному моменту времени человечеством). Это и не разум самой природы: камни не думают, также растения, рыбы, животные не обладают таким Разумом. Этот колоссальный Разум есть Божественный Разум, есть Бог.
«Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом» [Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры»].
Мнение, что материя существует вечно, на самом деле ошибочно. Попробуем доказать это. Основная идея, на которой строится доказательство, это то, что материя изменчива и непостоянна, а значит, и не вечна.
Преподобный Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры») пишет: «все, что существует, есть или сотворенно, или несотворенно. И так, если сотворенно, то во всяком случае и изменчиво, ибо чего бытие началось по причине перемены, это, безусловно, будет подлежать перемене, или погибая, или по собственной воле изменяясь. Если же несотворенно, то, соответственно понятию последовательности, во всяком случае и неизменно... Поэтому, кто не согласится, что все существующее, не только то, что воспринимается нашим чувством... изменяется и переменяется, и многообразно движется - по причине как рождения, так и уничтожения, как увеличения, так и уменьшения, как перемены относительно качества, так и движения с места на место? Поэтому, сущее, как изменчивое, во всяком случае и сотворено. Будучи же созданным, оно во всяком случае кем либо сотворено. Но Творцу должно быть несозданным. Ибо, если и Он создан, то, во всяком случае, создан кем либо, пока мы не придем к чему либо несозданному. Следовательно, будучи несозданным, Творец, во всяком случае и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?
И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий...
Что есть устроившее то, что- на небе и что- на земле, и что движется по воздуху и что живет под водою, а еще более, в сравнении с этим, небо и землю, и воздух, и природу как огня, так и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не художник этого и во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но кто художник этого? Разве не тот, кто создал это и привел в бытие? Потому что мы не дадим такого рода силы случаю. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а кому- устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же - соблюдение и сохранение законов, сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, кроме случая. Но что другое это есть, если не Бог?»
Согласно ему утверждает и другой святой, святитель Григорий Богослов: «Первоначальнее Бога нет ничего, что приводило бы Его в движение, потому что Сам Он причина всего, а не имеет причины, которая была бы и Его первоначальнее».
Иные утверждают, что материя существовала всегда. То есть вечно? То, что вечно, должно быть неизменяемо. А все, что мы видим, не только подвержено ПОСТОЯННОМУ изменению, а еще и разрушению и уничтожению. Можно представить, что если материя не вечна, так вечны и неизменяемы законы, по которым она движется. В устроении вселенной, в полном согласовании всех законов, по которым существует материя, виден колоссальнейший Разум. И в самой материи мы не можем найти источник этого Разума.Так вот как раз законы, согласно которым существует материя, и подсказывают нам, что должен быть Разумный Источник этих законов, Он же Перводвигатель материи, а далее религия учит, что это и есть Бог.
Также о материи утверждает современный ученый святитель Лука Войно-Ясенецкий: «вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в форме материи.
Материя представляет собой устойчивую форму внутриатомной энергии, а теплота, свет, электричество - неустойчивые формы той же энергии. Процесс распада атомов, т.е. разложения материи, сводится к переводу внутриатомной энергии из состояния устойчивого равновесия в неустойчивое, называемой электричеством, светом, теплотой и т.п. Материя, таким образом, постепенно превращается в энергию».
Мы наблюдаем упрощение самых различных систем в окружающем мире. Так как в мире царит энтропия - все в естественном своем состоянии подвержено разрушению. Термодинамическая функция состояния S, называемая энтропией системы, связана с числом различных микроскопических способов реализации конкретной макроскопически определенной и наблюдаемой ситуации, она является мерой неупорядоченности в молекулярной системе. Это открыл австрийский физик Людвиг Больцман в 1877 г. Если объединить больцмановские представления об энтропии с законами термодинамики (второй закон термодинамики гласит, что в общем случае невозможно преобразовать беспорядочное молекулярное движение в координированное движение всего тела как единого целого со 100%-ной эффективностью, или, в формулировке Рудольфа Клаузиуса: «Невозможно осуществить перенос тепла от более холодного тела к более горячему телу, не затрачивая для этого работу»), мы придем к одному из наиболее важных принципов науки: При всяком реальном, самопроизвольном процессе, включая химические реакции, неупорядоченность Вселенной обязательно возрастает. В любой изолированной системе, в которой полная энергия не может изменяться, самопроизвольной является реакция, при которой происходит возрастание энтропии (и неупорядоченности). Без постороннего вмешательства невозможен ни один процесс, результатом которого является повышение порядка, т.е. уменьшение энтропии. Поставляя в систему достаточную энергию, можно заставить протекать реакцию, даже если в результате нее происходит уменьшение энтропии. Но если не поставлять достаточной энергии, реакция, приводящая к повышению упорядоченности, никогда не произойдет (Р. Дикерсон, «Основные Законы Химии», Т.2., стр.57).
Например, энтропия или неупорядоченность возрастает всякий раз, когда жидкость или твердое вещество превращается в газ. Энтропия возрастает при растворении твердого вещества или жидкости в воде или в другом растворителе. Энтропия уменьшается при растворении газа в воде или в другом растворителе. Энтропия возрастает при повышении массы частиц вещества, если прочие условия остаются неизменными. Энтропия, как правило, повышается по мере увеличения мягкости вещества. Энтропия тем больше, чем сложнее химический состав вещества (это правило выполняется для кристаллов ионных солей и для органических соединений, отличающихся друг от друга длиной углеродной цепи). (Р. Дикерсон, «Основные Законы Химии», Т.2., стр.61-63)..
Отсюда следует очень важный вывод, что самопроизвольного упорядочения атомов в молекулу быть не может. Не может быть самопроизвольного усложнения любых систем: биологических, химических, систем из космических тел и т.д. Не мог самопроизвольно газ вселенной сконденсироваться в твердое вещество. Не могли самопроизвольно образоваться из водорода вселенной другие, более сложные вещества: твердые, состоящие из нескольких различных атомов или молекул.
«Химическая система стермится не только к состоянию с минимальной энергией, но также к состоянию с максимальной неупорядоченностью или энтропией», «самопроизвольным является всякий процесс, в результате которого происходит уменьшение свободной энергии». (Р. Дикерсон, «Основные Законы Химии», Т.2., стр.68).
Например: энтропии больше в разбросанных по столу картах, чем в нераспечатанной колоде. То есть самопроизвольно, без поступления внешней энергии, карты в колоду собраться не смогут.
Энтропии больше в отдельных несобранных частях автомобиля, необходимых для сборки. чем в собранном автомобиле. Это означает, что сам по себе, без доставки извне энергии - в виде работы человеческих рук - автомобиль собраться не сможет.
Дерево вырастает из диоксида углерода, воды, соединений азота и минеральных веществ. Так вот, энтропии больше в исходных веществах, чем в вырастающем из этих элементов дереве.
Ну а как же тогда самопроизвольно протекающая реакция соединения молекул водорода и кислорода и образование воды? Эта реакция протекает самопроизвольно, несмотря на то, что она сопровождается возрастанием упорядоченности в системе. (Р. Дикерсон, «Основные Законы Химии», Т.2., стр.87). Любая химическая система стремится к состоянию с минимальной энергией и максимальной энтропией. В данной реакции роль энергии оказывается преобладающей - реакция сильно экзотермическая, то есть при реакции выделяется большое количество теплоты. (Р. Дикерсон, «Основные Законы Химии», Т.2., стр. 532). Но вода, образующаяся при такой реакции, для живых организмов непригодна. Обычная вода, которую мы пьем, и которой пользуются большинство живых организмов, содержит в себе ничтожные доли десятков различных веществ и элементов.
Итак, мы видим, что естественному ходу жизни соответствует распад, разупорядочение, разложение. Не мог этот сложный мир сам собой развиться из простых молекул.
Должен быть источник развития материи, более того, мы видим, что этот источник - разумный. Вера же говорит нам, что это Бог.
Несомненно, что в устройстве мира мы видим проявление разума - это видно в том, как согласованно существуют все части этого мира (природные биологические системы - нарушение одного звена ведет к нарушению всей системы), как разумно функционируют эти части, например, как разумно существуют муравьи. Но если принять идею, что этот материальный мир развивается от простого к сложному, то разум появляется также в результате развития. Причем самый развитый разум, нам известный - это человеческий, далеко несовершенен: человек не может запомнить весь объем накопленных человечеством знаний - память ограничена. Современный ученый - специалист в очень узкой области знаний. Ограничено мышление человека - в объеме возможной перерабатываемой информации. Но разум в устроении мира наблюдаем. Если устройство мира проходило под руководством, под влиянием прямым разума, то это разум сторонний миру. Этот разум уже изначально существовал до начала развития мира и даже до начала появления мира. Значит, этот Разум нет от мира сего, нематериален и Он выше всего существующего, колоссально, несравнимо по своей мощи превосходит любой разум, имеющий «материальный» носитель.
Значит мир развивается и существует не самостоятельно, а под руководством и управлением стороннего Разума, причем не имеющего носителя в каком-либо предмете или существе материального мира.
Итак, материальный мир несамобытен, несамостоятелен. Его существованием упраялвет колоссальный разум. Разум имеет носителя, но нематериального, не принадлежащего этому миру, стороннего, совершенно отличного. Это Разум некоторой Личности. На всем мире лежит отпечаток творчества Этой Личности.
А зачем Разуму использовать миллиарды лет для того, чтобы развить несамостоятельный материальный мир? Мог Он его создать гораздо быстрее? Конечно мог.
Разум, личность, всегда существующий, нематериальный - это перечисление некоторых свойств Божества. Могут ли быть несколько Богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга в своих областях, а свойство Бога - это неограниченность, значит ограниченное - уже не Бог.
Некоторые утверждают, что Вселенная потому такая, что законы, по которым Вселенная существуют, подходят друг другу (антропный принцип).
Здесь законам, по которым существует и движется мир, присваивается роль и значение Творца, то есть Бога.
Но законы не являются причиной движения. Они просто описывают процесс движения, но не объясняют КАК оно происходит и почему именно так - то есть не указывает причину, целесообразность и сущность.
Например, Закон всемирного тяготения - этот закон просто описывает процесс притяжения двух тел, но не объясняет, почему именно так оно происходит - например, почему не пропорционально кубу расстояния? То есть закон просто констатирует существующий факт, но НЕ УПРАВЛЯЕТ этим природным фактом. Потом, как происходит это взаимное тяготение, почему теля притягиваются, какова природа, то есть сущность притяжения - этого закон всемирного тяготения не объясняет. Сущность процесса остается неизвестной.
А ответ прост - потому что Бог так установил. Автор этого закона - Бог, Бог управляет движением, а не закон.
То же самое - почему электрон не падает на ядро. Потому что, - ответят физики,- он отрицательно заряжен, а ядро положительно, они отталкиваются. Но это не объяснение сути, а констатация еще другого факта. А вот почему положительно и отрицательно заряженные отталкиваются?
Тот же второй закон Ньютона - это констатация или описание существующего факта, но почему именно эта формула, а не другая?
Законы не указывают на первоначальную причину своего существования. То есть при нежелании ее увидеть не указывают - но причина самих законов - разумная Личность, то есть Бог.
14. Ответ на 13., Сергей Абачиев:
13. Ответ на 10., М.Яблоков:
12. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики
11. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики
10. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики
9. Ответ на 7., Сергей Абачиев:
8. Ответ на 7., Сергей Абачиев:
7. Ответ на 4., М.Яблоков:
6. Ответ на 5., Павел Михайлович:
5. Ответ на 4., М.Яблоков: