Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики

0
835
Время на чтение 18 минут

 

  Бурный расцвет науки в XIX веке, нес­мотря на то, что ученые в пода­вля­ю­­щем большинстве были верующими людьми,  использовался для борь­бы с религией, для нападок на веру в Бога. Прошло более ста лет, наука уже не претендует на абсолютное об­ла­­дание истиной. Более того, что ут­ве­­р­ждалось раньше, потом опро­вер­галось последующими открытиями, на­пример теория теплорода, ко­то­рые, в свою очередь, также или ста­ви­лись под сомнение, или опро­вер­га­­лись следующими открытиями на­уки.

      И только сейчас стали открыто го­во­рить о том, что, оказывается, многие ве­личайшие ученые мировой извест­ности верили в Бога и не противо­пос­тав­ляли на самом деле науку своей вере.

   Перед всеми мыслящими людьми, особенно в наше время, всегда будет ос­тро стоять проблема соответствия от­крытий науки с религиозными исти­нами Православия. Тем более что уже несколько десятилетий наука кар­ди­на­льно не меняется. Возможен резкий качественный скачок в ее развитии. Мно­гие уже интуитивно чувствуют  по­я­в­­ление новых открытий в совре­мен­ной науке, которые могут изменить взгля­ды современного человека на мир. И это позитивное и нужное для че­ло­ве­­чества развитие науки может быть использовано для нанесения вре­да это­му же человечеству - на­па­дками на религию, для подавления в людях ре­ли­гиозного чувства и искания Бога.

Только одна православная вера на­пол­няет челове­че­скую жизнь ­смы­слом и зна­че­нием.

Поэтому перед современными православными христианами поставлена задача: ис­пользуя известные открытия (а не пред­положения) современной науки и имея благоприятную возможность изучать беспрепя­т­с­т­ве­нно православное веро­уче­ние, доказать не проти­во­ре­чие и, бо­лее того, взаимную согласованность ве­ры и науки.

 Защитой православного вероучения занимается богословская наука аполо­гетика. Древние христианские аполо­ге­ты защищали православное вероу­че­ние от нападок языческих философов, от попыток нечестивых гностиков сое­ди­нить в одно язычество и веру в Бога. Потом апологеты защищали веру от раз­личных других ересей.

Мы же попытаемся путем простых логических рассуждений, подкреп­лен­ных открытиями современной науки, при­йти к выводу о существовании Бога.

I. Общие философские рассуждения, при­водящие к пониманию того, что Бог су­ществует.

Рассмотрим мир как огромный, пос­то­янно движущийся организм: элек­тро­ны непрестанно движутся вокруг атом­ного ядра, Броуновское движение в при­роде, пере­ме­щаются материки на Зем­ном шаре, несутся с огромными скоро­с­тями звезды и целые галактики в кос­мосе и т.д. Нет ничего в природе, чтобы не двигалось. Просто что-то дви­жется быс­трее, и мы это легко замечаем, а что­-то движе­тся намного медленнее и тре­бует специальных приборов для фи­к­­сирования внутреннего или внеш­него движения.  

«Движение составляет сущ­ность материи» [Свт. Лука Войно-Ясенецкий. «Наука и Религия», «Дух, душа и тело»].             

Все дви­жу­ще­еся и из­меня­юще­е­ся в сво­ем дви­жении должно от че­го­-то от­та­л­киваться. Поясне­ние это­го утвер­жде­ния можно видеть на  при­­мере дви­жения мя­чика (ко­неч­но, лишь немного похо­жем) : чтобы мя­чик кати­лся по сто­­лу, я должен его толкнуть или катить; что­бы мя­чик полетел, я дол­жен его бро­­­­сить. Это «нечто», от чего оттал­ки­­вается или от­­толкнулась ранее в сво­­­ем дви­же­нии материя, дол­­­жно быть не­под­виж­но; так как мате­рия из­мен­чива - то не­­из­ме­­няемо, а значит, и не мате­ри­ально, сле­­дова­тельно, не дол­жно под­чиняться ни прос­т­ран­ству, ни вре­мени, т.е. вечно. Это «неч­­то», про­яв­ление Кото­рого мы наб­лю­даем в окру­жающем нас мире, и есть Бог вне Своей сущ­нос­ти.

Бог - источник дви­жения  Все­­ленной (Перводви­га­тель).

Более того, движе­ние материи не ха­о­­тично или слу­чайно. Оно упо­ря­до­че­но и совершается по строго оп­ре­де­­лен­ным за­конам. Например, за­кон всемирного тяго­те­ния описы­ва­ет дви­жение планет: все тела при­тя­ги­­ваются друг к дру­­гу: си­ла все­мир­­ного тяго­те­ния прямо пропор­ци­о­нальна произ­ве­де­нию масс тел и об­рат­но про­пор­цио­на­льна квад­рату расс­то­яния между ни­ми.

Мир живой природы очень ра­зум­но устроен. Вырас­та­ют семена, в опре­де­­ле­нное время, благо­при­ятное для раз­­множения, семена раз­носятся. Зи­мой де­рево сбра­сывает лист­ву, ле­том опять по­яв­ляются лис­тья, цветы прив­лекают насеко­мых для опы­ле­ния. Не­со­м­­ненно, что це­лесооб­разность про­слеживается во всех этих пе­ри­оди­чес­ких изменениях. Интересно, чем же де­ревья ду­мают, как им по­с­тупать? Ко­неч­­но же, ра­зума у них никакого нет, но за­коны, по которым они существуют, ясно свидетель­ствуют, что ис­точник или изо­бретатель этих зако­нов, несом­ненно, разумен.

 Удивительны инстинктивные дви­же­ния вью­щихся ра­с­тений. Рас­тение спе­р­ва вытягивается в вы­соту, потом на­ги­­бает свой сте­бель гори­зон­­та­льно и опи­сы­вает круг, отыс­ки­вает себе опо­ру. Чем длиннее вы­ра­с­тает сте­бель, тем бо­ль­ше ста­но­вит­ся круг, то есть расте­ние, не на­хо­дя себе опо­ры, ищет ее дальше. На­­­конец стебель не вы­дер­жи­вает сво­ей собственной тя­жес­ти, па­да­ет на зем­лю и по­лзет по ней, ища но­вой опоры, но и в этом слу­чае, оно ру­­ковод­ст­ву­ется вы­бо­ром: по­ви­ли­ка не вьет­ся около не­ор­­га­нических или ме­ртвых органических опор, но то­лько около жи­вых рас­те­ний, к ко­торым она жадно при­леп­ля­ется, ибо ее корни, на­ходя­щиеся в земле, быс­тро умирают, и она лиша­ет­ся пищи, которую потом высасывает посред­с­твом сосоч­ков из обвитого рас­те­­ния.

Удивительно целесообразны дви­же­ния пес­тиков не­ко­торых рас­тений для оп­лодотворения рыльца пыль­цой».

Паук строит паутину с точнос­тью, с какой строится подвес­ной мост. Мост рассчитывает человек, и то оши­ба­ет­ся. А кто ду­мает за пау­ка? Ведь прояв­ление разума в его деятельности на­ли­цо, но это не ра­зум самого насе­ко­мо­го - что оче­вид­но. Паук испускает запах, чтобы при­в­ле­кать самцов бабо­чек - так их ло­вит и ест. Кто его научил так под­би­рать фер­менты? Если да­же люди не мо­гут по­доб­рать. Откуда это яв­ное прояв­ле­ние ка­кого-то мощ­но­го разума? Паук же делает все неосоз­нан­но, на уровне ре­ф­­лекса, это не его разум.

 Муравьи, которые обитают на Па­на­ме, но­сят кусочки обы­чных ли­с­тьев в му­ра­вейник, где те загни­ва­ют. В ре­зультате выделяется грибок, в котором содер­жится пени­ци­ллин. По­едая его, му­равьи избавляются от многих бо­ле­зней.

Инстинкт насекомых - прояв­ле­ние «сто­роннего» ра­зу­ма, не при­над­­лежа­щего природе, т.е. этот ра­зум не рож­ден природой.

Рак-отше­ль­ник на раковину са­жает ядовитую актинию и этим за­щи­щается от нападения осьминога. Кто научил этому рака? Сама мысль о возмож­нос­ти научения рака абсур­дна - у него очень мал мозг. Если ка­кой-то рак, один из ми­ллиона, за­щи­тится акти­нией, то по нас­ледству этот навык пе­ре­дать не мо­жет. Мы зна­ем из примера че­ловека, что ес­ли родители зна­ют, на­п­ример, ино­с­т­ранный язык, то это зна­ние по нас­лед­ству не передается. Ре­бенка надо учить иностран­ному язы­ку начиная с азов.

«В войнах муравьев, не име­ю­щих головного моз­га, явно об­на­ру­жи­вается преднаме­рен­ность, а сле­­­до­вательно, и разум­ность, ничем не от­лича­ю­щаяся от человечес­кой» [свт. Лука].

Мангусты, когда спасаются от льве­нка, при убегании на­с­толь­ко пло­тно сби­­ва­ются в одну ку­чу, что из­далека эта стая похожа на одно большое животное, с ко­торым льве­нок не реша­ется стол­к­ну­­ться, а потом вне­­зап­но это «бо­ль­шое жи­­вот­ное» исче­зает, т.к. ман­густы резко раз­бе­га­ют­ся в разные стороны и пря­чу­т­­­ся. Этим дос­ти­га­ет­ся эф­фект не­ожи­да­­н­ности, приво­дя­щий в не­до­умение хи­щ­ни­ков [видео­фи­льмы ВВС ].

 Разумность и целесо­об­ра­з­­ность про­яв­ля­ет­ся в жиз­ни рас­те­ний, насе­ко­­мых и животных.

В движении мира можно видеть про­явление какого-то ко­лос­саль­но­­го ра­зу­ма. Попы­та­емся найти ис­точник этого Ра­­зума.

Вселенная -  это огромная, ра­зумно устроенная и  уди­ви­тельно согласо­ван­но ра­бо­­тающая систе­ма. Разум ви­ден, в первую очередь, в зако­нах, по ко­торым сущес­т­вует Все­лен­ная, так как Ав­то­ром, Источ­ни­ком этих законов мо­жет быть только ка­кой-то колос­са­льный Ра­зум. Са­ма материя не мо­жет быть источ­ни­ком законов, по которым она су­щес­т­ву­ет, потому что это абсурд.

Пла­неты ду­мать не могут- это просто нео­ду­шев­лен­ные кам­ни, также и эле­к­т­рон, и протон не име­ют ума. Оче­ви­дно, что не име­­­­­ют разума ми­­­нералы, ры­бы, насеко­мые,  пти­цы,  рас­тения,  жи­­во­т­­ные, даже  люди  не являю­тся ис­­то­ч­­никами этого ко­лос­са­ль­ного Ра­зума. Ведь мы только пытаемся отк­рыть, уга­дать законы, по кото­рым су­щес­т­­­вует мир. И никто из людей уже не в сос­тоянии охватить весь объем на­­уч­ных знаний, из­вес­т­ных в настоя­щее время. Да и вообще, мате­рия может ли быть источником такого Разу­ма, Ко­­то­рый прояв­ля­ется в видимом на­ми дви­же­­нии ма­терии, ведь Он нам­ного вы­ше из всех нам из­вест­ных. Как мо­жет та­кой ог­ро­м­­ный жи­вой ме­ха­­низм - Зем­ной шар со всем жи­ву­­щим на нем фун­­к­цио­ни­ро­вать и не сби­ва­ться. Как кра­си­во и ло­гич­но ус­т­ро­ено это движе­ние. Ви­ден Ра­зум, в мил­лиарды раз пре­вы­ша­ющий разум че­ло­века.

 Некоторые говорят, что законы, по ко­торым сущес­твует материя, су­щес­т­во­вали всегда. Но ведь материя, от­ве­тим, из­менчива, а значит, и не веч­на, а значит, имела ког­да-то начало. Если пре­д­­положить, что законы, по которым су­­ществует материальный мир, су­щес­т­вовали всегда, даже до ма­терии, то мы приз­наем, что есть Разум, Кото­рый су­ще­с­твует вечно и независимо от ма­те­рии, и Который явля­ется источ­ником этих законов.

Что это за Разум такой, Который су­щес­т­вует вечно, проявление Кото­рого мы всюду ви­дим, а источ­ник Его найти в материаль­ном ми­ре не можем? При­чем Разум, Сам неизменяемый, не ма­те­риальный. Православное вероуче­ние отве­чает, что этот Разум и на­зы­ва­ется Бог.

Разум, проявляемый в дви­же­нии материи - это не челове­чес­кий разум (на­пример, мы не мо­жем уп­рав­лять процессами пище­варения, они про­ис­хо­дят неза­висимо от на­шей воли и нашего сознания; человек не может вмес­тить всех науч­ных знаний, накоп­лен­ных к да­н­ному моменту вре­ме­ни человечест­вом). Это и не ра­зум са­мой природы: кам­ни не ду­мают, так­же рас­те­ния, рыбы, жи­вот­ные не об­ла­дают та­ким Разу­мом. Этот колос­сальный Разум есть Божест­вен­ный Разум, есть Бог.

«Знание того, что Бог сущес­твует, все­­­яно в нас естест­вен­ным образом» [Св. Иоанн Да­мас­кин. «Точное из­ло­же­ние Пра­вославной ве­ры»].

Мне­ние, что материя существует вечно, на самом деле ошибочно. Попробуем доказать это. Основная идея, на ко­торой строится доказательство, это то, что материя из­менчива и непостоянна, а значит, и не вечна.

Преподобный Иоанн Дамаскин («Точное изложе­ние пра­вославной веры») пишет: «все, что существует, есть или сотворенно, или несотворенно. И так, если со­­т­­во­рен­но, то во всяком случае и изменчиво, ибо чего бытие нача­лось по причине перемены, это, безусловно, будет под­ле­жать перемене, или погибая, или по собственной воле из­ме­няясь. Если же несотворенно, то, соответственно по­ня­­тию после­до­вательности, во всяком случае и неиз­мен­но... Поэ­то­му, кто не согласится, что все сущест­вую­щее, не то­ль­­ко то, что воспринимается нашим чувством...  из­ме­­ня­ет­ся и переменяется, и многообразно движется - по при­чи­не как рождения, так и уничтожения, как увели­чения, так и уменьшения, как перемены относительно качества, так и движения с места на место? Поэтому, сущее, как из­­менчивое, во всяком случае и сотворено. Будучи же соз­­дан­ным, оно во всяком случае кем либо сотворено. Но Тво­рцу должно быть несозданным. Ибо, если и Он соз­дан, то, во всяком случае, создан кем либо, пока мы не придем к чему либо несозданному. Следовательно, будучи несоз­дан­ным, Творец, во всяком случае и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?

И самое непрерывное продолжение твари, и сохра­не­ние, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это и содержащий, и сохраняющий, и всегда про­мышля­ю­щий...

 Что есть устроившее то, что- на небе и что- на земле, и что движется по воздуху и что живет под водою, а еще более, в сравнении с этим, небо и землю, и воздух, и при­роду как огня, так и воды? Что сое­динило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и бес­пре­­пятственно? Разве не художник этого и во все вложив­ший осно­вание, по которому вселенная и идет своим пу­тем, и управ­ляется? Но кто художник этого? Разве не тот, кто соз­дал это и привел в бытие? Потому что мы не дадим та­ко­го рода силы случаю. Ибо пусть принад­ле­жит слу­чаю происхождение, а кому- устроение? Если уго­дно, предос­та­вим случаю и это. Кому же - соблюдение и сох­ра­нение законов, сообразно с ко­торыми это снача­ла осуществи­лось? Разумеется, другому, кроме слу­чая. Но что другое это есть, если не Бог?»

Согласно ему утверждает и другой святой, свя­ти­тель Григорий Богослов: «Перво­начальнее Бога нет ни­чего, что приводило бы Его в движение, потому что Сам Он причина все­го, а не имеет при­чины, которая бы­ла бы и Его перво­на­ча­льнее».

Иные утверждают, что материя существовала всегда. То есть вечно? То, что вечно, должно быть не­из­меняемо. А все, что мы видим, не только под­вер­жено ПОСТОЯН­НО­МУ изменению, а еще и разруше­нию и уничтожению. Можно представить, что если ма­терия не вечна, так вечны и неизменяемы законы, по ко­торым она движется. В ус­т­ро­ении вселенной, в полном согласовании всех законов, по которым сущес­т­вует материя, виден колоссальнейший Разум. И в са­мой материи мы не можем найти источник это­го Ра­зу­ма.Так вот как раз законы, согласно которым сущест­ву­ет материя, и подсказывают нам, что должен быть Разумный Источник этих законов, Он же Перводви­га­тель материи, а далее религия учит, что это и есть Бог.

Также о материи утверждает современный ученый святитель Лука Войно-Ясенецкий: «вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее ра­з­личных фор­мах, конденсация которой и является в форме ма­те­рии.

Материя представляет собой устойчивую форму вну­три­атомной энергии, а теплота, свет, электричество - неус­той­чивые формы той же энергии. Процесс рас­па­да ато­мов, т.е. разложения материи, сводится к пе­ре­воду вну­три­атомной энергии из состояния ус­той­чи­во­го равновесия в неустойчивое, называемой элек­т­ричеством, светом, теп­лотой и т.п. Материя, таким об­разом, постепенно превра­ща­ется в энер­гию».

Мы наблюдаем упрощение самых различных систем в окружающем мире. Так как в мире царит эн­т­ро­пия - все в ес­тес­твенном своем состоянии под­вер­жено разру­ше­нию. Термодинамическая функция  состояния S, назы­ва­е­мая энтропией системы,  связана с числом раз­лич­ных микроскопических способов реализации кон­к­ретной мак­ро­скопически определенной и наблю­да­е­мой ситуации, она является мерой неупорядочен­нос­ти в молекулярной системе.  Это открыл австрийский физик Людвиг Боль­ц­ман в 1877 г. Если объединить больцмановские представ­ления об энтропии с закона­ми термодинамики (второй за­кон термодинамики гла­сит, что в общем случае невоз­мож­но преобразовать бе­с­порядочное молекулярное дви­же­ние в коор­ди­ни­ро­ванное движение всего тела как еди­но­го цело­го со 100%-ной эффективностью, или, в форму­лировке Ру­­до­льфа Клаузиуса: «Невозможно осуществить пе­ре­нос теп­ла от более холодного тела к более горячему те­­лу, не затрачивая для этого работу»), мы придем к одно­му из наиболее важных принципов науки: При всяком ре­аль­ном, самопроизвольном процессе, включая хи­ми­чес­кие реакции, неупоря­до­чен­­ность Вселенной обя­зате­ль­но возрастает. В любой изолированной сис­т­е­ме, в ко­торой полная эне­р­гия не может изменяться, са­мо­про­извольной яв­ляется ре­ак­ция, при которой проис­хо­дит воз­рас­тание энтропии (и неу­порядоченности). Без по­с­торон­него вмешательства невозможен ни один про­цесс, резу­льтатом которого явля­ется повышение порядка, т.е. уме­ньшение энтропии. Пос­тав­ляя в систему достаточ­ную эне­р­гию, можно зас­та­вить протекать реакцию, да­же ес­ли в ре­зультате нее  происхо­дит уме­ньшение эн­тропии. Но если не поставлять доста­точ­ной энергии, ре­акция, при­во­дящая к по­вы­ше­нию упо­ря­­до­­ченности, никогда не прои­зойдет (Р. Ди­керсон, «Ос­нов­ные Законы Химии», Т.2., стр.57). 

Например, энтропия или неупорядоченность возрастает всякий раз, когда жидкость или твердое вещество превращается в газ. Энтропия возрастает при растворении твердого вещества или жидкости в воде или в другом растворителе. Энтропия уменьшается при растворении газа в воде или в другом растворителе. Энтропия возрастает при повышении массы частиц вещества, если прочие условия остаются неизменными. Энтропия, как пра­ви­ло, повышается по мере увеличения мягкости вещества. Энтропия тем больше, чем сло­жнее химический состав вещества (это правило выполняется для кристаллов ионных солей и для органических соединений, отличающихся друг от друга длиной углеродной цепи). (Р. Ди­керсон, «Ос­нов­ные Законы Химии», Т.2., стр.61-63)..

Отсюда следует очень важный вывод, что само­про­извольного упорядочения атомов в молекулу быть не мо­жет. Не может быть само­про­из­вольного услож­не­ния лю­бых сис­тем: биоло­ги­чес­ких, химических, сис­тем из косми­ческих тел и т.д. Не мог самопроизвольно газ вселенной сконденсироваться в твердое вещество. Не могли самопроизвольно образо­ва­ть­ся из водорода вселенной другие, более сложные вещества: твердые, состоящие из нес­ко­льких различных атомов или молекул.

«Химическая система стермится не только к состоянию с минимальной энергией, но также к состоянию с максимальной неупорядоченностью или энтропией», «само­про­из­вольным является всякий процесс, в результате которого происходит уменьшение сво­бодной энергии». (Р. Ди­керсон, «Ос­нов­ные Законы Химии», Т.2., стр.68).

Например: энтропии  больше в разбросанных по столу картах, чем в нераспечатанной колоде. То есть самопроизвольно, без поступления внешней энергии, карты в колоду собраться не смогут.

Энт­ропии больше в отдельных несобранных частях автомобиля, необходимых для сборки. чем в собранном автомобиле. Это означает, что сам по себе, без доставки извне энергии - в виде работы человеческих рук - автомобиль собраться не сможет.

Дерево вырастает из диоксида углерода, воды, соединений азота и минеральных веществ. Так вот, энтропии больше в исходных веществах, чем в вырастающем из этих элементов дереве.

Ну а как же тогда самопроизвольно протекающая реакция соединения молекул водорода и кислорода и образование воды? Эта реакция протекает самопроизвольно, несмотря на то, что она сопровождается возрастанием упорядоченности в системе. (Р. Дикерсон, «Ос­нов­ные Законы Химии», Т.2., стр.87). Любая химическая система стремится к состоянию с минимальной энергией и максимальной энтропией. В данной реакции роль энергии оказывается преобладающей - реакция сильно экзотермическая, то есть при реакции выделяется большое количество теплоты. (Р. Ди­керсон, «Ос­нов­ные Законы Химии», Т.2., стр. 532). Но вода, образующаяся при такой реакции, для живых организмов непригодна. Обычная вода, которую мы пьем, и которой пользуются большинство живых организмов, содержит в себе ничтожные доли десятков различных веществ и элементов.

Итак, мы видим, что естественному ходу жизни со­от­­ветствует рас­пад, разупорядочение, разложение. Не мог этот слож­ный мир сам собой развиться из простых молекул.

Должен быть источник развития материи, более того, мы видим, что этот источник - разумный. Вера же говорит нам, что это Бог.

 

Несомненно, что в устройстве мира мы видим проявление разума - это видно в том, как согласованно существуют все части этого мира (природные биологические системы - нарушение одного звена ведет к нарушению всей системы), как разумно функционируют эти части, например, как разумно существуют муравьи. Но если принять идею, что этот материальный мир развивается от простого к сложному, то разум появляется также в результате развития. Причем самый развитый разум, нам известный - это человеческий, далеко несовершенен: человек не может запомнить весь объем накопленных человечеством знаний - память ограничена. Современный ученый - специалист в очень узкой области знаний. Ограничено мышление человека - в объеме возможной перерабатываемой информации. Но разум в устроении мира наблюдаем. Если устройство мира проходило под руководством, под влиянием прямым разума, то это разум сторонний миру. Этот разум уже изначально существовал до начала развития мира и даже до начала появления мира.  Значит, этот Разум нет от мира сего, нематериален и Он выше всего существующего, колоссально, несравнимо по своей мощи превосходит любой разум, имеющий «мате­риальный» носитель.

Значит мир развивается и существует не самостоятельно, а под руководством и управлением стороннего Разума, причем не имеющего носителя в каком-либо предмете или существе материального мира.

Итак, материальный мир несамобытен, несамостоятелен. Его существованием упраялвет колоссальный разум. Разум имеет носителя, но нематериального, не принадлежащего этому миру, стороннего, совершенно отличного. Это Разум некоторой Личности. На всем мире лежит отпечаток творчества Этой Личности.

А зачем Разуму использовать миллиарды лет для того, чтобы развить несамос­тоя­тель­ный материальный мир? Мог Он его создать гораздо быстрее? Конечно мог.

Разум, личность, всегда существующий, нематериальный - это перечисление некоторых свойств Божества. Могут ли быть несколько Богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга в своих областях, а свойство Бога - это неограниченность, значит ограниченное - уже не Бог.

 

Некоторые утверждают, что Вселенная потому такая, что законы, по которым Вселенная существуют, подходят друг другу (антропный принцип).

Здесь законам, по которым существует и движется мир, присваивается роль и значение Творца, то есть Бога.

Но законы не являются причиной движения. Они просто описывают процесс движения, но не объясняют КАК оно происходит и почему именно так - то есть не указывает причину, целесообразность и сущность.

Например, Закон всемирного тяготения - этот закон просто описывает процесс притяжения двух тел, но не объясняет, почему именно так оно происходит - например, почему не пропорционально кубу расстояния? То есть закон просто констатирует существующий факт, но НЕ УПРАВЛЯЕТ этим природным фактом. Потом, как происходит это взаимное тяготение, почему теля притягиваются, какова природа, то есть сущность притяжения - этого закон всемирного тяготения не объясняет. Сущность процесса остается неизвестной.

А ответ прост - потому что Бог так установил. Автор этого закона - Бог, Бог управляет движением, а не закон.

То же самое - почему электрон не падает на ядро. Потому что, - ответят физики,- он отрицательно заряжен, а ядро положительно, они отталкиваются. Но это не объяснение сути, а констатация еще другого факта. А вот почему положительно и отрицательно заряженные отталкиваются?

Тот же второй закон Ньютона - это констатация или описание существующего факта, но почему именно эта формула, а не другая?

Законы не указывают на первоначальную причину своего существования. То есть при нежелании ее увидеть не указывают - но причина самих законов - разумная Личность, то есть Бог.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Ответ на 13., Сергей Абачиев:

Ви кому таки такое говорите? ) Мне - гуманитарному технарю? )))
М.Яблоков / 16.02.2017, 13:05

13. Ответ на 10., М.Яблоков:

Ядерный бывает только распад. А синтез всегда термоядерный!

Отнюдь! Мюонный катализ - ядерный синтез при низких температурах. Понятие "ядерный синтез" не мы с Вами придумали и не нам его отменять.
Сергей Абачиев / 16.02.2017, 12:38

12. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики

Побольше бы таких статей! О.Борису - многая лета! Вот за такие статьи я и люблю РНЛ )
М.Яблоков / 16.02.2017, 11:52

11. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики

Все эти мировоззренческие разговоры не стоят выеденного яйца, как говорится, если не отражают, сегодня, вопроса о правде и истине. Знаний о мире достаточно. А вот системы нет. Проблема для систематизации знания - вопрос о том, как соотнести правду и истину. Вот, Адам - пример того, что человек отождествился с одной из сторон истины. И заявил свое право, на право владеть второй половиной. Что есть истинная правда? Это - противоположность в истине. Но для этого надо признавать ДВЕ половины, как равные и противоположные. То есть не отождествляться с собой настолько, чтобы покрыть собой другую половину, с которой у тебя есть естественная связь, по истине. В своем праве покрыть другую половину, ты должен соблюдать ее право, как свое. А уж естественная связь в этом деле сделает все остальное, как говорится, само-собой. Вот, например, фраза Данила Багрова , что сила в правде - это именно заявление Адамова права на правду. Сила красного зверя правды в том, что она честная в естественном праве покрыть другую правду. А проблема Адамова права в том, что истины в этом нет, и следует падение этой правды. Поэтому и американец напротив Данилы - слабый извращенец. Ибо Америка хотела от России тогда этой же слабости, против чего и явился народный герой Данила Багров. Но это - стихийная правда. Адамова правда, и его овладение миром в грехе, как право сильного на свое владение: воля слабого и подчиненного ему владения осталась для него загадкой. Но Бог заповедовал ему возделывать Сад Едема, и познавать через это право мира быть, а не только служить миру похоти Адама. Проблема сегодняшнего мировоззрения - в этом же. Это проблема , даже дилемма сознания человека и мира. Этой дилеммы не должно быть. А эта дилемма - в том числе дилемма правды и истины в сознании человека. И сознание человека и мира, как соотношения правды и истины, уже между собой.
Бондарев Игорь / 16.02.2017, 11:17

10. Re: Гармония материального мира и вопросы христианской апологетики

Абичев, о чем с вами вообще можно говорить? Вы самые элементарные вещи не усвоили ) Запомните на всю свою оставшуюся жизнь. Синтез не бывает ядерный! )) Ядерный бывает только распад. А синтез всегда термоядерный! Так как для слияния легких ядер необходим подвод тепла. Учитесь. Ученье - свет, а неученье - тьма! )))
М.Яблоков / 16.02.2017, 10:44

9. Ответ на 7., Сергей Абачиев:

Абичев, вы не только не технарь, вы хуже самого последнего гуманитария! ))) "Туча местной грозы" - это неизолированная система! Или у вас постоянно идет дождь? )))) Уже семь с половиной тысяч лет? ))) Кто вас учил? Хотелось бы посмотреть на физиономии этих людей...
М.Яблоков / 16.02.2017, 10:26

8. Ответ на 7., Сергей Абачиев:

А ядерная астрофизика - тоже лженаука?

В устах лжеца всякая наука - ложь!
Иванович Михаил / 16.02.2017, 10:13

7. Ответ на 4., М.Яблоков:

А синергетика - это лженаука. Самоорганизации материи на макроуровне НЕ бывает. Иначе это был бы вечный двигатель 2 рода.

А ядерная астрофизика - тоже лженаука? А что касается самоорганизации материи на макроуровне, то в ближайший летний сезон пронаблюдайте, как "из ничего" за полчаса формируется туча местной грозы. Да, собственно, и в тематических роликах Интернета можете полюбоваться хоть сейчас. На мою прошлогоднюю статью с картинками об эволюционизме Ваша реакция по типу ""Доктора Живаго" и в руки взять брезгую, и так ясно, что Пастернак - идеологическая вражина". И лучше держали бы эту свою позицию при себе, а не выставляли напоказ на комментаторских ветках. Вы в этих научно-мировоззренческих делах и вопросах - агрессивный невежда и более ничего из себя не представляете. И гордец, каких днём с огнём ещё поискать надо!
Сергей Абачиев / 16.02.2017, 08:17

6. Ответ на 5., Павел Михайлович:

Система неизолированна. Неужели не понятно?
М.Яблоков / 15.02.2017, 15:30

5. Ответ на 4., М.Яблоков:

Термоядерный синтез происходит не самопроизвольно.

Элементарно! В газовых облаках происходит конденсация сгустков (протозвезд) под действием гравитационных сил. Масса вещества протозвезды растет, соответственно растет и температура в центре, когда она достигает 1 млн K начинаются реакции термоядерного синтеза.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Борис Прокофьев
«Целый мир неведомых идей трепещет в нас...»
Пастырские наблюдения за действием Святых Таинств на психически больных людей
08.04.2019
Кошкина молитва
Рассказ
28.04.2017
Все статьи Протоиерей Борис Прокофьев
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29