Источник: Православный крест
Нашим читателям уже знаком священник с Русского Севера, отец Борис Прокофьев (см. беседу с ним в №11 (227) от 1 июня с.г. «Настоящее Богословие - в жизни человека»). В этот раз мы публикуем статью батюшки, которой он любезно поделился с нами. Тема ее всегда актуальна - чем объяснить великолепную красоту и гармоничность окружающего мира, как не устройством его Богом-Творцом?..
Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: «Молекулы и атомы окружающих нас веществ постоянно пребывают в состоянии безпорядочного движения, непрерывно сталкиваясь друг с другом. В природе нет и не может существовать никаких тел, даже размера ядерных частиц, которые не находились бы в непрерывном движении, зависящем от температуры» (Гладков К.А. Атом от А до Я).
Движение, согласно определению преподобного Иоанна Дамаскина, это рождение и уничтожение, увеличение и уменьшение, перемены относительно качества, так и движение с места на место, перемещение одних материальных объектов относительно других. «Движение составляет сущность материи» (Свт. Лука Крымский. Дух, душа и тело).
От микромира (элементарных частиц) до Вселенной (планет и созвездий) все постоянно движется: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра (например, за стомиллионную долю секунды электрон (или частица-дублер) совершает вокруг ядра миллионы миллионов оборотов), происходит броуновское движение молекул в жидкостях и газах; перемещаются материки на Земном шаре; возможно, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Происходит круговорот веществ в природе Земли: например, круговорот воды, углерода, азота и др.; живые организмы извлекают из окружающей природы минеральные вещества, после смерти организмов эти вещества возвращаются в окружающую среду. В результате циркуляции веществ между окружающей средой и живыми организмами образуется большой геологический круговорот - глобальное путешествие химических элементов внутри планеты. Так живые организмы преобразуют минеральные оболочки планеты.
В видимом мире не находится ничего постоянного. Меняются общества, возникают и уничтожаются государства, умирают люди и рождаются новые, камни под воздействием солнца, воды и ветра превращаются в песок.
Все движущееся и изменяющееся в своем движении должно от чего-то отталкиваться. Пояснение этого утверждения можно видеть на примере движения мячика (конечно, лишь немного похожем): чтобы мячик катился по столу, я должен его толкнуть или катить; чтобы мячик полетел, я должен его бросить. Это «нечто», от чего оттолкнулась ранее в своем движении материя, но, точнее, поскольку она постоянно разнообразно движется, то и постоянно отталкивается... так вот, это «нечто» должно быть неподвижно; а так как материя изменчива - то неизменяемо, а значит - и не материально; следовательно, не должно подчиняться ни пространству, ни времени, то есть вечно. Все это есть свойства Божественной природы. Это «нечто», проявление Которого мы наблюдаем в окружающем нас мире, согласно православному вероучению, и есть Бог вне Своей сущности.
Бог - источник движения Вселенной.
Более того, движение материи не хаотично или случайно. Оно упорядочено и совершается по строго определенным законам.
...Как может такой огромный живой механизм - Земной шар со всем живущим на нем - функционировать и не сбиваться?! И как же красиво и логично устроено это движение!..
Вырастают семена, в определенное время, благоприятное для размножения, семена разносятся. Зимой дерево сбрасывает листву, летом опять появляются листья, цветы привлекают насекомых для опыления.
«Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивая себе опору. Чем длиннее вырастает стебель, тем больше становится круг, то есть растение, не находя себе опоры, ищет ее дальше. Наконец стебель не выдерживает своей собственной тяжести, падает на землю и ползет по ней, ища новой опоры, но и в этом случае оно руководствуется выбором: повилика не вьется около неорганических или мертвых органических опор, но только около живых растений, к которым она жадно прилепляется, ибо ее корни, находящиеся в земле, быстро умирают, и она лишается пищи, которую потом высасывает посредством сосочков из обвитого растения. Удивительно целесообразны движения пестиков некоторых растений для оплодотворения рыльца пыльцой» (Свт. Лука Крымский. Там же).
Паук строит паутину с точностью, с какой строится подвесной мост. Мост рассчитывает человек, и то ошибается. А кто думает за паука?..
Муравьи, обитающие на Панаме, носят кусочки обычных листьев в муравейник, где те загнивают. В результате выделяется грибок, в котором содержится пенициллин. Поедая его, муравьи избавляются от многих болезней.
«В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» (Свт. Лука Крымский. Там же).
Но и в самом теле человека происходят процессы вне участия его сознания. Например, при пищеварении совместно работают желудок, печень, кишечник, поджелудочная железа и другие органы.
Попытаемся найти источник этого Разума. Планеты думать не могут, это просто неодушевленные камни; также и электрон, и протон не имеют ума. Очевидно, что это не разум самой природы, так как не имеют разума минералы, рыбы, насекомые, птицы, растения, животные, - и даже люди не являются источниками этого колоссального Разума, ведь человечество только пытается открыть, угадать законы, по которым существует мир.
Православное вероучение говорит, что отвергаемый атеистами Разум - Источник законов существования мира, находящийся вне самого мира, основа движения и бытия мира, вечный и неизменный, неподвижный, не подчиняющийся ни пространству, ни времени, нематериальный, проявление Которого мы всюду видим, а источник Его найти в материальном мире не можем, - Этот колоссальный Разум есть Божественный Разум, есть Бог. На всем мире лежит отпечаток творчества Божественной Личности.
«Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры).
Сам человек дойти своими рассуждениями до осознания того, что Бог есть Личность, не может. О Себе Бог открыл людям Сам, в Божественном Откровении, неискаженно хранимым единственно Православной Церковью.
Публикуется в сокращении