
Начинаем публикацию цикла статей военного эксперта Центра стратегической конъюнктуры, специального корреспондента из Сирии.
***
Сомнительного происхождения эксперты буквально оккупировали Рунет. Возникает стойкое ощущение планомерной политики по пропаганде настроений, направленных против правительственной армии Сирии. В погоне за эксклюзивом СМИ то и дело подхватывают это течение, уверяя, что САР ненужный России балласт, а ее народ не хочет и не умеют воевать, как следует.
От лица этих самых экспертов по Сирии (а в современном мире прослыть экспертом легко, достаточно лишь оказаться в базе данных новостных агентств), которые в ней даже не бывали, выдвигаются гипотезы, что Сирийская Арабская армия (САА):
во-первых, неспособна воевать (интересно только, почему она была способна успешно штурмовать позиции армии Израиля в октябре 1973 года, освободив город Кунейтру и гору Хермон);
во-вторых, в ней якобы остались всего полсотни тысяч военнослужащих;
в-третьих, воюющие «за сирийцев» иранцы ежемесячно теряют сотни убитыми.
Арабо-Израильская война 1973 года. Фото Department of History, U.S. Military Academy.
Приводить подтверждения в документах сии эксперты не удосуживаются, хотя, конечно, учитывая число расплодившихся в Российской Федерации лиц, претендующих на роль военных героев, предположить несложно.
Между тем, как раз западные источники и свидетельствуют о том, что сирийцы достаточно хорошо показали себя в ходе боевых действиях против армии в 1982 году в Ливане. Да и неудача операции израильской армии «Литой свинец» против сил «Хезболлах» в Ливане 2006 года отнюдь не свидетельствует о неспособности арабов самостоятельно воевать, что твердят иные российские военные.
Однако в лицо бросается очевидный факт абсурдности в изложении некоторых тезисов. Например, когда якобы единственными, кто воюет в Сирии провозглашаются добровольцы из Ирака и из ливанского «Хезболлаха», поскольку неясно, в чем сирийские солдаты-арабы принципиально отличаются от солдат «Хезболлах», точно таких же арабов.
Для сведения, «собаку съевшим» на всяких горячих точках российским «штабным соловьям», в Сирии в «Хезболлах» вступают и местные сирийцы; тогда как в местные добровольческие отряды, воюющие на стороне Башара Асада и называемые «шабиха» (дословно «призрак», но на практике что-то вроде хулиганов), вступают добровольцы и из других арабских стран, в том числе из того же Ливана, как из числа шиитской, так и христианской общин.
Самих ливанских боевиков «Хезболлах» в Сирии не так уж и много. И, согласно С. Шейху, главе «Brookings Doha Center», на стороне Асада в Сирии сейчас (на конец мая 2013 года) воюют пять тысяч боевиков «Хезбаллы».
Хезболлах в Алеппо в 2016 году. Фото Гхада Хассан.
Разумеется, подразделения «Хезболлах» являются достаточно хорошо подготовленными и, создав свои базы по всей Сирии, организация вела и прямой набор сирийских граждан в свои ряды.
С «Хезболлах» также была тесно связана вооруженная милиция «Дефал Вотани» («Защитники Отечества»), основанная позднее погибшим Самиром Хаски, и эта милиция состояла главным образом из алавитов.
Точно такой же добровольческий отряд, получивший название «Сукур аль-Сахра» («Соколы пустыни»), был сформирован в Латакии из числа добровольцев. Главным образом - из алавитской общины Сирии и в его составе есть добровольцы из числа сирийских православных, исмаилитов, суннитов и друзов.
В составе отряда также действуют и саперы, обезвредившие и уничтожившие значительное число самодельных взрывных устройств - СВУ.
СВУ обезвреженные саперами отряда «Сокур аль-Сухра». Фото Олег Валецкий.
Также поддержку правительству Асада осуществляли вооруженные отряды «Нуср-аз Зоба» (Пустынный орел) Сирийской национальной партии ливанца Антуна Саадама, выступающие за создание «Великой Сирии (или Шама)» на территориях Сирии, Ливана, юга Турции, Иордании, Палестины, Ирака и Кипра (Израиля там нет по определению).
Знамя отряда «Нуср аз Зоба» Сирийской национальной партии. Фото Абдуллах Макхоул
Данные отряды включали в себя добровольцев из всех этнорелигиозных групп-алавитов, христиан, друзов из всех арабских стран.
Вооруженная милиция, несмотря на хорошую мотивацию, так и не имела нужного количества подготовленных командиров звеньев взвод-рота и тактически действовала, нередко ошибочно неся большие потери.
Сама армия Сирии находится под контролем старых баасистских офицеров, как алавитов и христиан, так и суннитов. Некоторые из них весьма негативно относятся к деятельности подобной милиции.
Отдельно стоит отметить в данном случае и деятельность иранского Корпуса стражей исламской революции, в первую очередь его силы специального назначения «Кодс», которые в Сирии продолжили свою борьбу против ИГ (организация запрещена в РФ и ряде других стран) из Ирака, куда после разгрома летом 2014 года армии Ирака на севере страны ее силами в Багдад прибыла делегация КСИР Ирана во главе с генералом Сулеймани и спецподразделениями быстрого реагирования «Саберин» КСИР.
Там, с иранской помощью в Ираке, из шиитских добровольцев была создана организация народного ополчения «Аль Хашд аш-Шааби». Точно такую же тактику командование КСИР применило и в Сирии, оказывая военную поддержку созданному в ней ополчению Национальным силам обороны, а также организуя отправку туда подконтрольных КСИР добровольческих подразделений, набранных в среди шиитов Ирака, Афганистана (хазарейцев) и Йемена (хуситов).
Эмблема Национальных сил обороны. Фото Википедия.
Хотя число военнослужащих КСИР в Сирии невелико (до нескольких тысяч), они несут потери. Так, 8 октября 2015 под в Алеппо погиб генерал КСИР Хоссейн Хамедани, 12 октября того же года в Сирии погибли генерал-майор КСИР Фаршад Хасунизаде и бригадный генерал КСИР Хамид Мохтарбанд, а 23 октября погиб бригадный генерал Реза Хавари из дивизии КСИР «Фатемиюн».
***
После периода санкций ВВС Ирана находятся в тяжелом положении: отсутствуют комплектующие, многие истребители уже попросту устарели. Аналогичная ситуация с сирийской военной авиацией, ибо с началом боевых действий она потеряла большое количество самолетов, поэтому российские ВКС и наносят большую часть ударов по боевикам с воздуха, тем самым оказывая поддержку наземным сирийским войскам.
Вооруженные силы Ирана сейчас участвуют в наземной операции в союзе с сирийскими войсками, но Россия играет главную роль в воздушной поддержке.

Следует также учитывать опасность от авиаударов США и других стран НАТО.
Самолетам с нынешними системами наведения не обязательно входить в зону действия ПВО Сирии, ибо они могут применять планирующие или с ракетным мотором управляемые боеприпасы на расстоянии от 20-30 до нескольких сотен километров от границы САР.
У данных боеприпасов есть как моноблочные, так и кассетные боевые части, которыми можно наносить удары как по точечным целям, так и по самим войскам.
Тут надо учитывать, что удары авиации ВВС и ВМС США наносились бы параллельно с наземными действиями вооруженной сирийской оппозиции.
Такой сценарий уже был реализован в сентябре-октябре 1995 года в Боснии и Герцеговине, когда такими ударами авиации США и НАТО была разрушена система тыла сербских вооруженных сил и, соответственно, противник - боснийские мусульмане и хорваты - просто прорвали их линию фронта в нескольких местах.
То же самое могло произойти и в Сирии, когда ударами по центрам связи, тыловым коммуникациям, путям сообщении и по мостам была бы разрушена тыловая структуру, чем бы воспользовались на фронте боевики ИГ (организация, запрещенная в РФ и ряде других стран), «Джебхат Фатах аш-Шам» и прочие оппозиционные группировки, которые прорвали бы оборону сирийских войск.
Сама Сирийская Арабская армия ведет войну против численно превосходящих сил противника, обладающих более многочисленной мобилизационной базой как внутри, так и вне страны.
В самой тридцатимиллионной Сирии алавиты составляют до 12%, тогда как исмаилиты, друзы, армяне, христиане, из которых основную массу составляют православные христиане, составляют примерно такой же процент населения.
Правда, многие сунниты, особенно в городах, поддерживают правительство Башара Асада, о чем многие СМИ умалчивают.
Религиозная карта Сирии
Этническая карта Сирии
Однако так называемая вооруженная сирийская оппозиция имеет прямую поддержку окружающих Сирию государств: Турции, Саудовской Аравии, Израиля и Иордании, располагающих мощными вооруженными силами.
В данном случае особых противоречий между Израилем и Саудовской Аравии нет. Так министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни заявила, что ее страна должна сотрудничать с Саудовской Аравией и другими арабскими государствами в борьбе против террористов «Хезболлах», а также против Ирана и Сирии.
У правительства Израиля слова с делами не расходятся и потому одним из главных поставщиков оружия боевикам исламистских организаций, действующих как на Голанских высотах, так и в Дамаске, является Израиль.
Также и Турция, как известно, отправляет свои воинские формирования на территорию Сирии для поддержки ею подконтрольных формирований вооруженной сирийской оппозиции.
Сирия находится в международной изоляции, осуществленной силами США, Великобритании и Израиля, нередко наносящих авиаудары по позициям армии Сирии и ее союзников.
Так ВВС Израиля неоднократно наносились удары по территории Сирии, как например 30 января 2013 года, когда по военно-исследовательскому центру «Джамрайя» к северо-западу от Дамаска.
Затем в ночь с 4 на 5 мая 2013 года вновь целью ВВС Израиля стал исследовательский центр «Джамрайя», причем удары были нанесены по районам, в которых были расквартированы две бригады президентской гвардии. В результате данного нападения погибло около 300 военнослужащих и сразу после авиаударов на этот район напали боевики.
Также 7 декабря 2014 года ВВС Израиля нанесли авиаудары по району аэропорта Дамаска и по району ад-Димас к западу от него столицы Сирии, в ходе которых были убиты трое боевиков «Хезболлах».
18 января 2015 года, в результате удара вертолета израильских ВВС по территории сирийской провинции Кунейтра были убиты шесть боевиков «Хезболлах», в том числе и один из командиров - сын известного Имада Мугния, убитого в 2008 году - Джихад Мугния.
26 апреля 2015 года израильские ВВС также нанесли еще три серии авиаударов по территории Сирии. 11 сентября 2015 года ВВС Израиля нанесли удары по позициям артиллерии сирийской армии под городом Забадани, в 45 километрах от Дамаска, когда эта артиллерия вела огонь по боевикам в восточной части Забадани.
20 декабря 2015 года два истребителя ВВС Израиля нанесли ракетный удар по пригороду Джермана на востоке Дамаска, в ходе чего было убито несколько человек, в том числе Самир Кунтар - известный член леворадикальной военизированной палестинской организации НФОП.
13 мая 2016 года истребитель израильских ВВС нанес авиаудар по объекту близ аэропорта Дамаска.
Наконец, в ночь на 13 сентября, согласно заявлениям сирийских СМИ (Израиль опроверг данное сообщение), был сбит истребитель-бомбардировщик ВВС Израиля, когда он пытался нанести удар по позициям Сирийской Арабской армии в провинции Эль-Кунейтра.
Фото сбитого самолета ВВС Израиля опубликованное в СМИ Сирии
Показательно, что как только сирийцы заявили о сбитых над Голанами израильском истребителе-бомбардировщике Ф-16 и одном БПЛА, сразу же последовал авиаудар американских ВВС по Дейр-эз-Зору, в ходе которого, по заявлению сирийцев, погибло шестьдесят два военнослужащих Сирийской Арабской армии.
При этом еще можно поверить в ошибку пилотов двух Ф-16, но в ошибку двух тихоходных штурмовиков А-10, наносящих удары не только авиабоеприпасами, но и 30 миллиметровой пушкой системы «гатлинг», и потому имеющих бронирование систем управления, и потом могущих даже визуально осматривать цели на земли, поверить невозможно.
Сирийская Арабская армия теряет десятки убитых и тем не менее до сих пор, после пяти лет войны, еще нет частых фактов массового дезертирства частей сирийской армии, примеров чего полны все подобные гражданские войны: от гражданской войны в России - до недавней войны в Югославии.
Продолжение следует...
Материалы впервые публиковались на сайте Федерального агентства политических новостей.