Монахи пессимизма

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
641
Время на чтение 14 минут
Незаслуженно забытый
Лев Озеров, автор предисловия к двухтомному изданию избранных произведений Ильи Сельвинского, опубликованному в теперь уже далеком 1989 году, грустно заметил, что новые поколения читателей либо знают имя одного из зачинателей советской поэзии понаслышке, либо вообще не знают.
В том же предисловии сообщается, что «огромное литературное наследие поэта еще плохо и скудно издано, мало и слабо изучено (И. Сельвинский. Избранные произведения в 2-х тт. М. 1989. т. 1, с. 5)». К великому сожалению, с тех пор мало что изменилось. Одну из причин, по которой творчество Ильи Сельвинского остается невостребованным, обозначила дочь поэта Татьяна Ильинична Сельвинская:

Я считаю, что как поэт папа вообще недооценен. Его часто упрекают за стихотворение против Пастернака. Когда папа в Ялте узнал, что Пастернак получил Нобелевскую премию, он послал ему телеграмму с поздравлением, а когда начались против того гонения, он напечатал стихотворение, причем тайком от мамы, мама не дала бы ему этого печатать, в котором были строчки, что Пастернак замутнил источник, который был так чист. Самое страшное было в этой фразе. Мне непонятно, почему папе ее не прощают, хотя Пастернаку она не могла серьезно повредить. А Пастернаку простили телефонный разговор со Сталиным о судьбе Мандельштама. Я не утверждаю, что от ответа Пастернака судьба Мандельштама могла измениться, но шанс был. Да, это один из худших поступков моего отца, но у него были и другие поступки, прямо противоположные. Он сам сказал, что к 40 годам его сломали (М. Бойко «К сорока годам его сломали»).

1
Илья Сельвинский
Разноголосица мнений

Усеченный вариант упомянутого стихотворения вместе с подробной историей его появления можно обнаружить в мемуарах подруги и музы Бориса Пастернака Ольги Ивинской:

В былые годы Б.Л. подарил Илье Сельвинскому превосходный свой портрет кисти отца – Леонида Пастернака. Еще совсем недавно Сельвинский публично благодарил:

«... всех учителей моих

От Пушкина до Пастернака».

И вот теперь, в критический момент жизни своего учителя, Сельвинский прислал ему из Ялты письмо:

«Ялта, 24-Х-1958.

Дорогой Борис Леонидович!

Сегодня мне передали, что английское радио сообщило о присуждении Вам Нобелевской премии. Я тут же послал Вам приветственную телеграмму. Вы, если не ошибаюсь, пятый русский, удостоенный премии: до Вас были Мечников, Павлов, Семенов и Бунин — так что Вы в неплохой, как видите, компании.

Однако ситуация с Вашей книгой сейчас такова, что с Вашей стороны было бы просто вызовом принять эту премию. Я знаю, что мои советы для Вас – nihil, и вообще Вы никогда не прощали мне того, что я на 10 лет моложе Вас, но все же беру на себя смелость сказать Вам, что «игнорировать мнение партии», даже если Вы считаете его неправильным, в международных условиях настоящего момента равносильно удару по стране, в которой Вы живете. Прошу Вас верить в мое пусть не очень точное, но хотя бы «точноватое» политическое чутье.

Обнимаю Вас дружески. Любящий Вас

Илья Сельвинский».

Это письмо было лишь первой снежинкой в стремительной лавине писем, вдруг обрушившейся на нас со всего света и не утихавшей до самой Бориной смерти.

Написав письмо Б.Л., Сельвинский не успокоился: вдруг оно останется неизвестным? Тридцатого октября (в других источниках – двадцать восьмого – В. Б.) он совместно с В. Б. Шкловским, Б. С. Евгеньевым (зам. гл. ред. журнала “Москва”) и Б.А.Дьяковым (зав. отд. худ. лит. изд-ва “Советская Россия”) отправился в редакцию местной газеты: «Пастернак всегда одним глазом смотрел на Запад — сказал И. Л. Сельвинский, — был далек от коллектива советских писателей и совершил подлое предательство».

(И на этом не успокоился Сельвинский: в “Огоньке” № 11 за 1959 г. он опубликовал стихотворение; после сентенций о плохом сыне, избитом матерью и пожелавшем отомстить ей дрекольем соседа, И.С. писал:

А вы, поэт, заласканный врагом,

Чтоб только всласть насвоеволить,

Вы допустили, и любая сволочь,

Пошла плясать и прыгать кувырком.

К чему ж была и щедрая растрата

Душевного огня, который был так чист,

Когда теперь для славы Герострата

Вы родину поставили под свист?)
(Ивинская О. «В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком». М. 1972, с. 251)

Справедливости ради нужно отметить, что однозначно отрицательная оценка поступка Ильи Сельвинского разделяется далеко не всеми. Отметив, что в одном из своих стихотворений Илья Сельвинский называл Пастернака своим учителем (Люблю тебя, мой русский стих, / Еще не понятый, однако, / И всех учителей моих – / От Пушкина до Пастернака.), литературный критик Владимир Бушин пишет далее:

Пастернак – учитель. Но когда его «Доктор Живаго» стал знаменем антисоветчины чуть не во все мире, Сельвинский не остановился, чтобы бросить в лицо учителю со страниц «Огонька»:

Вы родину поставили под свист!

И никакой еврейской солидарности (В. Бушин «Недоноски и отморозки великих наций»).

Стихотворный триптих

Поскольку ни в одном из собраний сочинений Ильи Сельвинского стихотворение, адресованное Борису Пастернаку, опубликовано не было, пришлось обратиться к электронному архиву журнала «Огонек». И как оказалось, в 11-м номере журнала «Огонек» за 1959 год была напечатана подборка из трех стихотворений Ильи Сельвинского.
1

После беглого ознакомления с содержанием публикации возникло отчетливое понимание, что все стихотворения объединяет тема детства. Следовательно, перед нами не просто подборка новых стихотворений, а стихотворный триптих.

Нелепая эпиграмма

Другое важное важное открытие было сделано позже, по прочтении отрывка из «Записок незаговорщика» филолога Е. Эткинда, известного в качестве составителя сборника из 323 эпиграмм.

Поэт Илья Сельвинский, впрочем, человек весьма достойный, заклеймил себя сам выступлением против Пастернака во время «проработки» в Союзе писателей. Когда-то он восхищался им и даже называл Пастернака одним из своих учителей – рядом с Пушкиным. После той его постыдной речи родилась эпиграмма, которой мне хочется закончить рассказ о лилипутах и их мести Гулливеру:

(На Илью Сельвинского)

И всех учителей моих

От Пушкина до Пастернака…

В жизни я не вбил ни одного гвоздя.

Илья Сельвинский

Все позади – и слава, и опала.

Остались зависть и пустая злость.

Когда толпа Учителя распяла,

И ты пришел забить свой первый гвоздь.

Авторство этой несправедливой и глупой эпиграммы принадлежит бездарному стихоплету Михаилу Левину.

Эпиграмма несправедлива, поскольку в ней превратно обыгрывается последняя строчка из стихотворения «Карусель», имеющая особый утонченный смысл. Поэт сравнивает увлеченность, испытываемую девочкой на карусели, с увлеченностью писателя поэтическим творчеством. Эта увлеченность не позволила ему испытать простое человеческое счастье созидания необходимых людям вещей и предметов. Причем здесь гвоздь как орудие казни?

Глупость эпиграммы видна невооруженным взглядом: как можно вбить первый (!!!) гвоздь, если толпа уже распяла Учителя?

Ненужные запятые

Надо полагать, что последнее стихотворение триптиха подвергалось редакторской правке. Речь идет о добавлении запятых, искажающих смысл первой строки четвертой строфы:

Ужели ты, чудовище, допустишь

И станешь смаковать ребячье торжество.

Да я бы душу выбил из него!

Его садочек изрубил бы в пустошь.

Из кого поэт готов выбить душу? – Из соседа. Чей садочек он изрубил бы в пустошь? – Садочек соседа. Следовательно, как личное местоимение «он», употребленное в форме родительного падежа, так и притяжательное местоимение «его» обозначают соседа, а не ребенка, поведение которого сравнивается с поведением лауреата Нобелевской премии. Что же происходит после постановки ненужных запятых? – «Чудовищем» оказывается непослушный ребенок, а следом за ним поэт Борис Пастернак!

Выпадение из смыслового ряда

В чем же состоит главный смысл поэтического послания Игоря Сельвинского Борису Пастернаку? Для ответа на этот вопрос обратим самое пристальное внимание на содержание первой строфы:

Отцы, не раздражайте ваших чад!

Мы часто недовольны матерями:

Они всё поучают, всё ворчат,

Хоть мы уже полуседые сами.

Странное начало, не правда ли? Стихотворение обращено к отцам, а в центре внимания вдруг оказываются отношения между детьми и матерями! Читаем дальше:

А в отрочестве – что греха таить, –

Как говорится, всякое бывало.

Попробуй только яблоко стащить –

Ремня наешься до отвала.

И опять ни слова об отцах!

Но если вдруг, ревмя ревя от боли,

Ты увидал за тыном меж ветвей,

Как ваш сосед копается в дреколье,

Чтоб рассчитаться с матерью твоей, –

С содержанием четвертой и последующих строф мы уже знакомы. И как ни крути, первая строка первой строфы полностью выпадает из смыслового ряда. Что за притча!

Неглупые люди

И в самом деле, раскрыть тайну первой строки не так-то просто. Между тем, по словам самого Ильи Сельвинского, именно в ней содержится ключ к пониманию всего стихотворения:

…Году в 1961-м в Переделкине, в Доме творчества, мы с моим другом Михаилом Львовским стояли однажды у телефонной будки, в то время единственной, кажется, на весь поселок, и вдруг услышали: «Ну что, голубчики?», обращенное сразу к обоим. Обернулись и увидели Сельвинского.

– Ну что, голубчики? Вижу вас здесь уже не первый раз! Нет, чтоб зайти проведать старика. А я ведь тут болел…

Мы стали что-то лепетать в ответ. Миша Львовский тоже ведь когда-то был у Сельвинского в семинаре. Неблагодарные ученики. Разумеется, обещали зайти, благо дача рядом. И зашли, как обещали, в тот же день.

Мастер наш был так же вальяжен и значителен, и мало изменился с возрастом, и полон планов, и, конечно, читал нам свои стихи – на этот раз сцену из очередной трагедии. Так мы мило сидели у него наверху, и вдруг мой Миша Львовский, черт его дернул, возьми и скажи:

– Илья Львович, тут среди ваших учеников самые разные толки по поводу этих ваших стихов в «Огоньке». Как бы вы сами их объяснили?

Напрасно я наступал ему на ногу – он взял и сказал все это, и мне уже чудился сердечный приступ у нашего мастера, недавно перенесшего инфаркт. Что за хамство – прийти к человеку в дом и донимать его такими речами. Могли бы в конце концов и не приходить.

Но мастер хвататься за сердце не стал. Он окинул нас обоих проницательным взглядом и изрек:

– Ну, ребята! Миша, Толя! Но вы-то неглупые люди – неужели не поняли?

– Не поняли, – тупо признался Миша.

– Ну какая там первая строчка в этих стихах? «Отцы, не раздражайте ваших чад!» Неужели не ясен смысл?

– Нет, – упрямился Миша.

– Ну, знаете ли! А дальше? Вспомните! «К чему ж былая щедрая растрата душевного огня, который был так чист (Цитата приводится в исправленном виде, поскольку автор воспоминаний воспроизводит слова И. Сельвинского неточно. - Авт.)…»

– «Когда теперь для славы Герострата вы Родину подставили под свист!» – помнил наизусть Миша.

– Да, это там есть, – согласился Илья Львович. – Но без этого не напечатать было первых двух строк, а в них-то все и дело. «Душевного огня, что был высок и чист»! «Высок и чист» – кто бы еще осмелился сказать такое о Пастернаке, вы вспомните, какие это были дни!

Мы сконфуженно молчали. Он смотрел на нас, ожидая ответа, и, поняв, что не убедил, перешел в наступление:

– Не думайте, он был не так прост! Это был на самом деле очень хитрый человек, себе на уме. Он только казался наивным. Такая удобная позиция. Он говорил: человек бывает самим собой только в уборной – это его слова!..

И дальше развивал эту тему, и это уже перестало быть интересным; можно было только гадать, в самом ли деле думает он так, как говорит. И я вдруг заподозрил его в… искренности. Я вспомнил, как в те далекие годы студенчества мы сидели у него дома вдвоем – такая была оказана мне честь, и он рассуждал на разные темы, иногда в самом вольнолюбивом духе, рискованно называя вещи своими именами. Затем он напутствовал меня советом: надо непременно иметь друга умнее тебя. Вот мне, сказал он, повезло, у меня есть такой друг и наставник, и он назвал литературного критика, ну, может быть, самого одиозного в смысле продажности, самого реакционного, хуже не было. Я не показал удивления, но подумал тогда: как это все уживается в нем. Все уживалось.

Вот и сейчас: он говорил и правду, и ложь вперемежку, одно перетекало в другое. Он был вперемежку честен и лукав, он служил своему времени и боялся его, и любил, и только в одном он не был двойствен – в этом постоянном самоутверждении, в этом суетливом величии, без которого не мог жить. Поистине – тщеславие небезобидно, оно толкает на поступки. В желании славы можно дойти и до стихов «Отцы, не раздражайте ваших чад». Строчки этой, кстати, мы с Львовским так и не поняли… (А. Гребнев «Записки последнего сценариста»).

Риторическая фигура

Автору вздорных обвинений невдомек, что любая попытка понимания духовного наследия Ильи Сельвинского без овладения сокровищами мировой культуры и истории обречена на провал. Возьмем, например, строки:

К чему ж была и щедрая растрата
Душевного огня, который был так чист.

Не всякий читатель заметит здесь аллюзию, то есть риторическую фигуру, содержащую намек на стихотворение Иннокентия Анненского «Другому»:

Я полюбил безумный твой порыв,
Но быть тобой и мной нельзя же сразу,
И, вещих снов иероглифы раскрыв,
Узорную пишу я четко фразу.

Фигурно там отобразился страх,
И как тоска бумагу сердца мяла,
Но по строкам, как призрак на пирах,
Тень движется так деланно и вяло;

Твои мечты – менады по ночам,
И лунный вихрь в сверкании размаха
Им волны кос взметает по плечам.
Мой лучший сон – за тканью Андромаха.

На голове ее эшафодаж,
И тот прикрыт кокетливо платочком,
Зато нигде мой строгий карандаш
Не уступал своих созвучий точкам.

Ты весь – огонь. И за костром ты чист.
Испепелишь, но не оставишь пятен,
И бог ты там, где я лишь моралист,
Ненужный гость, неловок и невнятен.

Пройдут года... Быть может, месяца...
Иль даже дни, и мы сойдем с дороги:
Ты – в лепестках душистого венца,
Я просто так, задвинутый на дроги.

Наперекор завистливой судьбе
И нищете убого-слабодушной,
Ты памятник оставишь по себе,
Незыблемый, хоть сладостно-воздушный...

Моей мечты бесследно минет день...
Как знать? А вдруг с душой, подвижней моря,
Другой поэт ее полюбит тень
В нетронуто-торжественном уборе...

Полюбит, и узнает, и поймет,
И, увидав, что тень проснулась, дышит, –
Благословит немой ее полет
Среди людей, которые не слышат...

Пусть только бы в круженьи бытия
Не вышло так, что этот дух влюбленный,
Мой брат и маг не оказался я
В ничтожестве слегка лишь подновленный.
Наличие этой несомненной аллюзии, свидетельствующей о величайшем смирении Ильи Сельвинского, не оставляет камня на камне от нелепых обвинений в двуличии и тщеславии.

Прямая цитата

Что же касается первой строки стихотворения, то она является не аллюзией, а прямой цитатой из церковнославянского перевода Посланий апостола Павла:

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни (Еф. 6: 4)

***

Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол. 3: 21)

Но еще не всё! Наставление отцам по плоти в равной мере распространяется на отцов духовных, о которых у того же апостола Павла сказано следующее:

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4: 15)

***

Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (Флм.1:10)

***

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос.

Иными словами, в первой строчке своего послания к Пастернаку Илья Сельвинский выражает ему величайшее уважение, называя своим духовным отцом!

Обращение к потомкам

Наше небольшое исследование хочется завершить другой важной цитатой из стихотворения Ильи Сельвинского «Завещание»:

Годы, годы… Я не протестую…
Мне о Боге думать бы пора…
Но придется в суету пустую
Двинуть пламень моего пера.
Завещаю вам мои потомки;
Критики пускай меня честят,
Но литературные подонки,
Лезущие в мой интимный сад,
Эти пусть не смеют осквернять
Хищным нюхом линий моей жизни:
Он мол в детстве путал «е» и «ять»,
Он читал не Джинса, а о Джинсе,
Воспевая фронтовой пейзаж,
Побывал однако же… в Ташкенте (В 1943 г. путь из Москвы на Северо-Кавказский фронт шел через Ташкент – Бухару – Красноводск – Баку – Армавир. - Авт.),
А стишата за него писал
Монастырский служка Иннокентий.
Впрочем, пусть. Монахи пессимизма
Пусть докажут, что пустой я миф.
Но когда скуфейки заломив,
Перелистывают наши письма,
Щупают родные имена,
Третьим лишним примостятся в спальне, –
О потомок, близкий или дальний,
Встань тогда горою за меня.
(И. Сельвинский. Избранные произведения в 2-х тт. М. 1989. т. 1, с. 355)

Встанем же горою за гениального русского поэта, пламенного патриота Илью Сельвинского!

Вечная ему память!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Овчинников
Все статьи Валерий Овчинников
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05