Чем больше проходит времени с момента массового исхода украинских беженцев на российскую территорию, чем больше проблем у них возникает - с оформлением статуса, регистрацией (сиречь пропиской), трудоустройством, отсутствием социальной поддержки многодетных, пенсионеров, матерей одиночек и т.д. и т.п., - тем становится понятнее, что Россия, в принципе, совершенно не приспособлена к проживанию в ней тех, кто не имеет «краснокожей паспортины».
В 90-е годы, когда еще недавно братские народы СССР с жадностью начали хватать суверенитета «сколько влезет», наша страна тоже провозгласила свою независимость от них. Типа, вам, ребята, теперь налево, а мне - направо. Вы - сами по себе, и я - сама по себе. Но, когда прошел угар вожделенной самостоятельности и началась повседневная жизнь, с ее проблемами построения капитализма на руинах отдельно взятой небольшой социалистической республики, простые граждане Казахстана, Узбекистана, Украины, Грузии, Молдавии и пр., ставшие де-юре иностранными гражданами, вновь по многовековой привычке с надеждой обратили свои взоры в сторону отвергнутых кремлевских башен. И потянулись изо всех независимых государств толпы свободных и гордых гастрарбайтеров к такой привычно-теплой и щедрой груди России-кормилицы, которая, конечно же, не отвергнет нуждающихся, даст приют, накормит и напоит. Но их ждало горькое разочарование.
Впрочем, мы не будем здесь обсуждать проблемы именно трудовых мигрантов, поскольку они - только часть, хотя и значительная, иностранцев, ежегодно приезжающих в нашу страну. Кроме них и тех, кто прибывает в Россию в качестве туристов или с краткосрочными визитами как из дальнего, так и ближнего зарубежья, на сегодняшний день есть еще две довольно многочисленные категории российских неграждан. Это, как уже говорилось выше, украинские беженцы, точнее, «граждане Украины, в экстренном массовом порядке покинувшие места постоянного проживания и прибывшие на территорию Российской Федерации в 2014-2015 годах», коих ныне на просторах страны, по самым скромным подсчетам, находится не меньше миллиона с лишним. А также участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (коротко - Программа «Соотечественник»). Это русскоговорящие иностранцы из всё того же ближнего и дальнего зарубежья, в количестве около двухсот тысяч. Кстати, часть из них относится к первой категории. Вот о них мы и поговорим.
Начнем с самого начала, то есть с наиболее волнующего момента - пересечения границы с Россией.
Часть 1.
Проблема на четырех колесах
Одними из первых встречают иностранцев на российской земле таможенники. И тут для тех, кто прибыл на своем автомобиле в нашу гостеприимную страну, начинается самое интересное. Правда, большинство из них об этом еще не догадываются. Поэтому проведем вначале маленький ликбез.
На сайте http://tktsrf.ru/ в краткой аннотации к тексту Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) говорится: «Знание ТК ТС можно смело отнести с узкоспециализированным. Вряд ли человек, не связанный напрямую с таможенной профессиональной деятельностью, знает его положения. И, возможно, это никогда не понадобится большему количеству людей. Это совсем не означает бесполезность документа. Дело в том, что он контролирует специальный, узкий круг отношений, которые не возникают в повседневной жизни большинства людей...
Таможенный кодекс Таможенного союза представляет собой документ международного действия. Он определяет порядок перевоза товаров через границы некоторых государств. Правила действуют на территории стран, принявших данных кодекс. Кроме РФ, таковыми являются Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Эти государства составляют единую территорию союза, однако, кроме них есть и государства-участницы, выходящие за указанные пределы».
Позволим себе не согласиться с утверждением по поводу того, что ТК не интересен большому числу граждан. Россиянам - может быть, но не иностранцам.
Вот, к примеру, его положения, с которыми с первых шагов, точнее, на первых же метрах российской территории сталкиваются иностранные граждане, прибывшие на личных авто. Глава 49 ««Особенности перемещения товаров для личного пользования», ст. 358 «Временный ввоз товаров для личного пользования», п.2: «Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств».
И далее: «5. В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза». Запомните этот пункт, он очень важен.
Вторым, не менее значимым документом, содержание которого, теоретически, должны знать все иностранцы, по разным причинам, с разными целями и на разный срок приезжающие в Россию, является «Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», заключенное между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Казахстана 18 июня 2010 года.
В частности, еще дома, по идее, они должны изучить Приложение 3 к «Соглашению» «Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей», особенно раздел V. «Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу любым способом», где содержатся основания для освобождения иностранных автовладельцев от уплаты таможенных платежей, и пункт 24:
«Автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство-член таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство-член таможенного союза;
такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства».
Как отметил заместитель начальника отдела таможенных процедур таможенного контроля Сибирского таможенного управления Тимофей Сергеевич Бажин, «при соблюдении этих условий - срока ввоза и статуса лица - ему будет предоставлена льгота при уплате платежа в части освобождения от его уплаты. Во всех остальных случаях Таможенная служба руководствуется общим порядком перемещения транспортных средств и осуществляет платежи по ставкам, утвержденным этим Соглашением, которые зависят от года выпуска транспортного средства и объема двигателя». Уточним, что платежи эти составляют от нескольких сотен тысяч рублей до миллиона и выше.
Это была, так сказать, вводная теоретическая часть, показывающая, на каких именно условиях возможно пребывание «дорогих соотечественников»-неграждан - а именно к ним относится формулировка «беженцы, вынужденные переселенцы и прибывающие (переселяющиеся) в государство-член таможенного союза на постоянное место жительства» - в Российской Федерации. А теперь - реальная действительность, которую, как показала практика, оказалось очень трудно вместить в прокрустово ложе сухих юридических формулировок.
Более двух с половиной миллионов жителей Украины в 2014-2015 годах стали, действительно, беженцами, то есть теми иностранными гражданами, кто бежал из родного дома, не задумываясь о соблюдении таможенных правил в «стране прибытия». Чем это обернулось для них - в рассказах людей, волей судьбы и МЧС оказавшихся в далекой Сибири.
Сергей М. покинул Донбасс в августе 2014-го, когда Вооруженные силы Украины вели интенсивный обстрел районов Луганской области, а местные госструктуры, включая МВД, практически прекратили свою деятельность. Автомобиль, на которой недавний ополченец выезжал на территорию России, был приобретен им еще в 2011 году, но не в собственность, а по генеральной доверенности, что на Украине широко распространено, так как подобное оформление покупки стоит намного дешевле. Пробираясь тогда на своей машине «партизанскими тропами», вместе с двумя десятками таких же автовладельцев, занятых одной мыслью - любой ценой спасти жизни своих родных, - он и подумать не мог, что несоблюдение при этом двух обязательных условий «Соглашения», заключенного правительствами Таможенного союза, будет иметь для него в дальнейшем катастрофические последствия...
Наталья Т. оказалась в Новосибирске в марте 2015 года.
- Свою машину - старенький «жигуленок» - мы оставили в Белгороде, так как сюда ехали на поезде. В положенный срок автомобиль надо было или вывезти с территории РФ, или продлить его нахождение в России, но ни физически, ни материально мы сделать этого не могли. Поэтому без нас состоялся суд, и ее конфисковали в пользу государства, а иначе нам пришлось бы заплатить штраф около 300 000 рублей, что для нас, естественно, немыслимая сумма.
Алексей Н. просто рыдал в телефонную трубку:
- Машина зарегистрирована на моего отца, он уже в возрасте. Мы въехали на территорию России весной 2015 года. Оформили документы, как положено, и на этом успокоились, решили, что больше ничего от нас не требуется. Никто из таможенников заранее ничего нам не объяснял, ни о каких многотысячных штрафах мы понятия не имели. А у самих времени вникать в тонкости таможенного законодательства нет, тут надо думать о том, как на кусок хлеба заработать. Вот и просрочили переоформление временного ввоза автомобиля. Что делать сейчас, понятия не имеем. Для нас машина - это не только средство передвижения, а практически единственное, что у нас осталось из имущества...
При желании, в интернете можно найти еще много подобных историй. В кратком изложении все они выглядят одинаково: иностранный гражданин - хоть украинский беженец, хоть участник Программы «Соотечественник» из Прибалтики, - приезжает на территорию России на авто, по каким-то уважительным (для него) причинам не продлевает срок временного ввоза, например, как в случае Натальи, элементарно нет возможности сгонять за несколько тысяч километров на границу, или, как Алексей, не в курсе норм таможенного законодательства, или, как Сергей, не является законным владельцем автомобиля, и в итоге - либо конфискация «четырехколесного друга», либо штраф в несколько сотен тысяч рублей. Все по правилам, все по закону: «Невывоз с таможенной территории Таможенного союза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, временно ввезенного на территорию Таможенного союза, до истечения установленного срока временного ввоза влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации» (Пункт 2 ст. 14.7 Кодекса административных правонарушений). Всё. Занавес. Иного, более счастливого конца в этом сценарии не предусмотрено.
Если прикинуть, сколько автомобилей в целом по стране таким путем ежегодно реализуется в пользу государства, то в воображении возникает сумма со многими нулями. Неплохой источник пополнения российского бюджета за счет одних только иностранных «соотечественников»-автомобилистов, с благими намерениями прибывающих к нам на ПМЖ....
Но вернемся к первой истории.
Сергей М. в прошлой - мирной - жизни на Украине работал в правоохранительных органах, так что привык закон чтить. Получив в Новосибирске статус временного убежища, осенью того же 2014-го года он продлил срок пребывания своего автомобиля на год, до 31 июля 2015-го. А затем, в соответствии с Письмом Федеральной таможенной службы от 24 июля 2014 г. N 01-11/34732 «О совершении таможенных операций в отношении транспортных средств, ввозимых с территории Украины», еще на три месяца. И это было последнее, что он смог сделать для своего автомобиля, поскольку на том его полномочия и закончились. Вступили в силу те самые роковые для бывшего защитника Донбасса два условия Соглашения между Правительствами России, Казахстана и Белоруссии от 18.06.2010 года: машина юридически не являлась его собственностью, к тому же оформленной на него за полгода до вынужденного «прибытия» в далекую Сибирь.
Сергей, к тому времени уже без пяти минут гражданин России (что, кстати, еще более усугубило его положение, так как генеральная доверенность была выписана на него как на украинского подданного), отправил обращение в Администрацию Президента РФ, где просил объяснить, как ему быть в сложившейся неординарной ситуации.
«Подскажите, что мне делать, - писал он. - Выехать на Украину я не могу, т.к там боевые действия и небезопасно для жизни, во-вторых, ни одна структура МВД в Луганской области не работает, в-третьих, ехать более 5 тыс. километров нет никакого смысла, да и выехать с территории РФ в течение 2 лет я не имею права».
И это, действительно, так: как участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, Сергей обязан безвыездно находиться на той территории, где он вступил в Программу, в течение двух (с февраля 2016 года трех) лет. Заметим, что многие беженцы вступали в нее потому, что участие в Программе дает право на упрощенное получение гражданства России (в течение 6 месяцев - года вместо обычных 8 лет). Уехав на длительный срок за пределы Новосибирска, Сергей автоматически потерял бы право не только на участие в местной программе «Соотечественник», но и лишился бы возможности вступить в подобную Программу (и, соответственно, оформить российское гражданство в сжатые сроки) после возвращения с Украины где-нибудь в другом регионе.
Но и это еще не все! На момент обращения в Администрацию Президента Сергей имел разрешение на временное проживание, при котором срок отсутствия иностранца в нашей стране может составлять не более полугода (как раз столько, сколько по Соглашению требуется для оформления авто в собственность), после чего РВП аннулируется. Восстановить разрешение на временное проживание можно только через год, и то - при достаточно веских основаниях. Кто пытался, тот знает, чего это стоит...
То есть при всем своем желании, имея физическую и финансовую возможности выехать на Украину для оформления автомобиля в соответствии с положениями таможенного законодательства, Сергей не мог бы этого сделать по другим - миграционным законам.
К слову сказать, даже если бы у него тогда не было ни РВП, ни свидетельства участника Программы «Соотечественник», а оставалось лишь полученное в 2014-м году временное убежище, то и это ему бы не помогло. Покинуть страну на полгода и более он, конечно, имел право - отказавшись от ВУ и получив обратно свой украинский паспорт, - но при возвращении в Новосибирск утратил бы все льготы, которые оно ему давало, и начал бы оформление своего статуса заново, став в один ряд с обычными трудовыми мигрантами из Средней Азии, приезжающими в Россию «шабашить». Если бы вообще к тому времени был еще жив - ведь его, ополченца, бывшего сотрудника милиции, прекрасно знали луганские СБУ-шники, давно внесшие Сергея в свой «черный список»...
Ответом на его крик о помощи стало официальное разъяснение из ФТС России, где перечислялись уже известные Сергею статьи таможенного законодательства. Но о том, как ему разрешить свою, нетипичную, ситуацию там не было ни слова. Возможно, просто потому, что сказать было нечего. Нет в тексте ни ТК, ни Соглашения положений, которые бы регламентировали порядок действий сотрудников таможенных служб в этом случае. Ну, не предусмотрели официальные лица, готовившие эти документы, того, что иностранные граждане могут въезжать на территорию России на автомобилях, приобретенных ими не в собственность, а по генеральной доверенности.
Как не предусмотрели и такой нюанс, что беженцы обычно бывают из мест, где идут боевые действия, следовательно, они бегут на том, что есть под рукой, не задумываясь о правовых последствиях своего выезда на «недооформленном» авто в другую страну. И возвращение их на родину для переоформления таможенной декларации на «личное транспортное средство» и, тем паче, проживание там в течение полугода для юридического оформления сего действа может стать для них фатальным.
А уж о том, что 25 июля 2014 года Президентом России В.В. Путиным будет подписан указ N 531 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637», в 2010-м году вообще трудно было себе представить. Хотя именно этот документ дал право гражданам Украины, бежавшим в Россию на автомобилях, не оформленных «как положено», вступать уже здесь в Государственную программу «Соотечественник» - практически, вопреки таможенному законодательству Российской Федерации.
В тщетных попытках узаконить свое «транспортное средство» прошел год. На купленном за городом садовом участке, который семья Сергея приобрела на подъемные, выдаваемые вступившим в Программу по переселению соотечественников, начал поспевать урожай. Этот клочок земли, где росли огурцы, помидоры и баклажаны, был для бывших жителей Донбасса огромным подспорьем. Правда, добраться туда можно было только на автомашине - той самой, чье пребывание на российской территории, с точки зрения закона, давно являлось недопустимым.
Так и не дождавшись какого-либо разъяснения от таможенников, в июле 2016-го Сергей написал в Администрацию Президента вторично. Пока ждал ответа, автомобиль был конфискован. В выдаче пассажирской таможенной декларации ему было отказано «в связи с несоблюдением п. 24 Приложения N 3 к Соглашению».
В сентябре состоялся суд, который признал его виновным в совершении административного правонарушения, «предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ» и постановил наложить на него административный штраф в размере 2 тысяч рублей, без конфискации автомобиля. Возникла робкая надежда, что все закончится хорошо, и машина вернется к хозяину. Но в конце сентября Сергей узнал, что ФТС, в свою очередь, выставила ему таможенные платежи за ввоз на территорию Таможенного союза автомобиля в сумме «всего лишь» 227 тысяч рублей...
К соблюдению законов в любом государстве относятся достаточно серьезно. И когда они не противоречат логике, реалиям жизни, следовать им для большинства граждан так же естественно, как дышать воздухом. А если вдруг их соблюдение напоминает езду по разбитой дороге, когда попадаешь то на ухаб, то в рытвину, невольно задумаешься о том, почему эта дорога находится в таком состоянии. Почему хозяин бросил ее на произвол судьбы и не пытается сделать даже «ямочный ремонт», чтобы хоть немного облегчить движение по ней тех, кто вынужден следовать именно этим путем.
Россия - во многом уникальная страна. Ее непохожесть на другие страны заключается еще и в том, что большинство приезжающих в нее иностранных граждан, по сути, не являются для нее чужими. Это потомки тех народов, которых Российская империя собирала под свое крыло сотни лет. Тех, кто в Союзе Советских Социалистических Республик строил Днепрогэс и поднимал целину, кто восстанавливал разрушенный землетрясением Ташкент, выращивал хлопок в долинах Средней Азии и виноград на склонах Грузии, бурил нефтяные скважины в Азербайджане, то есть всеми силами способствовал могуществу и процветанию нашей общей Родины. Все они, по большому счету, для нас - настоящие соотечественники, волею своих политиков в 90-х годах ставшие вдруг иностранцами.
Там, в этих независимых теперь от матери-России государствах, до сих пор живут русские, желающие вернуться на родную землю своих предков. Именно для этих людей в 2006 году по инициативе В.В. Путина и была создана та самая Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Для воссоединения тех, кого президент России в своем знаменитом выступлении в честь присоединения Крыма 18 марта 2014 года назвал «самым большим разделенным народом в мире». Вот только провозгласить о благих намерениях «воссоединиться» гораздо проще, чем сделать для этого все возможное. Украинские беженцы, они же - участники Программы «Соотечественник», они же - российские неграждане, теперь хорошо знают это на своем личном горьком опыте.
...А чем же закончилась наша история? Пока ничем. В декабре у Сергея М. состоится еще один суд, который либо примет во внимание экстраординарные обстоятельства его прибытия на российскую территорию и несоответствие миграционных законов и положений Государственной программы «Соотечественник» - таможенным. И, таким образом, возможно, найдет какой-то выход из этой ситуации. Либо, как многие до него, просто встанет на сторону таможенников, отвергнув всё, не вписанное в жесткие рамки упомянутых нормативных актов Таможенного союза, и еще один автомобиль еще одного иностранного гражданина - защитника Русского мира, как любят именовать в СМИ бывших ополченцев Новороссии, - пойдет с молотка. Только и всего...
Продолжение следует
11. Re: Добро пожаловать, или Чего вы сюда приехали?
10. Ответ на 9., рудовский:
9. Re: Добро пожаловать, или Чего вы сюда приехали?
8. Ответ на 6., рудовский:
7. Ответ на 4., рудовский:
6. Re: Добро пожаловать, или Чего вы сюда приехали?
5. Ответ на 4., рудовский:
4. Re: Добро пожаловать, или Чего вы сюда приехали?
3. Ответ на 1., Lucia:
2. Re: Добро пожаловать, или Чего вы сюда приехали?