Примерно в ста сорока километрах севернее центра мiра, Иерусалима, у подножья горы Гаризим, расположился один из древнейших городов Святой Земли, город Сихем (Шхем), который арабы еще называют Наблус.
Паломники из России нечасто заезжают в Сихем: места здесь считаются небезопасными, а местное арабское население не очень мирным. Что же касается евреев, то они сюда в последнее время не заезжают вообще. А те же из израильтян, кто уж очень интересуется библейской историей, могут полюбоваться на город с соседней, «еврейской», горы.
Как и большинство современных городов Палестины, Сихем совершенно безлик: однообразные каменные дома с плоскими крышами, прилепившиеся друг к другу по склону горы Гаризим и у ее подножья, узкие свечи минаретов, пыльные, заваленные мусором улицы... И посреди всего этого восточного колорита, который очень уж «на любителя», словно пришелец из иного, горнего, мiра, возвышается величественный православный храм - не с одной, как обычно, а с двумя колокольнями.
Это храм в честь святой мученицы Фотинии, построенный над колодцем Иакова, тем самым, возле которого с ней беседовал остановившийся отдохнуть Господь.
Да, Господь часто проходил через этот город. Ведь самый короткий путь из Его родной Галилеи в Иерусалим пролегал как раз здесь, по Дороге Праотцев.
Дорога Праотцев напоминает своим названием об Аврааме, Исааке и Иакове. Все они проходили здесь. И когда смотришь на две высокие, устремленные в небо, красавицы-колокольни храма святой Фотинии, вспоминаешь невольно двух столпов Божиих, Авраама и Сарру, пришедших издалека-далёка сюда, в ханаанский город Сихем за два тысячелетия до Христа...
Сихем в библейские времена
Как же выглядел город Сихем во времена Авраамовы? Предоставим слово израильской библеистке Лиоре Равид. Отрывки из ее книги «Daily Life in Biblical Times» («Повседневная жизнь в библейские времена») мы будем приводить в нашем, не всегда дословном и, возможно, несколько корявом переводе с английского:
«Надо признать, что называть Сихем «городом» не совсем корректно. В библейские времена он был столицей центральной части Древнего Израиля благодаря тому, что располагался на одном из главных торговых путей ... Но, несмотря на важную историческую роль в библейский период, Сихем был всего лишь деревней, чьи жители обитали в шатрах или маленьких каменных домишках. Его нельзя было даже сравнивать с царскими городами, которыми были усеяны в те времена берега Тигра и Евфрата. В нем не было величественных строений, похожих на дворцы и храмы Египта, и он не оказал ни малейшего влияния на культурную или экономическую жизнь древнего Ближнего Востока. Если бы его не упомянула Библия, никто бы вообще не знал, что ханаанский Сихем когда-то существовал.
Мы можем предположить, что в то время Сихем населял один большой клан или, возможно, несколько кланов... »
Представим себе эту картину: по пыльной дороге между крохотных каменных домиков с плоскими крышами движется караван пришельцев. (Кстати говоря, слово ЕВРЕЙ может означать «потомок Евера», а может и ПРИШЕЛЕЦ, «тот, кто ПЕРЕшел реку или границу». Впервые это слово в Писании применяется именно к Аврааму.) Вот они шагают устало: праведный Аврам, рядом красавица Сара, ее брат Лот, верные слуги. Тут же - раб-распорядитель Елиезер из Дамаска (очевидно, путь Аврама из Харрана протекал через город Дамаск, где он и познакомился и приобрел этого человека и сделал его старшим над своими рабами). На ПРИШЕЛЬЦЕВ с удивлением смотрят местные жители: взрослые, дети, большие хананеи, маленькие хананята...
Постойте, постойте, возможно, скажет читатель. Неужели они весь этот путь, от Харрана до Святой Земли, шли пешком? Обычно в фильмах и на картинах Авраам и Сарра изображаются верхом НА ВЕРБЛЮДАХ!
С верблюдами, на самом деле, всё очень непросто...
Верблюды или ослы?
Во времена Авраама верблюды использовались нечасто, а некоторые (особо продвинутые) ученые вообще считают, что верблюд был одомашнен только через восемь столетий после Авраама, и это, якобы, лишний раз подтверждает, что Библии, как историческому источнику, верить нельзя. Ведь в Библии прямо говорится, что среди домашних животных, которых Авраам получил в подарок от египетского фараона, были верблюды (Быт. 12:16). И потом, когда Елиезер, старший раб Авраама, отправился в долгий путь в Месопотамию, он взял из верблюдов господина своего десять верблюдов (Быт. 24. 10) .
Что мы можем сказать по этому поводу? В книге Николая Василиадиса «Библейская археология» приводится целый ряд свидетельств того, что верблюды УЖЕ использовались в качестве домашних животных человеком в те времена, хотя и признается, что лишь с 1300 г. до РХ. это животное стало использоваться более широко. Надеемся вернуться к этой теме в следующей статье, которая как раз и будет посвящена Египту. А пока предположим, что изначально, до встречи с фараоном, верблюдов у Авраама, действительно, не было. Всё-таки одомашненный верблюд был тогда еще диковинкой...
Ну, хорошо, а, может быть, они передвигались верхом НА ОСЛАХ?
Дадим слово Лиоре Равид:
«Ослы были самыми важными вьючными животными во времена Авраама, так же как и значительно раньше. В течение тысячелетий ослы шествовали во главе караванов, следовавших торговыми путями древнего Ближнего Востока. Они сопровождали израильтян, когда те вышли из Египта и через Синайскую пустыню двигались в Землю Ханаанскую (Чис. 20;4, 8, 11), пока на сцену не вышли верблюды, которые их и заменили. Библия упоминает осла десятки раз, что указывает на то, какую важную роль играл он в домашнем хозяйстве древнего общества. Зная об их выносливости, мы можем смело утверждать, что этой семье помогали везти поклажу несколько мелких, повесивших головы, осликов. Ослы могли везти шатры для ночного укрытия, циновки из соломы, мешки с пшеницей, финики и оливковое масло для еды, немного глиняной посуды, чтобы готовить еду и кое-что из одежды. Кроме того, мы можем не сомневаться, что перед тем, как начать свой путь по Синаю, три путника (Авраам, Сарра и Лот - Е.Е.) нагрузили на спины ослов бурдюки, сшитые из козьей кожи, которые они пополняли из колодцев и водосборников, расположенных по пути. (Даже сегодня обитатели пустыни всё еще используют бурдюки с водой, сшитые из козьей кожи).
Раз уж мы определили, что ослы сопровождали семью в путешествии, то почему мы решили, что путники шли пешком, а не ехали на ослиных спинах? Осел способен перевозить тяжести от 50 до 60 кг, что примерно равняется весу худосочного взрослого человека. Но если бы трое ехали на ослах, им бы пришлось отказаться от части жизненно необходимых снаряжения и провианта.
Археологические находки показывают, что в древние времена оседлые жители, обитавшие вдоль великих рек, могли позволить себе обильное и разнообразное питание, включавшее в себя все виды пищи, необходимые для жизни. Но давайте не будем себя обманывать, предполагая, что такую роскошь могли позволить себе люди, которые проводили свои дни в длительных путешествиях...
Почти наверняка, для того, чтобы обогатить свой скудный, доступный для них, рацион, они собирали дикие фрукты и ячмень, а в те дни, когда они шли вдоль Евфрата, ловили рыбу. Но эта еда случайна, а удача совсем не всегда могла улыбаться путникам. Мы можем предположить, что обычно путники должны были полагаться лишь на провиант, который они везли с собой: зерна пшеницы, финики и оливковое масло. Этой пище не хватает кальция и протеина, необходимых для надлежащего функционирования человеческого тела и дальнейшего выживания. Отсутствие этих компонентов сказывается особенно тяжело, если взять во внимание постоянные физические нагрузки... И это подводит нас к героине нашего путешествия, козе арабской, которой мы и собираемся спеть нашу хвалебную песнь... »
(Надеюсь, вы понимаете, читатель, что коза арабская, это не обязательно коза, которая принадлежит арабу, а просто научное название разновидности коз, распространенных здесь, на Ближнем Востоке - Е.Е.).
Хвалебная песнь арабской козе
«Коза арабская - существо поистине выдающееся. ... Хотя коза дает меньше молока, чем овца или корова, она так устроена, что может преодолевать огромные расстояния. Поэтому, так же, как и ослы, козы всегда были верными друзьями кочевника. Арабская коза легко взбирается на утесы и горы и даже может лазить по деревьям, как обезьяна. Например, путешественникам, посещавшим марокканские деревушки, доводилось видеть купы низкорослых деревьев, с ветвей которых, казалось,юю точно свисали какие-то черные футбольные мячи. Приблизившись, туристы с изумлением обнаружили, что это были совсем не мячи, а КОЗЫ, забравшиеся на эти деревья и старательно обгладывающие, к великому ужасу владельца этой рощи, плоды и зеленые листья...
Черная длинная козья шерсть содержит природные жиры, которые резко увеличиваются в объеме на холоде и, при попадании воды, защищают от непогоды. Набухшая жиром шерсть козы задерживает воздух и служит своеобразной теплозащитой. В дождливые холодные дни такая шерсть набухает от жира, и жир на шерсти (подобно перьям у птиц) не позволяет воде достичь козьей кожи. А в теплые дни шерсть козы, наоборот, пропускает ветер, который охлаждает ее тело. Поскольку шерсть козы сохраняет свои природные свойства даже после того, как саму козу зарезали, она служила для и тканей шатров высшего качества вплоть до нашего времени, когда начали использовать синтетические волокна.
Так как черная коза, как и осел, испокон веков сопровождала кочевников, мы можем не сомневаться, что стадо покрытых пылью черных коз гордо шествовала впереди наших измученных путешественников».
От Сихема дальше на юг
Дружище-читатель, пойдем и мы с вами дальше по Земле Ханаанской, вслед за нашим героем...
В Писании мы читаем, что Авраам, дойдя до Сихема, построил жертвенник (или, алтарь) Богу Всевышнему и разбил для жилья шатер.
И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
И поднялся Аврам и продолжал идти к югу (Быт. 12:6-9) .
О шатрах мы поговорим подробнее чуть позже. Что же касается жертвенника, то во времена Авраама он представлял собой просто груду камней («чем выше - тем к Богу ближе», отсюда и латинское слово «алтарь», что значит, «возвышение»). Простые неотесанные камни складывались в виде плоской груды, на которой можно было развести огонь и положить жертву. В жертву Богу Всевышнему единобожники приносили овец, коз и тельцов, а язычники могли приносить в жертву своим божкам кого угодно, включая и собственных детей. Кроме животных, в жертву приносились растения, например, на жертвенник возливалось оливковое масло (елей), и это тоже считалось жертвой. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после Потопа. А Церковное Предание говорит о том, что первое жертвоприношение было совершено Адамом и Евой еще в Райском Саду сразу после первогреха, а научил их этому действу Сам Господь. Потом из кожи этого, принесенного когда-то ими в жертву, животного, первые люди и сделают себе первые кожаные одежды.
О чем же молился Авраам? Прежде всего, Авраам просто СЛАВИЛ Всевышнего Бога, ведь, как мы знаем, в ПРАВО-СЛАВ-ном богослужении «прославление Бога преобладает не только над молением, но и над благодарением и поучением» (М. Скубланович. Толковый Типикон). Но, наверное, молился Авраам и о том, чтобы Господь ему спутешествовал, чтобы не оставлял его без хлеба насущного (Мат.6:11), наверное, молился и о своей горячо любимой жене и о своем племяннике. Наверное, молился и о жителях этой земли, язычниках-ханаанцах, чтобы и их просветил Милосердный Господь светом познания Его правды. Или, по крайней мере, умягчил их сердца, чтобы никому из них даже в голову не пришло поднять свой меч против его семьи, малочисленных и беззащитных пришельцев...
Отец Олег Стеняев, который тщательно проработал толкования Святых Отцов на Священное Писание, высказывает чрезвычайно интересную мыль. «Если вы внимательно выпишите все стоянки Авраама, где он делал жертвенники, где он просто останавливался на какое-то время, и посмотрите, где эти места встречаются в Библии, вы увидите, что он как бы намаливал места, в которых потом происходили какие-то очень значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события». (Семейная жизнь ветхозаветных патриархов.) Причем, продолжает о.Олег, есть несколько мест, где Авраам проходил и где он, конечно, молился - а с евреями там потом ничего не случилось... ну что же, еще не вечер. Еще не случилось, значит, случится в будущем!
Все места мы выписывать, конечно, не будем, но рассмотрим эту мысль на примере Сихема, первого из городов ханаанских, возле которого Авраам поставил свой жертвенник.
Что случилось в Сихеме с потомками Авраама
Примерно полтора столетия спустя путь Авраама из Харрана в Сихем (900 км) повторит его внук Иаков. Спасаясь от гнева своего старшего брата Исава, у которого он хитростью перехватил право на первородство, Иаков бежит в Харран. Ведь там, в Харране, недалеко от нынешней турецко-сирийской границы, продолжали жить их родственники: как вы, надеюсь, помните из предыдущей статьи, родной брат Авраама Нахор, не отказавшийся от идолопоклонства, не сподобился переселиться в Святую Землю, а так и остался в Харране «жить-поживать да добра наживать».
Иаков прожил у своего дяди, Лавана (внука Нахора) в Харране около двадцати лет. Он взял себе в жены двух его дочерей, Лию и Рахиль. От них и от наложниц у Иакова было двенадцать сыновей и какое-то количество дочерей. Кроме того, в Харране Иаков сделался весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов (Быт. 30:43).
И вот со всем этим богатством Иаков возвращается в Святую Землю. По дороге его встречает Сам Богъ и дает ему еще одно имя - Израиль. Это имя можно перевести, как БОЖИЙ ГЕРОЙ, а можно и как БОГОБОРЕЦ. Разумеется, Иаков-Израиль идет тем же (или примерно тем же) путем, что и его дед Авраам, и первый важный ханаанский город, куда он приходит, был уже всем нам знакомый город Сихем.
В Сихеме Иаков-Израиль купил себе поле, разбил на нем свой шатер, построил жертвенник и призвал имя Господа Бога Израилева. (Это как раз те самые места, где у КОЛОДЦА ИАКОВА его Божественный Потомок, Иисус Христос, повстречал самарянку Фотинию и где сейчас стоит православный храм с двумя колокольнями).
И здесь же, в Сихеме вскоре произошла трагедия, о которой мы расскажем цитатой из лекций о. Олега Стеняева:
«В Сихеме была изнасилована юная Дина, дочь Иакова, которая пошла посмотреть, как живут жители этой области. Принц Сихема влюбился в Дину, забрал ее к себе, надругался над нею, но потом испугался из-за содеянного, и начались переговоры.
Братья Дины Левий и Симеон... узнали, что сделали с юной Диной, и решили отомстить. Они сказали жителям Сихема: «Ладно, давайте жить вместе, тем более что ваш царевич полюбил Дину. Но у нас такой закон, что все мужчины должны быть обрезаны».
И все жители Сихема обрезались. А когда человек совершает обрезание, то по особенностям физиологии три дня он лежит в горячке, ему очень тяжело передвигаться. И вот, когда обрезанные жители находились в горячке, Левий и Симеон, братья этой девочки, вырезали всех мужчин Сихема. А потом отдали весь этот город на разграбление другим своим братьям (Быт 34, 1-31).
Они, конечно, имели право отомстить насильнику за сестру, но без этой крайней жестокости! Позже патриарх Иаков скажет о них: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49, 7). То есть, в гневе не должно быть жестокости, а в ярости - свирепости. И Иаков испугался, потому что все другие народы могли посмотреть на евреев как на каких-то злодеев, которые не могут сдержать договор, могут взять и убить их всех. Вот так в Сихеме существовала опасность уничтожения всего еврейского народа». (Семейная жизнь ...)
Что же спасло сынов Иакова-Израиля от тотального истребления? По толкованию о. Олега, - молитва Авраама, который на этом месте просил когда-то у Бога милости для своих неразумных потомков!
Богъ вмешался в эту историю с сихемской резней. Он явился Иакову и приказал всей его семье «эвакуироваться в срочном порядке» из этих мест, а Сам наслал ужас на ханаанцев, чтобы те сидели по домам и даже не пытались что-либо предпринимать.
И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. (Быт 35;5).
История эта, правда, не осталась для двенадцати сыновей Израиля без последствий. Помните их имена? Первенцем был Рувим, за ним шел Симеон, третьим сыном был Левий, четвертым - Иуда, одиннадцатым был Иосиф Прекрасный (которого свои же братья потом продадут в рабство, а он их простит и поможет перебраться к себе в Египет), ну и так далее.
От кого из них должен был произойти Спаситель мiра? Разумеется, от ПЕРВЕНЦА, от Рувима. Но Рувим впоследствии совершил очень тяжелый грех, осквернил ложе отца, переспав в его наложницей Валлой (Быт. 35:22), и этот грех лишил его права на первородство. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ сыновья, Симеон и Левий сделали то, о чем вы только что прочитали, устроили страшную резню беззащитных жителей Сихема. Значит, право на продолжение священной линии от Авраама к Иисусу Христу переходило к четвертому сыну Иакова, Иуде. Именно колено ИУДИНО Господь сохранит и вернет из Вавилонского плена. Поэтому после Вавилонского плена евреев будут называть еще «иудеями» (вариантами этого названия являются и восточное «яхуд», и английское «джуз» и итальянское «джудеи» и приобретшее ныне сугубо отрицательный оттенок слово «жиды») - ведь большинство послепленных евреев были из колена Иудина. И Сам Господь наш Иисус Христос станет тем самым львом от колена Иудина (Откр. 5:5), о Котором пророчески возвестил сыновьям в Египте умирающий Иаков-Израиль.
Ну, читатель, раз уж так получилось, что мы перепрыгнули с Авраама на его внука Иакова, которого судьба забросила вместе с детьми в Египет, то давайте забежим еще немножко вперед.
Итак, Египет, царство всемогущего фараона, земля Гесем, где готовится встретить смерть старец Иаков-Израиль...
Благословение Иакова
Египет, царство всемогущего фараона, земля Гесем, которую он, фараон, специально выделил для переселившейся сюда из Земли Ханаанской родни своего верховного сановника Иосифа Прекрасного...
В дорогом красивом шатре, освещенном светом двух масляных ламп, горящих на высоких подставках, лежит глубокий старик, отец Иосифа Прекрасного и внук Авраама, Иаков, второе имя которого - Израиль. Иакову-Израилю сто сорок семь лет, пришел и его час приложиться к отцам своим, Исааку и Аврааму. К нему за последним благословением подходят двенадцать его сыновей, родоначальники двенадцати колен Израиля...
«Иаков ... лежал на подушках, под овчиной, в глубине покоя на своем ложе, и сил у него было ровно столько, сколько ему еще требовалось, и восковую бледность лица его слегка смягчали красочный сумрак и багрянец близстоящей жаровни. Вид его был кроток и величествен. Белая повязка, которую он обычно надевал, когда приносил жертвы, обвивала его лоб. Из-под нее выбивались на висках белые волосы, переходя в столь же широкую... покрывавшую грудь, густую и белую... бороду патриарха, в которой вырисовывался тонкий, одухотворенный, чуть скорбный рот. Он не поворачивал головы в сторону, но его нежные, с прожилками под ними глаза пытливо косились, заметно обнажая желтоватые белки. Они были обращены к входившим сыновьям...» (Л. Фейхтвангер. Иосиф и его братья).
Первым подходит к отцу, становится на колени и припадает лицом к краю одра Рувим. Тот самый Рувим, который совершил мерзость, согрешил с наложницей собственного отца.
- Рувим, первенец мой! - с трудом шевеля спекшимися губами, обращается к нему Иаков, - ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою...(Быт.49:3-4)
Рувим в смущеньи поднимается с колен и отходит. Судьба его потомков предрешена. «Уже Моисей в благословении своем колену Рувимову (Втор. 33:6) молитвенно желает ему лишь того, чтобы оно не вымерло... В последующее время колено Рувима одно из первых исчезает из истории» (А. Лопухин. Толковая Библия).
Теперь к одру умирающего подходят Симеон и Левий. Вместе они держались в детстве, вместе мстили за поруганную честь сестры, - и сейчас в этот день последнего разговора с отцом, они подошли к нему вместе. Вместе опустились перед ним на колени.
- Симеон и Левий братья, - чуть слышно говорит им Иаков, - орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя...; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле (Быт. 49:5-7).
Разумеется, так оно и случится.
«Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя неодинаковым образом, - комментирует А. Лопухин, - во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне...В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена. Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея (Втор. 33) оно совсем не упоминается. ...
На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана... Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена... сделало его избранным и священным коленом служителей Иеговы при Его святилище: тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения - учительства, богослужения ... СРЕДИ ИЗРАИЛЯ ".
Теперь очередь подходить за благословением четвертому сыну, Иуде. Иаков смотрит на сына... и вдруг стены шатра и входной занавес словно качнулись перед его затуманенными глазами... Собрав последние силы, Израиль приподнимается на своем одре и протягивая благословляющую руку, восклицает:
- Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается (Быт. 49:8-9)...Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы Своей; моет в вине одежду Свою и в крови гроздов одеяние Свое; блестящи очи [Его] от вина, и белы зубы [Его] от молока (Быт. 49:11-12).
Израиль отчетливо видит Того, о Котором говорил Богъ в Первоевангелии, Спасителя мiра, Царя-Мессию! Царь из рода Давидова, встречаемый ликованьем толпы, на осляти въезжает в Иерусалим...
Иаков видит: вот, на горе, высящейся над заброшенной каменоломней сразу за иерусалимскими стенами, Молодой Лев от колена Иудина раскинул на Кресте руки... Вот Его пречистое Тело ученики снимают с Креста, обмывают водой, оборачивают в плащаницу... Женщины со слезами возливают на Него благовония... Тело Умученного несут во гроб, возлагают на выдолбленное в известняковой пещере, на террасе каменоломни, ложе, хоронят... Чтобы не терзали Его бродящие по пустырям шакалы и лисы, приваливают ко гробу тяжелый камень...
- Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? (Быт. 49:9) - горестно шепчет старец Иаков. - Кто же, если не Сам Всевышний теперь воскресит Сына Своего?..
(Дальше, читатель, мы пропустим благословения и пророчества о других сыновьях Израиля. Остановимся только на еще одном из двенадцати, на сыне Иакова по имени Дан).
Ничего плохого о Дане Писание нам не сообщает. Но, глядя на печально-торжественное лицо своего сына, именно в ЕГО потомках Иаков-Израиль пророчески разглядывает человека греха, сына погибели (2 Фес. 2:3) имеющего придти в последние времена истории человечества.
- Дан будет змеем на дороге, - словно сам не веря тому, что ему сейчас было открыто Богомъ, с трудом произносит старик, - аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад ... (Быт. 49:17)
Последние времена истории человечества... Во главе последнего всемiрного Вавилона, в новой и одновременно древней столице мiра, Иерусалиме, воссел антихрист, безстыдный обманщик, творящий великие чудеса, еврей из колена Данова. Какой же это позор и какой неизбывный ужас!.. А ведь когда-то ЕВЕР, пращур народа еврейского, был одним из немногих, кто не участвовал в ударной всемiрной стройке хамитского Царя Нимрода!
Иаков опять роняет седую голову на подушку. В изнеможении шепчет:
- На помощь твою надеюсь, Господи...(Быт. 49:18)
Вот так, дорогой читатель, мы перепрыгнули от Авраама в последние времена, во времена антихриста. Давайте же скорее вернемся к тем временам изначальным, когда всё было еще впереди. Когда Авраам еще не родил Исаака. Когда Исаак еще не родил Иакова. Когда Иаков еще не родил Иуду и братьев его ... (Мат. 1:2) К тем временам, когда у Авраама реально нет еще НИЧЕГО кроме обетований Божиих и пророческих озарений. К тем временам, когда БЕЗЧАДНЫЙ еще Авраам передвигается по Святой Земле с места на место, ставит на своем пути жертвенники и, за неимением постоянного жилища, живет в обыкновенном шатре...
Шатры
Для того, чтобы лучше понять, что представлял собой библейский шатер, мы можем мысленно заменить его словом ЮРТА. Шатер и юрта - это примерно одно и то же. А вот что говорит нам о шатре изданный еще в 19-ом веке "Библейский словарь" Эрика Нюстрема:
«Переносные шатры еще и теперь употребляются кочевниками Северной Европы и Северной и Средней Азии, как, например, лопарями, монголами и проч. Бедуины в Аравии до сего времени живут в шатрах. Их шатры делаются из прочной грубой черной ткани, которую ткут бедуинские женщины из козьей шерсти; эта ткань настолько плотна, что не пропускает дождя. ...Приготовленная ткань растягивается на нескольких шестах, образуя шатер, одна сторона которого имеет отверстие в рост человека; этот, так называемый, дом часто состоит из двух отделений: одного для мужчин и другого для женщин. Посреди мужского отделения выкапывается в земле яма для очага, который топят сухими ветками или высушенным навозом. Для укрепления шатра служат веревки, которые привязываются к вбитым в землю колышкам. Такой кол Иаиль вонзила в голову Сисары (Суд. 4.21). Иногда в том же шатре, в котором живет семейство, можно увидеть скотину. Бывает, что одно и то же семейство имеет несколько шатров. ...
Из жизни в шатрах в Св. Писании взято много иносказаний. Так, будущая безопасность Иерусалима рисуется в виде скинии, «столпы которой никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется (Ис 33.20)....
Небо также уподобляется шатру или скинии (Ис 40.22, Евр 8.2). С другой стороны, Езекия уподобляет свою быстро летящую жизнь переносному пастушескому шалашу (Ис 38.12), а Павел сравнивает немощное тело с земным домом, хижиной (2Кор 5.1, срав. 2Пет 1.13)...
«Часто», говорит М. Шейн, (кто такой этот Шейн - без понятия, мы просто цитируем «Библейский словарь», - Е.Е.) «мы, будучи еще не вполне одеты, оказывались без крова. Какой символ нашей телесной хижины! Как часто она снимается прежде, чем душа наша делается способной к участию в наследии святых во свете!»
Голод,
Царь Ханаанский
Итак, Авраам перебирается с места на место, с севера Ханаана в сторону юга. Что же им движет? Почему он не может остановиться в каком-то из этих мест и вернуться к оседлой жизни? Гонит ли его необходимость проповедовать Бога Живаго и приносить Ему жертвы не в одном только месте, а по многим весям и городам Ханаанской земли? Или его толкает вперед враждебность местных жителей-ханананцев?
Возможно и первое и второе. Но есть еще и третья причина, которая не дает ему остановиться на месте. Эта причина объясняет частично и враждебность местных аборигенов.
В Ханаане - свирепствует голод.
Как же так? Разве растения здесь своими размерами не напоминают иногда даже о Временах Допотопоных? Разве Святая Земля не есть земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед (Исх.3:8)?
Да, всё тут есть, на этой благословенной земле. И реки молочные и берега кисельные. Но только - если зимой ветер приносит со Средиземного моря дождь...
«Особенности орошения Ханаана дождем небесным, - пишет на эту тему известный библеист Д. Щедровицкий в своей работе «Дождь ранний и поздний», - осознавались в те времена как особый, единственный в своем роде пример отношения Бога к Святой Земле, как ее отличие, например, от соседнего Египта, орошаемого Нилом. Об этом говорится в «заключительной речи Моисея»: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская... где ты, посеяв семя свое, поливал при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите... от дождя небесного напояется водою... Очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор. 11, 10-12). Последние слова подчеркивают в соответствии со строго монотеистической концепцией Пятикнижия абсолютную зависимость орошения Святой Земли от Бога, и ни от кого более».
Вот так вот. Захотел Господь, и ветер, исправно несущий до этого тучи-облака строго с запада на восток, над Средиземным морем в сторону Ханаана, начинает дуть немного «наискосок»... И тогда на Святой Земле начинается катастрофа...
Вот как эту катастрофу гораздо позже опишет Иеремия: «Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле... Почва растрескалась оттого, что не было дождя... и земледельцы в смущении... И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух, глаза их потускнели, потому что нет травы... Да льются из глаз моих слезы... ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего...» (Иер. 14, 1, 4, 6, 17).
Эх, мало было праведному Аврааму забот...
Где же спастись от этой новой напасти? Где найти пропитание для себя, для своих домочадцев, для своего скота? Неужели придется возвращаться обратно, в Харран, откуда ему приказал выйти Сам Богъ? Нет, за путниками мосты уже сожжены. Но раз нельзя возвращаться назад, может быть, надо идти ВПЕРЕД, то есть, дальше на юг?..
И вот тогда Авраам принимает крайне неоднозначное решение, о котором до сих пор спорят толкователи Библии: он решает спуститься в Египет...
Опять в долгий путь
...Утром слуги принялись снимать шатры и готовить ослов в дорогу. Два раба, раскачали центральный шест, который служил столбом шатру Аврамову. Шест упал, и ткань из козьей шерсти, которая только что давала сень Авраму и Саре, опустили и свернули в тюк. Как будто свернули небо... Один из рабов, позевывая, перенес тюк под мышкой и закрепил на седле осла.
На пустом месте, где еще вчера Аврам чувствовал себя, как дома, ничего не осталось, кроме маленького очага, который еще дымился, но скоро погас при сиянии солнца. Как будто кто-то хотел погасить надежду на семейный уют и отдохновенье души и телу...
Как же невыносимо это новое искушение! Аврам так надеялся найти на Святой Земле блага, обетованные Самим Богомъ, а вместо этого - дикое захолустье, враждебное население и вокруг - нищета и голод...
Аврам вздрогнул и посмотрел на небо. Оно, небо над головой, еще так недавно напоминавшее крышу шатра, было темно от множества птиц: скворцы и горлицы, голуби и гагары, соловьи, орлы и коршуны и качурки и чайки... птицы эти плавали, ширяясь крылами, колесом низвергались в воздухе, и подымались опять, и реяли и парили.
И в какой-то момент показалось усталому страннику, что они, птицы Святой Земли, не прощальную песню ему поют, а просто над ним смеются.
Смеются над ним и над его непогасшей верой.
...За
ними поют
пустыни,
Вспыхивают
зарницы,
Звезды
горят над ними,
И
хрипло кричат
им птицы:
Что
мiр
останется
прежним,
Да,
останется
прежним,
Ослепительно
снежным,
И
сомнительно
нежным,
Мiр
останется
лживым,
Мiр
останется
вечным,
Может
быть, постижимым,
Но
всё-таки
безконечным.
И,
значит, не будет
толка
От веры
в себя да в
Бога.
...И, значит,
остались
только
Иллюзия
и дорога...
(И. Бродский. Пилигримы.)
21. Ответ на 20., Lucia:
20. Ответ на 18., М.Яблоков:
19. Ответ на 17., ерусалимецъ:
18. Ответ на 15., ерусалимецъ:
17. Ответ на 4., М.Яблоков:
16. Ответ на 14., ерусалимецъ:
15. Ответ на 3., М.Яблоков:
14. Ответ на 2., М.Яблоков:
13. Ответ на 12., ерусалимецъ:
12. М. Яблокову (ком.1) и Лексе (6)