И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той (Быт. 12; 9 - 10) .
1. Что мы знаем о первом Египетском фараоне
Итак, дорогой читатель, начнем нашу повесть о том, как праведный Авраам со своими домочадцами, отставив землю Ханаанскую по причине царившего там голода, отправился дальше на юг, в землю Египетскую...
Но для начала давайте вспомним. А что вообще мы знаем о Древнем Египте? Ну, конечно, всем известно, что Египет - одна из древнейших в мире цивилизаций. Что там правили фараоны. Кто-нибудь из нас даже сможет припомнить несколько имен: Хеопс, Эхнатон, Тутанхамон, Нефертити... Фараоны и фараонши носили на головах высокие колпаки, на которые без слез и смотреть невозможно, и строили великие пирамиды...
За три столетия до Рождества Христова жил в Египетском городе Александрии языческий жрец по имени Манефон. Золотой век Египетской цивилизации к тому времени уже уходил в прошлое, но его попытались сохранить для грядущих поколений Греки, занявшие Египетский престол после завоевания Египта Александром Македонским. По приказу царя Птолемея, тогдашнего правителя Египта, жрец Манефон и начал писать Египетскую историю на Греческом языке. В его распоряжении было много оригинальных источников, еще были живы потомки тех, кто творил на этой земле, кто говорил на Египетском. Эта История в тридцати томах сгорела при пожаре Александрийской библиотеки, и лишь отрывки из труда Манефона дошли до наших дней в виде цитат из произведений его современников.
До настоящего времени ученые критикуют, но, тем не менее, пользуются периодизацией Египетской истории, предложенной Манефоном.
Согласно этой периодизации, Египтом правили 350 фараонов, составлявших тридцать династий. Первого царя-фараона звали Мина (Менес).
Мина за свою не очень долгую, но яркую жизнь изобрел много всего полезного и не очень полезного: ему приписывали изобретение Египетской письменности, он, как считалось, установил порядок богопочитания и храмовых обрядов. При нем Египтяне начали почитать крокодилов. Но, самое главное, Мина объединил Верхний и Нижний Египет, то есть, фактически создал Египетскую государственность. На границе между Верхним и Нижним Египтом, на берегу Нила, Мина основал город Мемфис, первую столицу объединенного царства. Это был большой город с царской резиденцией, роскошными усадьбами богачей, пальмовыми рощами и плодородными полями.
А еще Мина был страстным охотником - но как-то не особо удачливым. Древние авторы повествуют, что однажды во время охоты царь был атакован собственными же собаками. Спасаясь от собак, ушедших, как бы мы сегодня сказали, в «жесткий неадекват», Мина сиганул в озеро. В озере, к счастью для Мины, оказался Нильский крокодил, который и вынес его на противоположный берег.
Очень опасным считалась у Египтян охота на бегемотов (это делали обычно с лодок с помощью гарпунов). Но уж больно лакомой была жареная, с овощами, бегемотина... Однажды царь Мина в очередной раз решил поохотиться - и, как об этом говорится у Манефона, которого цитирует другой древний автор, во время охоты он был убит бегемотом в возрасте шестидесяти двух лет (шестьдесят два года было ФАРАОНУ, разумеется, а не бегемоту).
2. Откуда вообще взялись Египтяне
Если сложить время правления всех царей, упоминаемых в Истории Манефона, получается, что первый Египетский фараон Мина правил примерно за три тысячи лет до Рождества Христова. Как-то выходит подозрительно много, если учесть, что, по Библейской хронологии, три тысячи лет до Р.Х. - это как раз время после Потопа, который произошел в 3246 году до н.э., а Вавилонскую башню только начали строить около 2755 года до н.э. (1) То есть, получается, фараоны появились в Египте еще ДО Вавилонского столпотворения, что, конечно, абсурд.
Но, как мы уже подчеркнули выше, периодизация Манефона не считается у историков точной. Некоторые фараоны правили в разных городах-государствах параллельно, то есть, в одно и то же время, а Манефон в своей Истории записал их как правящих ОДИН ПОСЛЕ ДРУГОГО. Кроме того, некоторые Египетские РЕГЕНТЫ, которые всего лишь временно опекали малолетних царей, тоже были записаны Манефоном в фараоны... Поэтому, как считают многие исследователи, древность династического периода надо основательно сокращать. И вот тогда может вполне получиться, что фараоны начали править в Египте не за три, а примерно за две тысячи лет до Рождества Христова, что вполне соответствует Библейской хронологии.
В 2715 до н.э., то есть, через 40 лет после начала Вавилонского столпотворения, Богъ разрушил Башню, над строительством которой трудилось еще не разделенное на языки человечество, потомки Хама, Сима и Иафета. Говорят, когда Богъ разрушил Столп Вавилонский, первыми врассыпную бросились потомки Хамовы, самые активные участники этой всемiрной богоборческой стройки. Они-то и заняли самые тепленькие места... Интересно, что многие египтологи сходятся на том, что Египетская цивилизация была основана выходцами из МЕСОПОТАМИИ, то есть, как раз из тех мест, где происходило столпотворение...
Согласно Библии, у Хама, помимо первенца Ханаана, было еще три сына: Хуш, Фут и Мицраим. Потомки Мицраима Хамовича первыми и добрались до нынешнего Египта. Евреи так до сих пор и называют эту страну - Мицраим, а Арабы - Миср. Сами же Египтяне называли эту землю КЕМЕТ. Обычно это название специалисты переводят, как «Черная земля». Но есть и другой вариант перевода. Его приводит в своей (во многом спорной) книге «Цивилизации Ледникового периода» Американский ученый-креационист Джеймс Ньенгуис. Правда, к сожалению, не уточняет, откуда он этот вариант перевода взял... Так вот, если верить Ньенгуису, «Кем» - это «Хам», а «Кемет» - «Земля Хамова». В любом случае, именно так - ЗЕМЛЯ ХАМОВА или СЕЛЕНИЯ ХАМОВЫ - неоднократно называется Египет и в Священном Писании.
Первопроходцы-Хамиты, достигшие этих мест, видели вокруг себя плодороднейшие степи, по которым бродили безчисленные стада копытных, тут и там пробегали газели, спасаясь от львов и тигров, блестели на солнце маленькие и большие озера с болотистыми берегами, где можно было встретить и ибиса с аистом и бегемота с крокодилом... Это СЕЙЧАС Египет считается одним из самых засушливых регионов мiра. А в те времена даже и Нил, был, говорят, метров на пятнадцать глубже нынешнего.
Чтобы выжить в этой стране, нужно было совсем немного усилий. Крепкое государство, сильная центральная власть, труд рабов, ну, и, конечно, помощь богов Хамитских... Возможно, доисторический период, то есть, период, когда первопроходцы этих земель только осваивались, длился в Египте совсем недолго. По крайней мере, совсем не так долго, как было принято думать.
Прошло всего несколько столетий после разрушения Столпа Вавилонского и начала расселения человечества, а в Египте уже начали править фараоны, первым из которых и был тот самый незадачливый Мина.
3. Помнили ли о Хаме в земле Хамовой?
Как мы прекрасно знаем, у великого множества народов, зачастую никак географически и культурно между собой не связанных, сохранились воспоминания о Всемiрном потопе. Некоторые языческие предания, рассказывают об этой вселенской катастрофе уж очень своеобразно, а некоторые, как, например, знаменитый Вавилонский эпос «Гильгамеш», поразительно совпадают в деталях с Библейским повествованиям, - но тоже с чисто языческими накрутками. Надо помнить, что правдивое описание изначальной истории человечества сохранилось только в Священном Писании, а в преданиях язычников правда всегда была перемешана с различными измышлениями. Измышления эти были, в лучшем случае, плодом человеческих фантазий, а в худшем случае - результатом прямого воздействия на людей бесов, которые сознательно морочили людям головы. Как пишет об этом свт. Филарет Московский: «У язычников басня поглотила истину древних событий: мы имеем истинную книгу Бытия, в которой нить бытия человеческого начинается от Бога и первого человека, и не прерывается...» (Слова и речи. Сочинения.)
Помимо памяти о самом Потопе, у некоторых народов сохранились воспоминания и о Восьми Мудрецах, спасшихся от смертоносных вод и положивших начало новому, послепотопному человечеству. Иногда эти Восемь Мудрецов даже изображались в виде полулюдей-полурыб, что, конечно, вполне объяснимо, ведь рыбам Потоп не страшен...
Как ни странно, в мифологии Египтян ПРЯМЫХ указаний на Потоп историки не находят. Зато, и в Египте помнили о ВОСЬМИ богах, якобы создавших наш мiр. Эти восемь богов были четырьмя парами, четыре мужских божества и четыре женских. Имена мужских богов были следующие: Нун, Хух, Кук и Амон. Ну что ж, немудрено, что Ноя, Хама, Сима и Иафета и их жен, то есть, ВОСЬМЕРЫХ людей, спасшихся от Потопа и положивших начало послепотопному человечеству, стали почитать за богов и богинь!
Надо отметить, что языческий пантеон Египтян был очень «накрученным» и запутанным, чуть ли не в каждом городе существовали свои представления и о богах, и, вообще, о мiре. Так вот, согласно еще одному изводу Египетского предания, первоначальным божеством, породивших всех остальных, был бог Атум. Атум Первозданный... Никого вам, читатель, это имя не напоминает? Джеймс Ньенгуис, автор интереснейшего (хотя, как мы уже и признали, во многом спорного) исследования «Цивилизации Ледникового периода» уверен, что речь идет о нашем общем праотце, Первозданном АДАМЕ...
Атум, как верили Египтяне, возник из первичного хаоса в образе змея. Изображали его и в виде иных животных. Очень может быть, что знаменитый и загадочный Сфинкс, стоящий в Гизе недалеко от пирамиды Хеопса, изображает как раз первобога Атума.
Перед тем, как небо отделилось от земли, Атум был «единым хозяином». Женской половинки у него не было, а детей-богов надо было рожать, - и вот тогда Атум... Ну, дальше начинаются весьма непристойные подробности, которые мы здесь приводить не будем, просто потому, что они касаются нашего общего Праотца. Всё-таки, не будем забывать, что Египтяне были потомками Хама, и не удивительно, что ХАМСТВО так и проступает во всей своей красе в их «священном предании»...
Итак, Египтяне помнили, очевидно, не только о своем непосредственном прародителе, Хаме. У них сохранились и воспоминания, хотя и очень своеобразные, о первом человеке Адаме. Должны были они помнить и о потомках Адама, живущих еще до Хама, то есть, о допотопных людях. И вот здесь нам надо вспомнить об истории вражды двух родных братьев, потомков Атумовых, бога Осириса и бога Сета.
4. Осирис и Сет
Когда-то, давным-давно, на земле правил добрый бог, потомок Первозданного Атума, Осирис. Добряк Осирис научил людей печь хлеб, выращивать виноград и зерно. Но у Осириса был младший брат, Сет, который был редкостным негодяем. У Осириса глаза были такие добрые-предобрые, а у Сета глазки - маленькие и злые.
Сет завидовал Осирису и ненавидел его. И, в конце концов, брат убил брата. Гроб с телом убиенного Осириса был брошен слугами Сета в воды Нила. Гроб этот долго плыл сначала по Нилу, потом по Средиземному морю, пока не доплыл до берегов Финикийских...
У несчастного Осириса была жена по имени Изида и сын по имени Гор. Гор решил отомстить за отца... И вот на земле начинается всеобщая ВОЙНА. Семя Осириса с одной стороны, негодяй Сет и его слуги - с другой. В этой всеобщей войне учувствовали даже бегемоты (разумеется, они были на стороне злого Сета). Правда, в конце концов, всё закончилось перемирием. Убиенный Осирис стал править в Царстве мертвых, а его сын Гор и его брат-негодяй Сет разделили между собою Землю живых.
Ньенгуис убежден, что в истории вражды двух братьев, Осириса и Сета, слышатся отголоски допотопной истории человечества. Сет, это конечно, Библейский Сиф. А Осирис - Библейский Каин.
Помните, сначала у Адама и Евы были два сына, Каин и Авель? Каин ненавидел младшего брата, завидовал ему и, в конце концов, убил. Но тогда, взамен убиенного Авеля, у Адама и Евы рождается третий ребенок, Сиф. История допотопного человечества - это история изначальной вражды двух рас, Сифитов и Каинитов. Сифиты поклонялись Богу Всевышнему и составляли Допотопную Церковь Божию, а Каиниты были богоборцами...
Постойте, постойте, скажет здесь, возможно, удивленный читатель. Как-то всё в Египетской мифологии уж очень перевернуто с ног на голову! У Египтян Осирис - герой ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, а в Библии Каин - герой ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Если верить Библии, то Каин - братоубийца, а если верить Египетской мифологии, то выходит, что братоубийца вовсе не он, а его младший брат Сиф-Сет, а сам Каин-Осирис наоборот, - несчастная жертва...
Вот мы, дорогой читатель, про то и толкуем. Священному Писанию можно и нужно доверять, а вот мифологии верить не стоит. У язычников если и сохраняется какая-то правда, то обязательно вперемежку с обманом.
И последнее. Как считает Ньенгуис, история о том, как деревянный гроб с телом Осириса плыл по водам - это такое своеобразное воспоминание о плывущим по водам Всемiрного потопа Ноевом ковчеге. Ну что ж, вполне может быть. Но от себя добавим: если гроб Осириса напоминает нам о Ковчеге, то, вполне возможно, что в истории этой причудливым образом проступает и память о МОЩАХ первого человека Адама, которые, как мы знаем из Предания Православной Церкви, плыли в ковчеге вместе с восемью выжившими людьми...
5. Прав ли был Авраам, спустившись в Египет?
А стоило ли вообще Аврааму спускаться в Египет? В Египет, где правило семя Каина - ведь сами же фараоны считали себя лишь очередными воплощениями Гора, сына Осириса-Каина?
В Египет из Обетованной Земли ты не просто идешь, а СХОДИШЬ, спускаешься, именно такой глагол всегда употребляется в Священном Писании. На употребление именно этого слова есть две причины. Во-первых, Египет находится ЮЖНЕЕ Земли Ханаанской. А во-вторых, Египет часто в Священном Писании символизирует либо преисподнюю, либо же наш грешный мiр, а царь Египетский - дьявола. Ну, а на грешную землю и, уж тем более, в преисподнюю, люди, разумеется, не просто идут, а - СПУСКАЮТСЯ.
Так всё-таки, прав ли был Авраам, что туда пошел? В Писании нет ни слова о том, что Богъ велел Аврааму идти в Египет...
На этот вопрос у Святых Отцов есть несколько вариантов ответа. Причем эти варианты, как это обычно и бывает в святоотеческих толкованиях, скорее не противоречат, а дополняют друг друга.
Свт. Иоанн Златоуст, например, считал, что схождение Авраама в Египет было ПРОМЫСЛИТЕЛЬНЫМ, ведь и в Египте необходимо было проповедовать язычникам Бога Всевышнего. Свт. Амвросий Медиоланский тоже считал, что «не только ради голода, но и по повелению Божию Авраам пошел в Египет, дабы и там стало известно имя всесильного Бога, и дабы ужаснулись неверные».
Но вот, например, святитель Филарет (Дроздов) говорит о поступке Авраама немного по-другому - как об ИСКУШЕНИИ и ПРЕТКНОВЕНИИ, которые неизбежно случаются даже с праведными людьми.
«Путешествие Аврама в Египет есть продолжение очистительных его ИСКУШЕНИЙ. ... едва вступает он в землю обетования, как изгоняется из нее гладом. В каком мраке в сие время должны были представиться обетования Божии, и как трудно было сохраниться от ПРЕТКНОВЕНИЯ самой твердой вере!» (Толкование на Книгу Бытия.)
По мысли свт. Филарета, искушения Авраама - это то, что случается с любым человеком, который уверовал в Бога. Сначала Богъ касается души человека своей благодатью, как бы Своим перстом указует ему на Землю Обетованную, то есть, на внутреннее Царство Божие... А потом Земля Обетованная, что внутри нас, вдруг опять закрывается, исчезает... И человек, оставшись без утешения, начинает метаться... и из Земли обетования спускается в мiр со всеми его страстями, которые и символизирует Египет.
Примерно об этом же, только даже более резко, говорит и современный православный библеист о. Олег Стеняев. Отец Олег прямо называет схождение Авраама в Египет ОШИБКОЙ. Ошибкой, за которую потом придется отвечать его потомкам...
«Но ведь не было прямого Божьего указания идти в Египет, не было! Вот в чем ошибка Авраама! И потом его предки в дни патриарха Иакова из-за голода тоже сойдут в Египет... Когда Господь призывал Аврама, Он сказал ему: «и благословлю тебя» (Быт. 12:1), то есть позабочусь о тебе. Аврам забыл об этом или счел себя недостойным Божественной помощи!» (Семейная жизнь ветхозаветных Патриархов)
Ну, что ж, дорогой читатель, даже если решение Авраама спуститься в Египет признать ОШИБКОЙ, будем иметь в виду, что наши преткновения и ошибки тоже могут быть ПРОМЫСЛИТЕЛЬНЫ...
6. Фараон
«В сих обстоятельствах, - пишет святитель Филарет (Дроздов), - милосердый Промысл, часто нечаянными и, впрочем, иногда тяжкими ударами сокрушает узы, привязывающие человека к мiру (то есть, на языке библейских образов, к Египту, - Е.Е), и возвращает его в путь свой с новою ревностью ...» (Толкование на Книгу Бытия).
Какие же тяжкие удары ждут Авраама, спустившегося в Египет?
Мы расскажем об этом цитатой из лекции о. Олега. Будем только помнить, что о. Олег иногда уж слишком категоричен...
Итак, прочтем Священное Писание с комментариями о. Олега Стеняева:
«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых» (Быт. 12: 11-12).
Вот здесь опять - промах Аврама, за это придется отвечать! Наступит момент, когда государственная политика Египта провозгласит: «Всех мужчин-Евреев умерщвлять, оставлять только женщин! Мальчиков бросать в Нил, и только девочек и женщин оставлять, чтобы они ассимилировались и становились Египтянками!
Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних Иудеев была пословица: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31: 29).
Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога, и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным...
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов (Быт. 12: 14 - 15)....
Неправ был Авраам! Неправа была Сарра! Но Авраам и Сарра - это люди Божии, и Господь вступается за них. Как в Новом Завете сказано: Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Богъ восставить его (Рим. 14: 4).
...Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жены. И теперь вот жена твоя; возьми ее и пойди.
И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и всё, что у него было.
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (Быт. 12:17-20; 13: 1-2).
Чтобы ускорить уход Аврама, фараон дал им большие богатства. То же самое произошло с Еврейским народом после десятой казни Египетской: когда каждый первенец умер, Египтяне стали давать Евреям и серебро, и золото - только б ушли, только б ушли быстрее из их земли!» (Семейная жизнь ветхозаветных Патриархов.)
7. Египтянка Агарь
Итак, что мы с вами сейчас прочитали?
Фараону, имени которого мы не знаем, (очевидно, это был кто-то из фараонов Первой династии, один из потомков фараона Мины) докладывают его подданные, что в Мемфис прибыл караван чужеземцев, в числе которых - женщина ослепительной красоты.
Фараон приказывает доставить ее пред свои ясные очи, и, увидев Сарру, сраженный наповал ее красотой, пытается сделать ее своей женой, взять ее в свой гарем. Можно только представить, что испытал праведный Авраам, когда в его палаточный городок пришли фараоновы слуги и забрали его горячо любимую Сарру во дворец сладострастного и жестокого Хамитского деспота... Но в эту историю вмешивается Сам Богъ, Который и защищает непорочность Сарры, тяжело наказав фараона (что это было за наказание, мы точно не знаем, возможно, болезнь). Фараон, придя в ужас, не просто отпускает Сарру и Авраама с миром, но еще и задаривает их всяческими подарками!
Среди того, чем Авраам и Сарра «разжились» в Египте, Библия называет мелкий и крупный скот и ослов и рабов и рабынь, и лошаков и верблюдов (Быт. 12:16)
К вопросу о ВЕРБЛЮДАХ мы с вами сейчас вернемся, здесь не всё так просто. А пока остановимся на РАБЫНЯХ.
Среди рабынь, которые появились у наших героев в Египте, есть одна, имя которой Агарь. Скорее всего, фараон лично подарил ее Саре. Отец Олег Стеняев даже приводит в своей лекции Еврейскую легенду (о ней упоминает и блаженный Иероним), что якобы Агарь была ДОЧЕРЬЮ фараона. Фараон, потрясенный вмешательством Бога Всевышнего, будто бы произнес: «Пусть лучше моя дочь будет рабыней в доме человека Божьего, чем принцессой в моем языческом царстве». Легенда эта, на наш скромный взгляд, не выглядит слишком правдоподобно - да и вообще талмудические преданья очень часто носят следы богатой фантазии Еврейских раввинов...
Но, в любом случае, факт остается фактом - из Египта Авраам и Сарра возвращаются вместе с Египтянкой Агарью. В земле Ханаанской у Авраама и Агари родится впоследствии сын Измаил. А от Измаила произойдет Арабский народ. Народ, который от Авраама унаследует пламенную религиозность Семитов, а от Агари - горячность Хамитской расы.
8. А теперь поговорим о верблюдах
Если Вы, дорогой читатель, бывали на Ближнем Востоке: в Египте, в Израиле, в Иордании или где-то еще, то заметили, что там, как поется в песне - «верблюды, верблюды, кругом одни верблюды». Бедуины до сих пор используют верблюдов в качестве вьючных животных, с верблюдами фотографируются радостные туристы, на Арабских базарах можно приобрести верблюжатинки.
Тем не менее, весьма многие, не в меру «продвинутые», ученые, пытаются поставить под сомнение правдивость Библейского свидетельства об использовании людьми верблюдов еще во времена Авраама.
Так, например, Израильская библеистка Леора Равид в своей книге «Daily Life in Biblical Times» («Повседневная жизнь в Библейские времена») утверждает, ничтоже сумняшеся, следующее. Верблюды появились на Ближнем Востоке 40 тысяч лет назад (sic! -Е.Е.) , а может быть, даже раньше (!!) Но одомашнили их, якобы, лишь около 1300-го года до н.э., то есть, через семь столетий после Авраама!
Даже издаваемая в Англии «околопротестанстская» Археологическая учебная Библия признает наличие здесь «проблемы»: «Ученые спорят об исторической точности таких упоминаний о верблюдах, поскольку в большинстве своем считают, что этих животных стали широко одомашнивать лишь около 1200 года до н. э., спустя много веков после смерти Авраама» (New International Version Archaeological Study Bible).
И даже Греческий православный исследователь Н. Василиадис в своей книге «Библия а археология» говорит как-то не очень уверенно: «Правда то, что в эпоху Авраама ослов держали чаще, чем верблюдов, и, тем не менее, археологи добыли материал, подтверждающий, что эти животные известны в Египте и до Авраама...».
Ну, вообще-то, и так всем понятно, что верблюды во времена Авраама уже существовали. Не из космоса же они потом прилетели! Уже тогда их могли разводить ради молока, шерсти, шкур и мяса, Но разводить овец и коз, конечно же, менее накладно, чем верблюдов. Предположим, что верблюды во времена Авраама были некоей РОСКОШЬЮ, без которой вполне можно было обойтись. Но уж кто-кто, а фараон Египетский вполне мог себе эту роскошь позволить!
В чем мы можем согласиться с нашими продвинутыми учеными, так это в том, что на особую ценность верблюда именно как ВЬЮЧНОГО животного обратили внимание гораздо позже, за 13 - 12 столетий до Рождества Христова. Что же такое важное произошло на земле, что заставило людей обратиться за помощью к верблюдам?
А произошло, как мы дерзнем предположить, вот что. По утверждению целого ряда современных западных исследователей-креационистов, примерно за 15 столетий до Рождества Христова закончился Ледниковый период. Да, да, тот самый Ледниковый период, о котором классическая наука говорила, что он начался 200 тысяч лет назад и достиг своего максимума к десятому тысячелетию до н.э. ...
Ледник начинает стремительно таять и отступать, освобождая потомкам Иафета, в том числе, и предкам нынешних Славян для заселения большую часть Центральной Европы и нынешние Русские земли... А те земли, которые не были подо льдом, например, Ближний Восток, из-за изменения климата начинают с того времени высыхать. «Пустыня» под Беер-Шевой, в которую убежит Агарь, спасаясь от притеснений оскорбленной Сарры - это, скорее всего, не пустыня в нашем понимании, а пустынное место, СТЕПЬ или ПАЖИТЬ (то, что по-Английски обозначается словом wilderness). «Пустыня», по которой потом 40 лет будут странствовать Евреи - это тоже, скорее всего, степь, которая, может быть, уже начала высыхать, но до конца еще не превратилась в ту пустыню, которую мы видим в этих местах сейчас (то, что по-Английски обозначается словом desert). Если вы мне не верите, дорогой читатель, попробуйте хотя бы не сорок лет, а ОДИН ДЕНЬ побродить, например, по пустыне Негев! Особенно, в летнее время...
Итак, лет через пятьсот после Авраама, с окончанием Ледникового периода, пустыни начинают наступать, и людям становится всё труднее перемещаться с место на место... Тут, хочешь - не хочешь, а надо приобретать верблюда.
Вот так, по нашему скромному предположению, в 14 - 13 веках до РХ верблюды и превратились из необязательной роскоши в необходимое средство передвижения.
К нашим верблюдам, читатель, мы еще обязательно вернемся, а сейчас хотелось бы сделать еще одно немаловажное замечание.
9. «Благословен народ мой, Египтяне...» (Ис.19:25)
Когда мы с вами говорим о том, что Египет в Библии символизирует, как минимум, наш грешный мiр, а иногда аж саму преисподнюю, это не надо понимать, в том смысле, что вообще Египет - это такое безнадежно проклятое место, а Египтяне - безнадежно проклятый народ.
Действительно, потомки Хамовы из-за греха своего праотца отпали от Бога Всевышнего в большинстве своем решительнее и глубже, чем, например, потомки Иафетовы. Но ВСЕ МЫ, в конце концов, потомки Адама и Евы, и к какому бы роду-племени не принадлежали, каждый из нас сотворен по образу и подобию Божию.
И конечно, не была окончательно забыта Богомъ и отвергнута ЗЕМЛЯ ХАМОВА, Кемет-Мицраим-Египет. А уж с того момента, когда нога ослика, на которого св. Иосиф Обручник посадил Пречистую Деву и Ее Божественного Сына, коснулась Египта, страна эта точно перестала быть для нас «проклятой» и «забытой». Теперь и Египет для нас - Святая Земля!
В Египте будет проповедовать Бога святой пророк Моисей, в этой земле мученически закончит свою жизнь пророк Иеремия, в эту землю воины Александра Македонского принесут самый прекрасный язык Иафетовичей, язык ГРЕЧЕСКИЙ, на который потом боговдохновенные Еврейские переводчики переведут Писание, сделав его доступным для всех народов. Перевод этот будет сделан в новой столице Египта, Александрии, городе, построенном по приказу великого Македонца.
...Примерно через тридцать лет после распятия и воскрешения Господа через Лунные ворота Александрии, находящиеся недалеко от городской таможни, в город войдет уже немолодой, вернувшийся из Ливийской ссылки, Апостол Марк, автор одного из Евангелий. На месте таможни Египетские Христиане, принявшие Благую Весть от Апостола Марка, построят первый в городе Христианский храм. Так будет положено начало Православной Александрийской Церкви, которая просияет великим количеством мучеников, богословов, аскетов, многие из которых (например, родоначальник монашества прп. Антоний Великий и основатель монашеских общежитий прп. Пахомий Великий) будут по происхождению Коптами, то есть, Хамитами-Египтянами (2). Христианское монашество зародится именно здесь, в Египте, и именно из Египта оно распространится потом в Палестину и другие земли.
А
еще в пятом веке в Египте, где до этого Христианство
было религией только эллинизированных ГОРОДОВ, произойдет чудо, которое ускорит
принятие новой веры простыми крестьянами-Коптами. «Благосостояние
Египта целиком зависело от ежегодного разлива Нила.
В год, когда был разрушен храм Сераписа, разлив был настолько мощным, что
практически всё крестьянское население Египта сразу же обратилось в Христианство»
(А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви).
Вот как обо всем этом сказано у Исайи:
Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские (19:1).
В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу - у пределов ее (19:19).
И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят (19:21).
Господь обещал Аврааму, что в Семени его, то есть, в Иисусе Христе, благословятся ВСЕ народы, все, кто примет Спасителя, будь то потомки Хама, Сима или Иафета.
Поэтому и сказано у Исайи: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль (19:25).
Ну а сейчас давайте снова вернемся в Египет на четыре тысячи лет назад. Но вернемся туда не одни, а вместе с одним ученым...
10. Верхом на верблюдах в Святую Землю
Представим себе такую фантастическую картину. Ученый археолог по имени скажем, Джеймс Смит, поймал золотую рыбку.
«Выполню, - говорит рыбка, - любое твое желание». «Хочу, - говорит ученый, - оказаться в Египте во времена Авраамовы». «Да без проблем, -говорит золотая рыбка, - только потом, пожалуйста, чтобы ко мне - никаких претензий».
Сказано-сделано. Ученый Джеймс Смит идет по Египту. Вокруг всё как положено: Нил течет-раскинулся, пирамиды высятся, дворцы, все дела... Да вот только не хватает чего-то.
А не хватает песков пустыни. Вместо них ученый с удивлением видит прекрасные плодородные земли, чем-то похожие на нынешнюю холмистую саванну какой-нибудь Танзании или Кении... Земля вокруг испещрена речушками и ручьями, озерами, а на берегах - высокие травы, купы прекрасных деревьев, кустики всякие разные ... Что же всё это значит, и как это понимать?
И тут старину-ученого подстерегает новый, еще более сильный удар...
Перед ним раскинулся большой палаточный городок. Городок этот явно сворачивается: бегают-суетятся рабы, вытаскивают колышки из земли, сворачивают и перевязывают палатки-шатры, скручивают и складывают в торбы соломенные циновки. А между рабами ходит уже не совсем молодой, но еще полный сил и энергии бородач, он одобрительно кивает своему помощнику, рабу-распорядителю, показывает пальцем на еще не собранную палатку ... Это - праведный Авраам, он уже загостился здесь, в этой стране фараонов и ему уже не терпится поскорее эту землю покинуть. Всевышний Богъ - ибо вовек милость Его (Пс.135)! - сохранил его и его любимую Сару после всех искушений, и они возвращаются в Землю Обетованную!
Но ученый даже не смотрит ни на Авраама, ни на его раба-распорядителя Елиезера, ни на племянника Лота, тоже погруженного в сборы, ни на застывшую в ожидании возле палатки Сару, хотя даже издалека можно заметить, как она красива, ни на стоящую возле Сары черноокую рабыню Агарь. Ученый смотрит на чудо-чудное, диво-дивное, которое на худых подогнутых лапах расселось прямо напротив него, немного в стороне от всех этих сборов. Это - уже навьюченный, оседланный и готовый в дорогу ВЕРБЛЮД...
Да, да, читатель, тот самый верблюд, который, согласно всем выкладкам и раскладам, подсчетам, перерасчетам, анализам ДНК и археологическим данным, НЕ БЫЛ еще к тому времени одомашнен. Археолог Джеймс Смит лично защитил блестящую научную диссертацию на эту тему ...
Ученый, застыв как вкопанный, смотрит, не отрывая глаз, на верблюда. А верблюд тем времени смотрит с удивлением на ученого...
«Не может быть. Наверное, мне это снится, - взволнованно думает ученый. - Наверное, ты не верблюд...»
«Не может быть, - взволнованно думает верблюд. - Наверное, ты не ученый»...
Но немая сцена длится не очень долго. Авраам торопит, рабы заканчивают свои сборы. Авраам, Лот, Елиезер усаживаются на подогнувших лапы верблюдов. А на нашего навьюченного знакомца-верблюда, сидевшего чуть в стороне, по приказанию Елиезера рабы сажают Агарь. Остальные женщины садятся на осликов, тоже навьюченных под завязку, мужчины грузят последние вьюки и тоже забираются на ослов...
...Нил медленно катит свои воды между отлогими, поросшими камышом берегами. Коршуны и белые соколы кружат в небе над покинутою стоянкой. Голенастые птицы, аисты и ибисы, стоят в камышах мутных от ила водоотводов, что тянутся вдоль насыпей, где проходит дорога. Осененные пальмами деревеньки с глиняными четырехугольниками своих амбаров, отражаются в зеленоватых прудах ...
Прощай, прощай, Египет! Волшебная и ужасная страна фараонов, страна пирамид и загадок! Пройдет не так много времени, и здесь, на берегах Нила, появится правнук Авраама и Сарры, Иосиф Прекрасный, преданный своими же братьями и проданный ими в плен. А затем, спасаясь от голода, спустятся сюда со своими семьями и одиннадцать его братьев, и его престарелый отец Иаков. А затем все двенадцать колен сыновей Израилевых, потомки тех самых двенадцати братьев, будут гнуть свои спины на строительстве Египетских городов... А потом по реке-батюшке Нилу, берущему свое начало где-то в Райском саду, будет плыть корзинка с маленьким Моисеем...
А потом - пройдут еще века, - и в Египет с севера, из Обетованной земли спустится, понурив покорно голову, белый или, быть может, черный, ослик. Под уздцы ослика будет вести седовласый старик, чем-то похожий на Авраама, только постарше. А верхом на ослике, вот как сейчас одна из служанок, будет ехать Преблагословенная юная Дева. А перед Девой будет сидеть, точно восседая на облаке легком (Ис. 19:1), и с улыбкой смотреть на сердитых коршунов в небе и затрепетавших идолов (Ис. 19:1) на земле, двухлетний Мальчик... Младенец от семени Авраамова. Ребенок, в Котором благословятся все народы Земли, потомки Хама и Сима и Иафета...
Но это будет потом, а сейчас - в дорогу! Верблюды медленно, словно нехотя, поднимаются, и караван начинает свой путь...
В путь, в путь! И мы, читатель, оставив нашего ученого друга Джеймса озадаченно чесать свою репу, пойдем за нашими героями в Землю Обетованную, вместе с караваном верблюдов...
И вот, навьючив на верблюжий горб,
На добрый - стопудовую заботу,
Отправимся - верблюд смирен и горд -
Справлять неисправимую работу.
Под темной тяжестью верблюжьих тел -
Мечтать о Ниле, радоваться луже,
Как господин и как Господь велел -
Нести свой крест по-Божьи, по-верблюжьи...
Но, ни единым взглядом не моля,
Вперед, вперед, с сожженными губами,
Пока Обетованная земля
Большим горбом не встанет над горбами.
(Марина Цветаева)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. Л.Болотин. Проблемы нигилистического отношения светской науки к Библейской хронологии. http://ruskline.ru/analitika/2010/11/12/problemy_nigilisticheskogo_otnosheniya_svetskoj_nauki_k_biblejskoj_hronologii/?p=0#comments
2. К великому сожалению, уже в середине 5-го века подавляющее большинство Коптов, то есть, Египтян Хамитского происхождения, (само слово «Копт» означает «Египтянин») откололись от Православия, впав в монофизитскую ересь. Лишь небольшая часть Христиан Александрии Египетской, в основном, Греки, остались верны истинному Православию, хотя и отпавшие Копты продолжают именовать себя православными. В настоящее время в Египте в условиях непрекращающегося террора со стороны мусульманских экстремистов, существуют одновременно и немногочисленная каноническая Александрийская Православная Церковь и так называемая «Коптская Православной Церковь», к которой и относят себя большинство потомков древних Египтян.
56. Re: Сошествие в Египет
55. Ответ на 52., ерусалимецъ:
54. Ответ на 51., ерусалимецъ:
53. Ответ на 47., :
52. Ответ на 48., М.Яблоков:
51. Ответ на 48., М.Яблоков :
50. Ответ на 40., ерусалимецъ:
49. Ответ на 45., Лебедевъ:
48. Ответ на 46., Наталья Чернавская
47. Ответ на 43., М.Яблоков :