Ниже мы публикуем одну из глав самого крупного сочинения - «Народная Русь» - русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937).
Публикация (в сокращении, приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901).
+ + +
LIX.
Богатство и бедность
Часть 1.
Богатство, по народному определению, прежде всего - благословение Божие; бедность - воплощение лихой беды-напасти. Об этом явно свидетельствует и само словопроизводство, вполне согласующееся с безхитростной мудростью народа-пахаря. Бог, - гласит «Лексикон славенорусский, составленный всечестным отцом Кир Памвою Берындою» (в XVII стол.), - «всебогатый, всех обагачующий (по любомудрцех внешних - ум, по богословцех же - дух)». Потому-то со словом богатство и связывается представление о богоданной силе, а со словом бедность - убожество и горе.
В зеркале простонародного слова и богатство, и бедность отразились во всей своей яркости и разносторонности, зачастую даже как бы противоречащих прямому их определению. Что слово - то картина, что присловье - то новый образ. «Не тот человек в богатстве, что в нищете!» - красной нитью проходит мысль через все эти картины-образы, созданные могучею русскою речью, окрыленной творческим воображением. Но и богатство не ко всякому человеку одинаково подходит: к одному так, к другому - этак. «Не с богатством жить - с человеком!» - вылетело из народной стихийной души крылатое слово, подсказанное чутким сердцем прозорливца-народа, сознающегося, что хотя в довольстве-сытости и пригляднее живется, но «не в деньгах счастье», а в добром согласии. «Богатство - вода, пришла и ушла!» - нашептывает народу-сказателю долголетний опыт старых, перешедших поле жизни людей. «Глупому сыну не в помощь богатство!», «Ни конь без узды, ни богатство - без ума!» - продолжает он свой умудренный веками наследственной передачи от поколений к поколениям сказ; но тут же, не смущаясь, готов повторить и такие поговорки совершенно противоречивого свойства, как, например, «Богатство - ума даст!», «Богатый - ума купит; убогий и свой продал бы, да ни ломаного гроша не дадут!» и т. д.
Бедность, по меткому слову свыкшегося с ней пахаря, не только плачет, но и «скачет, пляшет, песенки поет». Не иначе, как она же - и в горе не горюющая - сложила про богатства такие крылатые слова красные, как: «Богатым быть трудно, а сытым немудрено!», «В аду не быть - богатства не нажить!», «Мужик богатый - что бык рогатый!», «У богатого черт детей качает!», «Богачу черт деньги копит!», «Богатому не спится, все вора боится!», «Голенький (бедненький) ох, а за голеньким Бог!» и т. п. Множество поговорок-пословиц и прибауток обрисовывает бедность не в таком сумрачном-угрюмом виде, какою она кажется, а у богатства поубавляет ярких красок, какими оно ласкает-манит каждый случайно брошенный в его сторону взгляд. Так, хотя и говорит народ наш, что «Богатому житье, а бедному - вытье», но ó-бок с этим приговаривает, самого-себя оговариваючи: «Кто тороват - тот не богат!», «На что мне богатого, подай тороватого (Не проси у богатого, проси у тороватого! - по иному разносказу)!», «Не богатый кормит - тороватый!», «Не силен - не берись, не богат - не сердись!», «У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы в воду!», «Богатичи, что голубые кони, - редко удаются!»
Не зарится русский мужик-простота, в поте лица - по завету Божию - вкушающий насущный хлеб свой, на чужой достаток. «Земля-матушка - богатительница наша!» - говорит он: «Глядючи на людей, богат не будешь!», «Не на богатство шлись, а нá-Бога!», «С богатства брюхо пучит, да душу плющит!», «Не от скудности скупость - от богачества!» Сторонится богач от бедняка убогого, а тот и сам не станет набиваться на свойство-кумовство с ним, если только не поддастся зависти - этому одному из семи смертных грехов. «Богатый бедному не брат!» - гласит его смиренно мудрыми устами красноречивая многовековая жизнь. «Бедному - везде бедно!» - изрекает она, но тотчас же не прочь и подсластить свое горькое, что полынь-трава, слово присловием - вроде: «Бедно живет, да по-Божьи!», «Что беднее - то щедрее!», «Бедность - не порок!» «Беден один бес, а у человека нет такой беды, которая была бы на век!», «Куда богатого конь везет, туда бедняка Бог несет!» и т. п. Тяжкою судьбою подсказана русскому народу поговорка - «Никто того не ведает, где нищий обедает!», но и века нужды настолько не сломили его богатырски выносливого духа, что он - с полным сознанием своей силы - повторяет старую молвь, сложившуюся в былые времена: «Не крушит беднота, крушит - лихота!», «Из нужды труд да пот вызволят!», «Нужда пóтом уходит!», «Что за нужда, коли в руках сила есть!», «Рабочий человек нужду с плеч стряхнет, как работать зачнет!», «Размахнись, рука, - берегись нужда!», «Был бы хлеб да вода - молодецкая еда, и нужды как не бывало!» и т. д.
Нищета - крайняя степень нужды-бедности; но и на нее не слишком угрюмыми глазами смотрит - великий в своем смирении - русский народ. Целый ряд пословиц, поговорок и всяких присловий красноречиво говорит об этом. «Скупой богач», по народному слову, «беднее нищего». Обнищалый люд вызывает в посельщине-деревенщине не только страдание, но и нечто сродное с преклонением перед его убожеством. «Кого Господь полюбит - нищетою взыщет!» - говорится в народной Руси, завещавшей внукам-правнукам создававших-слагавших ходячие крылатые слова прадедов свой нерушимый-любовный завет: «Сироту пристрой, а нищету прикрой!» Бог, по мнению простых жизнью, чистых сердцем людей, невидимо сопутствует беднякам, впавшим в нищету. «Богатство гибнет, а нищета все живет!» - можно услышать от старых краснословов: «Силен смирением, богат нищетою!», «Нищета ум спасает!», «Нищета спорее богачества!»
Бродящая под окнами, кормящаяся именем Христовым нищая братия невольно вызывает в представлении простого русского человека тех «нищих духом», которым - по евангельскому слову - уготовано «царство небесное». Из этого представления и вытекают такие народные речения, как: «Не родом нищие ведутся, а кому Бог даст!», «От сумы не отрекайся!» и т. п. За великий грех на Руси считается изобидеть нищего-убогого. Потому-то и делится с ним каждый, у кого есть каравай на столе да жито в закрому, хоть куском хлеба, чем Бог пошлет, чем хата богата. «У нищего отнять - сумою пахнет!» - говорит вещее народное слово, приговаривая: «Нищий болезни ищет, а к богатому они сами льнут!», «Нищему нет друга, кроме сумы!», «Умная жена - как нищему сума - все сбережет!». Скупые, дрожащие над каждою крохою люди добавляют к этим поговоркам и такие, не приходящиеся по вкусу нищей братии слова, как: «Нищий - везде сыщет!», «Отдай нищим, а сам - ни с чем!», «Суму нищего не наполнишь!» Подсмеивающийся над своими недохватками-недостачами люд сплошь да рядом гуторит: «Не хвались, старик, лохмотьями, - всех нищих не перещеголяешь!», «Хватит на мой век, живучи у нищего в управителях!», «Хоть за нищего, да выдам дочь замуж в Татищеве: то-то житье будет привольное!» Записаны собирателями живого великорусского народного слова и такие поговорки про бедноту-убожество, как могущие служить ярким заключением всем приведенным выше: «Бог не убог, а Микола милостлив!», «Убогий мужик и хлеба не ест, богатый - и мужика съест!» «Просит убогий, а подаешь - Господу Богу!»
В простонародных загадках не обойден молчанием главный рычаг богатства. «Маленько, кругленько, из тюрьмы в тюрьму (из кармана в карман) скачет, весь мир обскачет, ни к чему сама не годна, а всем нужна!», «Мала, кругла, покатна; как убежит - не догонишь!», «Кругла да поката - день и ночь бежит!», «Что без ног ходит?», «Кругло, мало, всякому мило!», «Молотком побьют и нам дадут!», «Что горит без пламени?» - загадывается в народной Руси о деньгах. Хотя скупость и не в природе русского простолюдина, но потовой-страдный труд научил его быть скопидомом и относиться с уважением ко всякому хозяйственному человеку. «Без деньги - не копейка, без копейки и рубля нет!», «Береги копеечку про черный день!», «Без денег - что без разума!», «И барину деньга -господин!», - обмолвился он про это в старь стародавнюю. Но и деньги - деньгам рознь: есть добытые трудом честным, есть и нажитые недобрыми делами. «Тот прав, за кого праведные денежки молятся!», «У того вековечный достаток, в чьем кармане святые денежки!» - гласит седая народная мудрость; но она же изрекает: «При беде за деньгу не стой!» Пригляделся-присмотрелся народ-краснослов к тому, как деньги копятся: «Деньга на деньгу набегает!» - говорит он: «Деньги на деньгах растут!», «Денежка рубль родит!» и т. д. О богачах, не заслуживших своей жизнью уважения, отзывается неумытное народное слово в таких поговорках, как: «Кабы не деньги, так весь бы - в полденьги!», «При деньгах Памфил - всему свету мил!», «У Фомушки денежки, Фомушка-Фома; у Фомушки ни денежки, Фомка-Фома!», «Много друзей - у кого деньгам вод!» Знает мужик-простота, что «спесь - деньгам сестра»; отсюда и пошло его подсказанное жизненным опытом прозорливое слово: «Изведай человека - при деньгах, тогда и хвались, что знаешь его!»
У торговых людей - свои живучие слова сложились про деньги, - до сих пор с давней поры по светлорусскому простору разгуливают. «Торг без глаз, а деньги слепы: за что отдашь - не видят!» - говорится в их обиходе: «На торгу деньга проказлива!», «Торг денежкой стоит!», «Деньга (цена) - торгу староста!», «Уговор дороже денег!», «Не по деньгам товар!», «По товару и деньги!», «Федюшке дали денежку, а он алтына просит!» Есть и такой неразборчивый люд, что - в своей алчности до наживы - готов всякую прибыль считать праведною. «На деньгах нет знака - какие они!», «Всяка денежка - не погана!» - говорит он. «Ставь себя в рубль, да не клади меня-то в деньгу («в полушку!» - по иному разносказу)!» - в обычае отговариваться обиженным чьим-либо самохвальством.
Деньги - не птица, а с крыльями: перенесут человека, куда тому вздумается, - и сами от него улетят того и гляди. Они, по словам заглядывающих в будущее людей, счет любят: «Хлебу - мера, деньгам - счет!», «Деньги - не щепки!», «Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет!», «Без хозяина деньги - черепки!», «Держи деньги в темноте, а девку в тесноте!» - поучают они склонную к мотовству молодежь, падкую до нарядов да разносолов всяких, не по тощему карману мужику-хлеборобу приходящихся. «Дружба - дружбой, а денежкам - счет!» - зачастую можно услышать в деловой беседе: «Брат братом, сват сватом, а денежки - не сосватаны!» Как на чужой каравай не советует разевать рта деревенский хлебоед, так и о чужих деньгах отзывается он: «Не деньги, что у бабушки, а деньги - что в запазушке!» Не любит распускать в долги трудно достающуюся копейку русский скопидом. «В лесу - не дуги, в поле - не хлеб, в долгу - не деньги!» - обмолвился он об этом; но не в деньгах видит он главную силу жизни, как можно заключить из его же слов: «Не деньги нас, а мы деньги нажили!», «Были бы мы, а деньги Бог даст!» По образному народному выражению: «Денежки - что голуби: где обживутся, там ведутся!» Не особенно привык поливающий трудовым потом родимые нивы русский пахарь гоняться за этими «голубями». В противном случае - не сложилось бы у него столь красноречиво говорящих присловий-поговорок, как, например: «Лишние деньги - лишняя забота!», «Больше денег - больше хлопот!». «Деньги - дело наживное!» И эти поговорки - не пустое слово в его правдивых устах.
(Продолжение следует)
1.