Душа моего города

Небольшой очерк о забытой у нас войне и о книге, посвященной героям этой войны

Новости Москвы 
0
710
Время на чтение 7 минут
  Если мы с вами верим, что у человека есть душа, то мы поверим и в то, что и у города, в котором мы живем и который есть наша Родина,  тоже есть душа.

  Сначала это понимание покажется странным, выдуманным. Но если немного призадуматься, поймешь, что душа не какое-то абстрактное понятие, а реальность, которую ощущает каждый, кто приучил себя размышлять о жизни.

  Но как узнать, где она, эта  душа,  живет и что  она в себе заключает? И в чем ее отличие от всех других - ведь каждая душа, как творение Божие, индивидуальна, не похожа на другие?

  Давайте вместе с вами попробуем ответить на эти вопросы.

  Начнем с того, что у каждого города есть свои высшие достижения. У Самары это  «крылья советов» - нет, не футбольная команда, а «Илы», «летающие крепости», которые у нас делали во время Великой Отечественной.  Затем «крыльями страны» стали самолеты,  затем «Союзы» - космические корабли, двигатели к ним и прочие потрясающие по взлетам ума и таланта создания человеческого гения.

  Но это ли выражает душу города?

  По-моему, лишь отчасти.

  Думаю, взлет души выше космических достижений.

  Взлет души устремлен туда, куда воздет палец Иоанна Крестителя на полотне Леонардо да Винчи. Туда, куда показывают пальцы Трех Ангелов, сидящих у жертвенной чаши на святой иконе Троицы   преподобного Андрея Рублева.

  Вот где средоточие души, устремленной выше космических далей, которые смог достигнуть человеческий разум.

  И этот взлет самарского народа узнаем, если хорошо будем знать историю своего города, в котором вырос и живешь.

  То есть если доберешься до корней, которые дали силу вечнозеленому древу жизни  - нашей с вами Самаре.

   Я, как писатель, не один год думал об этом. Мне хотелось написать о Самаре, вот о том главном, о чем мы сейчас говорим с вами.

  О ее душе.

  Скажите, у кого из вас не содрогнулась душа, когда вы увидели по телевизору кадры казни , которые устроили головорезы из так называемого «исламского государства»?

  Эти кадры были очень искусно срежиссированы опытными людьми. Прямо-таки по-голливудски поставлены.

  Хотели запугать весь мир эти нелюди, возомнившие себя вершителями судеб над «неверными».

  Я это вспоминаю потому, что точно также поступали  в 1876 году османы, подавившие восстание в Сербии и Болгарии. Телевидения тогда не было, но газеты были, и фотографии были, хоть и не на том уровне, что сегодня.

   Отрезанные головы борцов за освобождение своей родной балканской земли нелюди 19 века укрепляли на пиках, а пики высоко ставили в центрах городов и на въезде в них - в Белграде, Софии, Стара-Загоре,  Плевне.

  И тогда по всей России поднялась волна возмущения, волна народного духа, который звал на братскую славянскую землю, к братьям по вере, к освобождению их от варваров.

 Этим порывом была охвачена и Самара.

  Именно Самаре дана была счастливая возможность воплотить этот порыв в создании САМАРСКОГО ЗНАМЕНИ, сотворенного во имя братства народов, во имя победы  добра и любви  над злом и ненавистью.

«Воззрением на Святую Троицу да истребится ненавистная рознь мира сего» - этот  завет преподобного Сергия Радонежского, великого сына великого народа и воплотился в созидании Знамени.

  И он оказался самым актуальным и сегодня.

  Россия поднялась на защиту восставшего болгарского народа, который  500 лет находился под османским игом. Сначала шли добровольцы,  а в 1877 году Россия объявила войну Турции.

  И символом этой освободительной войны стало САМАРСКОЕ ЗНАМЯ.

  Как оно и почему создавалось, как под ним бились русские богатыри духа, я и решил  написать.

  Мысль о создании Знамени родилась в семье Алабиных - Петра Владимировича и Варвары Васильевны. Это были замечательные люди. Петр Владимирович был участником четырех войн, писателем, государственным и общественным деятелем, городским головой, гласным думы. Варвара Васильевна была ему верной помощницей, любящей женой. Достаточно сказать, что она так любила мужа, что сама, по собственному желанию, приехала к нему в Севастополь, когда велись там боевые действия, шла героическая оборона города. Она была золотошвеей и вместе с монахинями Иверского женского монастыря вышивала изображения Богородицы, святых Кирилла и Мефодия на Знамени.

  Знамя было создано весной 1876 года. То есть ровно 140 лет тому назад.

  А в 1877 году Петр Владимирович Алабин вместе с Ефимом  Тимофеевичем Кожевниковым, в то время городским головой, вручали это Знамя болгарским ополченцам и русским воинам, вставшим на защиту братьев-славян.

  И Знамя, уже освященное, стало реять в битвах под Стара-Загорой, при героической схватке с превосходящими силами врага на Шипке,  овеяно славой и доблестью  в боях под Плевной, и в других сражениях.

  Разве можем мы это забывать!

  Скажите, где, когда сражались люди за казалось бы чужую землю, но за братьев по вере? Где умирали, замерзали под ледяным ветром на горах, открытых нападающему врагу, как это было на Шипке? Дрались, когда кончились патроны,  заряды для пушек, камнями, прикладами ружей, а то и кулаками?

  Бились и побеждали!

  И были среди них русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, сербы - все вместе победили они врага, освободили Болгарию!

  А какие были богатыри духа! Достаточно вспомнить Белого генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, который был всегда впереди, на белом коне, в белом мундире, открытый всем, но не подвластный ни пулям, ни саблям!

  Прославили себя в этой беспримерной освободительной войне

великие наши полководцы, философы, живописцы, врачи -Василий Васильевич Верещагин, Иван Сергеевич Аксаков, Николай Васильевич Склифосовский и другие.

   Когда я писал роман «Самарское знамя»,  я не переставал изумляться благородством, подвигом этих людей, узнавая подробности их биографий. Так, великий наш хирург Склифосовский был, оказывается, и глубоким знатоком искусств. Его дом в Москве посещали лучшие наши музыканты, писатели, художники. А жена его,  Софья Александровна, знаменитая пианистка,  была победителем конкурса пианистов в Вене. Но с началом войны она оставила свои музыкальные занятия, помогала мужу при самых сложных операциях в военно-полевых госпиталях.

   Когда пишешь, идешь вместе со своими литературными героями и историческими личностями по тем же путям, что и они.

  Меня во многом вел Иван  Солоницын, который добровольцем ушел на русско-турецкую войну 1877-78 годов. О нем я узнал от Нижегородских краеведов. Он был барабанщиком у генерала Скобелева, которого современники ставили вровень с Суворовым.

  Мой предок погиб в боях при Шипке.  В романе он выведен под именем Солонички.

  Обязательно надо еще сказать и о самарском купечестве. В литературе нашей, особенно у Горького,  купцы выведены «разоблачительно», показано их  моральные падение, гибель под властью стяжательства.

  Изучая исторические материалы,  я увидел обратное. Купечество и создавало Самару, строило ее, растило богатырей духа - об этом говорят исторические факты.  Конечно, разные купцы были - кто же станет спорить! Но мазать их  только черной краской - преступно.

  Я начал с того, что у каждого города, дорогого тебе, есть душа. Душа Самары для меня открылась с годами, когда я узнал историю Самарского женского Иверского монастыря, и многие подробности связанные со Знаменем, которое создавалось именно там.

  И год за годом, по мере того, как я все больше узнавал людей  Самары, узнавал их беды и радости, все более проникался духом самой Самары.

  Я не склонен идеализировать мой город. Все здесь есть, что характерно для нашей страны.

  Но это город, в котором, как и во всей России, важнее всего любовь.

  С этим чувством я вошел в этот город полвека назад.

  С этим чувством  живу и сейчас.

  Я не стремился писать роман « к дате». Но получилось так, что я закончил работу над текстом, когда исполняется 140 лет со дня рождения Самарского Знамени.

    Хотя главное, чему он посвящен независимо от времени, это то,

 чем всегда жив русский человек.

  Ибо важнее всего для  него, когда пробьет час, положить душу свою за други своя.

  Эти заметки я хотел бы закончить стихотворением, которое написал, когда узнал, что мой предок, Иван Солоницын, был барабанщиком у генерала Скобелева.

  Стихотворение я назвал «ЗАВЕТ».

Вот оно:

 

Мой прадед, лихой барабанщик,

На двадцать первом году

Однажды проснулся пораньше

И зашагал на войну.

 

Не знаю, что тут сработало,

Но дали ему барабан,

И бил он в него с охотой,

И звал за собою славян.

 

И рядом реяло знамя,

И Скобелев генерал,

И бились они как надо

За братьев своих болгар.

 

Так шел Иван Солоницын

Суров, невысок и силен...

Бывает, что он мне снится -

Я вижу, как падает он.

 

Я вижу, как обнимает

Балканскую землю он,

Как кровью солдат истекает -

И дальше идет батальон.

 

 

Идти, пока кровь не остыла,

За братство народов и стран

Об этом гремит и поныне

Прадеда барабан.

 

 

Хочу, во что бы ни стало,

Коль голос Богом мне дан,

Чтоб слово мое прозвучало

Как прадеда барабан.                                                    
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Солоницын
Наш современник Федор Достоевский
Продолжение. Русская правда
08.08.2021
От избытка сердца
Вспоминая протоиерея Николая Агафонова
17.06.2020
Все статьи Алексей Алексеевич Солоницын
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07