itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Украинская фамилия

Быль

0
413
Время на чтение 5 минут

В этот южный украинский город я приехал из Сибири в конце восьмидесятых годов. Осень. На набережной вижу памятник-пушку, которая смотрит дулом в сторону Днепра. Вспоминаю своего знакомого фронтовика - Василия Тимофеевича, который дрался здесь с фашистами и форсировал Днепр в этом самом месте.

Зима. Ну, какая тут зима? Одно название. В шашлычной среди каштанов шустрый парень поджигает древесные щепки и мелко наколотые полешки. Рядом, за столиками - молодёжь в лёгких куртках. К набережной - врассыпную бегут дети, и рассыпается по влажному воздуху непривычный для сибирского слуха украинский говор.

Администратор соседней с набережной гостиницы, куда я обратился по приезду, отлучилась, как мне сказали, часа на полтора. И я брожу, с сумкой, в зимнем пальто и унтах, обходя лужи. На меня смотрят, как смотрели бы, наверно, на снежного человека, случайно попавшего в эти края!

Я брожу вдоль набережной, и пронзительная грусть покалывает моё нутро, словно пузырьки какого-то небесного шампанского, которое в меня вливает божественный верховный поводырь этого мира. А грусть от того, что здесь ни осталось почти ничего от духовной атмосферы тех подвигов, которые здесь совершали наши отцы и деды, мой сибирский знакомый Василий Тимофеевич.

Мысленно представляю: как идут в атаку Василий и его товарищи. Вот здесь, у клумбы они залегли, а там - на пригорке - бросились в штыковую...

Но сейчас на пригорке - столики, и сидят раскормленные парни с подругами. Дымятся шампуры с шашлыком. Один из парней платочком вытирает жир с губ своей возлюбленной.

Тому поколению, к которому принадлежал Василий Тимофеевич, Господь дал право решать: быть ли всем нам под немецким рабством, или умереть! А нынешнему поколению позволил наслаждаться миром без всяких условий. Они так это и поняли.

Но Василий Тимофеевич, оставшись в живых, ничего и не приобрёл от благ мира сего: он живёт в старом доме, курит дешёвые сигареты, у него маленькая пенсия.

***

Администраторша гостиницы уже открывает окошко и всматривается в гостя.

Женщине лет сорок. Она вопросительно смотрит на меня:

- Я издалека, мне бы место, пожалуйста! - говорю я на чисто русском языке, который еще встречается в Сибири.

- Мист нэма, - сурово говорит администраторша и отворачивается.

Как приговорённый к казни, лихорадочно ищу выход, расхаживая по паркетному полу. Унты мои порядочно намокли и оставляют на паркете мокрые следы. В пальто мне жарко, в мокрых унтах ногам мерзко!

Хочется есть, хочется поваляться на кровати после долгого пути.

Администраторша, забыв обо мне, смотрит телевизор. На минутку, по каким-то делам, выскочив в холл гостиницы, замечает мои унты.

- Ты щo отак вырядывся?

И тут меня понесло.

- Так я ж из Сибири. А сам украинец. Первый раз на родину приехал к маме. Она в больнице, а я к тетке идти не хочу. Знаете, как я долго о своей родине мечтал, как песню украинскую услышу, чуть не плачу. У меня дома вышиванки лежат, как память от батька. И вот видишь, как родина встречает! - с глубоким вздохом заканчиваю я.

Где-то в глубине души я чувствую, что немного перегнул. Я своего отца-украинца конечно любил, но нынче, когда к бабушке ехал, ни о чём таком высоком не думал... Но, вижу, что администраторша потеплела и размагчилась.

- Шо так долго не йихав? - спрашивает она.

- Та жисть такая: то учеба, то работа!

Женщина молча протянула ко мне руку, чтобы взять паспорт. Прочитав мою украинскую фамилию, она окончательно принимает меня за своего и заботливо спрашивает: на каком этаже я хотел бы поселиться? Я прошу с видом на набережную. И она поселяет меня в прекрасный двухместный номер с горячей водой и душем.

Сосед по номеру - украинец, тоже принимает меня за своего, и я незаметно для самого себя, начинаю использовать в речи украинские обороты. Сосед едет продавать овощи москалям. Взял липовую справку о том, что он работает в колхозе. Без этого торговать не дадут. Сам давно живёт отдельно и от колхоза и от государства, и от Москвы, и всех нас! Я мысленно представляю хутора, усадьбы в Запорожской степи, в густых лесах Закарпатья. Сидят там, зрелые, заматерелые частники, как сычи! Вроде наши, и не наши! Говорят и думают на своём языке. И о своём. А наш москальский социализм им, как инструкция о жизни на Марсе.

После душа я стою в халате у окна и смотрю на памятник-пушку. Воевавший здесь Василий Тимофеевич служил в пехоте. Но, может, это пушка их полка?

Эх, Василий Тимофеевич, тебя бы с твоей русской фамилией в эту украинскую гостиницу точно бы не пустили. Да и врать про родину, как я, ты бы не стал. Почему же между близкими народами - началось такое отчуждение?

За что русскому человеку кара такая?

Освобождал, погибал, а всё в немилости. Как нелюбимый муж. Другой и пьёт и бьёт, а лучше его нет.

Как немцы сейчас - уважаемые люди среди славян. Когда-то такие же немцы размазывали их предков по земле гусеницами танков. Но потомки жертв - зла не помнят! А за добро, за спасение - на своих же братьев всё чаще смотрят косо! Что за порода такая? Скажи, Матерь Божья?

...Мимо гостиницы несутся автомобили, бойко идёт торговля в киосках.

Мне грустно. Мне хочется многое в этой жизни изменить. Но я не знаю: как?

И потому я иду на набережную есть шашлыки и запивать их сухим вином.

Послесловие:

Как ни удивительно, но у этой подлинной истории было вполне подлинное продолжение. Я вернулся домой, на Крайний Север, написал этот практически документальный рассказ и напечатал его в нашей городской газете.

Через неделю случайно зашёл в редакцию. Одна из сотрудниц, родом из Украины, закричала на меня:

- Зачем вы это написали? Не может такого быть! Не верю!

Она сильно расстроилась. Своим рассказом я словно сообщил некий сигнал, который говорил о будущей величайшей трагедии её народа.

- Да, как не может быть! - вскричал я. - Мне уборщица до прихода администратора сказала, что мест свободных навалом! Это за что такой отказ? За что мордой по земле возили?! За то, что я русский? А если бы ветеран войны из Сибири приехал?

Она с ненавистью посмотрела на меня. И я понял, что кое-что в жизни начал понимать....

Сотрудница потом уехала на Украину. Я не знаю её дальнейшей судьбы. Кем она стала?

Возможно, подалась общей социально-национальной (или как её там) болезни, которая, хоть и не холера, и не чума, но убивает людей миллионами!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Украинская фамилия

отличный рассказ
bryzgalov-kv / 11.05.2016 04:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Скрипко
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
До самой сути
Эссе
02.07.2019
Послесловие к выступлению писателя Владимира Крупина
В Общественной палате на слушаниях «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества»
01.04.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Последние комментарии
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.08.2022 05:12
В бой после молитвы
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:15
Русский человек без России – потерянное существо
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:01
Быть или казаться
Новый комментарий от Георгий Н.
12.08.2022 20:59
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
12.08.2022 20:57
Этот страшный русский вопрос
Новый комментарий от Лев
12.08.2022 19:12
С днём Ангела, дорогой Владыка
Новый комментарий от Адриан Послушник
12.08.2022 18:50