itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О последних событиях в церковной жизни

Интервью газете «Берсеневские страницы»

Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
1443
Время на чтение 4 минуты

Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас заботит?

Иг. Кирилл: Проблемы глубинки - пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.

Корр.: А вот если произойдёт непоправимое - деформация веры. Какой тогда смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто стремится к сближению с католиками?

Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками - это триумф христианства.

Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?

Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?

Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?

Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.

Корр.: Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?

Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.

Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?

Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства - догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые теологумены, а на известный принцип - «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.

Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?

Иг. Кирилл: Не надо упрощать - вызывает смущение не сам факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».

Корр.: Получается недоверие к Патриарху...

Иг. Кирилл: Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматический лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.

Корр.: А чем объяснить такие действия Патриарха - «только пять человек знало о встрече» и т.п.?

Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.

Корр.: А вы с католиками соприкасались?

Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики - бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно - сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.

Корр.: Вы находитесь в жестких рамках как клирик РПЦ?

Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее - не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства, например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет - вежливо попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов, особенно на коммуналку.

(«Берсеневские страницы», № 139 за 2016 г., с. 3-4)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 5., Анатолий Пронин:

Анатолий, оставь его. Я лично не читаю его философские опусы Сам же знаешь:"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся..."Отвращаюсь.

Вот так, когда мысли справедливо отвращаются одна от другой и рождается мудрость. Вся трудность в том, чтобы ни одна мысль не имела большего права перед другой. А взаимное их отрицание, как не странно и рождает единый Дух. Дух, в котором ВСЕ - ЕДИНО. Это же - разум. А когда его недостает, то этот ум есть рассудок. В рассудке всегда есть та или иная духовная манипуляция с истиной. Причем не факт, что человек это делает специально.Самая нижняя черта рассудка - дикость, когда в голове царят одни инстинкты. А высшая - разум, дух. Это путь развития не только ума, но и цивилизации и культуры в Истории. Впрочем и возраста человека от младенчества до старости имеет эту же форму. Возраст человека и Истории имеет одну и ту же форму. Но не гарантирует содержания разума, хотя и предполагает, даже обуславливает.
Бондарев Игорь / 10.03.2016, 16:54

5. Ответ на 4., М.Е.:

Анатолий, оставь его. Я лично не читаю его философские опусы Сам же знаешь:"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся..."

Отвращаюсь.
Анатолий Пронин / 10.03.2016, 15:19

4. Ответ на 3., Анатолий Пронин:

Вот интересно, почему комментарии Бондарева постоянно публикуются, а всякие попытки ответить Бондареву на его ересь пресекаются в корне.

Анатолий, оставь его. Я лично не читаю его философские опусы Сам же знаешь:"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся..."
М.Е. / 10.03.2016, 14:01

3. Re: О последних событиях в церковной жизни

Вот интересно, почему комментарии Бондарева постоянно публикуются, а всякие попытки ответить Бондареву на его ересь пресекаются в корне.
Анатолий Пронин / 10.03.2016, 13:20

2. Re: О последних событиях в церковной жизни

В связи с догматом филиокве, надо заметить, что не только православным и католикам надо приблизиться к переосмыслению для ПОНИМАНИЯ сотворения и спасения мира, но и протестантам. Причем, заметим, что единственное что надо, придется поменять - общее понимание тотальности СПАСЕНИЯ И СОТВОРЕНИЯ МИРА. Больше ничего не надо менять ни кому ни в чем. Потому, что это единственное что нас, христиан, разделяет - мировоззрение относительно начала мира. Но это - принцип, из которого следует три ветви нарушенного мировоззрения. И эти три "недостатка" влияют , конкретно, на мышление. Так, например, православным полагается в связи с этим недостатком мировоззренческой способности объяснения полноты истины, - большое смирение и доверие к своей церковной власти. Потому, что православные сохранили истину, но не могут ее внятно высказать. Не могут строго отличить сотворение от спасения мира. У других религий (католиков и протестантов) - другое: свое. Так католики правильную форму облекают в ложное понимание: для них спасение мира равно сотворению мира. Поэтому данная природа и Творение у них отождествляются. То есть отождествляется и грех мира(природы) с его , мира, Творением вначале. Поэтому земное у них возглавляется с небесным в одной и той же сущности Духа Святого. А это - ересь, так как Дух Святой не может быть тождественным с грехом, с тлением и бренностью мира. Протестанты же понимают, что ни СОТВОРЕНИЕ, НИ СПАСЕНИЕ мира не могут именоваться в реальности актуальными, ибо являются ТОЛЬКО АБСТРАКЦИЯМИ.А в реальности мир есть единство Творения и спасения. И предстает нам только лишь в одном виде Природы, в которой, но уже в чисто спекулятивной форме духа содержится и Творение и спасение мира. Надо всем трем ветвям христианство соединить свое понимание начала мира в одно общее христианское мировоззрение. И мы увидим, что у нас (ТОГДА УВИДИМ) нет никакой разницы. Мы станем снова едиными в понимании того, что мы - христиане есть одно Тело Христово: Церковь.
Бондарев Игорь / 09.03.2016, 05:43

1. Re: О последних событиях в церковной жизни

Православные должны объяснить католикам, что Бог : 1 сотворил мир; 2 спас мир из вод Потопа, в которых мир погиб. Второе у католиков - филиокве: отсюда. Да, но и православные ТОЧНО,ЧЕТКО И КОНКРЕТНО, внятно не говорят о том, что первый мир ПОГИБ в водах Потопа. И Бог СПАС мир. Спасение мира легко можно перепутать с ВТОРЫМ сотворением мира. Потому что и сотворение мира и спасение мира происходило ТОТАЛЬНО. Поэтому человеческая речь и ум вмещает в себя равным образом и сотворение и спасение. Ибо оба - тотально разные и одинаковые состояния мира. Это - проблема происхождения мира для науки, в частности т.Эволюции и приход антихриста : то же самое. Путаница. Но православные, в отличии от католиков , не путают происхождения мира со спасением мира. Не путают, но и не объясняют. И это для православных сегодня - проблема. Впрочем, нельзя сказать, что эту проблему невозможно объяснить. Более того, она уже объяснена Гегелем.
Бондарев Игорь / 09.03.2016, 05:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Игумен Кирилл (Сахаров)
Принцип преподавания отца Василия – от сердца к сердцу
Игумен Кирилл (Сахаров) о праздновании 30-летия православной гимназии в Балашихе
30.01.2023
Об экуменизме
Беседа с прихожанами, 2009 г.
24.01.2023
«Не зачах ли ты, брат мой?»
Размышления над вопросом Святейшего Патриарха на рождественском поздравлении
09.01.2023
«За веру и Царство Православное подвизающихся»
«Только вера в Христа и преданность Его Церкви составляли основу силы и прочности державы Российской»
30.12.2022
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Встреча главы РПЦ и папы римского
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Одержимость желанием встреч с Папой Римским
Как будто демонстративно игнорируется мнение православной паствы
17.09.2022
Отношения Русской Церкви с Ватиканом далеко не радужные
Председатель ОВЦС митрополит Антоний (Севрюк) дал пространное интервью на Съезде лидеров мировых и традиционных религий
16.09.2022
Западный политический капкан оказался пустышкой
Об отказе Патриарха Кирилла встречаться с папой Римским
25.08.2022
Папа Римский двинул через Казахстан
Поймёт ли паства, если наш Патриарх встретится с понтификом?
10.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Туляк
02.02.2023 20:24
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
02.02.2023 18:08
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Владимир Петрович
02.02.2023 17:51
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.02.2023 17:20
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от учитель
02.02.2023 17:15
«Я не вижу, чтобы финны хотели в НАТО»
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
02.02.2023 16:21
Спилили Крест
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 14:59