Каждый год 23 февраля в России отмечается День Защитника Отечества. По крайней мере, таково его официальное название, хотя чаще его называют «народным« именем, «мужским днем«. И каждый год вспыхивают спор, стоит ли праздновать этот день именно 23 февраля. Многие считают, что у этой даты неподходящая для государственного праздника историческая база, и какое-то время мне тоже так казалось. Однако со временем я пришел к выводу, что историческая фундамент у Дня Защитника не шаткий, а скорее, неоднозначный, а потом понял, что этот день просто идеален для размышлений над вопросами о Защите Отечества.
Он связан с историческими событиями, которые произошли в России во время Первой мировой войны и вскоре после октябрьского переворота. Войска Центральных Держав (наши противники в ПМВ) начали свое наступление, чтобы принудить советское правительство к миру на их условиях. В связи с этим наступлением 22 февраля 1918 года был издан декрет «Социалистическое Отечество в опасности«. Согласно версии, появившейся в 1938 году, 23 февраля защитники Советской России одержали первые победы над интервентами.
Споры о том, были ли эти первые победы в действительности, могут идти бесконечно. Но очевидно, что даже если они имели место, это ничего не дало, потому что основная масса войск бежала. Как писал Ленин, последовали «...мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции«. В результате большевики подписали Брестский мир, по которому территория России уменьшилась примерно на миллион квадратных километров. Ленин назвал этот мир «тяжелым«, «угнетательским« и «позорным«. Это было время небывалого позора тех, кто должен был защищать Отечество, время позора для нашей армии и позора для нашей страны.
Однако сам Декрет «Социалистическое Отечество в опасности« действительно стоит того, чтобы его помнить. Он символизировал изменения отношения коммунистической власти к самой теме Защиты Отечества вообще и защиты Отечества в Первую мировую в частности. Ведь до этого лозунгом большевиков постоянно было: «Долой войну!« А тут они поняли, что «отечество в опасности«, и именно об этом они стали говорить в своей пропаганде.
Этот декрет можно считать поворотом в политике, касающейся армии. До этого большевистская партия поддерживала демократизацию армии, которую начал Петросовет в начале Февральской Революции, издав печально знаменитый «Приказ N1«. Придя к власти, большевики не отменили «завоевания Февраля«, а усугубили их. Они не ликвидировали солдатские комитеты, а наоборот, передали им власть, и в результате деградация армии продолжилась. Вот слова Ленина о «некоторых руководителях«: «...Смотрели сквозь пальцы на гигантское разложение быстро демобилизующейся армии, уходящей с фронта...« То есть проблемы в армии продолжились и после революции, что закономерно привело к Брестскому миру. Но сразу после него большевики (переехав в Москву, подальше от Петросовета) отменили солдатские комитеты и стали создавать армию с нормальными «дореволюционными« порядками.
В целом история коммунистического государства - это история постоянных вопросов: «Как быть, согласно идее или согласно обстоятельствам?«. При этом построение Красной армии можно, вероятно, назвать первым примером, где идеологии пришлось отступить перед государственническим прагматизмом. Армия стала не «революционно-демократической«, а обычной - такой, какой и должна была быть, со своей иерархией. При этом большевистская пропаганда оказалась такой же, как и пропаганда в Российской Империи и в период «Временного правительства«. Ведь в дореволюционной России тоже говорили, что Отечество в опасности и идет «Вторая Отечественная война«.
Таким образом, теперешний День Защитника Отечества - это день тех, кто защищал его в Первую Мировую войну. Но тут надо отметить еще одно печальное обстоятельство, которое подчеркивает этот день. Это раскол нашей истории на дореволюционную и историю после 1917 года.
Ленин писал: «Мы оборонцы с 25 октября 1917 года«. А до этого большевики были пораженцами. Собственно, Ленина можно назвать сугубым пораженцем, так как он выступал за поражение нашей страны и во время Русско-Японской, и во время Первой Мировой войн. Россию он называл «Тюрьмой народов«, защищать которую было не надо. А вот социалистическое Отечество - это совсем другое дело. Оно уже нуждалось в защите.
И вот именно на это и указывает нынешний День Защитника Отечества. По большому счету его надо называть Днем Защитника Социалистического Отечества. Но защитники СССР появились в 1918 году, а вот защитники России существовали гораздо раньше, как и сама Россия.
В 1930-х годах отношение советской власти к дореволюционной истории изменилось. Ее перестали описывать в мрачных тонах и начали возрождать культ дореволюционных защитников Отечества. Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов были теперь не только эксплуататорами, но и примерами, достойными подражания.
По сути, мнение о том, что «эксплуататорскую Россию защищать не надо«, к тому времени устарело. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствовал речь Сталина о войнах с Японией. Но полностью реабилитировать войны начала XX века власть не могла - все-таки сам Ленин выступал тогда пораженцем. В итоге получилось что-то странное.
Но давайте обратим внимание на сам вопрос, который большевики поставили своей антивоенной пропагандой. Для пораженцев он звучит так: «Какое Отечество нужно защищать?«, однако лично мне хотелось бы поставить его иначе: «В каких исключительных случаях не надо сражаться за свою страну?«
И как раз Первая Мировая дает повод поставить целый ряд вопросов, связанных с темой защиты отечества и службы в армии.
Если солдат не понимает, зачем воюет, имеет ли он право на дезертирство?
Если у твоей страны есть аннексионные планы, повод ли это забыть про аннексионные планы противника? И, соответственно, если ты дезертируешь, то мешаешь ли ты агрессивным планам своей страны или помогаешь аннексионным планам врага?
Если ты ведешь антивоенную пропаганду, понимаешь ли ты последствия?
Если ведешь пораженческую пропаганду, понимаешь ли ты последствия? Знаешь ли ты, какой мир будет подписан?
Когда солдат имеет право не способствовать победе своей страны?
Любое ли Отечество надо защищать?
Должна ли быть смертная казнь в армии?
Должна ли быть демократия в армии?
Когда нужно прекращать борьбу с агрессорами и подписывать капитуляцию?
Именно постановкой этих вопросов и интересна дата 23 февраля. Его историческая база как никакая другая подходит для того, чтобы наши граждане задумывались о теме защиты Отечества, и неоднозначность темы, возможно, даже идет ей на пользу.