Деятельность национальных приходов, развитие богослужения и издательской деятельности на национальных языках в Татарстанской митрополии РПЦ в 2014 - 2015 гг.

 

Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2014 - 2015 годах/ Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е.Алексеев, А.В.Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - С.с. 71 - 82.(1)

 

С учётом многонационального состава населения республики и исторических особенностей её развития одним из основных направлений деятельности Татарстанской митрополии РПЦ остаётся восстановление приходов и возобновление религиозной жизни в населённых пунктах с компактным проживанием кряшен, чувашей, удмуртов и представителей других национальностей, традиционно исповедующих православие. Как подчёркивалось в резолюции I Форума православной общественности Республики Татарстан: «Актуальным является развитие богослужения и переводческой деятельности на национальных языках».

В данной связи наибольшую активность проявляет кряшенское духовенство и православная кряшенская общественность. В Татарстанской митрополии РПЦ данная работа проводится, главным образом, по линии Благочиния кряшенских приходов (с центром в Кряшенском приходе г. Казани, настоятелем которого является благочинный кряшенских приходов Татарстанской митрополии РПЦ протоиерей П.П.Павлов) и Кряшенской духовной миссии (руководитель - настоятель храма святителя Николая Чудотворца с. Кряш-Серда Пестречинского муниципального района иерей Д.В.Сизов).

За прошедшее время сотрудники Кряшенской духовной миссии провели ряд встреч с руководством Татарстанской митрополии РПЦ, Альметьевской и Чистопольской епархий РПЦ, на которых обсуждался комплекс мер по созданию условий для полноценного удовлетворения религиозных потребностей кряшен.

В мае 2014 г. состоялась встреча сотрудников Кряшенской духовной миссии с епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием (Д.А.Зайцевым), на которой было получено его благословение на создание православного кряшенского прихода в г. Заинске. Вместе с этим, альметьевским архиереем были назначены епархиальный миссионер среди кряшен и его помощник.

В июне 2014 г. представителей миссии принял ректор Казанской духовной семинарии (КазДС) игумен Евфимий (Д.А.Моисеев). Темой беседы стало обсуждение вопросов о наборе в семинарию абитуриентов из числа кряшен, подготовки священников и миссионеров, а также организации преподавании татарского языка.

В сентябре 2015 г. сотрудники Кряшенской духовной миссии встретились с епископом Чистопольским и Бугульминским Парменом (В.И.Щипелевым), обсудив с ним вопросы, связанные с созданием городских кряшенских приходов в г. Чистополе и г. Нижнекамске, а также развитием кряшенской миссии в епархии.

16 октября 2015 г. епископ Пармен (В.И.Щипелев) и руководитель Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Д.А.Иванов посетили молитвенный дом кряшенского прихода Трёх Святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа в г. Чистополе, открытый 16 октября 2014 г. Была отслужена Божественная литургия на церковно-кряшенском языке, которую провёл местный архиерей в сослужении благочинного кряшенских приходов Татарстанской митрополии РПЦ протоиерея П.П.Павлова, благочинного Алексеевского благочиния Чистопольской епархии РПЦ протоиерея П.М.Чурашова и других.

Как подчёркивалось в 2014 г. в газете Алексеевского благочиния «Живоносный источник», после Казани Чистополь стал «вторым маяком в деле духовного просвещения кряшен».

25 сентября 2015 г. состоялась встреча сотрудников Кряшенской духовной миссии с митрополитом Феофаном (И.А.Ашурковым), на которой правящий архиерей благословил их просветительские труды и выразил намерение уделять духовному окормлению кряшен повышенное внимание.

При этом получила его поддержку деятельность миссии по строительству городских церквей для нужд кряшенских общин и идея создания кряшенской гимназии с этнорелигиозным компонентом, а также был одобрен эскизный проект церкви и дома причта кряшенского прихода г. Набережные Челны, подготовленный архитектором Н.В.Мамаковым. Одновременно митрополит Феофан (И.А.Ашурков) счёл необходимым провести совещание кряшенского духовенства по церковным проблемам кряшен.

В настоящее время в Татарстанской митрополии РПЦ на постоянной основе богослужения совершаются в четырнадцати кряшенских приходах.

Приходы с богослужением на кряшенском (церковно-кряшенском) языке, совершаемым на постоянной основе, действуют в восьми населённых пунктах (в мае 2014 г. таковые действовали в шести населённых пунктах): в г. Казани - Тихвинский приход (настоятель - благочинный кряшенских приходов Татарстанской митрополии, протоиерей П.П.Павлов), г. Чистополе - приход Трёх Святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа - молитвенный дом (настоятель - благочинный Алексеевского благочиния Чистопольской епархии РПЦ протоиерей П.М.Чурашов), с. Балчиклы Нижнекамского муниципального района - Петропавловская церковь (настоятель - иерей В.Фёдоров), с. Большие Аты того же района - церковь Покрова Божией Матери (настоятель - иерей М.А.Петров), с. Кряш-Серда Пестречинского муниципального района - храм святителя Николая Чудотворца (настоятель - руководитель Кряшенской духовной миссии иерей Д.В.Сизов), с. Ляки Сармановского муниципального района - приход Святых апостолов Петра и Павла (настоятель - иерей В.И.Иванов), с. Мелекес Тукаевского муниципального района - Свято-Вознесенский приход - временная церковь (настоятель - иерей Н.А.Храмов), с. Село-Чура Кукморского муниципального района - Свято-Троицкий храм (настоятель - протоиерей Ф.С.Фёдоров).

В остальных шести кряшенских приходах совершаются на постоянной основе богослужения на церковнославянском языке.

В Татарстанской митрополии РПЦ несут служение 20 кряшенских священников и один диакон, из которых 10 священников - в кряшенских приходах (остальные - в русскоязычных приходах Татарстана, где совершают богослужение на церковнославянском языке).

С мая 2014 г. освящены храмы в кряшенских сёлах Балчиклы Нижнекамского муниципального района (1 июля 2014 г.) и Субаш Тюлячинского муниципального района (6 сентября 2014 г.), возрождены пострадавшие от поджогов храмы в кряшенских сёлах Албай Мамадышского муниципального района (освящён 10 июля 2014 г.) и Крещёные Казыли Рыбно-Слободского муниципального района (освящён 26 августа 2014 г.). 1 ноября 2015 г. епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А.Зайцев) совершил великое освящение храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Ляки Сармановского муниципального района и провёл в нём первую Божественную литургию: богослужение совершалось на двух языках - кряшенском (церковно-кряшенском) и церковнославянском.

Строительство церквей ведётся в трёх кряшенских населённых пунктах (с. Иванаево Рыбно-Слободского муниципального района, сёлах Бурды и Мелекес Тукаевского муниципального района). Идёт процесс получения земельных участков под строительство церквей и нужд кряшенских общин в городах Заинск (община в стадии регистрации), Набережные Челны (зарегистрирована в мае 2014 г.), Нижнекамск (зарегистрирована в июле 2014 г.), Чистополь (зарегистрирована в июне 2014 г.) и с. Пестрецы Пестречинского муниципального района (зарегистрирована в июле 2014 г.). В июле 2015 г. было объявлено о начале строительства храма-часовни в кряшенской деревне Сетяково Менделеевского муниципального района.

Вместе с тем, с учётом численности и географии расселения кряшен, современное состояние кряшенских приходов и богослужения на кряшенском (церковно-кряшенском) языке не может быть признано в полной мере удовлетворительным, в связи с чем сохраняется необходимость расширения сети приходов и подготовки священников из числа кряшен.

В десяти кряшенских населённых пунктах имеются храмы дореволюционной постройки, которые до настоящего времени не восстановлены (в сёлах Верхний Багряж, Налим, Поповка, Савалеево Заинского муниципального района, Молькеево и Старое Тябердино Кайбицкого муниципального района, Ковали и Янцевары Пестречинского муниципального района, Владимирово Мамадышского муниципального района и Белая Гора Чистопольского муниципального района).

Двадцать два кряшенских прихода вакантны (имеется храм или молитвенный дом, но нет постоянного священника). Потребность в церквях с богослужением на кряшенском (церковно-кряшенском) языке имеется в пяти городах и районных центрах, а также в семнадцати кряшенских деревнях. В ряде мест существуют проблемы с выделением земли для нужд кряшенских общин: например, в г. Нижнекамске, где кряшенская община функционирует уже с 2005 г.

В настоящее время в КазДС учатся отдельные представители кряшен (3 человека), чувашей, удмуртов и марийцев, однако этого по-прежнему недостаточно для решения проблемы укомплектования национальных приходов.

7 ноября 2015 г. благочинный Закамского региона протоиерей А.В.Дубровин посетил кряшенскую деревню Евлево Тукаевского муниципального района, в которой раньше функционировала часовня. В настоящее время здесь постепенно возрождается религиозная жизнь.

Совершив панихиду в кряшенском приходе, протоиерей А.В.Дубровин призвал жителей и руководство сельского поселения приложить максимум усилий для того, чтобы выходцы из села - кряшены - шли учиться в КазДС.

8 ноября 2015 г. епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А.Зайцев) возглавил престольные торжества в храме святого великомученика Димитрия Солунского кряшенского села Калейкино Альметьевского муниципального района. В завершение своей проповеди правящий архиерей выразил надежду на то, что в скором будущем в этом храме появиться и священнослужитель, который будет совершать богослужения на церковнокряшенском языке.

Особое значение придаётся переводу на кряшенский (церковно-кряшенский) язык богослужебной и популярной религиозно-духовной литературы. Одновременно, благодаря обновлению сайтов и созданию тематических групп в сети Интернет, проведению научных конференций и изданию разного рода сборников статей и документальных материалов, продолжается процесс изучения и накопления информации о кряшенских приходах, монастырях, миссионерах и духовенстве.

За прошедшее время Кряшенской духовной миссией подготовлены и изданы: в 2014 г. - полный молитвослов на кряшенском (церковно-кряшенском языке (тиражом 2 тысячи экземпляров), краткий катехизис «Ден турында» (2,5 тысячи экземпляров), брошюра «О загробной жизни» (3 тысячи экземпляров), в 2015 г. - Псалтирь на кряшенском (церковно-кряшенском) языке (тиражом 1 тысяча экземпляров).

Продолжается снабжение литературой на кряшенском (церковно-кряшенском) языке мест компактного проживания кряшен, в том числе, и на территории Республики Башкортостан (с. Бакалы Бакалинского муниципального района). С мая 2015 г. сотрудники Кряшенской духовной миссии совершали ежемесячные миссионерско-пастырские поездки по кряшенским населённым пунктам Пестречинского и Рыбно-Слободского муниципальных районов РТ.

В марте 2015 г. была произведена реконструкция сайта «Кряшенская духовная миссия» (http://www.missiakryashen.ru/), действующего с 2009 г., который в настоящее время является одним из наиболее авторитетных и посещаемых информационных и духовно-просветительских кряшенских интернет-ресурсов. Сотрудниками Кряшенской духовной миссии был подготовлен ряд статей для размещения в газете «Туганайлар» («Сородичи») (адрес интернет-версии: http://www.tuganaylar.ru/) и других изданиях.

25 сентября 2014 г. в столице Татарстана «Общественной организацией кряшен г. Казани» была проведена научная конференция «Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность».

22 декабря 2014 г. в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Кряшенские православные приходы в России: история и современность», организованная Институтом истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ, Татарстанской митрополией и «Общественной организацией кряшен Республики Татарстан».

 

 

В 2014 - 2015 гг. Кряшенской духовной миссией были записаны и выпущены два диска (каждый тиражом по 1 тысячи экземпляров): в июле 2014 г. - диск «Чиркяӱ кӧйляре (кряшенчя)»/»Песнопения Божественной литургии (на церковно-кряшенском языке)» и в сентябре 2015 г. - «Чиркяӱ кӧйляре»/»Песнопения Всенощного бдения» (руководитель - Ирина Козлова, исполнители - выпускники Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова Илья Казаков, Руслан Хабибуллин и Анна Чернышева).

Особое место в деятельности Благочиния кряшенских приходов, Кряшенской духовной миссии и общественных кряшенских организаций занимает изучение и популяризация богатого духовного и научного наследия просветителей кряшен и, первую очередь, «апостола Поволжья» - выдающегося востоковеда, педагога-миссионера Н.И.Ильминского (1822 - 1891) и его ученика - первого заведующего Центральной крещёно-татарской школой (ЦКТШ) протоиерея В.Т.Тимофеева (1836 - 1895).

 

 

 

Первое на современном этапе комплексное изучение «системы Н.И.Ильминского» было предпринято священником А.С.Колчериным, защитившим 28 февраля 2014 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия Московского Патриархата диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории по теме «Миссионерско-просветительская система Н.И.Ильминского (вторая половина XIX - начало XX в.) в христианизации малых народов Казанского края». В том же году в г. Москве было издано исследование А.С.Колчерина «Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия».

После многочисленных обращений верующих, в январе 2015 г. по благословению митрополита Анастасия (А.М.Меткина) Комиссией по канонизации святых Казанской епархии РПЦ был начат сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского в лике местночтимых святых.

По просьбе руководителя Кряшенской духовной миссии, руководителем Чистопольской артели иконописцев Николаем Бердниковым разработана иконография Н.И.Ильминского, образ которого включает в себя изображение свитка с Символом Веры на церковно-кряшенском языке, разработанном просветителем и его учениками.

В июле 2015 г. сотрудники миссии завершили сбор необходимых документов и материалов, которые в настоящее время готовятся для передачи на рассмотрение правящего архиерея Татарстанской митрополии и в отдел по канонизации святых.

В целях изучения и популяризации богатого духовного и научного наследия Н.И.Ильминского за последнее время были подготовлены и изданы сборники документов и материалов: «Письма кряшен Н.И.Ильминскому (Письма народных учителей и православных священнослужителей Н.И. Ильминскому и священнику В.Т.Тимофееву)» - издание Кряшенской духовной миссии, редактор-составитель священник Д.В.Сизов (г. Казань: Издательский дом «Логос», 2014 г.) и «Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н.И.Ильминского» - издание Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ, авторы-составители Р.Р.Исхаков и Х.З.Багаутдинова (г. Казань: Издательство «ЯЗ», 2015 г.). Помимо этого, были подготовлены и размещены в печатных и электронных изданиях посвящённые Н.И.Ильминскому статьи И.Е.Алексеева, Р.Р.Исхакова и Х.З.Багаутдиновой.

Одновременно с этим ставится вопрос о широком праздновании в будущем 2016 г. 180-летия и увековечении памяти В.Т.Тимофеева, похороненного на Арском кладбище г. Казани.

10 июля 2014 г. представители православной общественности организовали посещение его могилы, на которую был возложен венок. При этом была предложено установить в сквере у расположенного около кладбища здания бывшей ЦКТШ памятник В.Т.Тимофееву к 180-летию со дня его рождения. Данную инициативу поддержали участники научной конференции «Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность», проходившей в г. Казани 25 сентября 2014 г., по поводу чего был подготовлен ряд обращений.

Помимо этого, работа с кряшенами осуществляется по линии «Православного братства во имя святителя Николая Японского», действующего при миссионерском отделе Казанской епархии. В 2015 г. в рамках реализации проекта «Окрест» братчики изучили ситуацию в Кайбицком благочинническом округе (расположенном на территории Кайбицкого муниципального района), где значительную часть православных верующих составляют молькеевские кряшены. При этом специалистами миссионерского отдела были подготовлены проекты храмов в кряшенском селе Большое Тябердино и русском селе Беляево.

В 2015 г. Благотворительный фонд содействия просвещению общества «Святого мученика Феодора Болгарского» (председатель - И.А.Казаков) выпустил книгу «История христианства на Средней Волге IV - XXI вв.». В аннотации издания сообщалось, что «это обобщающий исторический материал, основанный на реальных фактах и событиях, подтверждённых археологическими исследованиями, достоверными письменными источниками и документами». «Здесь же, - указывалось далее, - открывается завеса на давно интересующий и спорный вопрос о происхождении и этногенезе кряшенского народа».

Помимо этого, за последние полтора года получила развитие религиозная жизнь православных чувашской и удмуртской общин республики.

Долгожданным событием для чувашской общины стало окончание строительства храма в честь преподобного Сергия Радонежского в с. Старое Дрожжаное - административном центре Дрожжановского муниципального района. Его строительство осуществлялось с осени 2013 г. по инициативе выходца из соседнего с. Матаки - генерал-лейтенанта Федеральной службы безопасности России В.П.Кузнецова. При этом основную часть финансирования строительства храма взяли на себя президент Корпорации «ТехноНИКОЛЬ» С.А.Колесников и генеральный директор строительной компании «Тус» Н.Ф.Угаслов.

17 января 2015 г. митрополит Анастасий (А.М.Меткин) произвёл закладку капсулы с памятной грамотой в алтарную стену храма, а также ознакомился с возведенными на территории храма зданиями воскресной школы и трапезной.

15 августа 2015 г. митрополит Феофан (И.А.Ашурков) совершил чин великого освящения храма в честь преподобного Сергия Радонежского и, в сослужении многочисленного духовенства, провёл в нём первую Божественную литургию. На торжественное событие прибыли глава Дрожжановского муниципального района А.В.Шадриков, благотворители и многочисленные верующие. По окончании службы правящий архиерей произвёл награждение за заслуги перед РПЦ церковными орденами С.А.Иванова, С.А.Колесникова, В.П.Кузнецова, А.Г.Тищенко и медалью Казанской епархии РПЦ святителя Гурия Казанского - Р.С.Иванова, П.А.Кадукова, А.И.Сарафанова, Н.Ф.Угаслова и А.В.Шадрикова. В настоящее время ведётся написание икон для иконостаса и роспись стен храма.

При личном содействии Президента РТ Р.Н.Минниханова в августе 2015 г. было выделено 3 миллиона рублей на возрождение храма-часовни Во имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Старая Тахтала Алексеевского муниципального района, в котором проживают почти исключительно чуваши, а также - на ремонт храма Архангела Михаила в с. Чувашское Шапкино и храма Троицы Живоначальной в с. Кошки того же района. В настоящее время в с. Старая Тахтала осуществляются строительные работы, производится возведение стен.

28 сентября 2015 г. митрополит Феофан (И.А.Ашурков) встретился с представителями чувашской православной общины: старейшиной чувашской общины А.К.Самаренкиным, председателем Чувашского общественного культурного центра им. П.Хузангая В.Казаковым и главным редактором газеты «Сувар» К.А.Малышевым. На встрече был обсуждён ряд вопросов, связанных с духовным окормлением православных чувашей и созданием приходов с богослужением на чувашском языке.

Правящий архиерей подчеркнул необходимость активизировать православную миссию среди чувашей, в связи с чем, в частности, выразил намерение оказать содействие в предоставлении общине храма в г. Казани, с организацией в нём богослужения на чувашском языке, а также в подготовке в КазДС священнических кадров из числа чувашей.

8 мая 2015 г. в стенах КазДС, в рамках проекта православной миссии среди народов Поволжья и Урала, прошла презентация переведённого на удмуртский язык Священного Писания. На презентацию прибыл сам автор перевода - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института исследования истории и культуры уральских народов Удмуртского государственного университета, член Союза писателей России, референт Удмуртской епархии протодиакон М.Г.Атаманов.

24 января 2015 г. произошло знаменательное событие в жизни удмуртского села Лельвиж Кукморского муниципального района, в котором была открыта вновь построенная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В торжественной церемонии приняли участие благочинный Кукморского благочинного округа протоиерей С.А.Елисеев, руководитель Исполнительного комитета Кукморского муниципального района С.Д.Димитриев, представители духовенства из Татарстанской митрополии и Вятской епархии РПЦ.

Помимо этого, второй год силами прихожан проводится восстановление деревянного храма постройки начала XX в. в небольшом удмуртском селе Сарсак-Омга Агрызского муниципального район. В 2014 г. была создана инициативная группа, во главе с Г.М.Заитовой, помощниками которой выступили преподаватели Сарса-Омгинского лицея.

 Сноски:

 (1)  Публикуется с дополнениями и исправлениями. - И.А.

 

Иллюстрация:

1.   Обложка диска «Чиркяӱ кӧйляре» / «Песнопения Всенощного бдения».

2.   Проект иконы Н.И.Ильминского, подготовленный к его канонизации руководителем Чистопольской артели иконописцев Николаем Бердниковым.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Алексеев:
«Мы не знаем таких дикарей, у которых не было бы своей космологии, философии, религии!»
Археологические изыскания профессора Казанского университета Н.Ф. Высоцкого (1843 – 1922)…
23.03.2020
«Великое горе, постигшее Казань и всю Россию…»
Участие «Казанского Общества Трезвости» и казанских черносотенцев в розыске чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы…
16.02.2020
«Того же лета царь Токтамышь убил сам свою царицу, нарицаему Товлунъбека»
Жена эмира Мамая – золотоордынская «ханша» Тулунбек-ханум: нумизматические свидетельства и исторические версии…
03.01.2020
Под покровом Пресвятой Богородицы
В Казани пройдёт IV Форум православной общественности Республики Татарстан
02.11.2019
«И в этом добром деле в пользу человечества не оставит Общество помощь Божия, которая выше всяких средств...»
Из истории первой в Российской Империи специализированной больницы для алкоголиков при «Казанском Обществе Трезвости»
17.09.2019
Все статьи автора
"Кряшенский вопрос"
«Около 30% татар исповедует православное Христианство»
В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России»
03.02.2020
«Большая потеря для всего кряшенского народа»
На 62-ом году жизни отошел ко Господу настоятель кряшенского прихода города Казани митрофорный протоиерей Павел Павлов
09.08.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановить развал России
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-04-09 20:11
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 20:05
Когда же поумнеют «красные патриоты»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 19:59
Репетиция отступничества?
Новый комментарий от Алина
2020-04-09 19:48
Первородный грех
Новый комментарий от vera
2020-04-09 19:22
Сим победишь!
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 17:58