itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Значение системы образования для обеспечения национальной безопасности России

Доклад в рамках XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ 
0
1969
Время на чтение 12 минут

Дорогие друзья!

Сегодня мы уже осознаем, в каком критическом состоянии находится наша система образования. Осознание это произошло не потому, что сегодня применяются особо изощренные методы разрушения, а потому, что, наконец, проявилось в полную силу то, что было заложено на заре перестройки. Не случайно именно так выразился один из авторов этой разрушительной политики А.Асмолов, заявивший, что в 2013 г. сработало то, что было ими заложено в 1991-1992 гг.

У нас была разрушена государственная система образования, которая воспитывала нравственных личностей и хороших специалистов и которая обеспечивала то, что мы называем сегодня духовным суверенитетом - это своя система ценностей, благодаря которой наше общество сохранилось как уникальная цивилизация. Без духовного суверенитета не может быть обеспечена национальная безопасность. Однако в условиях глобализации, наше образование теряет свой суверенный характер и переходит фактически под внешнее управление.

1.Этот процесс начался уже в 80-90 гг. Изначально, с момента первых шагов перестройки её авторы ключевое значение уделяли международному сотрудничеству, в результате чего внешний фактор стал активным действенным механизмом внутреннего реформирования российского образования, которое должно было обеспечить главное - интеграцию его в «глобальную цивилизацию будущего». Определяющую роль тут стал играть Всемирный банк (МБРР), чьи доклады превратились в законы прямого действия, а ретрансляторами его идей стали созданная в 1992 г. Высшая школа экономики (теперь НИУ ВШЭ) и связанные с ней структуры - Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), а также инновационные экспериментаторские центры - Институт проблем образовательной политики «Эврика» и Федеральный институт развития образования (ФИРО).

Первостепенное внимание уделялось коренной перестройке мировоззрения, то есть гуманитарного знания. Начали с антикоммунизма и антисоветизма, а закончили ударом по коренным традиционным ценностям. И здесь самый болезненный вопрос - когда устраняли коммунистическую идеологию была возможность вернутся к православному мировоззрению, к традиционной морали, искаженной атеизмом - речь шла о введении изучения православия как вероучительной дисциплины, что и произошло в 2001 г.

Но поскольку православие было и является основным препятствием для утверждения либерализма, за которым скрывался мировоззренческий и нравственный релятивизм, было сделано всё, чтобы исключить его преподавания в таком качестве.

Главным инструментом реализации революции в образовании стали ФГОСы, закрепленные поправками к закону об образовании 2007 г. и законом 2012 г. Поправки и Закон закрепили понятие «компетенции», которые можно наполнять чем и как угодно и ликвидировали региональный компонент образования, который позволял регионам вводить в школы православие как вероучительную дисциплину - 2007 г. православие стали изучать как культурологическую дисциплину в рамках общего курса по основам религии, что привело в итоге к профанации изучения предмета. Далее, поправки и закон вывели утверждение ФГОСов из-под контроля законодательной власти и гражданского общества и передал всё Министерству образования и науки, установки которому, в свою очередь, идут от НИУ ВШЭ (Институт развития образования), РОСРО, ФИРО и «Эврики», то есть из центров, которые сами управляются из-за рубежа. В итоге сложилась система параллельного управления российским образованием, совершенно независимая не только от общества, но и от законодательной власти, а также от исполнительной власти и управления, которые используются просто как технические каналы реализации принятых извне решений.

Именно они и определяют теперь с помощью ФГОСов процесс обучения и духовно-нравственного воспитания в России, исключая из него те курсы, которые не вписываются в навязываемую ими систему «мировоззренческого релятивизма», толерантности и вариативности, под которой на самом деле скрывается тоталитарная идеология оккультного трансгуманизма, использующая разные названия. В результате это сделало возможным появление таких проектов, как нашумевший фашистский форсайт-проект «Детство 2030», или откровенно евгеническая программа «Модернизация детского движения Забайкальского края» охватывающая все детские учреждения - от яслей до вуза и планируемом к применению по всей России.

Всё это оправдано тем, что нам необходима инновационная экономика и инновационное общество. Что это такое, мало кто знает, однако слово инновационность приобрело сегодня некий сакральный смысл. К нему относятся абсолютно иррационально, он о действует как некое магическое заклинание, но при этом не задумываются, что инновация - это новшество, то есть это средство, а не цель. Но вот средство и подменяет цель, а цель неясна.

И образование определяется принятой Правительством РФ в декабре 2011 г. в преддверии присоединения России к ВТО «Стратегией инновационного развития РФ до 2020 г.», целью которой объявлено обеспечение в условиях внешних и внутренних вызовов перехода России на «инновационную социально ориентированную модель развития» (этапы реализации - 2011-2013 и 2014-2020). При этом особое внимание было уделено образованию, которое должно быть адаптировано к новым условиям с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики жизненных установок, моделей поведения, знаний, компетенций и навыков - мобильности, склонности к предпринимательству, желания к непрерывному образованию, стремления к новому, креативности, готовности работы в команде в высококонкурентной среде, повышенной терпимости к риску и т.д. То есть речь идёт, действительно, о формировании новой породы людей - «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований, «адаптивного к постоянным изменениям». Для этого предусмотрено изменение системы дошкольного и школьного образования (фгосы дошкольного образования требуют от детей от 3-ех месяцев до 7 лет, чтобы они играли» активную роль в выборе содержания своего образования»!), а что касается вузов, то нормой должно стать использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества, создание условий для привлечения вузами на постоянную и временную основу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или отсутствуют. Международная интеграция предполагает также повышение требований к результатам освоения программ по иностранным языкам и максимально полное распространение международных стандартов в области образования, науки, техники и управления, стимулирование международной мобильности студентов.

Наконец, расширяется участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении вузами, формировании и реализации их программ, а также в наблюдательных и попечительских советах (в обязательном порядке). Поэтому, естественно, что, как указано в экспертно-аналитическом отчёте 2013 г. о реализации Стратегии, она носит открытый рыночный характер, подтверждением чего является тот факт, что бюджетные инвестиции не являются основным инструментом её реализации. Хотя «бюджетный маневр» и предусмотрен, но главное действующее лицо, основной субъект Стратегии - это бизнес, инновационная активность которого становится решающим условием реализации поставленных задач - вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

2. В итоге крупный бизнес начал поглощать нашу высшую школу. Ключевую роль в бизнес-перестройке высшего образования играют НИУ ВШЭ и центры «Сколково». В целях продвижения инновационного бизнеса и образования в августе 2011 г. было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ). Летом 2013 г. вместе с НИУ ВШЭ и МШУ «Сколково» оно разрабатало форсайт-проекты «Образование 2030» (Карта образования 2035) и «Форсайт компетенций 2030». Один из авторов «Образования 2030» Д.Песков, директор группы АСИ «Молодые профессионалы» и член Экспертного совета Правительства РФ позиционируют форсайт «Образование 2030» как глобальный проект, в рамках которого создаётся кастовое образование. Одна группа людей - это те, кто управляет и которые, в том числе, этот форсайт делают. Для них образование является социальным процессом поддержки развития на цикле человеческой жизни. А вторая каста - это так называемые «люди одной кнопки», которые не должны иметь умения и навыки выбирать, они должны только иметь компетенции пользоваться готовыми сервисами. Для этих людей важнейшим мотиватором становятся «заставление», то есть механизмы экономического и внеэкономического принуждения: «Им сказали, посадили, заставили».

Однако описанный Д.Песковым результат такого кастового образования фактически представляет собой модель современного узаконенного рабовладения: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Людиардеры - это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми.

Курс на интеграцию бизнеса и высшего образования был подтверждён в новой государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 гг.» и в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.», утверждённой Правительством 29 декабря 2014 г. (заказчиком и координатором её является Минобрнауки). В качестве цели Программы определены обеспечение условий эффективного развития российского образования и формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном.

На практике это означает, что через пять лет количество филиалов вузов должно быть сокращено на 80%, а число самих институтов и университетов - на 40%. То, что не удалось Минобрнауки в 2012 г., стало возможно сегодня. За решениями этими стоит НИУ ВШЭ, представляющий интересы крупного бизнеса, и не случайно, что необходимые пояснения дала директор Института развития образования НИУ ВШЭ И.Абанкина. Заявив, что «вузам страны необходимо создать условия для честной конкуренции», она указала, что решение о сокращении будет оправдано в том случае, «если удастся внедрить систему онлайн- и дистанционного обучения, а также разработать действенную и независимую систему контроля за качеством обучения».

3. Глобализация образования, осуществляемая сегодня полным ходом, происходит в интересах крупнейших, в первую очередь американских транснациональных корпораций, которые, вовлекая нас в мировой рынок услуг и сохраняя за собой все конкурентоспособные преимущества, используют наш научно-образовательный потенциал для решения геополитического доминирования США.

Дело в том, что американские университеты являются важной составной частью американского финансово-военно-разведывательного сообщества, которое сегодня претерпевает серьезные изменения: происходит слияние государства и частного бизнеса и размывание границ между военным и гражданским секторами, при котором любая фирма может работать на ВПК. Американские университеты всегда отличались не только от нашей системы, но и от европейской, поскольку большинство этих университетов на 2/3 - это частные корпорации, представляющие собой предприятия по продаже дипломов и по выпуску продукции, заказанной им частными фирмами. Так что и действую американские университеты как чисто предпринимательские структуры, которые сегодня осуществляют научно-исследовательскую деятельность и новейшие разработки на военно-разведывательное сообщество США.

Сегодня роль университетов приобретает особое значение. Это происходит в связи с разворачиванием в США так называемой «третьей производственной революцией» и с переходом американского руководства к наиболее масштабному после второй мировой войны пересмотру своей стратегии. Это отражено в таких документах, как Стратегия национальной безопасности США-2015, Военная стратегия США-2015 и Третья оборонная инициатива инвестиций и инноваций, одобренная в 2014 г. Ключевыми элементами новой стратегии стали:

1. Последовательный отказ от чётко разделения войны и мира (гибридные, иррегулярные, ассиметричные, нечёткие войны).

2. Отказ от традиционного деления экономики, производства, образования и других сфер на военную и гражданскую (больше нет военных и гражданских отраслей, все американские бизнесы, компании, университеты и даже общество должны работать на благо национально безопасности, решая военные и разведывательные задачи, а новейшие технологии во всех сферах имеют двойное назначение).

При этом особое значение американское сообщество уделяет поведенческому противоборству, которое является принципиально новой сферой. Оно означает насильственное воздействие на поведение посредством манипулирования привычками, стереотипами, ценностями, обычаями, культурными нормами, основанное на достижениях социальной и личной психологии, материалах психофизиологии и нейронаук. Это воздействие на человека на иррациональном уровне, воздействие на то, что они называют «рутинами», которые формируются на конфессиональном, культурном, образовательном, социальном и личностном уровнях.

В связи с этим в настоящее время более чем в 15 университетских центрах американское разведывательно-университетское сообщество занимается разработкой технологий изменения этих «рутин», прежде всего на конфессиональном и образовательном уровнях.

Одной из таких технологий является, например, программа «Подготовки агентов изменений среди учителей средней школы» - Teach For All, которая начала реализовываться с осени нынешнего года в школах Московской области. Официальной целью программы является изменение снизу российской школы и общества в целом в соответствии с либеральными ценностями. Административную поддержку проектов осуществляет Министерство образования Московской области, а финансируется она через российские юридические лица структурами, связанными с американским разведывательным сообществом. Эти юридические лица будут направлять деньги в благотворительный фонд, который зарегистрирован как исключительно российское юридическое лицо. Адаптацию программы для конкретных российских условий осуществляет крупнейшая международная консалтинговая компания, крупный подрядчик Пентагона и американского разведывательного сообщества The Boston Consulting Group. А за отбор кандидатов для участия в программе отвечает другая известная международная фирма - рекрутинговая компания The Odgers Berdtson, являющаяся мировым лидером в подборе руководителей высшего звена. Она должна провести отбор кандидатов среди лучших выпускников лучших российских ВУЗов, а после выявления подходящих, их кратко обучат основам педагогики и устроят к детям в школы, приплатив к зарплате дополнительно по 35000 руб. В течение последующих двух лет их будут обучать и тренировать по методичкам Teach For All, штампуя «лидеров» американского образца для российского общества. Далее их ждёт продвижение, следующий этап более серьёзной работы, которому поспособствуют уже работающие в системе образования агенты изменений.

В рамках реализации новой американской стратегии перестраивается и работа американских университетов, которые запускают принципиально новые программы, связанные с финансово-экономическим, технологическим и поведенческим противоборствами. Эти программы разработаны соответствующими подразделениями Пентагона и разведывательных служб.

Среди них нужно выделить такие, как Тalents for America (Таланты для Америки), которая предусматривает открытие американскими университетами бесплатных онлайн курсов с выдачей дипломов для обучающихся, после чего последние получают приглашение в лучшие американские университеты с предоставлением стипендии на обучение. В течение 2016-2020 гг. предусмотрено получить не менее 10 тыс. наиболее талантливых выпускников и студентов из разных стран, включая Россию.

Другая программа - Gold sand - предусматривает обучение отобранных преподавателей и студентов особым навыкам в специальных школах, в которых ведут занятия отставные или действующие разведчики. Обученные здесь должны установить онлайн и оффлайн контакты со сверстниками из-за рубежа и поиск тех, кто может стать инновационными лидерами. Это делается через межуниверситетский обмен, дружеский туризм, новые сервисы. Особая надежда возлагается на американских преподавателей, обучающих студентов за рубежом, включая Россию.

Действуя по хорошо продуманной программе, наши геополитические противники превращают наши ведущие вузы в каналы по перемещению на Запад лучших молодых умов, новейших технических разработок и достижений научных школ, не вкладывая значительных ресурсов в фундаментальные исследования. Они управляют основными финансовыми потоками образовательного процесса, создавая часто искусственные центры притяжения финансов, используя голливудские приёмы раскручивания популярности своих вузов. Переводя нашу высшую школу под контроль крупного частного бизнеса, они фактически встраивают её в военно-финансово-разведывательное сообщество США, мобилизуя наш исследовательский потенциал на работу на интересы безопасности Америки. Они программируют молодые мозги, переводя нашу молодёжь на американскую систему ценностей, превращая её в сообщество, чуждое национально-государственным интересам России, готовое работать на укрепление научно-технического потенциала противника и выступающее в качестве проводника внешней политики США. Всё это представляет прямую угрозу нашей национальной безопасности.

С обострением международной напряжённости проблема возрождения национально-ориентированного образования приобретает первостепенное значение, поскольку без него мы не сохраним ни духовный суверенитет, ни научно-технический потенциал, являющийся основой для обеспечения обороноспособности нашего государства. Отечественная система образование требует коренного изменения и должна стать краеугольным камнем национальной системы безопасности.

Для этого, во-первых, необходим отказ от нравственного и мировоззренческого релятивизма и навязываемой нам «глобальной этики», что возможно только при условии возвращения преподавания православии как вероучительной, а не культурологической дисциплины. На основе нее должна строиться государственная идеология. Только это позволит обеспечить высокий духовный и интеллектуальный потенциал нашего народа и укрепить обороноспособность государства в условиях нарастающего геополитического противоборства.

Во-вторых, государству, которое хочет быть независимым и сильным и развиваться по собственному сценарию, жизненно необходимо иметь национально ориентированную стратегию развития промышленности и экономики с приданием высшего приоритета такому развитию науки и образования, которое осуществляется исключительно в национально-государственных интересах. Решение этих задач может взять на себя только государство, а не крупный частный бизнес, всеми нитями связанный с мировым транснациональным капиталом.

Ольга Николаевна Четверикова, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России, кандидат исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 2., Людмила СПБ:

Присоединяюсь к Вашей инициативе.
зиф / 28.10.2015, 09:48

4. Ответ на 3., Lucia:

Наше образование падает с послевоенных времен.Кто его остановит?

Хочу уточнить. То, что произошло с образованием можно сравнить с терроризмом. "Террористы" от образования своими реформами его "взорвали". Наше образование придавлено обломками реформ. Срочно нужны специалисты-спасатели по разбору завалов и оказанию первой помощи образованию.
Иванович Михаил / 30.09.2015, 09:36

3. Re: Значение системы образования для обеспечения национальной безопасности России

Наше образование падает с послевоенных времен. Кто его остановит?
Lucia / 30.09.2015, 08:38

2. Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

Предлагаю начать процедуру выдвижения Ольги Николаевны Четвериковой на пост министра образования России в рамках Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание».
Людмила СПБ / 29.09.2015, 18:15

1. Re: Значение системы образования для обеспечения национальной безопасности России

Этот доклада Ольги Четвериковой должен (весьма желательно)быть изучен и прочитан во всех школьных и учебных заведениях - средних и высших, ибо здесь сконцентрированы все болевые точки и даны грамотные рекомендации по преодолению всеобщего кризиса в системе образования. Автор - уникальный человек, которому и поклониться не грех.. . Выделяю главный тезис: "возвращения преподавания православии как вероучительной, а не культурологической дисциплины." Считаю, что это ключ к выходу из затянувшегося кризиса, но реализация его - дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ... И если обновлённое (абсолютно новое) минобра- зования начнёт претворять его в жизнь, то жизнь наступит иная, та самая, к которой мы все и стремимся...
Николаев. / 29.09.2015, 15:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Четверикова
Все статьи Ольга Четверикова
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Исправляем перекосы современной системы образования
О работе онлайн-центра «Достояние»
29.11.2023
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09