Легион «Идель-Урал»

Попытки реабилитации коллаборационизма среди татар в годы Великой Отечественной войны в Татарстане в постсоветский период

Бывший СССР  70-летие Победы в Великой Отечественной войне 
0
2026
Время на чтение 15 минут

 Политические процессы в России после распада СССР в 1991 году привели к кардинальному пересмотру политического прошлого страны и историю проживающих ее народов. Исчезновение идеологического контроля со стороны правящей партии и государственного аппарата за гуманитарными науками породили собой не только положительные изменения в исторической науке (плюрализм мнений, оценок, возможность изучать ранее запретные темы, пересмотр и отход от советско-марксистской концепции истории и др.), но и отрицательные (откровенная фальсификация, мифологизация прошлого, искажение картины прошлого и др.). В национальных республиках в 1990-е годы происходила откровенная политизация и националистическое безумие в исторической науке, когда в стремлении дать «подлинную национальную историю» титульного этноса прошлое сознательно интерпретировалась в шовинистическом и русофобском духе. Националистический реванш в эпоху печально известного «парада суверенитетов» 1990-х годов коснулся не только политики, но и гуманитарных наук. К огромному сожалению, мы стали свидетелями того, когда некоторые историки в Татарстане еще недавно выпускавшие книги, восхвалявшие КПСС, революционеров-большевиков, интернационализм советского строя, принялись активно публиковать работы порой с прямо противоположной интерпретацией фактов, оценок и выводов. Этот феномен историков-»хамелеонов», поменявших свои взгляды со сменой политической ситуации в стране, еще обязательно предстоит изучить специалистам и дать оценку таким «перевертышам» от науки.

Одним из полей битвы за историю стала интерпретация Великой Отечественной войны (1941-1945). Сегодня опубликовано много литературы на тему разной трактовки причин начала, хода, отдельных эпизодов и итогов этого периода отечественной истории: постсоветская отечественная историография насчитывает несколько сотен изданных книг по тематики этой войны (достаточно зайти в любой книжный магазин, подойти к полке с литературой по истории, чтобы убедиться, что не меньше половины продаваемых книг посвящено Второй мировой войне). Это говорит о том, что несмотря на то, что события того времени с каждым годом все дальше и дальше уходят в прошлое, интерес к Великой Отечественной войне не утихает.

Среди одной из тем, вызывающих споры и разногласия даже в среде профессиональных историков, является проблема коллаборационизма советских граждан во время Великой Отечественной войны. Масштаб этого явления оценивается приблизительно в 1,2 млн. человек [1], правда, при публикации численности сотрудничавших с нацистской Германией граждан СССР всегда делается уточнение, что оно носило далеко не всегда добровольный характер. Такое уточнение было справедливым: поскольку многие вооруженные части вермахта, формировавшиеся из числа представителей народов СССР, комплектовались из военнопленных солдат Красной Армии, естественно, в силу своего статуса в концлагере шли на коллаборационизм, находясь перед выбором: умереть в лагере или продолжить жить. Наличие в рядах германской армии коллаборационистов из числа татар Поволжья, составлявшие порядка 12,5 тысяч человек, также стоит рассматривать именно в этом контексте. Естественно, что в татарском коллаборационизме, как и в любом другом, были идейно мотивированные люди, которые пошли на это не просто по выбору, а именно из-за желания воевать с большевиками за возможность добиться реализация сепаратистских планов образования независимого или находящегося под протекторатом Германии татарского государства «Идель-Урал». Неважно, что в Берлине никто не рассматривал всерьез такие геополитическое проекты послевоенного развития Восточной Европы в случае победы Германии в войне с СССР, более того, порой немецкое командование выступало категорически против подобных рассуждений. Главным было стремление сформировать готовых к вооруженной борьбе в рядах вермахта боеспособных воинских подразделений из числа коллаборационистов. И основная масса вставших на путь сотрудничества исходила из элементарного желания выжить, оказавших в плену.

Изучение татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны началось еще в советское время и связано с признанием героизма поэта Мусы Джалиля (1906-1944). Хотя его имя после войны вплоть до 1956 года не упоминалось вообще [2], поскольку он в глазах многих вернувшихся с войны татар был предателем (до недавнего времени в Татарстане еще были живы ветераны, которые рассказывали о том, что оказавшись в плену, в концлагерях, видели своими глазами, как к ним приезжал сотрудник комитета «Идель-Урал» Муса Джалиль и агитировал вступать в восточные батальоны вермахта, т.е. в их глазах открыто был пособником нацистов). Лишь затем, когда была обнаружена «Моабитская тетрадь», а сокамерники по тюрьме рассказали о подвиге поэта, начался процесс его реабилитации. Огромную роль в этом сыграл писатель и литературовед Рафаэль Мустафин, опубликовавший в 1971 году биографическую книгу о Джалиле «По следам поэта-героя» [3], в которой рассмотрел все перипетии деятельности писателя в плену. Книга впоследствии неоднократно переиздавалась в разных авторских редакциях, но именно в ней Мустафин коснулся проблемы татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны впервые, указав на то, что и среди тех, кто пошел на сотрудничество с нацистами, были те, кто вел антифашистскую подпольную работу с целью организации восстания, что и было реализовано в 825-м батальоне, перешедшем в Белоруссии на сторону советских партизан.

Другой исследователь темы татарского коллаборационизма, дотошно изучивший этот факт перехода татарского батальона из легиона «Идель-Урал» на сторону белорусских партизан, в прошлом сотрудник КГБ, кандидат исторических наук Рустем Гайнетдинов в своих публикациях с 1990 года обратился к этой проблеме [4]. Его позиция по проблеме коллаборационизма среди татар была четкая и понятная: да, не стоит однозначно и огульно осуждать всех коллаборационистов как «предателей Родины», среди них были те, кто сделал это вынужденно, используя такую возможность, чтобы бороться, находясь внутри немецкой военной машины на поражение Германии. Муса Джалиль в этом отношении один из таких: оказавшись в плену, он согласился пойти работать в легион «Идель-Урал», чтобы начать вести антифашистскую деятельность с целью срыва планов германского командования по использованию советских военнопленных-татар против Красной Армии. История 825-го батальона тому лучшее доказательство [5].

Наибольший вклад в историографию истории татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны внес профессор Казанского федерального университета Искандер Гилязов. Ему принадлежит 2 большие монографии по этой теме [6], в которых он постарался охватить эту проблему максимально широко, комплексно и отойти от того взгляда, что коллаборационизм - это всегда однозначное предательство: «С правовой точки зрения военный коллаборационизм - это измена, нарушение присяги, и поэтому это юристами оценивается как преступление, однако с противником сотрудничали не только военнопленные, но и гражданское население». Непризнание женевской конвенции о военнопленных Советским Союзом создало для оказавшихся в плену красноармейцев невыносимые условия, что толкало многих из них на сотрудничество с нацистами. При этом идейных коллаборационистов было гораздо меньше, чем тех, кто вступал в ряды вермахта из приспособленчества и желания просто выжить. «В конечном счете, одно можно сказать: коллаборационисты - это всегда проигравшие» [7], - констатировал историк на одной из конференций.

Таким образом, историография этой проблемы только в Татарстане имеет под собой широкий пласт серьезных работ, которые позволяют понять весь масштаб темы татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Исследователи стремятся аккуратно давать оценки этому явлению, подчеркивая его неоднозначность и многоплановость.

Совершенно иной взгляд имеют на коллаборационизм в годы Второй мировой войны татарские национал-сепаратисты. Во многом отход от однозначной оценки коллаборационизма как измены в постсоветское время привел к тому, что некоторые представители татарской общественности сотрудничество с нацистами стали воспринимать как правильное поведение. Татарские сепаратисты пошли по пути не просто оправдания коллаборационистов, а принялись героизировать подобных персонажей якобы боровшихся за независимость татарского государства. Имена Гарифа Султана (1923-2011), Ахмета Тимера (1912-2003) и Шафи Алмаса (1885-1954), идейных вдохновителей создания татарского легиона «Идель-Урал» в составе вермахта, стали интерпретироваться в качестве борцов национально-освободительного движения. Однако первые двое, пережившие распад СССР, тем не менее, так никогда и не приехали на Родину, которой они изменили. Видимо, страх быть встреченными далеко не дружелюбно своими соплеменниками в России так и не позволил им приехать. Оба умерли на чужбине: Султан умер в Германии, Тимер в Турции. Единственный вернувшийся после распада Советского Союза из легионеров «Идель-Урала» на Родину был Минхадж Исмагилов, приехавший в 1990-е годы в родную татарскую деревню Шигырдан (Чувашия), но встреченный весьма прохладно земляками.

Последние три года в интернет-пространстве идет активная пропаганда по десакрализации Дня Победы, призывы не праздновать эту красную дату календаря. Из всех государственных праздников гражданско-патриотической направленности (День России, День Конституции России, День народного единства, День Победы) только 9 мая воспринимается всем населением именно как праздник. На многих исламистских сайтах стали звучать призывы выбрасывать георгиевскую ленточку как «православную тряпку» [8], не возлагать цветы к памятникам советским воинам и Вечному огню, потому что это «идолопоклонство» [9], а Адольф Гитлер стал интерпретироваться как «покровитель ислама», разрешавший молиться мусульманам-военнопленным. Дошло до того, что появились такие руководители, которые из религиозно-идеологических убеждений запрещают отмечать 9 мая праздник Дня Победы своим сотрудникам [9]. День Победы - сегодня в начале XXI века это та духовная скрепа, которая соединяет постсоветское поколение молодежи с героическими достижениями советского народа, и нанести удар по этому празднику является задачей тех, кто хочет развала России как правопреемницы СССР. Поэтому неслучайно, что сейчас началась кампания по очернению этого праздника.

В Татарстане активно реабилитацией коллаборационизма стала заниматься печально известная писательница, председатель Милли Меджлиса татарского народа, член исполкома Всемирного конгресса татар Фаузия Байрамова, получившая в народе прозвище «бабушка татарского сепаратизма». 28 марта 2009 года на Татарском всемирном сервере «Татарлар.ру» она опубликовала свою статью «К 65-летию Курултая легиона Идель-Урал» [11]. Сделала она это по случаю 65-летнего юбилея некоего «курултая», прошедшего 4-5 марта 1944 года в немецком городе Грайсфальде и посвященного образованию т. н. государства «Идель-Урал». Вторя геббельсовской пропаганде, Байрамова воскрешает замшелый миф о том, что татары не только отвечали фашистам искренней взаимностью, но и сами рвались в бой на всех фронтах, как против ненавистного «русского большевизма», так и против его треклятых союзников. «В Татарском энциклопедическом словаре, - пишет она, - говорится, что в легионе «Идель-Урал» было 7 военных батальонов, что легионеры были отправлены на борьбу с партизанами в Европу, Белоруссию и Украину, где большинство из них якобы перешло на сторону партизан и начало воевать против Германии. Это неправда. Большинство тюрко-татарских легионеров воевало на стороне Германии до окончания войны. Все они были задействованы в военных операциях на территории Бельгии, Франции, Голландии, Польши, Украины и Белоруссии. Поэтому зная, что некоторые легионеры переметнулись на сторону советов и жестоко карая их за это (казнь джалиловцев), германское руководство в целом было довольно работой легиона Идель-Урал. За поступок джалиловцев легион не был распущен, а его члены не были отправлены в концлагеря».

Думаю, что ни у кого не может быть никаких сомнений, на чьей стороне симпатии члена исполкома Всемирного конгресса татар Фаузии Байрамовой: «Татарские легионеры остаются верными данной клятве и с оружием в руках борются за освобождение своей родины от врага. Настолько велико было стремление татарских мужей к свободе, к восстановлению утраченной независимости, что они ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства. Все они пали смертью храбрых за независимость Идель-Урала. Все они прекрасно понимали, что им больше никогда не представится такая возможность, поэтому старались воспользоваться этим последним шансом. Разве можно винить их за это?», - вещает она. Как отмечают наблюдатели, остаётся лишь посочувствовать Фаузие Байрамовой, что она не имела возможность задать этот «справедливый» вопрос на Нюрнбергском процессе [12].

Однако в своей статье Фаузия Байрамова не просто воспевает «освободительную миссию» фашистов и глумится над памятью героев. Помимо этого, здесь прослеживается и вполне конкретный современный политический подтекст. «Немецкая идея национал-социализма была объединена с татарской идеей национальной независимости», - делает вывод Фаузия Байрамова. «Впрочем, быть может, власти Татарстана и не считают публикацию Байрамовой противозаконной?» [13], - задаются резонным вопросом наблюдатели.

К чести татарской интеллигенции нашлись те, кто выступили с решительным осуждением подобной формы реабилитации коллаборационизма, героизации откровенных предателей, романтизации образа пособников нацизма и очернению подвига татар, воевавших в Красной Армии и в партизанском движении. В первую очередь, против Байрамовой высказывались исследователи татарского коллаборационизма, более компетентные, чем она в этом вопросе: Рафаэль Мустафин [14], Искандер Гилязов, Рустем Гайнетдинов.

13 мая 2013 года в Казани прошла научная конференция «Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период», на которой специально был поднят вопрос о героизации коллаборационистов. Это на сегодняшний день пока единственный случай, когда состоялось обсуждение этой самой проблемы реабилитации татарского коллаборационизма. Тогда участники конференции отметили, что тема коллаборационизма советских мусульман в годы Великой Отечественной войны приобрела в последнее время политическое звучание, и вместо строго научного его изучения профессиональными историками, наметилась тенденция к героизации самого факта сотрудничества с нацистской Германией [15].

Культ татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, продолжает находить поддержку и сочувствие у татарской национально озабоченной интеллигенции. Так, в 2007 году вышла книга «Освободительная война татарского народа» историка Нуруллы Гарифа [16], которая рассчитана на детскую аудиторию. Так вот в иллюстрациях к этому изданию, выпущенному солидным тиражом, символика легиона «Идель-Урал» была помещена в книге прямо на обложке. Нетрудно догадаться, что содержание этого труда, на мой взгляд, было русофобским, а через всю книгу проходила красной линией неприязнь к России.

В учебнике «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» под авторством татарских историков Дании Сабировой и Якуба Шарапова дается весьма странный взгляд на Великую Отечественную войну. Интерпретация исторических фактов построена таким образом, что неизбежно наталкивает учащихся (учебником пользуются студенты в казанских вузах) к следующему выводу: победа в Великой Отечественной войне - это победа одних оккупантов над другими.

Поэтому неудивительно и то, что в учебнике фактически комплиментарно описывается деятельность созданного гитлеровцами комитета «Идель-Урал»: «В Германии... сформировалось и стало действовать эмигрантское татарское движение, предпочитавшее победу Германии в этой войне. Во главе его стал комитет «Идель-Урал» с одноимённой газетой. Комитет и газета считали, что развал в России коммунистического абсолютизма откроет путь для восприятия западной демократии, а следовательно, и становления демократической татарской государственности». «В...войне они видели кроме её беспощадной разрушительной силы ещё и возможность открытия пути для преодоления имперской сущности союза и национального возрождения татарского народа» [17].

К сожалению, серьезного отпора в информационном пространстве подобному явлению героизации коллаборационистов в Татарстане не дается. И точно также, как происходит реабилитация пособников гитлеризма в странах Прибалтики и на Украине, власовцев в русских общественных кругах, точно также сейчас мы наблюдаем этот процесс и в среде татарской общественности. Это очень печальный факт, учитывая, что реабилитаторы и современные адвокаты предателей полувековой давности занимают посты в крупных общественных организациях, играющих важную роль в политической жизни татарского народа: Фаузия Байрамова вот уже много лет остается членом исполкома Всемирного конгресса татар, регулярно выступает на съездах с участием руководства Республики Татарстан, что создает ощущение в том, что тем самым ее действия негласно одобряются со стороны правящей элиты. Пока, к сожалению, исходя из вот это, у меня нет никаких оснований считать, что дальше тенденция к оправданию пособничества нацизму и героизации татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны в Татарстане не продолжится.

 

Примечания:

 

1. Кирсанов Н. А., Дробязко С. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // «Отечественная история». - 2001. - N 6. - С. 68

 

2. Изморосин А. Как Джалиля "открывали" заново: до 1956 г. в газете "Советская Татария" не упоминалось имя М.Джалиля (о некоторых публикациям в газете за 1956 г.) // «Республика Татарстан». - 2006. - 14 февраля

 

3. Мустафин Р.А. По следам поэта-героя. - М.: «Детская литература», 1971. - 272 с.

 

4. Бывший челнинский чекист написал книгу о татарском легионе // «Челнинские известия». - 2010. - 26 ноября

 

5. Провал операции «Шаровая молния». Татары в партизанских отрядах Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. - Казань: Татарское книжное издательство, 2010. - 159 с.

 

6. Гилязов И.А. На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы второй мировой войны. - Казань: Мастер-Лайн, 1998. - 252 с.; Гилязов И.А. Легион «Идель-Урал». - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 383 с.

 

7. В Казани обсудили проблему мусульманского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны // «REGNUM», 14 мая 2013 года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1658251.html

 

8. Мусульманин! Не носи "георгиевскую ленту". Это - провокация! // «Голос ислама», 4 мая 2013 года. URL: http://golosislama.ru/news.php?id=16834

 

9. Глава питерской общины Совета муфтиев России объявил возложение цветов к могиле Неизвестного солдата идолопоклонством // «Интерфакс», 13 мая 2013 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51146

 

10. Казанская начальница-мусульманка запрещает своим работникам праздновать 9 мая // «Prokazan.ru», 7 мая 2013 года. URL: http://news.prokazan.ru/news/view/81025

 

11. Байрамова Ф. К 65-летию Курултая легиона Идель-Урал // «Татарлар.ру», 28 марта 2009 года. URL: http://www.tatarlar.ru/news.php?lng=ru&pg=11917

 

12. Фролов Л. «Я себя под Гитлером чищу...» «Бабушка татарского сепаратизма» Фаузия Байрамова расписалась в признательности Третьему рейху и оскорбила память героев-джалиловцев // «Русская линия», 3 апреля 2009 года. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=114020

 

13. Филатов Ю. Татарские националисты воспевают Гитлера // «KM.ru», 3 апреля 2009 года. URL: http://www.km.ru/news/tatarskie_naczionalisty_vospevay

 

14. Мустафин Р. Очередная попытка принизить подвиг Мусы Джалиля и его товарищей: Ф.Байрамова пытается возвысить дело Г.Султана - предателя Родины. Имя М.Джалиля хотят очернить // «Татарстан». - 2009. - N 1. - С.42-45.

 

15. В Казани обсудили проблему мусульманского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны // «REGNUM», 14 мая 2013 года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1658251.html

 

16. Гариф Н. Г. Освободительная война татарского народа. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. - 71 с.

 

17. Ордынский В. Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа: проявления, масштаб, последствия // «Русская народная линия», 17 мая 2012 года.  

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Равкатович Сулейманов
ДУМ Крыма вытесняет Таврический муфтият с полуострова
Пророссийская ориентация муфтиев оказалась недостаточной гарантией от преследования конкурентов
08.07.2024
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
Все статьи Раис Равкатович Сулейманов
Бывший СССР
Фиктивная ликвидация
Ликвидация Советского Союза была незаконной
20.11.2024
День памяти выдающего русского мыслителя Данилевского
Сегодня мы также чтим память жертв петербургского наводнения 1824 года и иерея Даниила Сысоева
20.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Все статьи темы
70-летие Победы в Великой Отечественной войне
«С какой целью Новосибирск разработал собственный брендбук празднования Дня Победы?»
Новосибирский Координационный Совет в защиту общественной нравственности обратился к мэру города А.Е. Локтю в связи с размещением на улицах в качестве символов Победы красных маков и перевернутой звезды
07.05.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12