Владимир Соловьев и папа

0
835
Время на чтение 9 минут

Ниже мы публикуем одну из статей выдающегося русского православного мыслителя, литературного, театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896) о своем современнике - философе, публицисте, поэте, критике Вл. С. Соловьеве (1853-1900), с которым находился в непрерывной полемике более десяти лет.

Статья впервые была напечатана в «Московских ведомостях» (1889, 28 декабря) за подписью «Ю.Г.О.»

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

Папа Лев XIII обратил внимание на В. С. Соловьева бла­годаря его известной книге «La Russie et l'Église univer­selle»[i], которая вышла в Париже уже вторым изданием.

Это «второе издание» указывает, что раньше, чем дело до­шло до папы, на книгу нашего философа обратили внима­ние в Европе те, кому следует: католические богословы, а более всего, конечно, отцы-иезуиты, которые на все об­ращают внимание, ничего не пропускают: как бы ни был незначителен факт, они и из него стараются выжать все, что можно выжать во имя и во славу «непогрешимого» папизма.

До папы, однако, дело дошло чрез епископа Штроссмайера, что совершенно естественно. Ведь это он, епис­коп Штроссмайер[ii], - главный агент по делу окатоличения славянского мира; ведь это он выдумал новую стратегему, заслонив свою истинную цель модною «национальною идеей» и во имя ее приглашая всех славян к «объедине­нию» в лоне «единой истинной Церкви». Конечно, такой, хотя сравнительно и незначительный, факт, как появление вышеназванной книги В. С. Соловьева, прямо относился, так сказать, к департаменту Дьяковарского епископа, - и Штроссмайер, внимательно следящий за всем, не про­пустил и этого незначительного факта. О, они там ужасно внимательны и ужасно чутки - и в этом, конечно, их сила.

Все дело мы узнаем из краковской газеты «Czas». Под­нес книгу папе епископ Штроссмайер, и вскоре чрез статс-секретаря папы кардинала Рамполлу получил от его свя­тейшества выражение «искренней благодарности». «Czas» приводит следующий отрывок из письма кардинала Рамполлы к епископу Штроссмайеру:

Святой отец с удовольствием принял книгу «La Russie et l'Eglise universelle» В. Соловьева. Выслушав то, что ваше преосвященство пространно и подробно писали об этом сочинении, его святейшество удивлялся таланту автора и выразил живейшее желание, чтобы тот, который при­знает необходимость церковного единства, просвещен­ный Божественным светом, вернулся сколь возможно скорее в ограду Христова стада. Пока его святейшество желает, чтобы ваше преосвященство выразили автору благодарность за поднесенный экземпляр и вместе с тем возносит молитву к небу, да возвратится к единству весь славянский народ, что как для него, так и для Католической церкви было бы в высшей степени ко благу.

Таковы слова папы, сообщенные в письме кардинала Рамполлы. Письмо это опубликовано, конечно, с особою целью, так как без желания самого епископа Штроссмайера оно не могло бы попасть в польскую газету. Из одной фразы этого письма можно заключить, будто В. С. Соловь­ев чрез Штроссмайера сам поднес свою книгу папе: папа «желает» «выразить благодарность автору за поднесенный экземпляр». Может быть, это было не так, хотя, в сущнос­ти, все равно.

Но интересно, для чего нужен папе и отцам-иезуитам наш В. С. Соловьев?

Думаю, что для надобности весьма незначительной, но там не пренебрегают и незначительным и каждое лыко стараются поставить в строку. Конечно, вовсе не затем он им нужен, чтобы приобрести нового борца католической или, лучше сказать, папистской идеи: у них этих борцов, и сильнейших, нежели В. С. Соловьев, - много. Вероят­но, там смотрят на дело проще и реальнее; ведь отцы-иезу­иты - реалисты в высшей степени. Видят они человека, в своем отечестве известного, но с мыслью шаткою, со стремлениями неопределенными, но новаторскими, од­нако являющимися более результатом темперамента, не­жели зрело обдуманной идеи, - такого человека нетрудно повернуть к тому, к чему он сам, по-видимому, склоняется. Отчего же не повернуть, тем более что из этого можно кое-что выжать для папизма? Ведь можно будет даже пре­увеличить известность и значение В. С. Соловьева в Рос­сии, можно будет раздуть это дело, что не трудно и намеки на что уже находим в письме кардинала Рамполлы, - мож­но будет трубить на весь мир, «urbi et orbi» [iii], что вот «лучшие русские люди, образованнейшие и умнейшие, не находя себе пищи духовной в православии», уходят в «ог­раду единого истинного» папизма. Можно будет предста­вить все дело именно в таком свете - а отцы-иезуиты на это мастера: представлять что угодно и в каком угодно свете, - вот и нанесен был бы православию хотя не силь­ный, хотя незначительный удар, а все же удар; если не удар, то хоть царапина - и то хлеб для отцов-иезуитов.

Вот зачем, по моему мнению, понадобился им В. С. Со­ловьев, вот почему они за него и принялись. Едва ли они ему предназначают у себя более выдающееся положение. Ведь можно припомнить на протяжении XVIII и XIX века много «обращений», как говорят отцы-иезуиты, и «совра­щений» в католицизм, как предпочитаем выражаться мы, разных наших шатающихся людей, крещенных в право­славную веру, - и эти «совращенные» всегда оставались в папизме, как говорится, «последнею спицей в колесни­це». Стоит, из более ярких и близких примеров, назвать хотя бы Гагарина или Мартынова. Почему В. С. Соловьеву предстоит иная участь, если бы случился такой грех, - че­го, однако, я не допускаю, - что отцам-иезуитам удалось бы его обработать по-своему?

Прочитывая вышеприведенный отрывок из письма кар­динала Рамполлы, я невольно остановился на одном месте: оно и подчеркнуто в вышеприведенной цитате. «В огра­ду»... «вроде как бы барана», подумалось мне. И почему-то мне все кажется, будто Владимиру Сергеевичу, когда он прочитывал письмо Рамполлы и дошел до этого места, по­жалуй, пришла в голову та же ироническая мысль... Дай Бог, чтобы было так...

Отцы-иезуиты многих у нас загоняли «в ограду», и имен­но «вроде как бы баранов», - говорят, загоняют и теперь разных «обоего пола знатных персон», всего лишь кре­щенных в православную веру, но знакомых с православием столько же, сколько и с китайскою грамотой. Этих не жаль, хотя факт, конечно, прискорбный. А В. С. Соловьева было бы жаль. Слишком он даровит, слишком он симпатичен, не­смотря на то, что, к несчастью, «покоряет душу» даже не «мечте», а просто темпераменту. Где-то у Шекспира сказано:

И весь состав его покорен мысли...[iv]

У нашего даровитого «философа», к сожалению, наобо­рот: «мысль» более покорна «составу», нежели «состав» «мысли». Да, В. С. Соловьев попал бы «как кур во щи» уже не благодаря религиозному невежеству, а благодаря имен­но только что указанной особенности своей душевной организации, особенности, которая с течением времени, быть может, и отошла бы от него...

«Не думаю, чтоб отцам-иезуитам удалось его обработать по-своему», - сказал я выше; но посмотрим на дело еще иначе.

Может быть, отцы-иезуиты, Штроссмайер и папа прида­ют гораздо большее значение В. С. Соловьеву; быть может, они действительно думают, что наш философ пользуется в своем отечестве огромною популярностью и, «совра­щенный», сослужит папизму хорошую службу по делу окатоличения «славянского мира». Если так, то и отцы-иезуиты, и Штроссмайер, и папа сильно ошибаются, и в конце концов, если ради такой заманчивой цели, приложив все усилия, им и удалось бы «совратить» В. С. Соловьева, то очень скоро, поняв свою ошибку, они бросили бы его как ненужную вещь - и он в католичестве все же очутился бы последнею спицей в колеснице.

Посмотрим же, в чем дело и какова «популярность» В. С. Соловьева.

Написал он свою плачевной памяти статью «Россия и Европа», продолжил ее своими «Очерками русского со­знания»[v], вообще пописывает в «Вестнике Европы»; ниче­го серьезного тут нет; это он «балуется», рассказывая сво­ими словами Чаадаева «в исправленном и дополненном» виде. Но случилось с ним действительно нечто довольно оригинальное, что не так-то часто приходится наблюдать. Обыкновенно говорят: «От ворон отстал, к павам не при­стал»; с В. С. Соловьевым вышло наоборот; он от пав от­стал, а к воронам не пристал, несмотря на то что все либе­ральные вороны, уже после появления его статьи «Россия и Европа», радостно каркали, объявляя на весь журналь­ный муравейник об его «присоединении» к «лучшим стрем­лениям нашей интеллигенции». Конечно, вздор! Нельзя себе представить В. С. Соловьева, «присоединяющегося» к гг. Скабичевскому и Слонимскому, к г. Гольцеву или г. Шелгунову. А пристать все же куда-нибудь надо. «Сами по себе» оставаться могут немногие - и В. С. Соловьев не принад­лежит к числу этих немногих. Быть может, он хочет, что­бы к нему пристали? Кто же? Либеральные и «интеллигент­ные» вороны? Они, пожалуй, и пристанут, а после кары, постигшей статьи В. С. Соловьева, даже и во множестве, - но того ли он хочет? Нет, не того... Не к кому ему пристать и некого привлечь к себе.

Если же отцам-иезуитам пришлось бы добиться своего, «совратить» нашего философа, то ведь даже либеральные и «интеллигентные» вороны тоже сейчас от него отста­нут, потому что и пристали к нему единственно по недора­зумению и по неумению дать себе ясный отчет в своих собственных взглядах. Кто же тогда останется? Между людьми православными пропаганда В. С. Соловьева не пользуется популярностью, и даже совершенно напротив. Так что в этом случае отцы-иезуиты сильно ошибутся...

Но воротимся к В. С. Соловьеву. Как бы ни думали о нем отцы-иезуиты, но для него есть несомненная опасность.

Он стоит на каком-то умственном и нравственном рас­путии, и вот тут могут его поймать отцы-иезуиты, развер­нув пред ним со свойственным им мастерством картину всемирной борьбы во имя будто бы «вселенской идеи». А закрыв кое-что в этой картине борющегося папизма, окутав ее прозрачным туманом, - можно представить ее в грандиозном и обольстительном виде. «Вот куда можно примкнуть, не унижая себя», - скажут отцы-иезуиты, подтвердит епископ Штроссмайер, открывший еще и славян­ские горизонты, быть может, санкционирует сам папа... А подкладка всего дела, желание лишь оцарапать право­славие, «совратив» все же человека известного, - эта подкладка останется там, где-то, под спудом - и выйдет нару­жу, когда уже будет поздно...

Помните, Гамлет говорит:

Лукавый имеет власть принять на себя заманчивый и обольстительный образ; я слаб и предан тоске; может быть, он, имеющий большую силу над унылою душой, ве­дет меня к вечной погибели.

Эти слова невольно пришли мне в голову, когда я думал о В. С. Соловьеве и о попытках отцов-иезуитов, направ­ленных на него. Не ум, не чувство его могут они покорить, а именно унылую душу. А это душевное уныние сквозит во всех его последних статьях, просвечивает сквозь все это «баловство», сквозь весь этот тон бодрящейся самоуве­ренности, переходящей в легкомыслие...

Дай же ему Бог пережить этот душевный кризис; дай Бог, чтоб еще можно было бы применить к нему стих из «Фауста»:

...человек, коль он к добру идет,

И в заблуждении пути к нему найдет.



[i] «Россия и Вселенская Церковь». Первое издание: Soloviev Vladimir S. La Russie et l'Église universelle. Paris: Librairie Nouvelle Parisienne, 1889.

[ii] И. Г. Штроссмайер занимал кафедру епископа Дьяковарского (Босненского и Сремского) с 1849 г., возглавил в Хорватии Кроатскую национальную партию, в миссионерских целях добился введе­ния литургии на хорватском (сербском) языке.

[iii]К городу и миру (лат.).

[iv] Выражение из монолога Гамлета (акт II, сц. II).

[v]Точнее: «Очерки из истории русского сознания». Статья была опубликована в майской, июньской, ноябрьской и декабрьской номерах «Вестника Европы» за 1889 г. Позднее Соловьев разде­лил ее на две: «Несколько слов в защиту Петра Великого» и «Сла­вянофильство и его вырождение».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Говоруха-Отрок
Сказка о том, как Правда с земли пропала
К 120-летию со дня кончины автора
08.08.2016
«Устроиться без Бога...»
Идеалы и европейское разложение
04.12.2015
К. Н. Леонтьев и либерализм
Ко дню памяти великого русского православного мыслителя
24.11.2015
Все статьи Юрий Говоруха-Отрок
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49