«Царские покои» («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1941). Во втором ряду портретов (пятое фото слева) фотоизображение Адольфа Гитлера.
В книге жизни каждого человека, будь он мирянин или монах, всегда отыщется пару этаких «неудобных» страниц, о которых даже не хочется вспоминать, настолько они мучительно-противны его душе. Хочется непременно покаяться и немедленно выбросить их на греховную свалку, а потом навсегда забыть о них и избавиться напрочь, забелить в своей книге памяти или, выражаясь современным языком, «зачистить». В истории ХХ века Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне тоже имеются такие прискорбные страницы, относящиеся к первому году Второй мировой войны. Послевоенным монастырским библиотекарям с учетом победоносных для СССР итогов борьбы с немецким фашизмом, вероятно, хотелось бы сделать ревизию архивной коллекции 1941 г., чтобы пересмотреть, далеко спрятать, а может и уничтожить или утаить от простых смертных некоторые cрамные документы и фотоматериалы с изображением на территории обители гитлеровских солдат в сопровождении известных и малоизвестных русских монахов, а также фотопортреты Адольфа Гитлера на стенах «Царских покоев» и трапезной. Нам неизвестно, имеeтся ли ныне в архиве монастыря такой, например, документ на греческом или в переводе на русский язык, как «Письмо 20 афонских монастырей Адольфу Гитлеру» от 13/ 26 апреля 1941 г. (6, c.42- 43)? Cохранена ли летопись монастыря в период с 9-го апреля и до конца 1941 сентября того же года? Напомним, что в военные годы монастырем управлял схиархимандрит Иустин (Соломатин Иван Семенович; 1878 - 1958; настоятель обители в 1940 - 1958 гг.).
Драматические события ХХ века, связанные со Второй мировой войной, принесли непредвиденные проблемы Афону и тяжело отразились на судьбе всех русских святогорцев, но особенно - на судьбе высокообразованных и наиболее активных славянских монахoв, в числе которых были иеромонахи Софроний Сахаров и Василий Кривошеин (Cм.: 6). Гитлеровская оккупация Греции началась в апреле 1941-го и продлилась три с половиной года (См.:10). После нападения на страну германские войска оккупировали Афон, где был назначен немецкий комендант Святой Горы (См.: 2 и 3). Об исторических событиях на Горе в годы войны не найти и строчки в статьях об Афоне в «Православной энциклопедии» (11) и в книгах, изданных до 2013 г. Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем (5). Тяжелым испытанием в жизни русской обители стал первый год войны. С одной стороны, лишение всякой материальной помощи извне, прекращение какого-то было общения русских насельников с родиной, утрата всякой поддержки своего отечества и связи с Русской Православной Церковью, отсутствие русских паломников и пожертвований - единственного средства существования обители. С другой стороны - «принудительное огречивание и притеснение со стороны властей» (11, c.126), ущемление и попирание прав славянских иноков и непростые отношения их с греками-святогорцами. Все это стало «причиной отдельных случаев коллаборационизма русских афонитов с немцами, оккупировавшим Грецию» (Там же).
Известно, что в первые месяцы оккупации cтраны Священный Кинот в 1941 г. направил германскому руководству и лично рейхсканцлеру Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения и разграбления (2, 3 и 7). По некоторым данным, само это письмо, начинающееся словами (сохранена орфография перевода текста на русский язык. - Примечание А.Х.) «В Святой Горе 13 26 апреля 1941 года Его Превосходительству Канцлеру Славного Германского Государства Господину Адольфу Гитлеру. В Берлин.», было инициировано 9 апреля 1941 г. в Киноте неким германским майором (4, c.40). Он прибыл в Карею в сопровождении пяти офицеров. Представился монахам как «комендант» Афона (комендатура насчитывала 25 немецких солдат. - Примечание А.Х.), которому германское командование поручило «наблюдать» за Святой Горой. Из уст коменданта в Священном Киноте узнали, что вскоре будет назначен и «военный губернатор Афона». Представители Кинота в свою очередь рассказали непрошеному гостю о Святой Горе и ее истории, а также о ее современных проблемах. Здесь же, вероятно, монахи и обратились к новоявленному коменданту со своими просьбами и пожеланиями относительно сохранности монастырей и их святынь. В ответ майор посоветовал Священному Киноту письменно изложить все свои предложения и просьбы на имя самого канцлера Германии, после чего отправить текст послания в Берлин через возглавляемую им комендатуру.
Письмо было подготовлено быстро, и уже 12 апреля 1941 г. в Карее состоялось Чрезвычайное Двойное Священное Собрание, где было зачитано и утверждено письмо Адольфу Гитлеру, под текстом которого после 20 подписей антипросопов - представителей всех афонских монастырей была поставлена печать Кинота. В письме подчеркивалась уникальность монашеской жизни на древнем Афоне и мирная жизнь в молитвах и постах обитающих на полуострове отшельников (2, 3). Помимо изложения общей истории Афона в заключительной части текста письма значились такие важные для монахов строки: «...просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять под свое высокое покровительство и попечение» (6, с. 43).
В написании текста второй части письма принимали участие славянские монахи (4), в том числе и как владеющий греческим языком монастырский секретарь (c 1929-го до 1942 г.) иеромонах Василий Кривошенин (1900 - 1985; впоследствии - архиепископ Брюссельский и Бельгийский, ученый-патролог). В 1937 г. отец Василий был избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942-45 гг. он стал антипросопом Cвято-Пантелеимонова монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944-45 гг. - членом Эпистасии (административного органа Афона). Кстати, более подробно о нем и его деятельности рассказывает изданный на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем XV том «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах».
С полным текстом письма Гитлеру можно познакомиться в изданной в 2014 г. в Брюсселе книге под редакцией протоиерея Павла Недосекина (Cм.: 4). Заметим, что письмо из Кареи в Берлин было подготовлено и отправлено всего за два месяца до начала войны с СССР, а о полномасштабном вторжении фашистов на советскую землю еще никто на Афоне и не подозревал. Из содержания письма афонских монахов на имя Гитлера нельзя сделать такое поспешное заключение, как «сотрудничество святогорцев с нацистами» (Там же).
Однако вскоре после отправки письма в Берлин на Афон прибыла дополнительная группа немецких солдат и офицеров с целью упреждения разграбления православных монастырей. Ответ властей Германии касательно охраны немецким военным контингентом Святой Горы и ее обителей был положительным. Афонским монастырям гарантировалось сохранение прежней автономии и правил управления жизнью обителей. Далее на Афонском полуострове были размещены караульные посты германской армии, а доступ мирянам на Афон перекрыл германский гарнизон (2, 3).
Как это в наши дни не печально констатировать, но уже в первыe три-четыре месяца активной фазы ведения войны на территории СССР в далеком от его границ монастырском дворе Свято-Пантелеимоновой обители, в ее храмах и параклисах ступали не только ноги афонских святых и обыкновенных чернецов, но и немецкие ботинки гитлеровских офицеров и солдат, а также сандалии немецких ученых-искусствоведов из Мюнхена, кинооператоров и фотографов Третьего рейха. По некоторым данным, переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот выступали монах Софроний Сахаров и частично монах Василий Кривошеин, которых после окончания войны греческие власти обвинили в «сотрудничестве c гитлеровцами» и «шпионаже в пользу нацистов».
Германские офицеры во дворе обители. Август- сентябрь 1941 г. Слева на фото -- монах Василий Кривошеин
Германские офицеры в зале для приемов в «Царском архондарике». Август- сентябрь 1941 г. Второй справа на фото -- монах Василий Кривошеин
Русские монахи не только не оказывали никакого сопротивления и не допускали нацистов на монастырский двор, но даже и покорно оказывали им в обители определенные почести, гостеприимно угощали стопкой ракии, кусочками рахат-лукума и монастырским хлебом. Некоторые из них участвовали в совместных с немцами беседах и дискуссиях, в проведении трапез на деревянных балконах одного из монастырских корпусов, где хозяева и гости чокались друг с другом стаканчиками с красным вином, о чем cвидетельствуют несколько фотографий (всего их 183), опубликованных в изданной в 1943 г. в Мюнхене объемной книге (4, 1).
В августе-сентябре 1941 г. Баварская Академия наук (Мюнхен) организовала научную экспедицию на Святую Гору во главе с профессором Мюнхенского университета, руководителем Мюнхенского византиноведческого общества Францем Дёльгером (1891 ‒ 1968), результаты которой позже были опубликованы в специальном издании (4). Экспедиция Дёльгера привезла в Германию 1800 черно-белых фотографий с Афона. Научные статьи об Афоне и русской обители были вполне корректны. Кстати, тот же Дёльгер в материалах об Афоне первым ввел в немецкий язык термин «Rossikon» („Россикон") - «так называемый Пантелеимонов монастырь» (4, c. 302).
В немецких источниках имеется краткая информация о том, что Василий Кривошеин по окончании в 1924 г. учебы в Сорбонском университете несколько месяцев пребывал в Мюнхене, где слушал лекции не немецком языке в местном университете. Монах Василий Кривошеин одно время выполнял послушания в библиотеке Россикона. И это не без его участия и консультаций немецкие ученые сделали много фотоснимков самых ценных манускриптов из монашеской библиотеки: например, oрнамент и титульный лист «Евангелия от Иоанна» (вероятно, имеется в виду «Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна», XI в.; № 57/5563 Л. - Примечание А.Х.) и др. Некоторые фото из архива германской научной экспедиции летом 1941 г. (4, c.186 - 187), где изображены русские безымянные монахи в Пантелеимоновом монастыре, а также запечатлены оклады и страницы редких рукописей из книжного хранилища библиотеки, можно посмотреть здесь (Cм.: 8 и 9).
Мало того, в «Царских покоях» (также - «Царский архондарик») и в расписанной на религиозные темы трапезной (1,7), как, впрочем, во многих других греческих монастырях того времени, на самом видном месте были вывешены портреты Адольфа Гитлера.
Вот как выглядел до начала войны «Царский архондарик» (cм. ниже фото):
«Царские покои» («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов
На следующем фото (1941г). изображен Зал торжественных приемов «Царских покоев» («Царский архондарик»). Во втором ряду просматривается (пятое фото слева) фотоизображение Адольфа Гитлера.
Ниже -- увеличенный фрагмент предыдущего фото.
Портрет Адольфа Гитлера (во втором ряду, четвертый слева).
Не только в Пантелеимоновой обители, но и во многих афонских монастырях были вывешены фотографии или рисованные портреты Гитлера. Большой портрет в виде картины висел в монастыре Ксиропотам, его фото представлено в книге, подготовленной членами немецкой экспедиции (4). В греческих монастырях изображения Гитлера даже сопровождались такой надписью: «О Адольф о мегас василиас» («Адольф-великий царь»). Греки-афониты, да и не только они, cчитали фюрера своеобразным «борцом-рыцарем» с «безбожием и большевизмом».
Афонские монахи и гитлеровцы в Карее (1941 г.)
В Пантелеимоновом монастыре портрет Гитлера висел, вероятно, непродолжительное время: в 1942 г. его уже не видать на фотографии того же «Царского архондарика».
Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1942).Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 1)
Сохранились и кадры кинохроники 1941 г. (см.: «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне... (Уникальное видео)» на странице сайта «Cвятая Гора Афон» (7). Кадры запечатлели настоятеля монастыря вмч. Пантелеимона архимадрита Иустина, встречающего немецких офицеров, а также иеромонаха Софрония Сахарова, сопровождающего немцев по территории монастыря и др. Отчетливо видно, как в «Царском архондарике» отец Софроний приглашает гитлеровцев к стене с висящими на ней портретами русских царей и патриархов и показывает рукой на портрет Адольфа Гитлера... Однако, по-моему, это видео вряд ли отражает благосклонное отношение русских монахов на Афоне к нацистам и уж никак не свидетельствует о позиции Софрония Сахарова и Василия Кривошеина в вопросе о фашизме. С учетом разницы во времени и с высоты сегодняшнего дня некоторые читатели, возможно, думают и иначе.
Портрет Адольфа Гитлера в русском православном монастыре на Афоне...Конечно, это прискорбное событие первых месяцев начала Второй мировой войны и ожесточенных боев на советской земле. Об этом не прочитаешь на страницах «Православной энцикопедии», где одна статья, посвященная Гитлеру, насчитывает целых пять страниц (12, с. 523- 528), тогда как о Владимире Дале (1801- 1872) в 11-м томе ни строчки (13).
Вместо заключения
...Ни один из афонских монастырей во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. Приведем цитату из труда протоиерея Павла Недосекина: «В результате Афон был спасен...» (6).
В 1945 г. по окончании войны в Греции состоялся так назывaемый «Салоникийский трибунал», постановивший «поразить в греческих правах» нескольких болгарских и русских святогорцев, в том числе и двух упоминаемых в этом материале монахов, противостоявших в своей деятельности политике эллинизации Афона. А после решения греческого суда от 25 сентября 1947 г., в котором говорилось о «сотрудничестве с нацистами» и «об удалении с Афона группы активных славянских монахов», нашим героям пришлось навсегда покинуть «монашескую республику»... Последний процесс эксперты считают тоже инструментом политики эллинизации в Греции...
Спустя два десятилетия (1967) в этой стране к власти пришла военная хунта. В ноябре 1968 г. «Царские покои», где висел портрет Гитлера, сгорели, «по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге».
В одной греческой газете появился небольшой фотоснимок этого таинственного пожара (10).
Пожар в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 1968 г. Горят «Царские покои» (10).
Несмотря на некоторые догадки афонских монахов, историческая правда об этом страшном пожаре нам пока неизвестна. И это еще одна потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
13 августа 2015 г. Мюнхен.
Литература.
1. Athos Agion Oros. Pictures and stories about the Holy Mountain. - Электронный ресурс: http://athosweblog.com
2. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. - См.: Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96-134.
3. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. - 2015 (Электронная версия).
4. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr. E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A. Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. -München: Verlag F.Bruckmann,1943
5. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. -Издание Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря. - Москва, 2002.
6. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941. / гл. ред. протоиерей Павел Недосекин; ред.-коммент. Е.Н. Егорова -Брюссель, 2014. -- 352 с.
7. «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне в 1940-м году (Уникальное видео)».-См. Электронный ресурс: Святая Гора Афон.
8. Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 7.- Электронный ресурс: www.agionoros.ru/docs/1817.html
9.Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я. фото монахов Электронный ресурс: www.agionoros.ru.
10. Онойко П. «Немцы забрали у греков даже шнурки». - См.: РУССКИЕ АФИНЫ" (07.05). http://rua.gr/news/sobmn/news/14279-nemtsy-zabrali-u-grekov-dazhe-shnurki.html
11. Православная энциклопедия.T.IV.-M., 2002
12. Православная энциклопедия. T. IX.-M., 2006
13. Православная энциклопедия. T. XI.-M., 2006.