Если кто из вас думает, что он благочестив,
и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце,
у того пустое благочестие. (Иак. 1:26).
Уже больше года на Украине льется кровь. Там идет война. Одновременно идет еще информационная война. Эта вторая «виртуальная» война шла и раньше, но в связи с боевыми действиями она сильно обострилась. Кроме того, в информационную войну оказалось вовлечено очень много людей. При этом по обе стороны баррикад люди называют друг друга нацистами.
И среди российских патриотов, и среди украинских можно найти людей, которые даже символику используют нацистскую. Но таких, к счастью, мало. Но кроме символики и официальной идеологии есть еще слова и действия. И в сети можно увидеть, как люди друг друга обвиняют: «Ты говоришь как нацист».
В связи с этим очень важен вопрос: какие слова и действия определять как нацистские? И что делать, чтобы нацистами не уподобляться?
Если ответить кратко, то нужно, во-первых, в пылу спора не терять голову. Не давать ненависти отключать ваш разум. А во-вторых, не терять совесть.
Собственно, нацизм - это патриотизм без совести. Когда человек так «горячо любит» народ и государство, что отключает совесть и считает мораль по отношению к другим народам и государствам неактуальной. Не случайно Гитлер говорил солдатам «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью».
А что значит «не терять совесть»? Не идеализировать себя (так как это гордыня) и свой коллектив. Последнее является нарушением второй заповеди: «Не сотвори себя кумира». Кто идеализирует свой народ, тот создает кумира, который заменяет Бога. В результате ради кумира забываются божественные Заповеди.
А надо помнить, что мы не идеальны. И коллективы, в которых мы состоим (религиозные, национальные, государственные и др.), тоже не идеальны. И они в каких-то конфликтах вполне могут быть неправы.
Смирение - христианская добродетель. Нацистам оно было чуждо. Они и мысли не могли допустить, что в каких-то конфликтах «сверхлюди» могут оказаться виноватыми перед «недочеловеками». Они могли делать с недочеловеками что угодно, вплоть до геноцида, и не считать себя виноватым.
Но мы не «сверхлюди». Мы можем поступать неправильно. И если понимаешь, что поступил с кем-то плохо, надо это просто признать. И если перед кем-то виноват, попросить прощения.
И надо, по крайней мере, гипотетически ставить вопрос: «В каком случае мне придется выразить несогласие с руководством моего коллектива?»
Понятно, что во время войны происходит смещение моральных рамок границ и становится можно то, что раньше было нельзя. Но какие-то рамки должны быть всегда.
При этом недопустимы двойные стандарты. Если осуждаете за что-то противника, будьте готовы за то же осудить и своих.
Если требуете от «врагов» соблюдение «минских соглашений», то требуйте от «своих» - тоже. Если их осуждаете за нарушение соглашений, осуждайте «наших» - тоже. Если требуете от противника, чтобы там наказывали нарушителей соглашений, то требуйте и наказать и своих нарушителей.
То же самое касается лжи во имя победы. Понятно, что на войне дезинформация - часть военных действий и бессмысленно обвинять пресс-службу воющих армий, что она не говорит «всю правду» о боевых потерях. Понятно, что «фейки» и «утки» - это часть информационной войны. Но если включаетесь в клеветническую кампанию, то вы лишаетесь морального права осуждать аналогичные кампании противников. Если же вы осуждаете их клеветников, то осуждайте и своих. И чем честнее вы будете, тем дальше вы будете от принципов пропаганды Геббельса.
Если «сверхлюди» у нацистов всегда правы, то «недочеловеки» у них всегда неправы. Относительно их действует принцип априорной виновности.
Для людей в принципе нормально, когда действует «презумпция невиновности своих». То есть когда мы слышим «наши подрались с ненашими», нормально, если первая мысль «наши - правы, они - нет». Нормально требовать от противника «докажите в данном случае правоту ваших, а мы будем доказывать правоту наших». Но если действует принцип «априорной виновности врага», то это уже плохо. Значит, доказывать бессмысленно. И так все ясно. «Они неправы уже потому, что они всегда неправы...». А надо давать им возможность доказать свою правоту.
Если мы хотим, чтобы противник выслушивал и обдумывал наши аргументы, мы должны выслушивать и обдумывать его аргументы. И если мы рассчитываем, что он изменит мнение под давлением фактов, надо самим быть морально готовым к такому. И по крайней мере задаваться вопросом «Какие аргументы могли бы убедить меня, что мое мнение неверно?»
Если же слышится сообщение не о драке между сторонами, а о том, что кого-то обвиняют в каком-то преступлении, то здесь должен действовать принцип презумпции невиновности, причем как в отношении своих, так и в отношении «врагов». А то мы легко верим любым обвинениям, когда обвиняют врагов, а когда обвиняют «наших» то требуем «докажите». Доказывать вину надо в любом случае. Особенно если кого-то обвиняют в нацизме.
Принцип презумпции невиновности исключает такие виды преступлений, как «будущие» и «задуманные». В нормальном обществе нельзя наказывать за преступление, которое не совершенно и нельзя наказывать за мысли. Никто не умеет читать мысли, а значит за мысли нельзя наказывать. Но это то, что касается нормальных людей. Библейский фараон говорил про израильский народ: «<...> когда случиться война, соединится и он с нашими неприятелями и вооружится против нас <...>» (Исх. 1:10). Сначала эта логика привела к порабощению евреев, а затем и к избиению младенцев. И именно такая логика приводит к геноциду. Дети еще не совершили преступлений, но с точки зрения нацистов и им подобных совершат.
При таком подходе может быть оправдана любая агрессия как упреждающий удар. Так, например, до сих пор можно встретить попытки оправдать нападение нацистов на СССР.
В общем, не стоит обвинять соперника в мыслях, которые прочесть не можете, и в поступках, которые он не совершал. Нельзя оправдывать любую агрессию «своих» словами: «Если не мы - их, то они - нас». Помните: «<...> каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить <...>» (Мф. 7:2). Ведь, кроме всего прочего, тогда и вы не сможете возмущаться агрессией против вас и тех, кому вы симпатизируете.
Также решительно избегайте «негативных обобщений». Это когда видишь неприятного представителя коллектива и судишь о нем по всему коллективу. «Все они такие». Нацисты применяли эту методику относительно евреев и русских, но при желании ее можно применять относительно любого народа.
Ее могут применять и те кто на словах борются с нацистами. «Вот видите этих украинских нацистов. И на Украине (почти) все такие!». «Вот видите этих русских нацистов...». Прямо-таки анекдот. «Я ненавижу две вещи: нацизм и украинцев.». Или «... русских». И так далее.
Когда советские войска вступали на территорию Рейха, было сказано: «Мы воюем против нацистов, а не против немцев». Тем самым наше руководство не уподобилось врагам. И на территории Германии не было такого же ужаса как на оккупированной нацистами территории Советской России.
Не судите по отдельным нацистам обо всем народе. Иначе сами станете нацистами.
Также о нацистах заставляют вспомнить рассуждения о «генетической предрасположенности» к каким-то плохим поступкам. В данном случае обе стороны помнят об общем происхождении от Киевской Руси. Но затем начинаются рассуждения: «они смешались с другим народом... и это на пользу не пошло». Прямо-таки рассуждения о «чистоте расы». Это, мягко говоря, пугает. Тут тебе и «негативное обобщение» (недостатки относятся ко всему народу), и «презумпция виновности» (уже происхождения достаточно, чтобы подозреваться в преступлении), и «виновность в будущих преступлениях» (к которым генетически предрасположены дети, которые еще ничего дурного не сделали).
Напоследок хочется высказать надежду, что скоро военные действия закончатся. Высокие стороны подпишут договор, который будут соблюдать. А радикалы с обоих сторон будут либо наказаны, либо останутся не у дел. Также хочется надеяться, что информационная война (которая вряд ли когда-нибудь закончится) будет продолжаться более цивилизованно.
15. Ответ на 14., Антон Кизим:
14. Ответ на 1., зиф:
13. Re: Не теряйте голову. И совесть
12. Re: Не теряйте голову. И совесть
11. Re: Не теряйте голову. И совесть
10. Re: Не теряйте голову. И совесть
9. Re: Не теряйте голову. И совесть
8. Re: Не теряйте голову. И совесть
7. Re: Не теряйте голову. И совесть
6. Re: Не теряйте голову. И совесть