Фото: На итоговом мероприятии фестиваля "Вера и слово". Источник: Патриархия.ру.
Выступление Янины Алексеевой (София, Болгария) на панельной дискуссии «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве» в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021 г.):
Болгария – член НАТО и Евросоюза. С соответствующей, евроатлантической медийной ориентацией. Но страна в основной своей массе остается русофильской. Русофобов в ней мало, они очень шумные, агрессивные, у них есть мощная финансовая поддержка и масса самых разнообразных медийных площадок – общественных и частных ТВ, печатных и электронных изданий. Русофобские СМИ, как правило и антицерковные. Учитываются все слои населения, социальные, интеллектуальные и культурные уровни. От журнала для интеллектуалов «Христианство и культура» до дна «желтой» журналистики – сайта «Фактор Бг».
В связи с явным провалом русофобии в Болгарии и тем, что в стране все еще многие знают русский язык и могут получать информацию с русских сайтов, тон основных СМИ в последние 3-4 года стал меняться, появились сайты (единицы!) старающиеся быть объективными в представлении текущих событий. СМИ стали позволять себе пресловутый «плюрализм», но в узких рамках. Здесь нужно отметить и то, что люди, имеющие смелость высказать точку зрения, отличную от евроатлантической, рискуют навлечь на себя неприятности вплоть до потери работы. Тем не менее, такие люди есть и их не так мало.
Церковные СМИ – это официальные сайты Патриархии и митрополий. Где в основном отражаются текущие события. По украинскому церковному вопросу – только если заявление или особое мнение кого-то из митрополитов. Исключение составляют сайт Ловчанской епархии «Предание.Бг» и "Фейсбук"-страница Видинской митрополии. В основном информационное церковное пространство заполняют псевдоцерковные сайты. Участие в них профессорско-преподавательского состава богословских факультетов Софийского и Великотырновского университетов – отнюдь не гарантия качества. В связи со сказанным хотелось бы предостеречь церковных публицистов России, пытающихся анализировать ситуацию в БПЦ по актуальным вопросам на основании публикаций на таких сайтах. Подобная аналитика всегда - «мимо».
Что касается медийного освещения действий Фанара на Украине. Интересно, что еще до возникновения этой проблемы в болгарском журнале «Христианство и культура» появились две статьи. Первая - доцента Богословского факультета Софийского университета Светослава Риболова, в которой говорится: «С ростом напряжения между все более радикализирующимися православными и традиционно православными, с большой долей вероятности в близком будущем предстоит разделение Православной Церкви на две Церкви – прозападную с центром в Константинополе, которая продолжит мирно сожительствовать с западной демократией, которая будет считаться с основными европейскими ценностями и правовыми нормами, и с другой стороны – прорусскую Православную Церковь с центром в Москве, отрицающую демократические права человека и европейский правопорядок» (январь 2017 г.).
Вторая статья (май 2018 г.) – юриста и политика Атанаса Славова «Два политических мира современного православия», где так же обозначены полюсы: прогрессивный Константинополь и зловещая Москва. «Современное православие глубоко раздвоено в своем отношении к политической современности, понимаемой как политический порядок, основанный на демократии, правах человека и верховенстве права. В общих чертах этот разлом может быть проиллюстрирован через отношение Поместных Православных Церквей к демократии, правам человека и международному правовому порядку. В свете проведения в 2016 г. Собора на о. Крит и неучастия в нем четырех автокефальных Церквей можно сделать критический анализ глубоких (гео-)политических разделений в рамках православия – между демократическими государствами, в которых Православная Церковь - активный партнер и участник демократического общества, и авторитарными государствами, где Церкви инструментализованы для поддержки режима».
Освещение украинского церковного вопроса в СМИ в рамках «активного мероприятия» либеральных кругов Болгарии заключалось в представлении проблемы в нужном свете: как битва Москвы и Константинополя за лидерство в православии, как борьбу украинского народа (монолитного!) за независимую от России Церковь. О раскольниках - или ни слова, или (в православной среде невозможно об этом не упомянуть) - как о не таких уж раскольниках, как о прощенных раскольниках п. Варфоломеем (что без покаяния – тоже опускалось). О канонах – или ничего, или искаженно, Максимальное затуманивание проблемы и старание дезориентировать, запутать аудиторию. Для «озвучивания» использовался известный всем костяк вещателей и масса медийных площадок. Вот заголовки некоторых таких публикаций и телебесед в октябре 2018 г.:
Профессор кафедры философии Софийского университета Калин Янакиев: "Московская Патриархия присвоила украинские земли и управляла, не имея прав на это".
Доцент Богословского факультета Софийского университета Дилян Николчев: "Есть ли политическая игра в решении РПЦ относительно Констанитнопольского патриархата?" Конечно, есть – уверен доц. Николчев. И его же, но на другом сайте: "Московская Патриархия в панике".
Доц. д-р богословия и зам. декана Великотырновского университета Мариян Стоядинов: "Русская Церковь упустила возможность завоевать сердца всех православных Украины".
Доц. Богословского факультета Софийского университета Светослав Риболов: "Перезагрузка в православном мире".
Должно признать, что «другому лагерю» все-таки дали слово, а где-то это слово пробилось самостоятельно. Более всего этому содействовал популярный светский сайт «Гласове.com» и его гл. редактор - известный журналист Явор Дачков. Примеры:
Статья профессора Исторического факультета Софийского университета Дарины Григоровой «Выбор стоит не между Москвой и Фанаром, а между Христом и антихристом".
Статья Василианны Мерхеб «Варфоломеев майдан". А вот цитата из статьи доцента кафедры Классической филологии Софийского университета Николая Гочева: «Даруя автокефалию новой „Украинской церкви“, несмотря на то, что на Украине 330 лет существует каноничная и общепризнанная автономная Церковь, Царьград одним махом уничтожает автокефалии всех Поместных Православных Церквей, включая, разумеется, и Болгарскую. И если это решение не будет немедленно отвергнуто, это будет означать, что каждая епархия, приход, любая группа граждан в любой стране, считающие себя православными, сможет игнорировать существующую там Православную Церковь и обращаться к Царьграду с просьбой какого-нибудь вида «автономии». Вот почему Поместные Православные Церкви, если они желают остаться Церквями, должны будут отвергнуть вчерашнее решение Царьградского Синода».
Сайт «Бъди верен», прот. Божидар Главев: «Не стоит недооценивать суицидный потенциал Царьградского Патриархата, который в последние годы систематически расточает веками накопленное огромным трудом духовное наследство Византии по защите Православной Церкви и веры. Возможны такие его действия, которые доведут до тяжких бед во всей Соборной Церкви».
Ежедневная газета «Труд»:
Статья Борислава Цекова (преподаватель по конституционному и церковному праву) "Варфоломей узурпирует власть и аннексирует территории" - квалифицированное объяснение незаконности претензий и действий п. Варфоломея и решения Синода Константинопольского Патриархата.
Д-р Илия Илиев (специалист по политической психологии): "Варфоломей разрушает православие, хочет стать папой" Согласно автору, Константинопольский патриарх имеет почти все признаки еретика и раскольника.
Болгарское национальное радио, проф. Нина Дюлгерова (историк-международные отношения): «Тема автокефалии украинской церкви связана с намного более важной – с целенаправленной борьбой против православия, единства православия».
Портал «Культура», статья Георги Тодорова (богослова, православного публициста) "Украинская геополитика и теополитика": «Церковные события на Украине прискорбны, но они возвещают конец вековой пагубной тенденции в истории земной Церкви – секулярной, модернистской, экуменистской, продажной, отступнической, самообманной и самодовольной. Олицетворением этой смертоносной тенденции в наши дни является патриарх Варфоломей».
На этой же стороне баррикад оказались и болгарские социалисты с их прессой. В газете «Дума» была опубликована яркая статья известной журналистки Велиславы Дыревой «Вор в законе»: «Томос, врученный раскольникам – это против Веры, против Православия, против Церкви, против Бога. Томос – политический инструмент. Для Порошенко – путевой лист на второй мандат. Он так думает. Для обладающих властью неонацистов и «братков» - разрешение грабить церкви и монастыри УПЦ-МП, то есть Русской Православной Церкви, убивать, унижать православных священнослужителей и мирян, расширять территорию гражданской войны на Украине. Для Варфоломея – «нотариальный акт», с которым он «по праву», «в законе», может присваивать и захватывать каноническую территорию Русской Православной Церкви вместе с ее паствой, собственностью и духовными сокровищами. Для США томос – этап в войне против России. Поскольку никакие войны и провокации не сломили Россию, США прицелились в самое ее сердце – в веру. Для вульгарных интересов Запада томос – новый этап войны против Святого Православия. Поместные Православные Церкви поставлены перед фальшивой мафиозно-рекетирской дилеммой: выбирать между неканонической ПЦУ и канонической УПЦ-МП. Между впадшим в ересь Константинополем и Святым Православием… Нет выбора между расколом и Святым Православием. Ни одна Поместная Православная Церковь не имеет права молчать. Особенно – Болгарская».
На сайте Болгарской социалистической партии «Поглед инфо» и на сайте «Гласове» публиковалось и много переводов русских статей по теме, так же – на православном антимодернистском сайте «Бъди верен». Те, кто хотел разобраться в теме, имел такую возможность, даже не зная русского языка. Но активная часть православных Болгарии следит за новостями и публикациями по русским и украинским сайтам и социальным сетям.
В соцсетях в связи с украинским церковным вопросом происходили настоящие сражения. Далеко не все либералы оказались на стороне КП. Многие поняли, какие проблемы это может породить (кроме удовольствия досадить Кремлю). Но остались и непоколебимые:
«ФБ. Вопрос: А кто из них точно глава БПЦ?
Доц. Свето Риболов: Глава – Христос. А БПЦ, согласно своему Уставу, есть нераздельная часть Единой Вселенской Православной Церкви, чьим предстоятелем является Вселенский патриарх. Кому не нравится – в мире есть другие церкви».
Реакции болгар (людей светских и церковных) в соцсетях в основной своей массе – возмущение и поддержка каноничной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.