Шанс на спасение. Православная реабилитация в Санкт-Петербурге

Часть 2



 


Часть 1

 

Исторически в дореволюционной России, что является ключевым моментом и в настоящее время в любых православных амбулаторных и стационарных реабилитационных учреждениях, трезвенническое движение в своей работе руководствовалось не просто стремлением к обретению трезвой жизни, а направленностью именно на трезвение. Трезвость - это здравомыслие, свобода от зависимостей. Трезвение же гораздо более емкое понятие, определяемое как состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно на основе норм и ценностей христианской традиции. Это устойчивость личности к социальным порокам, ее своеобразный духовный иммунитет и каркас, который создается и сохраняется на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнеустройства. Трезвость при этом является лишь возможностью, обязательным условием достижения трезвения. Она лишь устойчивое качество личности, состояние, которого можно достичь: вначале трезвости телесной, затем - трезвости сознания и далее - духовного трезвения. Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение той самой «чистоты сердца», которую должен тщательно хранить при обретении каждый человек, относящий себя к православным христианам. Сущность его в том, чтобы не допускать помыслы в сердце, которые способны привести человека к духовному падению, в том числе к приему психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков. Именно этому учат специалисты фонда «Православная реабилитация», опираясь на программу «Обитель исцеления».

Как и другие христианские добродетели, трезвение неразрывно связано с настоящей, правильно организованной духовной жизнью: достижение его возможно только для человека до глубины души обретшего веру, искренно обращающегося к Богу в покаянии, стремлении очистить себя от сформированного навыка вредного для себя и окружающих поведения, и молитве. Закрепление такого стиля жизни происходит в условиях духовно-ориентированного стационарного реабилитационного учреждения, сроком от 8-ми и более месяцев.

Занятия священнослужителей храма Воскресения Христова с воспитанниками дневного стационара по изучению Святого Писания, катехизации и истории Церкви проводятся еженедельно. Молебны у иконы «Неупиваемая Чаша», воскресные и праздничные Литургии в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала являются для воспитанников и их родителей обязательными. Там же работает и программа постреабилитационного сопровождения. После прохождения реабилитации в стационарных центрах, воспитанник или воспитанница продолжает получать духовно-психологическую поддержку в городских условиях. Еженедельно прошедшие реабилитацию встречаются на занятиях для общения, совместного просмотра фильмов духовного содержания, чаепития и бесед. Участие в этих встречах принимает и психолог, который готов оказать необходимую психологическую поддержку реабилитантам на фазе выхода из реабилитационной общины и погружения в мир радостей и соблазнов большого города.

 

 

Есть список работ и профессий, которые могут быть рекомендованы или наоборот, вредны для бывших наркоманов. Подход при выборе профессии должен быть такой: все, что приносит пользу людям - поощряется, то, что наносит им духовный, психический и физический вред - недопустимо. В частности, не рекомендуется участвовать или даже иметь косвенное отношение: к игорному бизнесу, производству или продажи алкоголя, наркотиков или табака, проституции или эротической продукции любого плана, все, что связано с неоправданной агрессией и насилием, производством и распространением пищевой, псевдолекарственной или иного вида продукции, могущей нанести вред человеку. Для бывших наркозависимых, особенно в течение первых двух лет, рекомендуется работать в коллективе, где не принято принимать психоактивные вещества, нецензурно выражаться. Воспитаннику рекомендуется вести ориентированный на православные ценности образ жизни. Полностью отказаться от потребления алкоголя и табака, блуда, сребролюбия и других искушений мира сего. Выпускник программы продолжает активно участвовать в жизни дневного стационара, регулярно посещает молебны с акафистом, по возможности, лекции на духовные темы. В качестве волонтера, работает с ребятами, желающими излечиться от наркомании, участвует в организации выставок, радиопередач и другой работе пропагандирующий трезвый образ жизни. Периодически, встречается со священником и психологом для бесед, исповеди и причастия святых Христовых Тайн. Кроме того, реабилитант или выпускник, как и любой православный христианин, должен ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, и по силам, сколько сможет - Священное Писание. Такое молитвенное правило, подобно спасательному кругу в житейском море, так как всегда поддерживает человека на поверхности духовной жизни. Кроме всего прочего рекомендуется, по возможности, ежедневное чтение духовной литературы, особенно свят. Феофана Затворника, свят. Игнатия Брянчанинова, преп. Аввы Дорофея и др. Исповедь и причастие проводятся не реже одного раза в три недели. Во время реабилитации и хотя бы некоторое время после нее, воспитаннику рекомендуется ведение личного дневника. В нем он ежедневно фиксирует свои чувства, реакции, искушения и поведение в течение дня. В случае греховных падений, следует найти их причины, и выбрать наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Периодически рекомендуется давать свой дневник на просмотр психологу или духовнику, чтобы получить авторитетные советы и рекомендации.

После переезда в новые помещения цель работы фонда осталась неизменна - помощь наркозависимым и членам их семей в дневном стационаре «Воскресение». Расписание занятий в дневном стационаре недавно пополнилось новыми предметами: от истории Санкт-Петербурга и кинолекториев до основ богословия. Но основное внимание, конечно же, уделяется основам православной веры, вопросам катехизации, изучению Священного Писания, евангельским беседам со священниками и приходящими в гости прихожанами.

Еженедельно проводятся занятия в специальной группе для родителей и близких родственников воспитанников. Эти занятия предусматривают беседы со священниками и психологами. Родители наркозависимых обязаны включиться в процесс реабилитации и посещать такие занятия для созависимых. Результаты душевного и духовного оздоровления родителей благотворно влияют на состояние выздоровления и их детей.

В настоящее время благотворительный фонд «Православная реабилитация» подготавливает воспитанников и воспитанниц для прохождения дальнейшей реабилитации сети реабилитационных центров Выборгской епархии, включающем два мужских центра: «Саперное» и «Красноармейское», и один женский - Свято-Никольскую женскую общину, принимающую на реабилитацию девушек. В них круглогодично ведется работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние, т.е. формирование нового, зрелого сознания и поведения человека. Главным консультантом фонда является протоиерей Сергий Бельков.

 

 

Вкратце о программе «Обитель исцеления». Конечно, сложно в одном материале отразить все тонкости той, по сути своей, ювелирной работы, которую проводят специалисты и волонтеры фонда и реабилитационных центров «Сапёрное», «Торфяное» и «Красноармейское», но кое-что из ключевых моментов на основании предоставленных сведений и собственных наблюдений попробую отразить.

В работе «Обители исцеления» можно выделить четыре основных компонента: коррекционно-педагогический, образовательный, социально-трудовой, духовно-психологический.

 

Коррекционно-педагогический компонент

 

Коррекционно-педагогическая деятельность - это особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения, способствующий полноценной интеграции человека, прошедшего полный курс реабилитации, в социум в постреабилитационный период (период ресоциализации).

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на становление духовной жизни, воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности, а также умений общения, сопереживания. Кроме того, важными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения. Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность - личность», «личность - семья», «личность - общество». Цель всей системы коррекционно-педагогической работы - не только реабилитировать, но и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. Эти поставленные цели реализуются в процессе взаимодействия со сверстниками, специалистами, священниками. Такая «терапия средой» осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха. Терапия средой (от франко-англ. milieu therapy - лечебное воздействие среды, лечение средой) представляет собой использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой подразумевается все, что окружает больного в стационарном учреждении (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором пребывания в стационарном реабилитационном учреждении.

Коррекционно-педагогический компонент программы тесно взаимосвязан с образовательным, социально-трудовым и духовно-психологическим компонентами.

 

Образовательный компонент

 

Все реабилитируемые ребята являются членами приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и два раза в неделю по Новому Завету. На уроках учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни церковной общины.

Комплектование книг библиотеки реабилитационного центра производится с учетом воспитательных задач. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, о художественном и ремесленном творчестве и др. Основа библиотеки, как и положено в православной общине - книги духовного содержания. Собранные в книжном фонде материалы помогают реабилитантам наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни. Из церковной печати подбираются тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Чтение текстов духовного содержания делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательную задачу программы входит написание рефератов, темы для которых выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но и повышает уровень своих знаний, усваивает христианские ценности.

В реабилитационном центре «Саперное» создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления. Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга учит не только овладевать новыми знаниями, но и получать удовольствие от своих пусть и, быть может, не очень больших, но значимых для самого участника программы достижений.

 

Социально-трудовой компонент

 

Одна из самых значимых задач программы «Обитель исцеления» - трудовое воспитание реабилитантов. Сельскохозяйственные, производственные и художественно-творческие работы позволяют воспитанникам в течение года приобрести новые и восстановить имеющиеся трудовые навыки. Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении определенного группой и духовником трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

 

 

В реабилитационном центре «Саперное» построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость части реабилитантов. Там, а также в «Красноармейском» и Свято-Никольской женской общине (реабилитационный центр «Торфяное») имеются приусадебные хозяйства и небольшой сад. В общинах организовано разведение домашнего скота, в «Саперном» построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры.

 

 

Ребята учатся самостоятельно заготавливать дрова, убирать помещения, территорию, обслуживать свои базовые потребности: стирают постельное белье, одежду и т.п. Кто не умеет ничего делать - попадаются и такие - научаются делать это. Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, чтобы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе. Таким образом, они усваивают все необходимые навыки самообслуживания. Постоянный труд формирует у ребят такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

О ценности научения в подобных «Саперному» духовно-ориентированных реабилитационных общинах в своем труде «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями» писала вышеупомянутый академик Российской академии медицинских наук, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, профессор Татьяна Борисовна Дмитриева: «Любое биологическое вмешательство в организм человека не позволяет нужным образом изменить поведение человека. Оно формируется при повторении одного и того же действия сотни и тысячи раз путем, как говорят в психологии, научения. Тем более это невозможно сделать, поскольку поведение наркологического больного представляет собой не просто комплекс определенных действий, а специфический образ жизни, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека... Сам термин установка был позаимствован наркологами у социальных психологов. В свою очередь, возможность формирования установки на воздержание от ПАВ определяется личностными характеристиками больных, такими, как ценностная ориентация, отношение к существующей в обществе морали, психологическая устойчивость и многими другими. Естественно, не менее важную роль играет социальный статус пациента: особенности семейного окружения, опыт трудовой деятельности, возможность реализации позитивных интересов и увлечений и т.п. Эти рассуждения не являются оторванными от жизни абстракциями...» Солидарен с этой точкой зрения и соавтор данной работы - Игонин Андрей Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма того же учреждения. По его мнению, прописанному в его обзорном сообщении «Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России», в сравнении с программой «12 шагов» и сообществами «Анонимные Алкоголики / Анонимные Наркоманы», «более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской Православной Церкви». Автор сообщения рискнул предположить, что плохая приживаемость движения «АА / АН» в России объясняется отличиями в менталитете западного (в первую очередь, американского) и российского жителя. С его точки зрения причин этому две. Во-первых, как он утверждает, у нас мало истинно верующих людей (над чем нужно работать миссионерскому отделу Русской Православной Церкви). Во-вторых, и это является, видимо, решающим, «двенадцатишаговая» программа основывается не на нашей, восточной, а на западной ветви христианства - протестантизме.. Этот момент был учтен и тщательно проработан при разработке и внедрении духовно-психологического компонента программы «Обитель исцеления» в деятельность благотворительного фонда «Православная реабилитация» и сети реабилитационных (терапевтических) сообществ Выборгской и Приозерской епархии.

 

Духовно-психологический компонент

 

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, подключает человека к демонической духовности - недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, входит в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном «забытии» действительности. Так как наркомания - это проблема преимущественно духовная, то и решаться она должна в первую очередь духовными средствами. Духовно-психологический компонент программы потому и является ее центральным звеном.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, воспитанники реабилитационных центров «Саперное», «Красноармейское» и «Торфяное» понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл православной литургической службы, сущность церковных таинств и глубинный смысл молитвы. Именно в храме, многими из них переживается своя личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

 

 

Работа с наркозависимыми специалистами фонда «Православная реабилитация» согласно программе «Обитель исцеления» осуществляется на основе православного понимания человека как единства тела - души - духа. В естественном состоянии человека дух в иерархии триметрии выполняет высшую регулирующую функцию: подчиняет душу, а душа подчиняет себе тело. При духовном поражении человека происходит извращение задуманной Богом иерархии: тело подчиняет себе душу, а душа-дух. Такое нарушение правильной регуляции ведет к патологическим, психическим, душевным изменением и далее к заболеваниям физическим. Именно духовно полноценная жизнь может выполнить задачу восстановления у наркозависимого его человеческого достоинства, правильной иерархии потребностей.

В православии понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл. Представление о том, что достойно, а что недостойно связано с нравственными или безнравственными поступками человека и внутренним состоянием его души. Необходимо, чтобы реабилитанты научились понимать разницу между моралью и нравственностью. Мораль - это система внешних установлений, которая на конкретном историческом этапе развития общества может совпадать или не совпадать с нравственными категориями. Нравственные же категории неизменны, совершенны, даны навсегда нам от Бога в Священном Писании. Восстановление в человеке его достоинства происходит благодаря покаянию, в основе которого лежит осознание греха, стремление изменить свою жизнь. Поэтому ключевым словом духовно ориентированной на Православие реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, которое неизбежно приведет и к изменению поведения. Отвращение человека от прошлого асоциального образа жизни направлено не в пустоту, а к противоположному - возненавидевший грех обращается к добру, правде. Это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь. Покаяние является одним из ключевых моментов православной аскетики, когда человек осознает свой грех и не остается при этом эмоционально нейтральным, а испытывает искреннее чувство раскаяния и отвращения ко греху. И в такой момент священник, православный психолог или психотерапевт, помогая понять страждущему, что с ним происходит, помогая ему увидеть грех, ощутить его губительную природу, дальнейшие последствия от следования ему, выполняет душепопечительскую функцию, поддерживает его на стадии осознания греха, не осуждая, но показывая перспективу его преодоления.

Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков Богом данному достоинству. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены жизни. Согласно своему достоинству, человек призван к добрым делам, он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Именно этому научают в таких реабилитационных общинах как «Саперное», «Торфяное» или «Красноармейское».

Обязательным таинством для каждого реабилитанта является таинство исповеди. К нему воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, как правило, в своей сущности утратил различение понятия греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства, совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и окружающим людям, своим семьям, коллегам по работе. Помочь осознать это дает подготовка к первой исповеди по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. Здесь практикуется древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет. Это еще и важный психолого-аскетический прием. Академик Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил в этой системе сигналы на следующие группы: 1) слова произносимые, 2) слова слышимые, 3) слова видимые. Советский ученый Г.А. Шичко добавил еще один сигнал - слова изображаемые, то есть производимые с помощью письма. А христианская аскетика говорит о слове мысленном, то есть о человеческой мысли в форме словесных образов. Следовательно, во второй сигнальной системе (при всей полноте) используются слова: произносимые, слышимые, видимые, начертанные и мысленные.

Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает, и, наконец, проговаривает, произнося о соделанных грехах на исповеди, то вновь и вновь переживает неправду совершенного им поступка. Как видим, здесь задействованы все виды речи второй сигнальной системы. В процессе покаянного самоанализа воспитанники должны научиться не просто исповедовать осознанные грехи, но и исправлять их делом. Например, вернуть украденную вещь или возместить ее стоимость, попросить прощения у обиженного, исполнить ранее обещанное и т.д. Кроме этого, очень важно научить воспитанников видеть за внешним грехом, лежащим на поверхности, истинную глубинную причину греха.

В современной психотерапии применяется аналогичный прием, который называется «психотерапевтической майевтикой». Например, исповедуется грех осуждения, а что собственно скрывается за этим «нестыдным общим» грехом: зависть или злоречие, клевета или гнев, а может быть тщеславие или месть?..

Осознав это, человек по новому, другими глазами, посмотрит на свои действия, которые ранее всегда для него казались очевидными и не вызывающими каких либо сомнений. Поэтому такое покаяние бывает более осознанным, а значит и более глубоким, а чистосердечная и правильно построенная исповедь уже и есть начало коррекции личности с девиантным поведением.

Не менее важным по значению после покаяния является послушание в смысле отсечения своеволия. «Послушание творит чудеса. Все страсти постепенно исцеляются послушанием». Поэтому нами, в том числе и посредством епитимии, то есть исполнением исповедовавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (молитва, пост и т.п.), воспитанникам прививается понимание необходимости послушания в деле исцеления от зависимости.

Развитие послушания у воспитанников можно условно разделить на три этапа или степени.

I степень: послушание выполняется воспитанником, ради того, чтобы не стать преслушником, т.е, не нарушать дисциплину.

II степень: послушание выполняется, чтобы иметь спокойную совесть и уважение к себе.

III степень: послушание выполняется по любви.

Очень важной составляющей реабилитационного процесса являются духовные беседы. Они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Духовные беседы - это наиболее благоприятное время для изучения личности воспитанника, выяснение его внутренней готовности действовать так или иначе в определенной жизненной ситуации, что на языке современной психологии называется установкой. Периодически ребята из мужского реабилитационного центра «Саперное» принимают сестер из Свято-Никольской женской реабилитационной общины для проведения совместных духовно-ориентированных мероприятий, а также работ по дому и территории, что научает обе стороны здоровым социальным ролям без воздействия каких-либо психоактивных веществ, дает верные установки.

 

 

Установка - психологический орган, который объединяет внутреннее и внешнее, сознание и поведение. Поэтому при выявлении у воспитанников деструктивных жизненных установок, неадекватных психологических защит, ложных представлений и ценностей, постоянно предпринимаются попытки заменить их на здоровые, зрелые, одухотворенные.

Однако недостаточно просто заменить установку. Необходимо развивать в воспитаннике решимость поступать по совести, по евангельским заповедям. Установка должна укрепиться, ей нужно «навыкнуть», стать навыком, быть конкретной. И тогда в нужное время установка станет не просто мыслью, а интенсивной силой, которая поможет в момент искушения устоять в свободе от греха. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорены другие возможности. Она не ограничивается обсуждением только вероучительных вопросов или духовно-эмоциональных проблем, но в ней могут обсуждаться вопросы бытового, семейного и другого характера.

Для развития и укоренения в душах воспитанников братской любви, а не только ее видимости, на каждую неделю составляются «Евангельские заповеди дня». Они напоминают воспитанникам о необходимости следования достойного выбранному пути образу жизни. Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая-либо заповедь. Она разъясняется воспитанникам выпускниками-волонтерами на основании толкования святых отцов Церкви. Заповеди на неделю вывешиваются в кельях, где проживают реабилитанты, и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия, запоминая заповедь, например: «...Не судите, да не судимы будите», старается прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в понедельник, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та или иная из заповедей как при проживании в реабилитационной общине, так и до приезда в обитель.

Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение. В данном случае включается когнитивная сфера, то есть происходит процесс суждения, запоминания и сохранения знаний. Знание заповеди вначале воспринимается реабилитантами как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращается в личностный опыт и убеждение.

 

Еще одной жемчужиной святоотеческого духовного наследия является чин принятия Обета трезвости. Этот чин был установлен Русской Православной Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя в прошлом химически зависимому человеку, давшему обет, вручается специальная «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок, впоследствии может быть увеличен на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе обет может быть продлен и на всю жизнь.

Ведущее значение в изменении патологических стереотипов поведения реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Нужно стараться выстроить отношения «священник - воспитанник» так, чтобы наставление принималось не только умом, но и сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Всем - духовнику, воспитанникам, их родителям, другим близким родственникам необходимо понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, или обещание кем бы то ни было скорого исцеления от нее, есть безумие, от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд, пока не будет побеждена страсть.

Святитель Феофан Затворник пишет, что через отпадение от Бога в человеке образуется пустота, которая непрестанно возжигает в нем ни чем не удовлетворимую жажду - неопределенную, но непрестанную. «Человек встал над бездонной пропастью, всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения».

Такой экзистенциальный, смысловой вакуум, возникающий у наркозависимого после отказа от наркотиков, полноценно заполнить и сформировать у наркомана идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиков вместе с отказом от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни, способно только христианское мировоззрение.

Духовно-ориентированная программа «Обитель исцеления» демонстрирует на протяжении уже почти 20 лет свою высокую эффективность. Около 70% наркозависимых, завершивших полный курс реабилитации и ресоциализации в центрах «Саперное», «Красноармейское» и «Торфяное», находятся в состоянии устойчивой ремиссии.

Совсем недавно произошло событие, поднявшее на новый уровень перспективы повышения качества проводимой с попавшими в беду ребятами работы в соответствии с программой «Обитель исцеления» - приход храма Коневской иконы Божией Матери, окормляющий эти реабилитационные центры, заключил договор о сотрудничестве с Русской христианской гуманитарной академией, РХГА. Предметом договора является организация практики магистрантов факультета психологии и философии РХГА на приходской территории в поселке Саперное, с целью получения практических навыков работы психолога. Таким образом, с ребятами и девушками будет более усиленно заниматься православно ориентированные и профессионально подготовленные психологи и психотерапевты.

Организация реабилитационной среды в загородных центрах строится по образу правильной большой многодетной семьи и общин монастырского типа, по описанной выше духовно-ориентированной программе «Обитель исцеления». С начала своего существования и по сегодняшний день «Обитель исцеления» несет на себе функции учебно-методического центра, где благодаря трезвому и общинному образу жизни, Таинствам Церкви воспитанники учатся изменять свои греховные привычки на добродетели, заполнять духовную пустоту верой, ложную надежду на себя - истинной надеждой на Бога. Четко отлажена и работа по оказанию психологической помощи и духовному просвещению и членам семей наркозависимых через различные формы: психологические тренинги, консультации, работа с родственниками, беседы со священнослужителями.

В «Обители исцеления» под наставничеством протоиерея Сергия Белькова, одновременно и психолога, многие годы окормляющего духовно Санкт-Петербургское Общество православных психологов, руководителя епархиальных реабилитационных центров для потребителей наркотиков, сформирована уникальная команда единомышленников, включающая священнослужителей, психологов, сотрудников, волонтеров, вносящих каждый на своем месте частичку любви и тепла для рождения нового человека во Христе.

Как уже было сказано выше, для прошедших реабилитацию осуществляется поддержка в группе постреабилитационного сопровождения (минимум 3 месяца). Занятия группы проводятся еженедельно по вечерам в дневном стационаре «Воскресение» на территории храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.

 

 

Помимо всего прочего, благотворительный фонд «Православная реабилитация» осуществляет взаимодействие с реабилитационными центрами других епархий Русской Православной Церкви, куда могут перенаправляться воспитанники, и откуда могут быть взяты на реабилитацию наркозависимые молодые люди, проживающие в тех регионах.

Тот, кто захочет изменить свою жизнь, поверит в предлагаемую помощь, найдет в себе силы для этой работы и доверится сотрудникам фонда «Православная реабилитация», получит «Обители исцеления» возможность положить доброе начало делу спасения своей души, обретению стойких навыков трезвения и радости в уже потерявших надежду на счастливый исход болезни семьях.

Координаты благотворительного фонда «Православная реабилитация»: г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 116, пом. 304

 

 

Контактный телефон дневного стационара: +7-931-540-01-40

Сайт: www.sapernoe.ru

Шанс на спасение есть у каждого. Его лишь нужно разглядеть как спасительный маячок среди массы сверкающих и смертельно ослепляющих соблазнов и искушений нашего времени: наркотиков, сект, блуда и иных извращений современного непростого мира. Сориентироваться на этот немеркнущий огонек и смело вступить в найденной душеспасительной обители на путь исцеления.

Список использованной литературы:

 

1.       Бельков С.Н. Духовно-нравственный подход освобождения от наркотической зависимости молодёжи на первом этапе реабилитации в условиях Дневного стационара «Сапёрное». // Наркология. - 2012. - N3 - С. 67-69

2.       Бельков С.Н. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей (на основе эмпирического опыта православных реабилитационных центров Санкт-Петербургской епархии). //Наркология. - 2009. - N11. - С. 86-91

3.       Бельков С.Н., Бархатова А. «Мною всегда двигало желание помогать людям...» [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/11/15/mnoyu_vsegda_dvigalo_zhelanie_pomogat_lyudyam/

4.       Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж: Ymca-press, 1939. - 222 с.

5.       Березин С.В. Наркомания глазами семейного психолога // С.В. Березин, К.С. Лисецкий - СПб, 2005 - 15 с.

6.       Берестов А.И., Каклюгин Н.В. Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами. Часть 1. // Наркология. - 2013. - N4. - С. 79-97. [Электронный ресурс]. URL: http://narkotiki.ru/5_42994.htm

7.       Влахос И. Православная психотерапия. // М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. - 368 с.

8.       Дмитриева Т.Б. Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране/ Т.Б. Дмитриева //Наркология. - 2006. - N3. - С. 6-18

9.       Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л. Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. - Наркология. - N1. - 2006. - С.56-60.

10.    Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. // М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

11.    Игонин А.Л. Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России. Обзорное сообщение // Наркология. N1. - 2007. - С. 54-58. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html

12.    Ильин И.А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1216 с.

13.    Ильин Е.П. Пол и гендер / Питер, 2010 г.

14.    Коренькова А. Саперное. Там, где спасают наркоманов. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1633

15.    Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. // СПб., 2004. - 81 с.

16.    Преп. Нил Сорский. Устав о скитской жизни в изложении еп.Иустина. // М., 1892. - 34 с.

17.    Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Б.Д. Карвасарского. - 3-е изд., переработанное и дополненное // СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

18.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // М., 1989. - 522 с.

19.    Свт. Феофан Затворник. Душеполезные поучения. // Оптина Пустынь. 2008. - С. 206

20.    Софронов А.Г. Наркоситуация в Петербурге // Домашний доктор. - N5/141. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/1071

21.    Хачатурян С.Д. Социально-психологическая подготовка осужденных женщин к освобождению. Диагностика, психокоррекция и обучение. / Хачатурян С.Д., Ильин А.В., Федоренко В.В., Гутман К.А. - Владимир. - 2010.

 Ирина Владимировна Спицына, журналист, г. Санкт-Петербург

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Спицына:
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
Что объединяет замминистра Олега Салагая и миллиардера Майкла Блумберга?
О подоплёке активизации борьбы с электронными сигаретами в России
27.02.2020
Что восторжествует на этот раз: закон или беззаконие?
12 марта в Ростовском областном суде будут рассмотрены жалобы адвокатов Николая Каклюгина и апелляционное представление гособвинения, касающиеся приговора Пролетарского районного суда
27.02.2020
«Подстрекатели должны нести залуженное наказание»
Владимир Путин призвал МВД предельно жестко реагировать на все факты произвола, фальсификаций, подлога
26.02.2020
Сдержим ли наркотический натиск?
Евгений Брюн прав в том, что Запад навязывает России толерантное отношение к наркотикам
19.02.2020
Все статьи темы