itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Шанс на спасение. Православная реабилитация в Санкт-Петербурге

Часть 1

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
1864
Время на чтение 17 минут

Проблема патологических зависимостей, особенно алкоголизма и наркомании, является одной из острых социальных проблем современного общества. Особую сложность она приобрела в нашей стране в условиях развивающегося мирового экономического кризиса, ставшего проблемой и нашей страны.

Не могла не коснуться эта проблема и Санкт-Петербурга. Уже который год Питер занимает лидирующие позиции в списках российских городов - лидеров по наркопреступности и уровню наркомании среди трудоспособного населения. Во многом это определяется тем, что он является крупнейшим портовым мегаполисом в России и, как следствие, транзитно-перевалочной базой наркотрафика. При этом, как сообщает главный нарколог Санкт-Петербурга Александр Генрихович Софронов, у нас получили распространение тяжелые наркотики, пока еще малоизвестные в других регионах, употребление которых сопряжено не только с зависимостью, но и с высокой смертностью, а сами пациенты создают колоссальную нагрузку на учреждения здравоохранения. Кроме того, по его словам, в нашем городе работают общественные организации, занимающиеся реабилитацией наркозависимых. Их результат не учитывается государственной статистикой, однако, и они вносят свой вклад в общее дело. Многие из них работают в сфере реабилитации и последующей ресоциализации наркоманов. При этом значительная их часть на самом деле занимается через подобные программы вербовкой адептов для своих новоиспеченных религиозных групп, не относящихся к классическим религиозным вероисповеданиям: православным, католикам, буддистам, исповедующим иудаизм и ислам. Они манипулируют сознанием своих подопечных и их родственников, делая их при помощи определенных психотехнологий подневольными марионетками своих новых хозяев. Раньше хозяином был наркотик, теперь кукловодом становится новоявленный гуру или, как их называют на протестантский манер - пастор. А его верноподданные адепты далее по цепочке пытаются привести в свои группы нетрадиционной религиозной ориентации, используя все те же манипулятивные приемы вербовки, все новых и новых людей. Таким образом Россия становится зависимой как от алкоголя, табака и наркотиков, убивающих тело, так и от западных проповедников, разрушающих души и дух наших с вами соотечественников. Превращая россиян в презирающих свою историю, культуру и веру «послушников» инославных государств и откровенно сектантских группировок.

Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства, общества, религиозных институтов и науки, плоды совместных трудов здоровых сил не приносят в полной мере желаемого результата. Проблема наркомании остается нерешенной, а с приходом новых наркотиков типа «спайса», мощнейшего наркотика, синтетической конопли и высокотоксичных «солей для ванн» осложнилась еще больше. Вместе с тем наглые и беспринципные пиарщики нетрадиционных религиозных движений, в первую очередь, неопятидесятники, позиционирующие своих лидеров как высокомудрых профессионалов в сфере реабилитации и ресоциализации наркозависимых, несмотря ни на что, завоевывают доверие у населения. Краткий экскурс в ситуацию изложен в резолюции рабочего совещания депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых». См. здесь: http://www.narkotiki.ru/5_75885.htm Идет атака на страну, идет атака на нашу молодежь. Под видом благодетелей России страну накрывает волна лжемессий, работающих и в сегменте антинаркотической деятельности. И координаторы их работы проживают отнюдь не в России. Более подробно об этом см. здесь: http://ruskline.ru/analitika/2014/12/10/zavisimoe_povedenie_i_zhazhda_strasti_iz_narkomanov_v_harizmaty_okonchanie/ При этом настоящие, искренние делатели добрых дел, спасения душ и жизней своих сограждан, не способные к превозношению себя и своих заслуг перед Отечеством, правительством России и предстоятелями Русской Православной Церкви, нередко остаются в тени. Так быть не должно - страна должна знать своих героев - участников антинаркотического фронта, а родственники наркозависимых и сами наркоманы - понимать, где можно получить реальную помощь и освобождение от деструктивной зависимой модели поведения, а в каком случае переключиться с химической зависимости не на нормальную жизнь, а на новую, мощнейшую психологическую и духовную зависимость. С целью пояснения этого момента и подачи ориентиров на душеспасительное направление Северо-Запада России подготовлен данный материал.

Для начала небольшое пояснение. Современная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимое хроническое заболевание, при котором возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии. Считается, что по мере приема наркотиков развивается три главных клинических феномена:

1) Психическая зависимость;

2) Физическая зависимость;

3) Толерантность, или привыкание к наркотику.

Общеизвестно, что чисто медицинский, наркологический подход к лечению наркологических заболеваний не способен обеспечить качественный выход пациента в трезвую жизнь, в стойкую длительную ремиссию. Госпитализируя наркологического больного, мы лишь на короткое время лишаем его возможности принимать наркотики. Дезинтоксикация и общеукрепляющая терапия позволяют устранить физическую зависимость. Однако основной фактор сохранения и развития наркомании - психическая зависимость, в рамках существующего психиатрического и психотерапевтического подходов может быть далеко не всегда.

Это подтверждается исследованиями авторитетных российских ученых. Так, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Борисовна Дмитриева в 2006 году в своей работе «Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране», опубликованной в журнале «Наркология», писала: «Даже такой сложный и трудоемкий метод, как групповая дискуссионная психотерапия, не дает возможности добиться глубоких изменений в духовной сфере пациента, без которых во многих случаях невозможен его полный отказ от употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Должны произойти кардинальные сдвиги в мировоззренческих позициях больного, в характере его взаимодействия с партнерами по употреблению ПАВ и другими лицами, в представлениях о нормах поведения, которых он должен придерживаться. Не меньшее значение имеют перемены в отношении к семье, а также, возвращение к производственной и творческой деятельности, восстановление разносторонних интересов и увлечений. Для достижения всех указанных изменений необходима социальная реабилитация наркологических больных (по терминологии Всемирной организации здравоохранения - это возвращение пациента к активной, общественно полноценной жизни). Наибольшего эффекта удается добиться при помещении больных в реабилитационные центры (коммуны, терапевтические сообщества, терапевтические общины), где они длительное время - от нескольких месяцев до нескольких лет - пребывают в принципиально иной социальной среде по сравнению с той, в которой существовали ранее. При этом на человека должно оказываться глубокое влияние со стороны нового сообщества в целом и позитивных лидеров в частности. Очень полезно привлечение к работе «бывших» больных алкоголизмом и наркоманиями. Необходимы жесткий распорядок дня и интенсивная трудовая деятельность, приносящая, однако, творческое удовлетворение».

Происходящий в таких учреждениях процесс называется социальной реабилитацией. Социальная реабилитация - это выполнение на деле жизненной мудрости: «Дать человеку рыбу, значит накормить его один раз. Научить человека ловить рыбу, значит накормить его на всю жизнь». Делу жизни можно научиться, осваивая сначала маленькие жизненные дела, постепенно переходя к большим, серьезным. Что и происходит в условиях центров социальной реабилитации алкоголиков и наркоманов, создающихся в тесном взаимодействии с учреждениями и конкретными священниками Русской Православной Церкви.

С православной точки зрения любая аддикция или иначе, зависимость - это страсть. Именно на устранение различных ее проявлений и направлена деятельность любого духовно ориентированного центра социальной реабилитации наркозависимых. У святых отцов Церкви и подвижников страсть понимается, прежде всего, как порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе волю. Страсть - это образовавшаяся в нашем естестве наклонность и сильное постоянное и неудержимое влечение ко греху. «Страстью, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - называется уже самый порок (греховный помысел, осуществляющийся в греховном деле), от долготы времени вгнездившийся в душе и через навык, сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стре­мится». Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становит­ся как бы второй его природой, основным ядром его чувств и хотений. Подобным же образом определяет страсть преподобный Нил Сорский. Страстью он называет такую греховную склонность и такое греховное действие, которое, долгое время, гнездясь в душе, посредством привычки, обращается как бы в естество ее. Другие святые отцы отмечают, что страсть это сильное движение (возбуждение) порочного чувства, пленившее волю и приносящее человеку душевное и телесное страдание.

Духовная психотерапия людей с патологическими зависимостями, которая взята за основу в реабилитационных учреждениях Русской Православной Церкви, рассматривает человека не только как больного, нуждающегося в лечении тела, психотерапии, психокоррекции, но и как грешника, которому может помочь освободиться от своего пагубного пристрастия комплексное полноценное лечение с обязательным задействованием в терапии духовного уровня личности. Русский философ Николай Александрович Бердяев в своем труде «О рабстве и свободе человека» так писал об этом: «Всякая одержимость низкой ли страстью или высокой идеей означает утрату духовного центра человека... Синтезирует и приводит к единству душевный процесс активное духовное начало. Это и есть выработка личности. Центральное значение имеет не идея души, а идея целостного человека, объемлющего духовное, душевное и телесное начала...» Православная антропология, наука о человеке, его природе и содержании, различает три реалии - тело, душу и дух. Именно дух является стихией свободы в человеке, ибо тело его не свободно, подчинено законам вещественной природы. Несвободна и душа человека. Она, как пишет религиозный философ Иван Александрович Ильин, «связана своим внутренним устройством, которого сама не создает и разрушить не может... Но духу человека доступна свобода... Дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар - вывести себя внутренне из любого жизненного содержания... Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни». Опыт самопознания, близкий интроспекции в психологии, опыт православной аскетики открывает обширную область значимых для психологии личности явлений: помыслы, страсти, грех, покаяние, откровение, благодать и прочее. Особенно важно, что категория опыта является общей для антропологии, классической и христианской психологии и психотерапии.

Использование церковного опыта исцеления от патологических зависимостей позволяет говорить о существовании надежного и эффективного направления во врачевании души - православной психотерапии. Термин «православная психотерапия» имеет научное обоснование. Как указывается в «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского, «...православная психотерапия - совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная). Выделяемое в самостоятельное направление, православная психотерапия определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основе лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия.

Опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви кардинально отличается от аналогичной области знания - как в современной научной психотерапии и психологии, так и в инославных религиозных системах.

Именно на таком понимании духовно ориентированной работы с патологическими стереотипами поведения базируется авторская духовно-ориентированная программа «Обитель исцеления», направленная на реабилитацию зависимой (в основном, от наркотиков) молодежи. Программа работает уже 19 лет, но презентована была лишь в 2007 году (см. http://www.rusk.ru/st.php?idar=173417 ) «Обитель исцеления» - это организованная, системная форма реабилитации наркозависимых, первоначально созданная для мужчин при православном приходе храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное в 1996 году.

Она планомерно реализовывалась сотрудниками Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии до момента его ликвидации в прошлом году - указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия от 5 сентября 2014 года Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии был преобразован в иное епархиальное подразделение и перестал существовать как самостоятельная структура. Это несколько осложнило, но не остановило работу. На сегодняшний день программа «Обитель исцеления» реализуется в трех загородных реабилитационных центрах: головной - мужская община в поселке Саперном, Свято-Никольская женская община в поселке Торфяном и еще один мужской центр в Красноармейском.

Теперь небольшой экскурс в историю становления Северо-Западного сегмента церковной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Первые реабилитационные центры в Санкт-Петербургской митрополии получили наименование «Обитель исцеления» по названию вышеуказанной авторской программы, созданной сотрудниками Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии. С момента создания в 2003 году бессменным руководителем Отдела был протоиерей Сергий Бельков. Он же автор программы «Обитель исцеления», инициатор, координатор и участник создания сети реабилитационных центров в Санкт-Петербургской митрополии.

Прежде чем разрабатывать собственную программу реабилитации наркозависимых и запускать проект «Сапёрное», отец Сергий внимательно лично ознакомился с реабилитационным процессом в бразильской сети загородных реабилитационных центров (терапевтических сообществ) «Fazenda Da Esperanca» («Фазенда Надежды»). Слово «фазенда» в России, благодаря бесконечным сериалам, обрело ироничный оттенок, но это несколько иной случай. Не только в Латинской Америке, но и во всем мире специалистам известна эта достаточно крупная структура, куда уже более 20 лет стекаются в надежде излечиться наркоманы со всего света. Она была основана католическим священником Хансом Стапелем и тогда еще молодым Нелсоном Джованелли. Базовым элементом этого движения стала любовь к ближнему. И неважно кто этот близкий, и что сделал. Ребята зарабатывали тем, что стригли траву у домиков, Нелсон работал в своем кооперативе, отец Ханс оказывал духовную поддержку. И так, со временем, была подарена первая земля, с небольшими постройками, где впоследствии и была основана первая «Фазенда Надежды». По прошествии почти тридцати лет, она разрослась до нескольких десятков реабилитационных центров в Бразилии и за рубежом. Именно этот опыт вместе со святоотеческими принципами борьбы со страстями был взят за основу при построении авторской программы «Обитель исцеления».

Программа получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II на распространение в других епархиях Русской Православной Церкви. Опыт «Сапёрного» оценен многими специалистами, поддержан федеральными и региональными антинаркотическими структурами. Церковная система помощи людям с патологическими зависимостями, созданная и работающая в Санкт-Петербургской митрополии, получила заслуженное признание на региональном и федеральном уровнях уже достаточно давно. По заключению специалистов Окружной антинаркотической комиссии при Полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе в июне 2003 года было принято решение: «Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитационному сопровождению нарко- и алкоголезависимых, и рекомендовать накопленный опыт к распространению». А также рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации, находящимся в пределах округа, включить в целевые программы по борьбе с наркоманией и реабилитации наркозависимых финансирование православных реабилитационных центров. В 2004 году проект реабилитации наркозависимых при храме Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперном Ленинградской области стал победителем всероссийского «Социального форума», организованного Центральным исполнительным комитетом Всероссийской политической партии «Единая Россия». Он был признан лучшим среди более чем двух тысяч региональных заявок. Грант храму 27 сентября 2005 года вручил вице-губернатор Ленобласти Николай Пустотин. Чуть раньше, в июне 2005 года губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко отметила успешную работу в области реабилитации больных наркоманией благодарственной грамотой. В феврале 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в письме на имя Полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова благословил распространение опыта Епархиального реабилитационного центра «Саперное» во всех епархиях, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Центр «Саперное» стал победителем всероссийского конкурса Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) как лучшая программа в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, а также социальной реабилитации больных наркоманией за 2005-2006 год (в 2007 году). В 2010 году качество программы было подтверждено со стороны главного антинаркотического ведомства страны, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - руководитель реабилитационного центра для наркозависимых в поселке Саперном, реализующего программу «Обитель исцеления», протоиерей Сергий Бельков получил из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в присутствии председателя Государственного антинаркотического комитета Виктора Петровича Иванова государственный сертификат системы добровольной сертификации (СДС) за N1. Система разработана Научно-исследовательским центром ФСКН России, выдача сертификата подразумевает проведение и вынесение положительной экспертной оценки на соответствие общественных и религиозных реабилитационных организаций определенным, достаточно жестким критериям отбора. Таким образом, вручение первого сертификата качества по данной системе стало признанием на самом высшем государственном и церковном уровне качества проводимой Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и сотрудниками реабилитационного центра «Саперное» работы по запуску и развитию региональной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Несколько позже началось достаточно тесное сотрудничество с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко, которая одобрила решение городской антинаркотической комиссии о выделении под новый проект протоиерея Сергия Белькова земельного участка в размере двух гектаров в районе «Парнас» для постройки там специализированного комплекса, организованного на принципах функционирования дореволюционных трезвеннических обществ. Однако, губернатор сменился и эта уникальная для нашего времени идея, позаимствованная из богатого наследия Русской Православной Церкви, несмотря на свою высокую социальную значимость, так и осталась нереализованной.

Одновременно той же командой создавались и реализовывались другие проекты. Общеизвестно, что наркомания поражает не только мужское население. По данным ряда авторов, в России женщины в 5 раз чаще привлекаются к уголовной ответственности за распространение наркотиков. Уровень преступности среди женщин в структуре всей преступности составляет около 15%. Однако женская доля в общей структуре правонарушений, за незаконный оборот наркотиков составляет более существенную часть - до 24,3%. Уголовно-правовая характеристика совершаемых женщинами преступлений представлена в основном тремя группами правонарушений: преступления против личности, преступления против экономики, преступления против здоровья населения и общественной нравственности, что включает в себя незаконный оборот наркотиков. Все это - огромный пласт проблем, включая проблемы материнства и детства. Наркоманы-родители, матери-наркоманки и их дети - серьезная угроза здоровью нации. При этом нужно понимать, что женская преступность, особенно связанная с незаконным оборотом наркотиков, является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым человеческим ценностям. Со всем этим у нас сегодня серьезные проблемы (убрала бы совсем).

Учитывая особую значимость женщины для существования общества - ее физического, душевного и духовного здоровья, при православном приходе Коневской иконы Божьей Матери наряду с епархиальным мужским реабилитационным центром «Саперное» был организован женский реабилитационный центр «Торфяное», на территории которого был заложен и впоследствии при участии реабилитантов построен Свято-Никольский храм.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации, согласно программе «Обитель исцеления», лежит в восстановлении духовных конструктивных ориентиров, изменении мировоззрения, переосмыслении прошлого жизненного опыта, в воспитании реабилитируемых наркозависимых ребят на основе традиционных для России исторических, духовных и культурных ценностей. Принципы, используемые при душепопечении в этих реабилитационных центрах, строятся с учетом христианской антропологии, психологии, физиологии, гомилетики, аскетики и других важных духовно ориентированных дисциплин.

Программу «Обитель исцеления» реализует созданный в 2011 году благотворительный фонд «Православная реабилитация». С момента своего основания сотрудники фонда под руководством протоиерея Сергия Белькова, совместно с Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии проводили работу по оказанию духовно-психологической и реабилитационной помощи зависимым и их близким. Для этих целей в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга был создан дневной стационар «Воскресение», где в течение трех месяцев наркозависимым ребятам, решившим отказаться от употребления наркотиков, и их близким, оказывалась психологическая поддержка, и проводились занятия по духовному образованию. После окончания мотивационного этапа в дневном стационаре, воспитанники направлялись в загородные центры социальной реабилитации Выборгской и Приозерской епархии, а так же в реабилитационные центры других епархий Русской Православной Церкви. С момента ликвидации Отдела мало что изменилось - реабилитационный процесс продолжается непрерывно. Сеть из трех стационарных центров социальной реабилитации наркозависимых в Ленобласти и амбулаторное подразделение в Санкт-Петербурге уже который год неформально выполняют функции церковного учебно-методического центра. Практически все наиболее известные церковные реабилитационные учреждения, созданные в России, либо работают в соответствии с программой «Обитель исцеления», либо их сотрудники проходили здесь стажировку. В планах стоит расширение фонда как учебной базы, завершение строительства центра и храмового комплекса в Красноармейском, который на выездном заседании Государственного антинаркотического комитета в 2011 году рекомендован полномочным представителем Президента по Северо-Западному федеральному округу как Северо-Западный научно-методический центр.

С декабря 2014 года первичное звено реабилитации вместе с сотрудниками благотворительного фонда «Православная реабилитация» переехало в приходское здание при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Построенный в 1894 году на народные пожертвования, храм стал поистине лучом света в темном царстве рабочих окраин Петербурга, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами. Вскоре силами прихода открылись церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова Народный храм. Именно здесь зародилось знаменитое питерское Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут как воздух и на тот момент стало фундаментом для мощнейшего многотысячного движения за народную трезвость.

С тех пор храм Воскресения Христова продолжает и развивает традиции российских трезвеннических общин, осуществляет просветительскую и книгоиздательскую деятельность. Работа сотрудников дневного стационара «Воскресение», задачи которого полностью созвучны с задачами трезвеннического движения современной России, нашла поддержку у настоятеля и священников храма. Теперь они работают в едином союзе.

Окончание следует...

Ирина Владимировна Спицына, журналист, г. Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Спицына
Все статьи Ирина Спицына
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59