Ну что тебе сказать про Сахалин?..

Этническая история островной области

Бывший СССР 
0
2149
Время на чтение 30 минут

Скандал вокруг деятельности бывшего губернатора Сахалина вызвал некоторый, и, к сожалению, в основном нездоровый интерес к великому острову. Но его история вовсе не сводится только к тому, что градоначальнику секут, а обыватели трепещут. История выдающихся мореплавателей, отважных землепроходцев, доблестных солдат и моряков, мудрых дипломатов, волевых администраторов - все это история Сахалина. Но каторга, волюнтаризм, предательство, коррупция - и это тоже история Сахалина.

Между тем, нынешний год выпадает на множество юбилеев, связанных с Сахалином. В 1805 году его исследовал Крузенштерн, в 1850 году началось русское освоение острова, в 1875 году он был объявлен в нераздельном владении Российской империи, но уже в 1905 года ровно на 40 лет южная половина острова принадлежала Японии. И, наконец, в 1945 года весь Сахалин и Курильские острова стали полностью нашими.

Сахалинская область, включающая в себя остров Сахалин и Курильские острова, относится числу наиболее своеобразных регионов исторической России. Сахалинская область - единственная в России, полностью расположенная на островах. Но, разумеется, не в этом своеобразие этнической истории области. Собственно, на территории единой Сахалинской области можно выделить три подрегиона со своей этнической судьбой - 1.Северный Сахалин; 2.Южный Сахалин; 3. Курильские острова.

Сахалин - большой остров, вытянувшийся на 948 км с севера на юг. Он отделен от материка Татарским проливом и узким проливом Невельского. Северная треть Сахалина занята в основном Северо-Сахалинской низменностью. Восточное побережье в этой низменной части острова изрезано множеством лагун, вытянутых цепью вдоль берега и отделенных от моря песчаными косами. Остальные две трети острова гористы.

Климат Сахалина, как и прилегающей материковой части Дальнего Востока, муссонный. Зимний муссон, идущий с охлажденного материка, обусловливает суровость зимы; с летним муссоном связаны дожди и туманы, особенно интенсивные на побережье. Зимой в горах относительно много снега. Но, впрочем, поскольку Сахалин очень вытянут в меридиональном направлении, то климат на севере и юге острова очень различный - на севере почти тундра, на юге - почти тропики.

Люди заселили Сахалин еще со времен палеолита. Ко времени появления на Сахалине европейцев в XVII веке южную часть острова заселяли айны - коренные жители Японии, Курил. Северную часть острова, наряду с низовьями Амура, населяли гиляки (ныне - нивхи).

В 1643 году у берегов Малой Курильской гряды появились голландцы. В июле того же года они увидели берега Сахалина, но из-за сильного тумана капитан голландцев М.Г. де Фриз сделал вывод, что Сахалин является частью Хоккайдо. Вскоре началась эпоха русских открытий Сахалина. Первооткрывателями Сахалина были русские казаки-землепроходцы, пришедшие на Амур из Якутска. В 1639-1641 гг. отряд казаков Ивана Юрьевича Москвитина оказался вблизи понизовья Амура. Москвитинцы побывали на Шантарских островах. Здесь они от местных жителей получили первые сведения об Амуре и острове Сахалине. Анализ текста документов позволил достоверно установить, что зимой 1639-40 году на Охотском побережье местные эвены, хорошо знавшие морской путь к устью Амура, впервые сообщили русским о существовании «островов Гиляцкой орды», где живут «гиляки сидячие, а у них медведи кормленные».

Однако русские зверопромышленники предпочитали продвигаться в богатые морскими млекопитающими моря воды вокруг Камчатки и Аляски. В силу этого, Сахалин на какое-то время оказался в стороне от продвижения русских. Весь XVIII век русские, продвинувшиеся далеко в земли и моря Северной Америки, не интересовались Сахалином. Положение изменилось только в начале XIX столетия. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерн предпринял первое значительное исследование Сахалина.

Подойдя к Сахалину 14 мая 1805 г. его корабль бросил якорь в заливе Анива. И.Ф. Крузенштерн детально исследовал остров, ознакомился с жизнью айнов и раздал им подарки. Летом того же года участники экспедиции описали и положили на карту всё восточное и северо-западное побережье Сахалина, а так же 14 островов Курильской гряды. Однако Крузенштерн посчитал Сахалин «полуостровом», считая, что он соединён с материком песчаным перешейком.

К этому времени в водах Сахалина и Курил стали появляться японцы. Несмотря на географическую близость, Япония в начале XIX века только начинала освоение северной части острова Хоккайдо (севернее которого находится Сахалин). Только в 1807 года первая группа самураев перезимовала на севере Хоккайдо. Отдельные японские рыбаки уже пытались вести лов в водах вокруг Сахалина, а отдельные купцы начали не регулярную торговлю с аборигенами. Таким образом, Сахалин и Курилы в то время были еще «ничейной» землей (мнения аборигенов в счет не шло).

В 1805-07 гг лейтенант Н.А. Хвостов мичман и Г.И. Давыдов на кораблях «Юнона» и «Авось» совершили экспедицию к берегам Сахалина и Курильским островам. В течение всего плавания они вели исследование берегов, изучали быт и нравы местного населения, составили словарь айнов. Они также сожгли японские складские помещения на Сахалине и Курилах. Кстати, в современной Японии это рассматривается как «агрессия» против Страны Восходящего Солнца.

8 октября 1806 года Сахалин был провозглашен владением Российской империи.

Правда, опять отвлеченность Петербурга европейскими делами и недооценка значения тихоокеанских владений России отложили закрепление Сахалина за Россией на деле. Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов за самоуправство даже были отданы под суд.

Решающую роль в присоединении Сахалина к России сыграл Г. И. Невельской. В 1849 г. Г.И. Невельской на транспорте «Байкал» обследовал восточные, северные и северо-западные берега Сахалина, фарватер Амура и установил, что устье его доступно для морских судов, тем самым установил, что Сахалин является островом. Подняв русский флаг, Г. И. Невельской начал практические действия по присоединению и заселению Сахалина.

21 сентября 1853 года у селения Томари-Анива с корабля «Николай» был высажен русский десант. Встретившись с айнскими старейшинами, Г.И. Невельской провозгласил Сахалин собственностью России.

В том же году Д.И. Орлов, по указанию Г.И. Невельского, основал первый на Сахалине русский военный пост Ильинский (ныне посёлок Ильинский), а сам Невельской на берегу залива Анива, основал военный пост Муравьёвский (на месте будущего Корсакова).

По данным 1854 года, дополненным в 1857 году, на юге острова насчитывалось 95 айнских стойбищ, в которых проживало 2 479 человек. Общая картина расселения туземцев выглядела следующим образом. На побережье залива Анива находилось 35 стойбищ, по берегу Охотского моря - 22, по берегу Татарского пролива - 35. Внутренние пространства южной части Сахалина оставались почти не заселенными. В северной части проживали гиляки. Общее число аборигенов не превышало 3 тысяч человек.

Решительным действиям России на Сахалине препятствовала правовая неопределенность Сахалина, на который претендовала Япония.

26 января 1855 года в японском городе Симода был подписан первый русско-японский трактат, по которому большая часть Курил сохранялась за Россией (граница была по проливу между о. Уруп и о. Итуруп), а Сахалин остался неразделённым. Только еще через 20 лет, по Петербургскому договору Япония признала за Россией весь Сахалин, а в обмен получила все Курилы.

Но и теперь освоение русскими Сахалина шло достаточно медленно. Невероятная отдаленность острова, непривычный для русского человека климат и нехватка людей препятствовали этому. И тогда в Петербурге появилась идея устроить на Сахалине каторгу. Предполагалось, что каторжане будут отдалены от основной России, и волей-неволей вынуждены будут заниматься честным трудом, перевоспитываясь и развивая остров. История английской каторги в Австралии и французской на Новой Каледонии, казалось, были положительным примером.

К этому подталкивала и социально-экономическая ситуация. В пореформенной России 60-90-х гг. XIX века происходили масштабные социальные изменения, такие, как обезземеливание крестьянства, бурный рост городов, в которых скапливались массы люмпенов и асоциальных элементов, что породило рост преступности. Одновременно усилились социальные движения. Крестьянские бунты, студенческие волнения, терроризм народников, забастовочная борьба - все это стало частью жизни второй половины XIX века. Соответственно, росло и число заключенных. Тюрьмы империи были переполнены. В поисках новых мест для ссыльных поселений правительство обратило взор на Сахалин. 18 апреля 1869 года Александр II утвердил «Положение Комитета об устройстве каторжных работ», которым Сахалин официально определялся как место ссылки. В том же 1869 году на остров была доставлена первая группа каторжников численностью в 800 человек. По подсчетам историков, до русско-японской войны на остров было сослано примерно 40-45 тыс. человек. Условия каторги были ужасными, не случайно А. П. Чехов назвал Сахалин «адом на земле», а само название острова «Сахалин» приобрело весьма одиозную славу в стране. Всяких хулиганов и драчунов в России рубежа XIX - начала XX вв. обычно назвали «сахалинцами», подразумевая, что они кончат сахалинской каторгой. Политических заключенных на Сахалин обычно не оправляли, считается, что за все время существования каторги на остров отправили лишь 54 «политика», в основном из числа организаторов «Обуховской обороны» 1901 года в Петербурге.

По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, на Сахалине проживало 28,1 тыс. человек, 72,8 % которого составляли мужчины и только 27,2 % - женщины. Это неблагоприятно сказывалось на «приживаемости» населения и его нравственно-бытовом укладе. Помимо вольных и невольных русских поселенцев на Сахалине в 1897 году проживали также аборигены: 1 443 айна, 1 969 гиляков (нивхов), 749 ороков и 143 тунгуса (эвенка).

На 1 января 1902 года на Сахалине было уже 40 577 поселенцев, из них 5 563 ссыльно-каторжных, 9 885 ссыльно-поселенцев, было 9 719 человек свободных поселенцев (чаще всего, родственников заключенных), аборигенов острова насчитывалось 3 982 человека. Остальными жителями были охранники, чиновники каторги и члены их семей. Подавляющее большинство жителей проживали в южной части острова с его благоприятным климатом. О северном Сахалине А. П. Чехов в 1890 году мимоходом отозвался так: «Верхняя треть острова по своим климатическим и почвенным условиям совершенно непригодна для поселения и поэтому в счет не идет...».

Основными населенными пунктами острова были тюрьмы. Каторжане работали в основном на добыче угля. Закованные в кандалы, а нередко прикованные к тачке, кайлом и лопатой они должны были добиться полной самоокупаемости своей каторги. Тяжелым подневольным трудом осужденных были построены десятки населенных пунктов острова, открыты и частично освоены месторождения полезных ископаемых (железных руд, каменного угля, нефти), проведены телеграфные линии, обработаны большие площади земли, созданы сельскохозяйственные фермы, налажено дорожное сообщение, возведены морские причалы и т. п.. Возведение хозяйственных и административных зданий, осушка болот, рубка леса, ловля и засол рыбы, сенокос, погрузка-разгрузка морских судов, содержание в чистоте улиц и площадей, выращивание зерновых и овощных культур, разведение скота, птицы, выполнение слесарных, столярных, кожевенных работ, обслуживание метеорологических станций, почтовые перевозки - все также было занятием каторжан.

Духовную жизнь каторжного острова удовлетворяли 10 православных церквей и 6 часовен. Существовали также молитвенные дома лютеран, католиков, а также мечеть. Впрочем, сахалинцы не отличались высокой религиозностью. Один путешественник писал о своих впечатлениях в 1902 году в газете «Восточный вестник»: «Сахалинский поселенец редко даже перед церковью снимает шапку, а подходя к ведру с водкой, уже обязательно с благоговением снимает долой свою фуражку»[1].

В годы русско-японской войны 1904-05 гг. Сахалин стал театром военных действий. Летом 1905 года японские войска численностью 14 тысяч человек высадились на острове. Хотя русские войска, вместе с которыми сражались и призванные к оружию каторжане, храбро сражались, но остров был захвачен. По Портсмутскому миру южная часть Сахалина отошла к Японии. С этого времени на 40 лет судьба дух частей острова была различной.

Северный Сахалин 1905-1945 гг.

На оставшейся у России северной части каторга была ликвидирована. Как ни парадоксально, это привело к упадку и запустению острова. Численность населения сократилась сразу в 5 раз, поскольку остров покинули не только бывшие каторжане и их охрана, но и многие свободные поселенцы.

Русское правительство, конечно, принимало меры к заселению Северного Сахалина. Но эти меры были неэффективными. Помимо природных условий этой части острова, не привлекающих поселенцев, было еще обстоятельство, не способствующее ее дальнейшему заселению. Сахалин за годы существования каторги завоевал себе печальную славу. Вполне понятно, что желающих ехать на далекий остров, стоящий на краю света, находилось немного. Новый губернатор Северного Сахалина А. М.Валуев, учитывая дурную репутацию самого названия острова, даже предлагал переименовать Сахалин в остров Невельского[2]. Впрочем, его инициатива не получила развития, остров сохранил историческое имя, и мало находилось желающих селиться на каторжном острове. В период столыпинских реформ на Дальний Восток переселились сотни тысяч человек, но этот поток обошел стороной Сахалин. За 1906-14 г. на северный Сахалин прибыло менее 2 тысяч переселенцев.

Переселение на Сахалин было делом далеко не легким. Правительство не позаботилось построить на острове порт, а все прежние порты были на юге в руках японцев. Пароход, бросавший якорь в нескольких километрах от берега, высаживал пассажиров, со всем их имуществом в лодки, которые по бурным волнам пролива доставляли переселенцев на пустынный берег.

Всего на Сахалине перед революцией проживало 8 тысяч человек, из них примерно 1 800 человек составляли аборигены. Северный Сахалин оставался слабо заселенной окраиной, с неразвитым хозяйством и бездорожьем.

Все же после ликвидации каторги на Сахалине было создано довольно большое число постоянных населенных пунктов, как правило, немноголюдных. Были проложены и дороги между населенными пунктами и побережьем острова. Работы по изучению острова продолжались. Была проведена инструментальная съемка побережья и некоторых внутренних частей Северного Сахалина, составлены карты. Русские купцы и промышленники стали проявлять большой интерес к разработке природных богатств Сахалина. В 1911 году было подано 313 заявок на разведку и разработку месторождений нефти. Однако все попытки российских нефтяников оканчивались неудачей. Освоение нефтяных богатств и основательное заселение северо-востока Сахалина началось гораздо позже - уже при советской власти.

В годы Первой мировой войны население Северного Сахалина из-за призыва в армию и закрытия многих предприятий (что привело к выезду на материк многих занятых прежде рабочих) сократилось на тысячу человек. Революция и Гражданская война привели к оккупации российского Дальнего Востока иностранными интервентами, среди которых главную роль играли японцы. При этом Северный Сахалин был оккупирован японцами в 1920 году даже без всяких оправданий в виде помощи антибольшевистским белым правительствам. Японская оккупация продолжалась до мая 1925 года. Власти Японии были не против «объединить» Сахалин под своей властью. Правда, Лига Наций, при всем своем антисоветизме, не дала бы Японии права открыто аннексировать Северный Сахалин, опасаясь прецедента пересмотра границ бывшего члена Антанты. В конце концов, в виду финансовых трудностей и под дипломатическим давлением СССР Япония вернула Северный Сахалин. Уходя, японцы постарались вывезти все представляющее ценность. Они частью вывезли, частью уничтожили оборудование предприятий, сожгли много жилых и общественных зданий, привели в негодность угольные рудники, разобрали и вывезли единственный на Северном Сахалине железнодорожный путь, вырубили ценные леса, истребили множество пушных зверей. Ко времени ухода японцев на северном Сахалине проживали менее 4 тысяч жителей.

Но японцы сохранили право на улов рыбы в территориальных водах Северного Сахалина. Кроме того, СССР не имел право держать на Северном Сахалине войска, кроме пограничников. Таким образом, советский суверенитет над советской частью острова был неполным.

Советские власти немедленно начали «советизацию» и хозяйственное освоение своей части острова. Лучшим решением для обеих проблем здесь могло стать массовое заселение Северного Сахалина гражданами лояльно настроенными по отношению к советскому государству, тем более что местное старожильческое русское население было малочисленным. Сахалинский ревком просил Москву особо обратить внимание на подбор переселенцев: «Нам нужны сюда не просто переселенцы, но переселенцы достаточно политически устойчивые или, во всяком случае, вполне лояльные к советской власти»[3].

Впрочем, в 20-х гг., в условиях разрухи и общей бедности, для переселенцев власти не могли выделить особых льгот. Население советской части острова росло очень медленно и на 1 января 1929 г. оно составило всего 26,5 тыс. человек. Эта ситуация была вдвойне невыгодна для советской России, если учесть резкое осложнение международных отношений в конце 20-х годов, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особенно неприятно это выглядело на фоне ежегодного переселения 20 тысяч японцев на Южный Сахалин.

Тем не менее, Северный Сахалин развивался быстро, возрастало и его население. С 1925 по 1940 год численность жителей увеличилась в 22 раза и составила 110 тыс. человек. На острове были созданы целые отрасли экономики, такие, как нефтяная, угольная, лесная, рыбная.

Доставка и обустройство переселенцев сопровождалось огромными трудностями. Строительство благоустроенного жилья в области практически не велось. Основной тип жилья тогдашнего Сахалина представляли собой бараки. Это 20-30-комнатные сооружения, без элементарных удобств, с общей на весь барак плитой, без всяких подсобных помещений. Средняя жилая площадь на одного человека составляла в те годы по области около 3 кв. метров!

К концу 30-х годов в области значилось 384 населенных пункта. Север Сахалина стал наконец-то приобретать обжитой вид. Крупными населенными пунктами, конечно, по сахалинским меркам, были города Александровск (17,3 тыс. человек) и Оха (18,9 тыс. человек), рабочие поселки Дуэ (2,9 тыс. человек), Мгачи (2,0 тыс. человек), Октябрьский (1,9 тыс. человек), села Дербинское (1,5 тыс. человек), Кировское (1,2 тыс. человек). Но большинство сахалинских населенных пунктов были местами временного проживания. Это были туземные стойбища, лесоучастки, блок-посты, разъезды, заимки, поселки при рыбозаводах и комбинатах и т. п. Их создавали по мере производственной необходимости, и спустя какое-то время они исчезали.

Развивалась и местная культура. К 1940 году издавались 5 газет, открылись краеведческий музей, несколько театров, библиотеки. В отдаленных районах создавались клубы с киноустановками, красные уголки.

Впрочем, советский Сахалин не миновали и многие трагические моменты общей истории. Проводилась коллективизация, две последние действующие церкви были закрыты. Массовые репрессии, которые проводил начальник сахалинского НКВД Дреков, отличались особым размахом. Тем не менее, Северный Сахалин перестал быть оторванным от основной России каторжным краем.

В августе 1945 года в результате Сахалинской и Курильской десантных операций японская часть Сахалина была объединена с советской. Теперь весь остров вновь стал единым российским.

Японский южный Сахалин (Карафуто) 1905-1945 гг.

После раздела Сахалина по Портсмутскому договору японцы назвали свои владения Карафуто. Эта территория подчинялась министерству колоний и административно не входила в состав собственно Японии.

Почти все русское население покинуло Южный Сахалин (при том, что большая часть сахалинцев проживала именно на юге острова). В 1909 году на Южном Сахалине еще проживали 208 русских, но вскоре и они оставили Сахалин. Около 2 тысяч аборигенов (айнов, орочонов, гиляков) остались под японской властью.

Япония начала усиленно заселять свою новую колонию. На южном Сахалине строились морские порты, причалы, железные и шоссейные дороги, аэродромы. Началась промышленная добыча угля. В хозяйствах японских колонистов выращивалось более 40 сельскохозяйственных культур, от злаков до овощей. Японцы организовывали также рыбные и лесные промыслы, энергично занялись оленеводством и пушным промыслом. Основными объектами промышленной добычи в прибрежных водах Южного Сахалина являлись сельдь, лососевые, треска, минтай, иваси, камбала, крабы и морская капуста - ламинария. В целом на Карафуто приходилось 15 % общеяпонского улова рыбы, 1/3 потребляемой древесины и половина целлюлозы.

В Карафуто в 1935 году издавалось около 50 газет и столько же журналов по самой разнообразной тематике. Только в столице губернаторства городе Тоёхаре выходило 26 газет. Свои журнальные издания имели 14 промышленных объединений и молодежных организаций, а также 13 учебных заведений.

Впрочем, японцы сохранили сахалинскую традицию каторжного острова. На предприятиях и промыслах Карафуто трудились фактически подневольные рабочие из Кореи и Китая.

Население японской части острова в 1906 году составляло 12 тысяч человек, в 1912 году - 42 тысячи, в 1923 году - 140 тысяч и в 1939 году - свыше 390 тысяч, из них 50 тысяч корейцев. Аборигены острова - айны, только в 1934 году получили японское подданство. Впрочем, к этому времени их численность резко уменьшилась до нескольких сот человек.

Центром Карафуто стал город Тоёхара, образованный на месте русской деревни Владимировка. В этот период стремительно росли города Маока (Холмск), Рудака (Анива), Хонто (Невельск), Эсутору (Углегорск), Томариору (Томари), Сикука (бывший пост Тихменевский, ныне Поронайск), Ноеси (Лесогорск) и другие. Появляются десятки промышленных поселков и сотни небольших крестьянских селений. Тенденция к росту населения за счет переселенцев сохранялась и в дальнейшем. Нельзя не признать, что при японцах Карафуто развивался стремительно.

После поражения японских войск в Маньчжурии, а затем - на южной части Сахалина и Курильских островах последовала полная капитуляция Японии. Вторая мировая война завершилась.

Единый Сахалин

Указом Президиума Верховного Совета СССР объявлялось, что «вся земля с ее недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием».

2 февраля 1946 г. на этих территориях была создана самостоятельная Южно-Сахалинская область, входившая, как и Сахалинская область, в состав Хабаровского края. Было определено административно-территориальное устройство новой области, утверждены 14 районов и их названия.

В первые же дни существования молодой области правительственная комиссия провела переименование городов, рабочих поселков и сел, географических пунктов. Были упразднены японские названия и восстановлены издавна существовавшие русские: Корсаков, Соловьевка, Хомутово, Мицулевка. Многие города, поселки, железнодорожные станции были названы в честь героев боев и выдающихся исследователей, ученых, писателей, связанных с Сахалином.

2 января 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Южно-Сахалинская область была ликвидирована, а ее территория включена в состав Сахалинской области. Одновременно область была выведена из состава Хабаровского края. Образование единой самостоятельной области в составе всех районов Северного, Южного Сахалина и Курильских островов явилось признанием ее большого политического и хозяйственного значения для страны. Так появилась новая, единственная в стране островная Сахалинская область. В этих территориальных границах область существует до настоящего времени.

Важнейшими проблемами первого периода были репатриация японского населения и заселение Южного Сахалина и Курильских островов гражданами СССР. Все это было решено в сжатые сроки, с 1946 по 1949 гг..

В сентябре 1945 года, по данным советских военных властей, на Южном Сахалине оставалось 370 тысяч жителей. В том числе - 358,5 тысяч японцев и 23,5 тысяч корейцев, а также 812 человек аборигенного населения - айнов, орочонов, эвенков и нивхов. В это число не входили военнопленные и те гражданские японцы, что успели убежать в Японию.

В соответствии с трехсторонней договоренностью СССР, США и Японии с весны 1947 г. и до лета 1948 г. с Южного Сахалина и Курильских островов было репатриировано 357 тысяч подданных Японии, включая и коренной островной народ - айнов. В принципе власти СССР были готовы оставить айнов на их родном острове, но под влиянием японской пропаганды все айны покинули Сахалин и Курилы, лишившись своей Родины. На Камчатке и северном Сахалине остались только некоторое количество людей смешанного айно-нивхского и айно-корейского происхождения.

Одновременно происходило массовое переселение советских людей на эти территории. К осени 1946 г. на Южном Сахалине и Курильских островах насчитывалось уже более 70 тысяч советских жителей. Число переселившихся сюда советских людей вскоре увеличилось до 350 тысяч, к 1949 г. их насчитывалось уже более 458 тысяч человек, а в 1957 году в области проживало 663,8 тысячи человек. Это был итог целенаправленной переселенческой политики государства, включавшей ряд эффективных мер и социальных гарантий с целью приостановки текучести населения, создания условий для закрепления кадров, уже адаптировавшихся здесь и получивших нужные для области профессии.

Ряды переселенцев состояли из рабочих, колхозников, демобилизованных солдат, направленных сюда выпускников вузов, представителей самых различных наций и народностей - русских, украинцев, белорусов, корейцев, чувашей, татар, азербайджанцев и многих других. Столица области, Южно-Сахалинск (бывшая Тоёхара, а еще ранее - Владимировка) быстро развивался, достигнув в 1959 году 85 тысяч жителей, и 165 тысяч в 1979 году.

Одновременно с решением сложных проблем заселения и развития экономики области активно решались социальные вопросы. Строились школы, детские сады, дома культуры, многие другие учреждения социальной сферы. Развернулось активное жилищное строительство. Впрочем, зигзаги правительственного курса в социальной сфере не способствовали нормальному развитию области.

Так, Н.С.Хрущев, посетив Сахалин, пришел к выводу, что остров по природным условиям, - «вторые Сочи», и отменил «северные» льготы сахалинцам. Все это совпало с «укрупнениями» сельских населенных пунктов, уничтожения производственных артелей, и пр. Поскольку это также совпало с передачей китайцам Порт-Артура, а также с согласием Хрущева возврата Японии островов Малой Курильской гряды, то не удивительно, что все эти события вызвало среди сахалинцев панические слухи о грядущей передачи южной части Сахалина Японии обратно. В результате приток переселенцев в 1956-61 гг. сократился, а количество прибывших стало меньше на 100 тысяч человек тех, кто покинул остров.

Тем не менее, остров развивался. Добывались нефть, газ и уголь. Работала рыбная промышленность. Начинала развиваться выращивание морских биоресурсов. На берегу Анивской бухты, близ порта Корсакова на самом юге острова, действовал уникальный завод по производству агар-агара из морской капусты. Сахалин потихоньку стал терять свою островную оторванность. В 1953 году началось было строительство железнодорожного туннеля между Сахалином и материком. Правда, сразу после смерти Сталина строительство было заморожено. В 1973 году открыта паромная переправа Ванино - Холмск. Таким образом, сроки доставки грузов с острова сократились в 3 раза. Численность населения Сахалинской области (включая Курильские острова) в 1989 году достигла 710 тысяч человек. На острове проживали представители более 80 этносов. Коренные этносы острова - нивхи (бывшие гиляки), ороки, и другие, составляли лишь 0,4 % населения. Подавляющее большинство жителей области жили в южной части острова Сахалин. По советским меркам сахалинцы были весьма зажиточными людьми. Например, средняя месячная заработная плата рабочих и служащих по области с 1970 по 1990 год увеличилась более чем в два раза, с 223,4 до 477,2 тогдашних рублей.

Распад СССР вызывал, как и по всему Дальнему Востоку, экономические потрясения, вызвавшие массовый отток населения. С 1992 года численность населения Сахалинской области начинает сокращаться. В 2002 году в области проживали 546 тысяч жителей, в 2010 - уже только 479 тысяч. Было в значительной степени уничтожено промышленное производство. Правда, богатство сахалинского шельфа привело к появлению крупных проектов по добыче нефти и газа.

Курильские острова

От Камчатки и почти до японского острова Хоккайдо протянулась дуга Курильских остовов протяженностью в 1 200 км. Правда, общая площадь островов не такая уж большая - 16,5 тыс км2. Однако их стратегическое и промысловое значение огромно.

К моменту прихода русских людей на Курильские острова население архипелага не было однородным. На острове Шумшу жили ительмены. Они частично ассимилировали местных айнов, а частично потеснили их на Парамушир и другие острова северной группы. На всех остальных островах жили только айны, или «мохнатые курильцы», как их тогда называли русские.

В 1646 году русский землепроходец Н. Колобов узнал о неких бородатых жителях островов. Первооткрыватель Камчатки В. Атласов уже имел от жителей Камчатки определенные сведения об островах и их жителях. Вскоре русские мореходы проникали уже на сами острова, нанося их на карту. Этапы открытия Курил выглядели так: в 1711 г. И. Козыревским открыты и присоединены северные острова, Евреинов и Лужин в июне 1721 года открыли острова центральной группы Курил до Симушира включительно; в 1739 г. М. Шпанбергом и В. Вальтоном было проведено картографирование архипелага, основаны первые поселения (в 1743 году на острове Шумшу, в 1755 г. на острове Симушир и в 1794 году на о-ве Уруп); в 1778-1779 гг. И. М. Антипин и Д. Я. Шебалин привели в русское подданство большинство жителей Курил численностью свыше 1500 человек.

Начиная с 70-х годов XVIII и до начала XIX в. Курильские острова осваивались благодаря инициативе сибирских торгово-промышленных компаний. В это время Курильские острова рассматривались как форпост русских на Тихом океане, база для установления торговых отношений с соседней Японией. Как и раньше, велся интенсивный промысел каланов, предпринимались попытки, хотя и неудачные, сельскохозяйствен6ного освоения. Впрочем, основное внимание русских промышленников было обращено на Аляску, более богатую морскими животными, и поэтому Курильские острова несколько оставались в стороне от колонизации.

Научные исследования Курил, однако, продолжались. Большой вклад в научное изучение Курил внёс В.М. Головнин, совершивший в 1807-13 гг. и 1817-19 гг. кругосветные путешествия.

На следующем этапе, самом интенсивном и продолжительном (1828-1875 гг.), острова архипелага осваивались Российско-американской компанией, которая на условиях вольного найма использовала труд русских промышленников, алеутов, кадьякцев, аляскинских креолов и айнов. Некоторые алеуты и эскимосы с Аляски остались на Курилах.

Местные айны называли пришельцев словом «куру», откуда и пошло название архипелага. Впрочем, по другой точке зрения, на русских производили впечатление местные «курящие» (то есть дымящие) вулканы, почему они так и назвали острова. Постепенно острова вулканов стали частью русских владений в Тихом океане.

На Курильских островах в период с 1747 по 1877 гг. существовало четыре долговременных поселения - на островах Шумшу, Симушир, Северный Чирпой и Уруп. Кроме этого, русские эпизодически зимовали на остальных островах архипелага.

В принципе, все эти поселения носили характер временных баз для морских промышленников и местом зимовок. Но, впрочем, именно так начинали многие города на Русском Севере, Сибири, а также на Аляске. Некоторые временные поселения существовали непрерывно по несколько лет. На Урупе, большом гористом острове в центральной части архипелага, поселение промышленников просуществовало в общей сложности более 10 лет - с 1775 по 1785 годы. За это время был исследован весь остров, местные жители приведены в российское подданство, были произведены посевы ржи, пшеницы, ячменя, которые дали урожай. Затем, в 1794 году, по инициативе Г. И. Шелехова, на Урупе возникло новое русское промысловое поселение, просуществовавшее до 1805 года. Необходимо отметить, что после смерти Г.И. Шелехова судьбой поселения многие годы никто не интересовался. За 11 лет из России не пришло ни одно судно, и горстка русских людей фактически была представлена сама себе. Тем не менее, они вели промысел каланов, установили связь с японцами, которые начали свои экспедиции в южной части Курил.

В 1828 году Российско-Американская компания отправила из Новоархангельска на Уруп бриг «Байкал» с отрядом промышленников. Отряд состоял из 12 человек русских и 49 кадьякцев. Для устройства нового поселения на бриге имелись строевой лес, доски, кирпич, пушки, ружья, инструменты, материалы, запас провизии на 2 года и другие необходимые вещи. Начальником поселения был назначен Сысой Слободчиков, служивший ранее на Аляске и Гавайях.

Только в течение 1828-1829 гг. промысел на Урупе доставил компании мехов более чем на 800 тыс. руб.. В 30-40-е годы XIX столетия поселение стабильно развивалось. Там постоянно проживало от 30 до 70 переселенцев из русских владений в Америке под управлением нескольких русских и креолов.

При переселении на Курилы предпочтение отдавалось молодым семейным людям и должникам компании. Периодически проводилась частичная ротация поселенцев, и по истечении 4-5 лет население острова полностью заменялось, но некоторые оставались на 2-3 срока.

Каждый год селения Курильского отдела посещали суда компании, которые привозили все необходимое, забирали пушнину и отвозили ее в Охотск.

Монотонная жизнь на Урупе нарушилась только в сентябре 1855 г., когда в ходе Крымской войны на мирное поселение совершили нападение и временно захватили его англо-французские корабли. Был нанесен значительный материальный ущерб, но уже через 2 года все это было восстановлено.

После ликвидации Российско-американской компании в 1867 г. почти все русские выехали с Курильских островов, а алеуты остались и продолжали вести промысел.

Еще одно русское поселение было на острове Симушир. Оно возникло еще в 1755 году как временное поселение. С 1832 года здесь жили уже постоянно. В 1870-х гг. здесь насчитывались 13 домов и проживали 57 постоянных колонистов. Жители поселка занимались преимущественно морским зверобойным промыслом. В тоже время у них были домашние животные: овцы, коровы; имели они и небольшие огороды, где выращивали овощи.

Шумшу, самый северный остров Курильской гряды, уже с 1743 года посещался русскими. В 1749 году поселенцы организовали на острове первую русскую школу для айнов, существовавшую для 1785 года. В период существования Российско-американской компании на Шумшу был процветающий поселок, в котором жили и русские, и алеуты, и айны[4].

Тем не менее, власть России была на Курилах еще не очень твердой. Первый серьезный удар по благосостоянию русских поселений был нанесен после продажи русских владений на Аляске и ликвидации Российско-американской компании в 1867 году. Вскоре после этого все русские и креолы покинули острова, но многие алеуты остались, обретя здесь вторую родину.

Второй удар был серьезней. В 1875 году в соответствии с Санкт-Петербургским договором вся Курильская гряда была передана Россией Японии в обмен на отказ Японии от притязаний на Южный Сахалин. Русские покинули Курилы, которые они осваивали целое столетие.

Японцы владели Курильским островами до 1945 года. На острова прибыли японские колонисты, занимавшиеся в основном рыболовством. Правда, курильский климат не очень нравился японцам. На северных островах в 30-х гг. вообще зимовало лишь 200 человек. На южных островах японских колонистов было около 17 тысяч. В целом Курилы рассматривались властями Японии как база для военных действий в северной части Тихого океана. В лету 1945 года численность военных на архипелаг составляла 80 тысяч человек! Для местных айнов японский период оказался фатальным. Сначала, в 1883 году все айны с северных островов были переселены на остров Шикотан в настоящую резервацию. Постепенно айны вымирали под влиянием тяжелых условий, и в 1941 году айнов на всех Курильских островах осталось лишь 50 человек!

В августе 1945 года Курильские острова были освобождены и включены в состав СССР. 17 тысяч японцев и местные айны были выселены. На острова прибыли переселенцы со всего Советского Союза. В 1989 году их было уже 30 тысяч человек.

Природные условия Курил далеко не всегда благоприятны для человека. Так, в ноябре 1952 года цунами полностью уничтожило город Северо-Курильск и ряд поселков. Погибло 2 300 человек. И в дальнейшем землетрясения, цунами, извержения вулканов стали повседневной реальностью курильчан, своего рода частью их образа жизни.

Увы, распад СССР привел к массовому выезду (острова оставили треть прежних жителей). Это объяснялось, среди прочего, намеренным вредительством окружения президента Ельцина, желавшего продать (в буквальном смысле) острова Японии, и для этого развернувшие газетную шумиху по поводу «неэффективности» российского владения островами. Пользуясь неопределенными формулировками так не подписанного договора СССР и Японии 1956 года, Япония и поныне выдвигает официальные территориальные претензии на южные Курилы, которые ранее, по договору Симодо 1855 года, признавались японскими. Тем не менее, благодаря борьбе патриотической общественности и местных жителей, острова остаются (надеюсь, и впредь останутся) российскими. Президент В. В. Путин покончил с предательской двусмысленностью ельциновских времен и четко дал понять, что Курилы - российские. В 2011 году правительство России удвоило финансирование Курильских островов.

Коренные этносы Сахалина

Сахалинская область - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: нивхов, уйльта (ороков), эвенков, нанайцев и других этносов. Правда, на сегодняшнем Сахалине уже нет айнов и значительно сократилась численность остальных аборигенов.

В начале XIX века на Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи - в основном на севере острова, уильта (ороки) - в центральной части и айны - на юге Сахалина и Курильских островах. Отмечалось также небольшое число эвенков.

Айны - один из древнейших и загадочных народов планеты. Ранее айны заселяли и значительную часть Японских островов. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение - мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. С этим вооружением айны много веков стойко противостояли японцам, которые медленно продвигались на север, постепенно истребляя или ассимилируя айнов. Впрочем, айны на Сахалине и Курилах были более малочисленные и отсталые по сравнению со своими соплеменниками. Они жили в условиях родового строя, занимаясь рыболовством, морским промыслом, охотой. В 1945 году сахалинские и курильские айны, несмотря на предложения советской военной администрации на присоединенных территориях прежнего Карафуто, остаться на родине, выехали вместе с японцами в собственно Японию. В результате на всем Южном Сахалине не осталось аборигенов, и все его жители - потомки переселенцев XX века. В Японии на острове Хоккайдо в начале XXI века проживали 16 тысяч айнов, причем из них менее 1 тысячи являются потомками сахалинских и курильских айнов.

Нивхи - наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Они занимались рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, собирательством таежных растений и корней. Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций.

В советское время нивхи приобщали к культуре. Нивх Владимир Санги разработал нивхский алфавит, осуществил ряд переводов русской классической литературы на нивхский язык. В 1990 году стала выходить газета на нивхском языке. В 1993 году Санги был избран вождем народа нивхов.

Уильта (ороки) и эвенки - представители тунгусо-маньчжурской семьи. Отличительная черта их культуры - оленеводство,.требовавшее кочевого образа жизни Домашний олень - главное транспортное животное, которое используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге северного Сахалина, летом - на побережье Охотского моря и в районе залива Терпения. Важную роль в жизни ороков, как и всех аборигенов Сахалина, играли рыболовство и промысел морского зверя.

Коренные этносы в начале XXI века насчитывали чуть более 3,8 тысяч человек.

Сахалинские корейцы

На Сахалине проживает также такая интересная этническая группа, в настоящее время имеющие черты самостоятельного этноса - сахалинские корейцы. Они не являются аборигенами острова, они прибыли на Сахалин в значительной степени не по доброй воле. Наконец, они отличаются от советских корейцев (корё-сарам) тем, что переселялись не в Россию, а в японские владения. Наконец, их предки в основном прибыли их южных провинций Кореи, а не из северных, как у основной части корё-сарам.

Первые корейцы, вообще-то, прибывали еще на российский Сахалин. В 1897 году на острове проживали 67 корейцев. В дальнейшем некоторое количество корейцев оказалось на Северном Сахалине. В основном это были перебравшиеся на остров корейцы с русского Дальнего Востока. Но в 1937 года все корейцы были депортированы. Это коснулось и корейцев советского Северного Сахалина. В районы Средней Азии и Казахстана было вывезено 293 корейские семьи общей численностью 1 155 человек.

Но с 1905 года на юге острова стала образовываться другая корейская общность. Японские власти начали усиленную колонизацию Южного Сахалина, в том числе и за счёт принудительно доставляемой дешёвой рабочей силы с Корейского полуострова. Некоторые корейцы приезжали добровольно, в надежде на лучшую жизнь. Но все корейцы находились под жёстким военно-полицейским контролем.

По данным советской администрации, после окончания войны на Южном Сахалине осталось 23,5 тыс. корейцев. Будучи японскими подданными, они теперь оказались на положении лиц без гражданства. Советские власти в отношении корейцев исходили из того, что они в основном настроены антияпонски, весьма трудолюбивы и поэтому окажутся очень полезными при хозяйственном развитии новых советских территорий. Впрочем, власти Японии всегда относились к корейцам с чувством расистского высокомерия, и отказывались принимать даже тех корейцев, что сохранили японское гражданство. Так что даже лояльные Японии корейцы были брошены Японией на Сахалине. Позднее число сахалинских корейцев несколько возросло за счет рабочих, прибывших из Северной Кореи, а также вернувшихся на Дальний Восток части ранее депортированных.

Начиная с 1952 года сахалинским корейцам разрешили получать гражданство СССР, часть из них имели паспорта КНДР, часть оставались лицами без гражданства (апатридами), наконец, некоторые еще долго формально считались гражданами Японии. Лишь к концу 60-х гг. все сахалинские корейцы официально стали гражданами Советского Союза.

Постепенно корейцы наладили жизнь на ставшем для них родным острове. Их численность возросла к концу 80-х гг. до 35 тысяч человек.

К концу 1980-х гг. в народном хозяйстве области было занято почти 11,5 тыс. корейцев, из них в промышленности - более 4 тыс., в сельском хозяйстве - примерно 1 тыс., строительстве и коммунальном хозяйстве - 2,3 тыс., в бытовом обслуживании - 1,8 тыс., на транспорте - 0,5 тыс., в сферах образования и культуры - 1,8 тыс. Около 2 тыс. корейцев были заняты на руководящих и инженерно-технических должностях, почти 7 тыс. имели высококвалифицированную рабочую специальность. Характерно, что в 1960 - 1980-х гг., работая совместно с русскими людьми, корейцы не образовывали сугубо национальных трудовых коллективов, за исключением малочисленных звеньев и бригад. Но в целом они являлись важнейшей составляющей кадрового потенциала Сахалинской области, играли важную роль в развитии её производительных сил.

К этому времени произошла языковая русификация корейцев. По итогам переписи 1989 года., из проживавших в Сахалинской области 35,2 тыс. корейцев своим родным языком считали корейский 12,9 тыс., или 36,6%, тогда как в 1959 г. - 39,7 тыс., или 93,8 %. Правда, языковая русификация сахалинцев была не такая значительная, как у корейцев Средней Азии.

В советский период культурная жизнь сахалинского корейского населения развивалась достаточно противоречиво. В первые послевоенные десятилетия создавались условия для ликвидации неграмотности среди корейцев, открывались национальные школы, выходили издания на корейском языке, развивались театрально-художественные формы культуры и пр.

Сахалинские корейцы сохранили некоторые корейские национальные традиции. По-прежнему в основе питания сахалинских корейцев сохраняется отварной рис без соли, кимчи, рисовую лапшу, употребляется большое количество красного перца. Корейцы, наряду с общероссийскими праздниками, отмечают также в семье 100 дней со дня рождения ребенка некоторые другие семейные корейские праздники. Впрочем, культурная русификация корейцев стала фактом. Показательно, что на вопрос, какие предметы национальной культуры имеются у них дома, школьники корейской национальности называли иконы, матрешки, и другие элементы русской традиционной культуры, поскольку русская культура для них изначально «своя». В настоящее время примерно половина сахалинских корейцев состоят в браке с представителями другой национальности, хотя еще в 60-70-е гг. XX века подобные браки были редкостью.

В постсоветский период сахалинские корейцы также испытали множество социальных проблем. Однако надо отдать им должное - они достаточно быстро приспособились к новым экономическим реалиям. Сегодня корейцы хорошо представлены в деловой жизни острова. Падение пресловутого «железного занавеса» сделало возможным эмиграцию корейцев в Южную Корею и Японию. Показательно, что количество эмигрантов оказалось небольшим - примерно 5% корейцев Сахалина выехали в Южную Корею, Японию, или в США. Гораздо больше сахалинский корейцев перебралось в континентальную часть России. В целом, сахалинские корейцы оказались весьма жизнеспособным и активным этносом.

Русские сахалинцы

Основное население Сахалина составляют русские. Поскольку они в большинстве своем потомки переселенцев советского времени, трудно выделить какие-либо особые черты, которые бы отличали сахалинцев от основной массы русских. Тем не менее, как отмечает уроженка Сахалина, доктор философских наук А. А. Еромасова, «природные, непредсказуемые условия, особенно на Курильских островах, сделали сахалинца духовно закаленным, собранным, деловитым, энергичным, но, согласно статистике, физическое здоровье русских, живущих на Сахалине, оставляет желать лучшего. Как правило, это сердечные, желудочные болезни, ревматизм и артрит от сырости и холода. Но в целом сахалинцы жизнерадостны, выносливы, трудолюбивы, целенаправленны»[5].

Русское население Сахалина довольно образовано. В 60-80-е гг. XX века Сахалинская область занимала одно из первых мест по доле выписываемых на душу населения научных и художественных периодических изданий. В области насчитывались 204 библиотеки и 16 музеев. В 1998 году открылся университет. Среди местных жителей очень многие работают на рыболовецких или грузовых судах, часто бывая за границей (и значительно реже - на материковой России).

В почти полностью атеизированной области происходит возрождение православия. В 1993 году возникла самостоятельная Южно-Сахалинская епархия. В 2011 году на Сахалине и Курилах насчитывалось 89 храмов, 1 монастырь. Большой собор вознесения открылся в Южно-Сахалинске. Окормляли верующих 48 священников и 10 дьяконов. Помимо русских, среди православных верующих есть корейцы и представители аборигенных народов. Впрочем, на Сахалине также растет число разнообразных сект. Тем не менее, русская идентичность сахалинцев не ставится никем под сомнение. И значит, этот край был и будет российским.



[1] http://w.pravostok.ru/blog/rysskaya-pravoslavnaya-cerkov-na-sahaline-i-kyrilskih-ostrovah-glava-ii/

[2] Алексеев А. И., Морозов Б. Н. Освоение Русского Дальнего Востока. Конец XIX - 1917 г. М, Наука, 1989, с. 19

[3] zaimka.ru/soviet/karlin2.shtml

[4] http://www.shipdesign.ru/News/2010/12-12/Shubin.html

[5] Еромасова А. А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб, 2006, с. 65

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. РоманС

Спасибо, интересный материал. Да, весьма не легко жить на Сахалине. Снимаю шляпу пред такими людьми.
РоманС / 27.03.2015, 13:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лебедев
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Победа здравого смысла
Что России ждать от нового президента Словакии?
08.04.2024
К юбилею победы над Финляндией
30.11.1939 – 13.03.1940 - советско-финляндская война
12.03.2024
Макрон не прочь начать новую «Крымскую войну»
Что стоит за последними воинственными заявлениями президента Франции?
08.03.2024
Китайский эгоцентризм не позволяет предлагать миру ничего, кроме подчинения
Си Цзиньпин заявил о создании в Поднебесной новой формы цивилизации человечества
01.03.2024
Все статьи Сергей Лебедев
Бывший СССР
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00