«Его теория - это глубочайшее невежество, помноженное на уныние...»

Ответ на видео-выступление Германа Стерлигова «О впадении РПЦ в ересь»

Новости Москвы 
0
2788
Время на чтение 11 минут

Меня просили сделать подробный разбор присланного мне ролика: «Герман Стерлигов о впадении РПЦ в ересь» (https://www.youtube.com/watch?v=MCwD2eK5jbw). У Г. Стерлигова много разных идей, как спорных, так и полезных (реже). И спорить с ними нет ни смысла, ни особого желания. Но именно этот ролик без ответа оставлять уже нельзя. Автор безусловно перешёл ту черту, где его чудачества могут быть более терпимы, или безответны.

Посмотрел всё внимательно и стало ясно, что такой разбор нужен. Данный его ролик показывает грубейшие ошибки Германа, которые говорят о полном незнании им темы, о коей он говорит. Но т.к. по многим поднимаемым им вопросам есть целые книги, то мы будем давать ответ лишь на самые вызывающие его пассажи. Тем более, что поскольку ответ просили дать в соцсеть интернета, то мы весьма ограничены размером ответа.

Итак, описывая Тору, Стерлигов говорит, что «к ней (5-ти книгам) добавлены другие книги, Исход и т.д.». Но Исход - это вторая книга «Торы», и она никак не «добавлена». Это нелепица - открываем Библию и смотрим. Далее. Само по себе то выделение «Торы», которое делает Г.С. - характерно лишь для иудаизма, но никак не для Христианства (под Христианством - я имею в виду ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВИЕ). Христианство НЕ РАЗДЕЛЯЕТ Св. Писание Ветх. Завета на «более» или «менее» значимые, ибо признаёт их именно БОГОДУХНОВЕННЫМИ.

Не между воскресением и Титом - появились Евангелия, не в эти 40 лет. Наиболее позднее Евангелие - от Иоанна - датируется уже границей 1-2 вв., оно вообще, похоже, самая последняя книга НЗ. «Миллионы евреев» не были уничтожены Титом - откуда Г.С. такое взял? Это полнейшая отсебятина. Никакой «рабби Акива» времён Тита - не менял Св. Писание Ветх. Завета. Мазореты, о которых говорит далее Герман, - это 8-10 века (а никак не 1-2 вв.). И дело не в «неправильной Торе», о которой говорит Стерлигов. Всё дело в ТАЛМУДЕ - т.е. толковании Писания, которое в те века было изустным и лишь к 4 в. по Р.Х. стало записываться (вавилонский талмуд). Смысл деятельности раввината в те века прост: именно роль талмуда ими стала надуваться, а роль Писания - умаляться. Похоже Герман этого совсем не знает. И именно аж к 10 веку формируется и Талмуд, и сам тот мазоретский текст, который они все эти века постепенно портили.

Г. Стерлигов вообще НЕ ЗНАЕТ истории переводов Писания. Вульгата - не имеет отношения к мазоретам никакого. Это перевод на латынь Блж. Иеронима Стридонского (4-5 вв.), который проделал на Западе ту же огромную работу, что в середине 3 в. проделал на Востоке Ориген. Что сделал Ориген? Он собрал ВСЕ ДОСТУПНЫЕ ЕМУ тексты Писания, и подробнейшим образом возстанавливал первоначальный текст, который из-за массы переписчиков имел, к тому времени, уже массу разночтений. Важно то, что еретиком Ориген не был, и то, что V Всел. Собор потом анафематствовал его определённые идеи - было от того, что его именем - настолько он был авторитетен! - стали подписывать свои писульки еретики. А т.к. всё самое ценное уже из его трудов было взято другими Св. Отцами - то и это анафематствование «учения Оригена» не привело ни к какой потере для Св. Церкви. Собственно говоря тому корпусу Св. Писания, который мы имеем сейчас - мы целиком обязаны Оригену. Причём, надо учесть, что часть книг в греч. оригинале до нас не дошла (часть кн. Даниила, кн. Юдифь, 3-я Ездры и т.д.) и потому их перевод - можно сказать возстановление - произошло с текста как раз Вульгаты, что и видно из самих слав. книг (там указано: перевод с латинского). Надо сказать, что переводу Блж. Иеронима оппонировали другие святые, как напр. Блж. Августин, который протестовал против исправлений первого. Важно также то, что хотя их жизнь была святой - но Блж. Иероним подчёркивал, что его труд является делом учёности, но не Божественного вдохновения (см. его письмо папе Дамасу). Подчёркиваю: В ТО ВРЕМЯ МАЗОРЕТСКОГО ТЕКСТА ЕЩЁ НЕ БЫЛО, иудейство было в глубоком подполье и не казало носа из своей щели! Это лишь с Магометом они вылезут на свет, и получат новые силы. И хотя Блж. Иероним в своём труде и опирался и на греческий и на арамейский тексты - последние списки ещё, в то время, не были так повреждены, как окажутся к 10 в.

О переводе Библии на русский. Да, она переводилась с мазоретского текста (против чего категорически возражали Свтт. Игнатий и Феофан, митр. Евгений (Болховитинов) и др.), но - внимание! - с ПРАВКОЙ пророческих мест по Септуагинте (что особо подчёркивал Свт. Филарет Московский). Кроме того, указывалось, что данный текст - лишь для домашнего использования: сам славянский текст - оставался единственным сакральным, т.е. употребляемым в церковных службах. Все толкования Ветхого Завета Святыми Отцами - написаны ТОЛЬКО по Септуагинте. И только в таком виде они в русских переводах.

Смотрим видео дальше. Флорентийская уния - не 1447, а 1436-39. Но далее - идёт просто ахинея! Никакой Вульгаты на Фер.-Флор. соборе Константинопольским Престолом не принималось - она и так считалась священным текстом и никто на Православном Востоке этого 10 веков не оспаривал. Так, до отпадения Рима (до 1054 г.) всё богословие и корпус толкований - было единым! Поэтому и споров об этом тексте никаких не было! И потому Г. Стерлигов просто несёт отсебятину: ни малейшей нужды в переводе Вульгаты на греческий - просто не было!

Где же у Стерлигова «рвётся цепочка» всех его, так ему желаемых, построений? Для чего всё это нагромождение небылиц?

А все эти «переводы», которыми он слушателям морочит голову в начале ролика, вообще не причём. Главный смысл его речей в том чтобы убедить всех, что греческая Церковь, пав в унию с латинством, НЕ ПОКАЯЛАСЬ и осталась в том же горестном состоянии, что и в 1439 г. Герман всё время говорит: «а вы ДОКАЖИТЕ, что это не так! Предъявите документы.»

Что же, предъявим. Ибо ясно, что Герман элементарно не знает истории.

Начнём с того, что в 1274 была подписана ещё первая, Лионская, уния - т.ч. можно было бы начать описание «отпадения греков» уже с неё. Но Стерлигов про неё, похоже, даже не знает.

Во-вторых, уже 6 апреля 1443 г., сразу после подписания Ферраро-Флорентийской унии, состоялся Иерусалимский собор в котором участвовали все 3 других (кроме Константинопольского) Вост. Патриарха: Александрийский Филофей, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким, а также представитель Византии (митр Кесарии Каппадокийской Арсений, названный в док. Собора «экзархом всего (!) Востока»). На нём отвергли унию и отлучили всех приверженцев унии от Православной Церкви, а сам епископат и прочих священнослужителей, получивших рукоположение от новоявленных униатов, объявили «праздными и несвященными... покуда не будет общим и вселенским образом изследовано их благочестие». Патриархи подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор мерзким и разбойничьим, а подписавшего унию Константинопольского патриарха Митрофана II в том же послании назвали матереубийцей и еретиком. Иными словами - ни о каком «вселенском впадении в ересь», как мы видим, речи идти в принципе не может. Тем более, что к тому времени под властью императора находился только Царьград, а в Малой Азии лишь небольшой кусок с Халкидоном - вся остальная часть Империи уже была захвачена агарянами и, фактически, уже и церковная власть патриархов-еретиков, за эти считанные годы пребывания Константинопольского престола в унии, - на эти области не распространилась.

В-третьих, хотя после мясорубки, устроенной турками в Константинополе было и не до богословия, но первым патриархом в новом, уже оккупированном, Царьграде - станет всем известный противник унии, бывший государственный судья и член Верховного Совета Империи Геннадий Схоларий. Он целых 10 лет, вместе со Св. Марком Эфесским, был лидером антилатинской партии ромеев. [здесь добавим: Стерлигов ошибается, говоря о том, что за полгода до падения столицы в 1452 г. здесь был некий «собор» - с 1451 г. в Константинополе НЕ БЫЛО ПАТРИАРХА ВООБЩЕ, т.к. патриарх-униат Григорий II Мамма - бежал на Запад в Рим от гнева православных. На заметку...] Итак, Геннадий был на Богоявление 1454 г. избран народом и поставлен на патриаршую кафедру Константинополя, согласие на его избрание дал и сам захватчик султан Мехмет II, у которого хватило ума объявить себя «покровителем православных». Он даровал новому патриарху Геннадию также и большие судебные и административные функции, т.к. магометанское право на православных подданных Оттоманской Порты не распространялось (необходимо признать, что тогдашние магометанские властители - были на порядок умнее нынешних).

В этот период последствия унии ещё раз дали себя знать в отношениях Константинопольской кафедры с Русью. В посланиях митр. Киевского и всея Руси Свт. Ионы во 2-й пол. 50-х гг. XV в. упоминается Григорий Болгарин как ученик и протодиакон предателя и униата Киевского митр. Исидора, сопровождавший Исидора в поездке на Фер.-Флорентийский собор, вернувшийся вместе с ним в Москву и затем бежавший из Руси. В 1458 г. этот Григорий был поставлен в Риме на Киевскую митрополичью кафедру находившимся там в изгнании бывшим униатским Константинопольским патриархом Григорием III Маммой. Если Собор епископов, созванный в Москве в декабре 1459 г., решительно отверг притязания этого Григория Болгарина на управление епархиями Северо-Восточной Руси, то на территории Польско-Литовского государства власть Григория к началу 1460 г. утвердилась, т.к. сторонник папы Пия II литовский великий князь и польский король Казимир IV Ягеллончик оказывал Григорию Болгарину всяческую поддержку. Так на территории общерусской митрополии образовались две митрополичьи кафедры - православная и униатская, между которыми все связи были разорваны. В Москве объявили, что православные, подчинившиеся Григорию - «злому отступнику от Православия», сами отлучили себя от Церкви и «православная Церковь не имеет их за крестиани». При этом сведений об управлении Григорием Западнорусской митрополией и о контактах его с Римом в этот период нет.

Уже в середине 60-х гг. этот униатский митр. Григорий Болгарин направил в Константинополь к патриарху Симеону Трапезундскому (2-му патриарху после Свт. Геннадия), своего наместника в Киеве, Мануила, «ищучи себе благословения и подтвержденья от Цареградского Патриарха» - что свидетельствовало о решении Григория разорвать отношения с Римом и возстановить традиционные церковные связи с Константинополем. Это решение видимо, прежде всего, отражало сами настроения православного населения Великого княжества Литовского и Польского королевства, которое находилось теперь, формально, под властью литовско-польской короны и самого этого митрополита-униата. К началу 1467 г. переговоры между Киевским митрополитом Григорием Болгариным и Константинопольским патриархом были успешно завершены. Грамотой от 14 февр. 1467 г. уже следующий патриарх Константинополя Дионисий I предложил всем русским землям, и особенно Великому Новгороду, принять Григория как единственного законного митрополита, признанного Константинополем. Этот шаг привел к дальнейшим осложнениям в церковных отношениях между Москвой и Царьградом. Московский Вел. Князь Иоанн III Васильевич приказал не впускать в свои владения ни посла Григория Болгарина, ни посла патриарха Константинопольского и заявил о полном разрыве отношений с Патриархией («имеем от себя самого того патреярха чюжа и отречена»). Это происходило именно от того, что в Москве не знали о том, что происходило в Константинополе и как цареградские патриархи относятся к унии. И вот, хотя уже и после ухода Свт. Геннадия, в 1472 году на Константинопольском соборе уния была официально аннулирована. Стерлигов явно об этом не знает.

В-четвёртых, через 30 лет после падения Византии, в 1484 году, состоялся Константинопольский собор - так. наз. «Большой поместный собор Православной церкви», который как раз и был созван для решения вопроса о чине принятия в Православие тех униатов-флорентийцев, которые на тот момент ещё оставались. На соборе присутствовали все четыре греческих патриарха. Т.е. о том, что к тому моменту Константинопольская кафедра находилась в латинской ереси - не могло быть и речи. Этот Собор объявил Флорентийский собор неканонично собранным и, следовательно, заключенную на нём унию недействительной. На вопрос: каким чином принимать бывших греков-католиков в Православие - через крещение или через мvропомазание? - по творениям Св. Марка Эфесского против Флорентийской унии было решено, что во всех случаях достаточно мvропомазания и формального отречения от «латинской ереси» (вторым чином). Т.о. те, кто ещё не покаялся - прошли через покаяние, оно БЫЛО, о чём Г. Стерлигов просто не знает!

В-пятых. На патр. Иеремию II (который ставит в патриархи Московские Иова) Стерлигов выливает ушат грязи. Он просто не знает, что именно Иеремия II собрал в 1583 г. в Константинополе так наз. «большой собор» (участвовали также Иерусалимский и Александрийский патриархи), которые анафематствовали все нововведения латинян, включая только что введённый в Риме тогда «григорианский календарь». А также «филиокве», учение о чистилище, служение на опресноках, приматство пап, индульгенции и прочую латинскую чушь. Т.е. говорить о любой его «подчинённости Риму» - можно только по невежеству. А ещё через 10 лет новый Собор, в котором участвовали уже все 4 Восточных Патриарха, - утвердил патриаршество на Руси, о чём в Москву была послана соответствующая грамота.

Вот что можно ответить Г. Стерлигову на его обвинения греческой и русской Церквей в ереси. Подобное обвинение - ПОЛНЫЙ ВЗДОР.

Но далее от сухой документалистики хотелось бы перейти в область духовную. Ибо всё это кино «Стерлигофф-продакшн» показывает, что происходит с умом человека, если этот ум отпадает от Церкви.

Любой из православных знает, что в те времена, в 15 в., - было на много порядков больше святых, чем сейчас. Взять хоть Русскую Церковь - это были времена, когда целые плеяды святых архиереев были на кафедрах. И не меньшие плеяды святых угодников создавали, окормляли и возглавляли монастыри. Это было необыкновенно плодородное «послесергиевское время», век его святых учеников, век необыкновенного разцвета русской святости. То известно любому, кто обратится к нашей истории. Что это значит? Какое это имеет отношение к разсматриваемому вопросу? Самое прямое!

Ибо вопросы устроения церковной жизни, её канонического преемства, её законности и вероисповедной чистоты - были абсолютно ПЕРВОСТЕПЕННЫ для тогдашних христиан. Более того - они были куда более значимы, чем даже вопросы политические: с кем воевать, кому платить дань, или даже кому подчиниться, как земному царю?! Ибо военный плен - потерпеть было можно, то «за грехи наши» - вот то отношение к чужеземному игу, какое было у наших предков. А вот духовное порабощение - НИКАК НЕЛЬЗЯ БЫЛО ТЕРПЕТЬ, здесь нельзя было сдавать ни йоты!

А потому то, как Византия и её иерархия выходили из греха унии - разумеется было под внимательнейшим взором современников, как в самой Византии, так и на Руси. Да, через 15 лет после заключения унии Конст-поль будет уничтожен сарацинами - и в том усмотрит народное сознание прямое наказание Божие за отступление от Православия! Но это ТЕМ БОЛЕЕ подвигнет народ, и особенно на Руси, стоять за веру насмерть! И возникает простейший вопрос: а что, разве умных и видящих происходящее СВЯТЫХ не было? А если всё так, как уверяет Стерлигов, - что же они нам ни разу об этом не сказали?! Разве они более боялись человеков, нежели Бога? Что, все эти века все христиане были трусами, глупцами или подлецами - и вот мы, наконец, дождались великого пророка: вышел Стерлигов, новый «Вселенский Учитель»,- и теперь одарит нас правдой?

Но для Стерлигова нет святых! Их, в его виртуальной «духовности», вообще нет, как и нет веками сохраняющей Церковь благодати Божией. Одно лишь: «Аз есмь, меня слушайте!..»

Вся его теория - это глубочайшее невежество помноженное на уныние. Здесь, собственно, абсолютно безсмысленна любая полемика - возражения следуют немедленно и с потолка, как в народе говорят: «на голубом глазу».

По другим темам - столь противно, что не хочется и говорить. Про перстосложение - дескать, это «не обрядовая, а догматическая» часть - чушь полная! В истории Церкви было 3 разных периода - и в них крестились по разному. Первые 3 века - одним пальцем, ибо это означало веру в Единого Бога, т.к. христиане тогда жили в окружении многобожия и язычников-идолопоклонников. И - это было правильно! Во времена христологических споров, когда шло уяснение Истины самой Природы Спасителя, - двумя перстами, ибо это означало полноту и равнозначность Его Божественной и человеческой Природ - и это тоже было правильно! И, наконец, когда появляются и усиливаются антихристианские религии так называемого «единобожия» - читающий да разумеет! - Церковь решает креститься ТРЕМЯ ПЕРСТАМИ - как знак того, что мы, Христиане, веруем во Святую Троицу - и это тоже абсолютно правильно! Если ты не понимаешь таких простых вещей - то куда ты лезешь?..

Наконец та хула, что изрыгается из гнилых уст на Помазанников Божиих: на Св. Царевича Димитрия, на Петра Великого и всю династию Романовых - это явное беснование, которое нет смысла вообще комментировать. Человек, изблёвывающий подобное - не христианин ни в малейшей степени: он наглый ругатель всему Промыслу Божию над Русской Землёй и её народом. Дай Бог ему только прежде конца покаяния. Если успеет...

Москва, 12.03.2015

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. автору

Г. Стерлигов вообще НЕ ЗНАЕТ истории переводов Писания. Вульгата - не имеет отношения к мазоретам никакого. Это перевод на латынь Блж. Иеронима Стридонского (4-5 вв.),

"блаженный Иероним свой перевод Вульгаты делал с еврейского [...] Это сразу же вызвало критику со стороны блаженного Августина. Вот что он пишет в 18-й книге «О граде Божием»: «В наше еще время жил пресвитер Иероним, человек ученейший, сведущий во всех трех языках, переведший Священные Писания на латинский язык не с греческого, а еврейского." Подчёркиваю: В ТО ВРЕМЯ МАЗОРЕТСКОГО ТЕКСТА ЕЩЁ НЕ БЫЛО, иудейство было в глубоком подполье и не казало носа из своей щели!

"А. Карташев в своей «Ветхозаветной библейской критике»: «Раввины изъяли из употребления все старые синагогальные списки и заменили их копиями с одного списка, признанного ими наилучшим и образцовым. Благодаря этой единственной в истории мировых литератур, фанатически скрупулезной операции, совершавшейся в конце I века и начале II века христианской эры, еврейский текст, называемый иначе масоретским (от масора - масорет = "предание") достиг наибольшей неподвижности."
Алекс / 06.06.2015, 10:21

4. Re: «Его теория - это глубочайшее невежество, помноженное на уныние...»

Стерлигов - это вц, причем уже давно. вц = вырезано цензурой :)
рудовский / 02.06.2015, 11:03

3. Re: «Его теория - это глубочайшее невежество, помноженное на уныние...»

Мое невежество еще более невежества Стерлигова и потому был смущен его "откровениями". Благодарю автора за разгромную и аргументированную критику его позиции. Но два вопроса все же осталось. 1.По летоисчислению Стерлигов прав? Действительно ли сейчас 2023год? 2.Были ли в реальности "всешутейшие соборы" Петра1?
Алекс / 02.06.2015, 08:06

2. горе от ума и денег

епитимья и отчитка могут ему помочь,а если нет -да будет отлучен
боец / 24.03.2015, 11:20

1. Re: «Его теория - это глубочайшее невежество, помноженное на уныние...»

Отлуп по полной программе... и как славно читать!
Берест / 23.03.2015, 16:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Махотин
Все статьи Александр Махотин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50