«Как хорошо в этой одежде!»

Один момент из жизни известного схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего миллионера

0
1668
Время на чтение 16 минут

«Таких теперь не бывает», - вот самое ясное заключение по поводу. Не должно было быть его и в то время, когда он жил, потому что присутствие его там - это нарушение закона всемирного тяготения новых поколений к земле, а не к небу. Но он был, этот человек, богатый юноша из евангельской истории.

Собственно, эти слова просто пересказ сказанного о великом бессребренике насельником Свято-Андреевского скита и его современником монахом Климентом[i]. «И я им не могу не восхищаться теперь так же, как восхищался некогда, во время его жизни, как когда-то, в детские свои годы, восхищался я героями Четий -миней».

Это был человек, вступивший в борьбу собственным богатством, безмерно расточавший его на помощь нуждающимся. Его можно поставить рядом с Филаретом Милостивым, Петром мытарем, продавшим в себя в рабство и другими великими подвижниками, но есть в этом миллионере нечто, что делает его особенным. Иннокентий Михайлович происходил из семьи благотворителей, прославившихся на весь мир.

В 1932 году весь мир внимательно следил за «Сибиряковым», который совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Все крупные газеты печатали ежедневно сводки о ходе экспедиции. Когда «Сибиряков» повстречал пароход «Лену», построенный Сибиряковым, научный руководитель экспедиции проф. В.Ю.Визе сказал начальнику экспедиции О.Ю.Шмидту: «Меня не оставляет странное полумистическое ощущение, что в этом плавании за нами тенью следуют Норденшельд и Сибиряков». Полумистические ощущения иногда оказываются более достоверными, чем научные факты. «С таким же нетерпением и трепетом, как родственники моряков и учёных, находившихся на его борту, читал сообщения о «Сибирякове» неразговорчивый старик, проживавший в одном из отелей французского курорта Ниццы», - пишет автор статьи о Сибирякове В.Балязин. Как уже нетрудно догадаться, это и был сам А.М.Сибиряков, именем которого ещё в 1914 году был назван ледокол, купленный у англичан, и которого нам уже с 1893 года БСЭ рекомендует считать покойником. И старший брат Александра Михайловича. Но Александр Михайлович, похороненный в 1893 году своими коллегами - местными купцами, которые, по рассказам иркутян, «недолюбливали учёного коллегу» и в изданном в Иркутске справочнике писали о нём уже в прошедшем времени, живо интересовался достижениями отечественного ледокола с его именем, потому что, будучи сам «похоронен», не смог похоронить в себе любовь к России. Этот бедный старик, по воспоминаниям председателя шведского географического общества Хессельмана, посетившего его в 1921 году, носил потёртую одежду и питался более, чем скромно. Ещё же точно известно, что никому из интересующихся героическим плаванием «Сибирякова» этот старик не сказал, что он - тот самый Сибиряков, только без кавычек. И поэтому трудно обвинить кого-либо из многочисленных русских жителей Франции, что они не пришли проводить в 1933 году «в путь всея земли» этого бедняка, бывшего когда-то одним из самых богатых людей России, предоставив эту честь трём шведам и одной француженке и, разумеется, русскому батюшке. Впрочем, удивительная скромность этого человека поражала даже тогда, когда он был миллионером.

Александр Михайлович был меценатом, и число его благодеяний составит солидный список: 100 000 рублей на строительство Томского Университета, 50000 рублей на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища, 500 000 рублей на дела просвещения, 3500 на строительство иркутского драматического театра. Открытие народных школ, обустройство Томского университета... Но главное внимание ‑ изучению водных путей Сибири.

После перестройки возник интерес к семье Сибиряковых, фамилия которых стала символом благотворительности. Первые работы В. Балязина, Н.В. Вехова были посвящены в основном деятельности старшего брата - Александра Михайловича. Статьи П. Троицкого и книга Т. Шороховой стали первыми попытками познакомить читателей с жизнью и подвигом младшего брата ‑ Иннокентия Михайловича. История знаменитых братьев, ставших символом благотворительности, была услышана высшими людьми нашего государства. Так, 6 августа 2012 года Президент России Путин на заседании Попечительского совета Русского географического общества, ппроходившем на Валааме, сказал:»один из расположенных здесь скитов- Воскресения Христова - возведён на рубеже ХIХ-ХХ веков на средства члена РГО Иннокентия Сибирякова, который вложил в исследовательские, научные проекты значительную часть своего состояния.

 

У него было семьдесят личных стипендий и стипендиатов. На его деньги существовало первое в России высшее учебное заведение для женщин - это Бестужевские курсы, и открылся первый женский мединститут. И широко известно высказывание Сибирякова: «Мои миллионы - результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым, завладев их трудом». Он выдающийся был человек и действительно многое сделал.

 

 

Деятельность Сибирякова, других выдающихся благотворителей не только сохранила их имена в веках, но и стала образцом бескорыстного служения людям, своему Отечеству, стала образцом для последующих поколений, примером, на который мы опираемся и сегодня, активно возрождая традиции меценатства.» http://sibiriakov.sobspb.ru/sibnasledie/103sibnas_putin-insib.html

Тому, что фамилия Сибиряковых снова зазвучала в России, способствовали в первую очередь труды Просветительского общества им. схимонаха Иннокентия Сибирякова, развернувшего свою деятельность в первое десятилетие XXI века. Но время идет, и наследие Сибиряковых изучается и осваивается дальше.

Иннокентий Михайлович пожертвовал в один из нижегородских монастырей 150000 рублей. Казалось, деньги стали для него омерзительными и он начинает с ними титаническую борьбу, но капитал его так велик, что он не может одолеть своего противника.. Это поспешность едва не приводит его к катастрофе. Однажды, войдя в Знаменскую церковь, что на углу Невского проспекта и Знаменской улицы, он протянул стоящей на паперти монахине серебряный рубль. Та, привыкшая к милостыне в несколько мелких момент, умилилась и на глазах жертвователя, опустившись на колени, стала молиться перед образом Божией Матери «Знамение». Эта сцена тронула Иннокентия Михайловича, он тут же спросил у монахини, из какой она обители и где живёт в Петербурге. На следующий день Сибиряков явился по указанному адресу и передал сборщице все свои наличные деньги, которых у него оказалось на тот момент около 190 тыс. рублей. Та пришла в ужас от этой суммы и не смогла принять её беспристрастно на нужды монастыря. Тут возникли какие-то подозрения, и она заявила об этом случае в полицию. Дело было предано огласке, началось следствие, и, увы, родственники Иннокентия Михайловича нанесли ему тяжёлую рану, заявив о его невменяемости. Дело перешло в суд. Суд признал миллионера «в здравом уме и твёрдой памяти», и указанная сумма по праву перешла в Угличский женский монастырь. Иннокентий Михайлович передал колоссальную сумму своему духовнику архимандриту Давиду для завершения работ на подворье и на строительство собора апостола Андрея Первозванного на Афоне - 2.400.000 руб![ii].

Но если Александр Михайлович был только благотворителем, то его младший брат Иннокентий не остановился на этой добродетели. В 1894 году Иннокентий Михайлович - в тридцать три года - решает принять монашество и переселяется жить послушником на Афонское подворье. 1 Октября 1896 года его духовный руководитель архимандрит Давид постригает уже бывшего миллионера Иннокентия Михайловича Сибирякова в иноческий чин - первую ступень к монашеству. «Как хорошо в этой одежде! Нигде не давит! Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся» ‑ эти слова Иннокентия Михайловича, сказанные,, когда он впервый олекся в подрясник, вошло в историю.

Духовный отец направляет инока Иннокентия (Сибирякова) на Афон в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения Церкви и благу Отечества. Но на Афоне он пробыл менее года и 1897 году вернулся к духовному отцу. С той поры и до конца жизни он уже больше не расставался со своим духовным руководителем и вскоре вновь поехал на Афон. Почему же о. Иннокентий едет на Афон и затем быстро возвращается обратно? Добрые дела ненавистны врагу нашего спасения. Если ранее за помощь бедным и обездоленным Иннокентия Михайловича хотели объявить ненормальным и отдать его под опеку, то когда же о. Иннокентий обращается на монашеский путь и едет на Афон, то против него возбуждает дело женщина, которой еще совсем недавно Сибиряков предлагал руку и сердце. К сожалению, тот круг общества, к которому по происхождению принадлежал Иннокентий Михайлович, не всегда соблюдал правила христианской нравственности и Сибиряков имел двоих детей от некоей прусской подданной Марии Михайловны Иотцат. От связи с этой женщиной родились сын, вскоре умерший, и дочь Елена. После обращения к Богу Иннокентий Михайлович, возможно под влиянием отца Давида, предложил ей руку и сердце. Из переписки видно, что он готов был помогать средствами не только М.М. но и ее сестре. И как всегда и везде открыто и нелицемерно предлагал помощь, но брак так и не состоялся и, вероятнее всего, по причине несогласия его бывшей любовницы. 3 июня 1894 года он пишет ей письмо и просит простить его за все то зло, которое он, по его мнению, причинил женщине. Он был готов заботиться о дочери и жене (предлагает купить или снять для нее дом в Петербурге, отправить ее сестру на юг для лечения) и вообще и дальше помогать Марии Михайловне. В конце письма он пишет проникновенные слова истинного христианина: «Плохо, когда живешь без Бога, ходишь, как в темноте, и творишь самые безобразные поступки и даже считаешь их при этом за хорошие. Искренно Вам преданный и желающий Вам здоровья и всего хорошего И. Сибиряков». Настолько сильно было его раскаяние, что в этот же день он пишет еще одно письмо, в котором говорит: «Диавол был в моей душе и заслонял от меня истину. Слава Богу, я очень рад, теперь я могу сообщить Вам, что я с радостью желаю исправить свой грех относительно Вас вполне, именно, позвольте мне просить Вас быть моей законной женой». И приглашает ее тотчас приехать в Петербург и обвенчаться. Но, брачный союз так и не был заклеченен. Когда же Иннокентий Михайлович встает на монашеский путь, это вызывает бурную реакцию у означенной особы: она подает в суд и просит привлечь к ответственности Сибирякова, якобы бежавшего по совету о. Давида на Афон. Читая это письмо, представляешь, насколько люди подобные о. Иннокентию беззащитны от аферисток. «Несколько лет тому назад совратил он меня от трудолюбивой жизни и, клятвенно обещав на мне жениться, прижил со мною сначала сына, который, а потом дочь. Теперь же бросил нас, не обеспечив как следует по его состоянию. Такой бесчестный поступок Сибирякова вынудил меня, в защиту попранных прав наших, обратиться к Санкт-Петербургскому Судебному следователю, который производит по этому делу следствие, остановившееся теперь за побегом Сибирякова в Вашу честную Афонскую Гору. Неужели вы потерпите, в посрамление Святого Афона, пребывание среди себя такого безнравственного человека, который не исполняет своих прямых человеческих обязанностей, а между тем, разными денежными пожертвованиями старается приобрести славу благотворителя. И подумать, что все это Иннокентий Сибиряков делает с благословения также вызываемого Судом по этому делу монаха Давида, который неотступно за ним следует и содействовал вероятно ему советами своими постыдно бежать из России...» Видно, что устами этой женщины говорит диавол в бессильной злобе на человека, оставившего мир, пожертвовавшего все свое состояние на помощь бедным, на возведение храмов Божиих. Как только Сибиряков отказывается от греховной жизни, становится на путь спасения - это вызывает бессильную злобу диавола и человека, оставившего греховную жизнь, обвиняют в безнравственности. Поэтому звучит и клевета на Сибирякова, что он бросил ее и ребенка и бежал от суда, и что он будто бы только претворяется благотворителем. Неизвестно перед кем и для чего. И даже на человека высокой духовной жизни архимандрита Давида (Мухранова) возводится клевета. Заметим, что именно этот шаг ‑ принятие монашества ‑ оказался настолько страшен для врага нашего спасения. В довершение всего заметим, что Мария Михайловна Иотцат (или Готцат) проживала в Петербурге на улице Теряева, значит пользовалась помощью о. Иннокентия, по крайней мере с 1896 г. Марии Михайловне Иотцат (Iотцат - так, хотя в Адр. книге Яблонского на 1896 г. она фигурирует с фамилией Готцат). Значит, перед тем, как стать монахом Иннокентий Михайлович выполнил свое обещание и купил дом прусской подданой.

Иннокентий Михайлович своим необычным для того времени поступком породил немало легенд. Как и старший брат он сильно выделялся среди людей своих круга, для которого был характерен кутеж, прожигание жизни и разврат. Но если его старшего брата ненавистники похоронили раньше времени, то Иннокентия Михайловича объявили сумасшедшим, ведь не только жертвовать крупные деньги, но постричься в монахи было признаком душевного нездоровья для той части общества. Поступок о. Иннокения породил множество легенд в тогдашнем обществе. Так в «Троицкий Листках излагается такая история.

 

 

«Поразительно обращение к Богу бывшего строителя Андреевского скита на Афоне Сибирякова. Сын весьма богатых родителей и рано осиротевший, он, в окружении дурных друзей, встал на путь разврата и пьянства. В чаду распутных увлечений на него напала неизъяснимая смертельная тоска, которая стала настолько невыносимой, что он решил застрелиться. За день до того Сибиряков задумал сделать предсмертное распоряжение об имуществе. В связи с этим ему необходимо было побывать в Государственном банке. Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую от голода, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Бедность и страдальческое лицо женщины тронули Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю их жизнь. Пусть помина» мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу» -уехал. Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Такова благодатная сила милосердия! Проезжая мимо Казанского собора, он вспомнил, как часто привозила его сюда мать к иконе Божией Матери и как пламенно она молилась перед ликом Царицы Небесной. У него появилось непреодолимое желание помолиться в соборе. Оставив экипаж, он вошел в храм, подошел Казанской чудотворной иконе Божией Матери и пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колени перед Богоматерью, он в одно мгновение почувствовал всю свою вину перед Богом за свою бесплодно прожитую, порочную жизнь. Не смея просить себе прощения, он, плача, только находил в себе силы повторять: «Матерь Божия, спаси меня!» Долго-долго плакал он, и слез: облегчали его сердце. Наконец он поднялся от иконы и, выходя к Казанского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душою В банк для окончания своих дел он не поехал. Отчаянные мысли в не: вовсе исчезли. Напротив, жизнь для него стала теперь настолько дорогой что он почувствовал в ней неоценимое сокровище. Приближаясь подъезду своего дома, он еще издалека увидел ту бедную женщину ребенком, которой обещал помощь, и рад был видеть ее, как Самого Христа. Она явилась причиной его душевного воскресения. Обеспечив ее и ребенка на всю жизнь, он отпустил их с миром, прося молитвенно помнить его до конца. Опасаясь влияния прежних друзей, Сибиряков быстро ликвидировал все свои дела в нашей северной столице и вскоре выехал на Афонскую гору. Здесь остался предварительно на испытательный срок в качестве богомольца, а потом вступил в число братств. Андреевского монастыря. Жизнь свою Сибиряков ознаменовал бесчисленными благодеяниями и закончил ее, соорудив на свои средств величественный собор в Андреевском скиту на Афоне, где и скончался в сане иеросхимонаха. (Троицкие листки с луга духовного. С. 93.)»

Не знаем реальна ли хотел Иннокентий Михайлович покончить жизнь самоубийством, и действительно ли так все было, как повествовала одна из легенд того времени, но очевидно, что он был человеком чистым и сентиментальным и опытная авантюристка легко бы смогла добиться от него всего, что хотела. Вряд ли кто-то сейчас сможет объяснить до конца эту историю с госпожой Иотцат, но не представляется она невинной жертвой, отращённой негодяем от «трудолюбивой» жизни. Скорее всего ей представлялось безумием это пострижение в монахи и в нем она видела серьезную угрозу капиталу Сибирякову, а главное его капиталам, который очевидно играл непоследнюю роль в их взаимоотношениях.

Быть может для главы нашего государства важнее вспоминание о великом меценате. Но, для Православной Церкви человека важнее другое. История любовной связи с Марией Михайловной, покаяние и принятие монашества, делает пример золотопромышленника особенно важным для нас. Без этого завершения жизнь Иннокентия Михайловича была бы каким-то парадоксом мира, поклоняющегося мамоне, происшедшем то ли из-за безумия, то ли из-за филантропии свойственной и для западного мира. Путь же, которым прошел схимонах Иннокентий, ‑ это жизнь православного человека. И жизнь его закончилась в тот момент, когда он совершил все, что должен был совершить. Покаялся, раздал богатство, разорвал греховные узы и принял монашество, и, приняв великую схиму, по афонской традиции, решил навсегда пребывать на Святой Горе. И такой пример покаяния для нас неизмеримо более ценен, планомерная благотворительность преуспевающего человека.

Мы не знаем, как Сибиряков урегулировал это дело, но вскоре он с о. Давидом вновь поехал на Святую Гору, где вскоре скоропостижно скончался 6 ноября 1901 г. Но за это небольшое время он успел на Афоне совершить немало добрых дел. На его средства (как уже писалось выше) завершается великолепный собор Андреевского скита. Мы, к сожалению, пока не знаем всех благодеяний о. Иннокентия на Афоне. На территории Лавры находится скит Каруля ‑ место, где подвизаются самые суровые отшельники. В XIX веке этот скит активно заселяется русскими монахами. Пантелеймонов монастырь, поддерживавший русских пустынников и келлиотов, помогает и русским подвижникам, обосновавшимся на Каруле. Насколько велика была эта помощь можно судить по тому, что в некоторых архивных материалах монастыря Каруля считается своим скитом, как Крумница или Новая Фиваида. По преданию, скит этот был основан еще в древности разбойником, которого отправили в эти места на покаяние. Что это был за скит хорошо иллюстрирует история, описанная одним паломником.

В конце XIX века мимо Карули проплывал пароход, с борта которого один русский монах с удивлением взирал на сооружения, казалось бы прилепившиеся к скале и чудесным образом удерживавшиеся на ней.. Рядом стоял немец, он даже не удивлялся, а просто не верил, что это человеческие жилища. Разве можно жить в такой конурке над пропастью? Видимо, русский монах знал немецкий и вступил с ним в спор, убеждая его, что там живут настоящие монахи. И вдруг спор их был разрешен необычным способом, из оной из каливок наружу высунулась седовласая глава подвижника, украшенная длинной белой бородой. Немец был сражен.

Келлия во имя святителя Иннокентия Иркутского была построена на деньги Сибирякова. Можно представить себе и благолепие карульского храма. Теперь только представить. Мне сербский отшельник, живущий неподалеку, показывал свою фотографию, снятую в этом храме. Увы, мне не удалось побывать в этом храме - он сгорел в начале XXI века.

 

 

Келлия во имя святителя Иннокентия Иркутского до пожара

 

 

Недолгое время жил в этой келлии архимандрит Софроний (Сахаров). Через некоторое время после него здесь подвизался подвижник - о. Парфений. И о нем мы, увы, можем вспомнить совсем мало. А его жизнь без сомнения могла бы украсить Афонский Патерик. Известно только, что он был княжеского рода[iii] и, по собственному его воспоминанию, играл в детстве с будущим греческим королем Георгом II. Многие афонские монахи ощущали, как от него при жизни исходило благоухание... Всего лишь два факта... А что между ними?.. Можно только догадываться: смирение, добровольная нищета и многие подвиги.

«Когда он открыл мне калитку своей кельи, я увидел его перед собой, как символ победы над мирской славой и суетой. Аристократическая, благородная фигура, одетая в порванную рясу» (Архимандрит Херувим. «Из удела Божией Матери»). После о. Парфения в этой келлии подвизался иеромонах Серафим[iv] родом с Дальнего Востока, учеником которого и был серб о. Симеон, при котором погибла эта афонская келлия.

 

 

Келлия о. Софрония после пожара

 


 

Возрождением келлии занялось недавно образованное московское братство во имя Схимонаха Иннокентия (Сибирякова). Удалось частично возобновить келлию и 9 декабря 2014 года на престольный праздник в возрождаемом храме была отслужена Божественная Литургия. На праздник съехалось много гостей и почитателей памяти знаменитого монаха-благотворителя из Москвы, Сибири и Европы.

Так Иннокентий Михайлович Сибиряков, схимонах Иннокентий, обретает почитание не только в среде благотворителей, но и среди афонской монашеской братии. Возможно изучение афонского периода жизни о. Иннокентия только начинается.



[i] Наставления и утешения святой веры христианской, 1911, Монах Климент. «Бессребреник нашего времени» стр 509-519

[ii]  Забытые страницы русского имяславия. М. 2001 Прошение иноков-изгнанников афонских во всероссийский съезд духовенства и мирян о прекращении церковного на них гонения и о восстановлении их иноческих прав.299-300

[iii] По карульскому преданию о. Парфений принадлежал к царскому роду Романовых. В 25 номере «Русского паломника» опубликованы воспоминания схимника Макария о карульских монахах. Об о. Парфении говорится так: «Личность таинственная. Слышно было, что принадлежал к известной княжеской фамилии. Очень редко кого принимал в своем домике с церковкой. Часто служил Св. Литургию, а помогал ему о. схимонах Зосима-карулец, пел и читал на клиросе. Других он не допускал на свое служение. Я все же один раз удостоился быть принятым в его домике, и в беседе с ним за чашкой чая ясно увидел, что он не из простых людей. Не буду останавливаться на нашей беседе. Но он был подвижник и делатель умной молитвы. Его собранность чувств, его отчужденность от мира говорили сами за себя, подавая пример и нам, желающим спасаться. Его дворик с церковкой находился внизу, недалеко от моря, окруженный оградою. Дворик был нам хорошо виден с дорожкой посередине, по которой о. Парфений имел привычку ходить и тянуть четку. Почил тихо и мирно, и незаметно. Какова была его жизнь, такова и кончина

[iv] Иеросхимонах Серафим родился около 1903 года и юношей вместе со своими родителями бежал в Китай. Там он получил высшее инженерное образование. Затем он уехал в Сербию, где поступил в Мильковский монастырь. Когда во время Второй Мировой войны на монастырь напали титовские партизаны, то он вместе с о. Антонием (Медведевым), впоследствии архиепископом Сан-Францисским, и о. Стефаном (Карульским) бежал из монастыря через окно. По воспоминаниям о. Стефана вдогонку им свистели пули. Затем прибыл на Афон, где поселился в келье св. Саввы на Капсале, а затем уже переселился на Карулю. За два месяца до смерти о. Серафим обратился к доктору и осенью 1981 во время пребывания в женском Свято-Троицком монастыре в Ламии около г. Волос скончался. После оставил несколько дневников, в которых записывал мысли о спасении. Составлено по публикации в «Православной Руси»  № 16 за 2005 год.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Святая Царица-инокиня или Пенсионера на шведском содержании?
О судьбе и почитании жены Ивана Грозного Анны Колтовской (схимонахини Дарии)
24.10.2025
Перезрела тема?
О Круглом столе в Иркутске, посвящённом схимонаху Иннокентию (Сибирякову)
03.09.2024
Наше дело правое
Надо только «бодрствовать и трезвиться», по-военному облечься в «броню веры и любви» и в шлем «надежды спасения»
16.08.2024
«Крылья вдохновенной исторической идеи» для СВО
С верою, надеждою и любовью надо идти до конца
14.08.2024
Два слова Божественной Литургии – два разных взгляда
В богослужебной практике нельзя следовать каким-то культурным и бытовым предпочтениям, церковная практика освящена молитвой Церкви
04.07.2024
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Последние комментарии
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Советский недобиток
14.12.2025 11:03
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 10:26
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 09:56
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2025 07:46
Библейский взгляд на сущность царской власти
Новый комментарий от Zakatov
14.12.2025 07:40
Война двух образов России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.12.2025 06:59
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40