К паутине из пунктиров.
Как отмечалось ранее, в Великой России идеологическая линия, которую начал Радищев, привела к коммунистическому мировоззрению. В Малой России идеологическая линия, начатая Шевченко, привела к национализму. Кто знает, не предпочли бы Радищев и Шевченко раскаяться в своих, тогда еще не столь ясных по последствиям, мнениях, если бы знали, во что они разовьются и к чему приведут? Основная же вина за это «развитие», однако, лежит не на литераторах, которые облекали тогда еще только возникшие невнятные настроения в слова, но на тех, кто эти слова претворял в идеи, далее эти идеи развивал и воплощал в дела. Ведь чем более продвигались на своем пути те, кто считал себя их последователями, тем более явными становились для них губительные последствия их действий, и тем большей ответственности они подвергали себя и тем большим бедам - своих ближних.
Подобные же учения возникли во многих странах мира, - тонкие пунктирные линии дискурсов разрослись в идеологические сети-паутины, подкрепленные тщательно разработанными в Западной Европе философскими учениями, приобрели серьезный, систематический, наукообразный и паукообразный вид и далеко увели русский и многие другие народы от христианского пути, ввергнув их в пучину (паучину, паутину) страданий. Волею судьбы (суда Божия) обе идеологии сошлись в смертельной схватке к середине XX века, так что и русским людям приходилось воевать друг с другом. Правда, на стороне фашизма русских находилось в значительно меньшем количестве, чем на стороне коммунизма... Хорошо ли это? Или плохо? Как оказалось, для многих этот вопрос до сих пор актуален. Постараемся здесь ответить на него...
Либеральное апостериорное мнение о двух болезнях
Апостериори, то есть, после того, как созрели, были приняты и усвоены человечеством плоды нацизма и коммунизма, и после искоренения нацистской идеологии в огне Второй мировой войны и обнаружения несостоятельности коммунистической идеологии после войны Холодной, эти идеологии стали чужды большинству человечества. Обе идеологии теперь представляются в мировом демократическом и либеральном общественном мнении как равновеликие по своим негативным последствиям явления, так что, по все более распространяющемуся мнению, они друг друга стоят. Ведь и при одном, и при другом режиме был тоталитаризм, концлагеря, репрессии, бесконечные произвол, жестокости и смерти, и многое другое. Но, как не трудно убедиться, это мнение является мнением людей внешних, тех, кто не жил ни при одном, ни при другом режиме, тех, чьи отцы и деды не сражались ни на одной из враждующих тогда сторон. В основном, это мнение разделяют так называемый англо-саксонский мир и их союзники. И вот почему...
В XIX веке, в связи с неравноправием и имущественным расслоением общества, в странах христианского мира возникла кризисная, революционная ситуация, и многие страны на десятилетия утонули в крови. Но англосаксонский мир и его сателлиты смогли избежать революционных искушений или обойтись «малой кровью», что, безусловно, достойно всяческого уважения. Преодолением этим они обязаны Христу Богу, так как верили в Него и искали Его помощи и поддержки больше иных христианских народов. Чтобы это утверждение не казалось надуманным или преувеличенным, в подтверждение приведем красноречивую цитату авторитетнейшего эксперта в духовной жизни английского общества прошлого века, знаменитого писателя [1] Клайва Стейплза Льюиса. В его зарисовке «Баламут предлагает тост» бес по имени Баламут с сокрушением сообщает: «В английском секторе, где я в основном работаю, случилась страшная вещь: Враг [то есть Бог] почти прибрал к рукам себе на пользу прогрессивное и либеральное движение. От прежней вражды к христианству осталось очень мало. Повсюду развивалось преотвратительное явление, называвшееся христианским социализмом. Фабрикантов доброго старого типа, нажившихся на непосильном труде, не рабочие убивали - это бы хорошо! - а осуждали собратья, свой же класс. Богачи все чаше отдавали власть и деньги не от страха, не перед лицом насилия, а по велению совести. Бедные же вели себя хуже некуда. Мы [то есть бесы] резонно надеялись, что на свободе они пограбят как следует, поубивают, ну хоть запьют, а они, гады, стали чище, бережливей, образованней, что там - порядочней!» [2] В сочинениях Льюиса и многих других деятелей христианской культуры англосаксонского мира того времени можно увидеть напряженную личную духовную борьбу на стороне Христа, и чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать «Письма Баламута» Льюиса, в которых видны психологическая глубина и драматизм, а значит и реальность этой борьбы. Благодаря этой борьбе и все общество было не в пример здоровее многих соседних обществ, в подтверждение чего достаточно вспомнить историю с продажей Синайского кодекса.
Неудивительно, что счастливо избежав увлечения двумя модными в XX веке идеологиями, ни они, ни их потомки не чувствовали между этими идеологиями существенной разницы, а, между тем, это было бы весьма полезно.
Но совсем другой менталитет выработался в обществах, где модные идеологии, все же, доминировали...
Нелиберальные апостериорные мнения о двух болезнях
Те же, кто жил при одном, или другом режиме, те, чьи отцы и деды сражались на одной из враждующих тогда сторон, и которые от своих отцов и дедов не отреклись, чувствуют ситуацию иначе. Даже если вера в идеалы отцов утеряна, остается вера в то, что вера отцов все же лучше веры их врагов. И сыновья, и внуки тех, кто строил коммунизм, гордятся достижениями, энтузиазмом и самопожертвованием предков, хотя и убедились в несбыточности их надежд. И сыновья, и внуки фашистов гордо поднимают головы, заявляя, что их предки осуждены только потому, что победителей не судят, а побежденный всегда виноват... Кто же из двух неправых правее? Кто имеет право не стыдиться своих отцов? И имеют ли они право гордиться своими отцами? Вот серьезные вопросы современности, которые внезапно возникли на месте, казалось бы, однозначно решенных проблем.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к суду в свете Христовой правды.
Страдание как критерий.
Вряд ли энциклопедические, да и вообще рациональные определения коммунизма и фашизма, способны четко развести эти столь различные по сущности явления, показать практический их вред и пагубный их духовный характер, и то, какое из них страшнее и вреднее. Сравнение этих двух идеологических и культурных линий на уровне рациональном вполне способно поставить между ними знак равенства, ведь и социальная справедливость (за что ратует коммунизм), и национальные интересы (за что ратует фашизм), должны быть соблюдены. Недаром изначально последователей было много и у коммунизма, и у фашизма. И только плоды этих учений, во-первых, указывают на то, что они ошибочны, и, во-вторых, то, что по масштабности заблуждения, и по масштабности последствий коммунизм куда менее страшен, чем фашизм. Недаром коммунистические партии существуют до сих пор в различных странах мира, а националистические и фашистские запрещаются. Сущностную же разницу между ними постараемся понять не через формальные определения, но через духовную, мистическую их сущность, отталкиваясь от категории страдания...
Страдание - категория самая заметная в духовной жизни человечества... Только что родившийся младенец сразу же плачет от страданий... «С точки зрения душевно-телесной организации, человек предназначен для переживания блага. Однако парадоксальным образом человек более чувствителен к переживанию страдания и боли, которые делают его уязвимым, несчастным и обреченным. Устройство сенсорных органов и высшей нервной системы таково, что переживание физического или душевного страдания превосходит переживание счастья своей силой, интенсивностью, продолжительностью и глубиной. При этом человек всегда переживает больше и глубже, чем он об этом может сказать. Адекватных средств для передачи его переживаний при помощи абстрактных понятий не существует». [3]
Любая философия и любая религия признает страдание человечества и сама возникает из желания преодолеть страдание и найти путь к счастью, поэтому категория страдания, как одна из самых актуальных в жизни человека, весьма удобна для создания определений к тому или иному учению или религии.
Чтобы избежать страдания, необходимо найти его причину. И каждое учение видит свою причину страданий и по-своему предлагает ее искоренить.
Преодоление страдания с помощью коммунизма (марксизма-ленинизма).
Коммунизм (изначально марксизм) видел причиною всех страданий человечества несправедливое классовое устройство общества, и, в первую очередь, - власть имущий класс, который, якобы за счет эксплуатации подчиненных классов, стремится избежать собственных страданий. Коммунизм отрицал христианский догмат о грехопадении человека и его последствиях и происходящих оттого страданий, а значит и христианство вообще. По его, коммунизма, догматике, бытие определяет сознание человека, следовательно, если будут хорошие условия для жизни - будет хорош и человек. Коммунизм - это решение проблемы страдания человечества через уничтожение класса «эксплуататоров» как социального института, паразитирующего на теле общества и препятствующего созданию благоприятных условий бытия. Было признано даже, что класс эксплуататоров в своих интересах тормозит научно-технический прогресс (отсюда возникла слепая вера в Научно-техническую революцию как панацею от всех бед), и стоит только преодолеть это сопротивление, как все объективные проблемы человечества будут решены путем электрификации, и вскоре человек достигнет бессмертия и даже воскресит предков (см., например, «Философию общего дела» Николая Федорова).
Как показала история, таким образом избежать страданий не удалось, так как вместо одних, которые были забыты уже в третьем поколении после революции, появились другие, и не понятно, какая ситуация оказывается более терпимой. По крайней мере, на данный момент решено прекратить строить коммунизм по причине явной нелепости и противоестественности создающейся при его строительстве ситуации, то есть, народ решил, что лучше терпеть естественные проблемы, да и бороться с ними приятнее, нежели самим создавать себе проблемы искусственные и бороться с самими собой.
Но самое главное, - обнаружилась полная беспомощность человека перед духовными проблемами, которые по наивности своей революционеры собирались преодолеть материалистическими методами, и которые являются последствиями грехопадения человека: перед греховностью человека, болезнями и смертью.
Преодоление страдания с помощью фашизма (национал-социализма).
Национализм тоже отрицает христианский догмат о грехопадении человека и его последствиях, а значит и христианство вообще, так как считает нацию способной преодолеть все проблемы. Национализм - это решение проблемы страдания человечества с помощью национальных достижений. Бывает такая вера в собственный народ, вера в то, что такая талантливая и умная нация преодолеет все трудности. Если же нации кто-либо препятствует в этом, как кажется, благом деле, то защитной реакцией становится фашизм. Фашизм - это дальнейшее развитие националистической идеи решения проблемы страдания человечества. Фашизм - это решимость на уничтожение социальных сил и общностей, которые препятствуют нации, способной решить проблемы человечества.
Фашизм возникает в случае, если признается существующей внешняя угроза для национализма.
В том, что национализм - это болезнь, и именно духовная болезнь, определенно доказывает главный лозунг националистов, подобный во всех странах: «Нация выше всего» (Deutschland uber alles, Україна - понад усе!), Россия превыше всего и под.). Божия заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Националист же переиначивает эту заповедь, как бы говоря: «Возлюби нацию свою всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби соплеменника твоего, как самого себя».
Ставить идолов на место Бога - дело естественное для каждого грешника. Пьяница ставит на это место водку, блудник - женщину, сребролюбец - деньги, националист - нацию.
Но только если Бог превыше всего, можно научиться правильному использованию всего, что дано нам в этом мире и при этом не грешить...
Христианское априорное мнение о коммунизме.
Христианам же оба направления были чужды и враждебны изначально, априори, то есть, до появления последствий... Христиане своим духом, с просвещенным Духом Божиим, прозревали результаты этих «благих» намерений и начинаний заранее.
Миллионы христиан замучены за неприятие коммунизма, хотя и само христианство проникнуто требованиями социальной и имущественной справедливости. Можно долго перечислять библейские тексты, требующие справедливого распределения благ. К примеру, апостол Иаков, почитаемый всеми праведник, из-за убийства которого, как считал Иосиф Флавий, разрушен был Иерусалим, писал: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак.5:1-6).
Но, несмотря на это, христианин никогда не станет искать социальной или имущественной справедливости путем насилия, или, как было рекомендовано революционерами, «экспроприации экспроприаторов», потому что в этом случае, совершая действия во исполнение одной заповеди, нарушались бы множество других. Тот же апостол Иаков говорит об этом так: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак.2:10-12). Именно поэтому апостол Павел требовал, чтобы рабы не восставали против своих Господ, и только если предоставлялась возможность мирно выкупиться из рабства, воспользоваться ею: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7:20-24).
Вторая причина, из-за которой христиане не принимали коммунизм, это разное представление о природе и свойствах человека, то есть, разница антропологий. В соответствии с представлениями христиан, коммунизм на земле никогда построен быть не может, потому что человек впал в греховное состояние, а мир испорчен. Из-за недостатка смирения в человеке, даже при наличии необычайно развитой экономики и возможностей, в обществе будут происходить волнения и даже войны. То есть, то, в чем убедились строители коммунизма спустя 70 лет упорного строительства, христиане понимали еще до начала этого строительства. За это их и уничтожали, как несознательных саботажников...
И все же, в то же время...
Коммунизм стремится вперед, к чему-то положительному и новому, к социальному равенству и общественной собственности пусть и неверными средствами и путями. Коммунизму присуще интуитивное ощущение истины и счастья в единении и равенстве всего человечества. В этом своем стремлении он имеет вектор развития, направленный к христианскому социализму и христианству вообще. К сожалению, всегда было за пределами понимания коммунистов то, что только во Христе, в Духе Божием, с необычайной силой сглаживаются и становятся несущественными львиная доля различий и неравенств между людьми. К тому же, эти неравенства, вместо предметов зависти становятся инструментами служения друг другу. Конкуренция же, если люди живут в Духе Божием, становится конкуренцией не в отнимании друг у друга средств существования и удовольствий, но конкуренцией в добрых делах и в служении друг другу. Но понять то, что истинное равенство достижимо только на путях духовного служения Богу, неверующему невозможно, а таковыми были в подавляющем большинстве те, кто отрицал догмат о грехопадении и стремился избежать страданий иным, не христианским путем.
Коммунизм поддается определению
Из выше сказанного следует, что коммунизм имеет положительное содержание, поэтому поддается определениям, к примеру, в Большой Советской энциклопедии читаем: «Коммунизм - бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». [4] В сущности, это есть описание рая, но для райского бытия необходимо, чтобы у каждого труженика была смиренная сознательность Христова, а мир чтобы был - не окружающий нас, испорченный, но - райский, первозданный. Впрочем, достаточно было бы и первого условия, тогда несовершенство мира переживалось бы легко, да только строители коммунизма во Христа не верили, оттого и смирения не имели. Да и несовершенство мира тоже сделало свое черное энтропическое дело: падший мир устроен так, что без рыночной конкуренции возникла нехватка товаров, а коммунизм без изобилия товаров и вовсе оказался никому не нужен, ибо какой же рай с нуждою?
Фашизм не поддается определению
Фашизм же не имеет положительных стремлений. Именно поэтому, в отличие от коммунизма, у ученых всегда были проблемы с точным определением фашизма. Фашизм, вроде как есть, но при попытке понять, что же это за явление такое, обнаруживается, что его, вроде как, нет. В той же Советской энциклопедии о фашизме сказано следующее (статья «Фашизм»): «политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Ф. у власти - террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф. - применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах эксплуататорского строя (массовая база Ф. - по преимуществу средние слои капиталистического общества). Внешняя политика Ф. - политика империалистических захватов» и т.д.
Как видим, определение подменяется перечислением ряда свойств. Из этой статьи понять, что такое фашизм невозможно, хотя трудно представить более заинтересованных в определении фашизма ученых, чем авторы Большой советской энциклопедии. Невозможно потому, что это явление не положительное, не созидающее, не имеющее собственной программы, но охранительное, реакционное, то есть, возникшее как реакция на угрозу извне, а значит, для определения своей сущности фашизм требует иных, не политических или экономических, но метафизических и мистических категорий.
Благородный фашизм.
Более того, реакционность фашизма представляется его оправданием. Дескать, если бы не возникло в европейской истории марксизма и социалистических революций, то не было бы и фашизма, что-де фашизм есть защитная реакция на социалистическое зло, что, если бы не было Ленина, не было бы и Гитлера, что Гитлер есть защитник традиционных европейских ценностей перед лицом дикой азиатской уравниловки. Так фашизм в глазах наивных и невежественных людей представляется явлением благородным. И тем «благородством» затмевается даже сопутствующий ему расизм.
Христианский взгляд на фашизм
Но оправдать расизм ничем не возможно. С точки зрения христианства - это есть откровенное и бессовестное проявление ненависти, никак не оправданное антропологией - наукой о человеке. Все люди созданы любящим их Богом, и только грех может подавить в человеке таланты, которыми щедро снабжает Создатель и отдельных личностей, и целые народы. Одного расизма достаточно было, чтобы миллионы христиан оказывали сопротивление этой новой бесчеловечной и безбожной идеологии, а эта идеология, хоть и была откровенно безжалостней коммунизма, к христианам относилась куда терпимей. Впрочем, ничего нового в том для нас нет. Но то, отчего появился такой парадокс терпимого отношения фашистов к христианам - является вопросом крайне важным, способным пролить свет на природу фашизма. Кроме того, необъясненный конкордат фашизма с христианством [5] дает еще один повод фашистам к оправданию своего миролюбия, которое предстает в более выгодном свете, чем воинствующее безбожие коммунистов.
Эти вопросы таинственно связаны с теми, которые возникали у удивленных до глубины души русских людей во время Второй мировой войны. А именно: как столь цивилизованные, чистоплотные, организованные и достойные уважения немцы оказались способны проявлять жестокость, превосходящую жестокость дикарей? Религиозные фанатики, революционеры, просто разбойники с большой дороги, как правило, убивали либо в состоянии аффекта, либо в запале борьбы, но целенаправленное, организованное и бездушное уничтожение миллионов миллионами холодных, звероподобных существ никак не укладывалось в сознании русского человека, как, впрочем, и многих других народов, как это выяснилось на Нюрнбергском процессе.
Как часто бывает, ответ на вопрос заключен здесь в самом вопросе. Так хладнокровно и организованно убивали именно благодаря тому, что были цивилизованными. Ведь цивилизованность и духовность - вещи разные...
Недаром историки подчеркивали, что фашизм, это - явление прежде всего европейское, то есть, возникающее на удобренной христианством почве. И, по нашему мнению, в нем наблюдается то, от чего предостерегал христиан еще апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13). Языческие народы, хотя и знали только плотскую жизнь и стремились к угождению единственно плоти, но и в этом преуспеть не могли, будучи вообще неискусными и не творческими, как и все рабы плоти и врага рода человеческого. Апостол Павел, зная, что во Христе человечество получает не только небесное устроение, но и творческие возможности для устроения земного бытия, то есть цивилизации, предвидел, что цивилизация, в свою очередь, может служить искушением для угождения плоти. Угождение же плоти в достигших высокой ступени цивилизации странах достигает такой ступени, когда кажется, что нация, создавшая такую цивилизацию, способна преодолеть все страдания человеческого рода, и даже всеобъемлющий закон энтропии. Христиане в первую очередь создают культуру, цивилизация же создается как побочный продукт, между делом, по ходу спасения души. Именно об этом сказано в Евангелии Самим Господом: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33). В сотрудничестве со Христом в сердцах своих христиане копят богатства добродетелей, и без Христа приобрести эти богатства невозможно: «в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2Пет.1:5-7). Это и есть истинная культура - культивированное Духом Божиим сердце человеческое. Но живут рядом с ними и неверующие, и все их чаяния заключаются в цивилизации, а не в культуре. Сытая жизнь, достаток, порядок, хорошее здравоохранение, наука, армия, государственное управление и свободы, и многое другое - это все вполне отвечает их интересам и представлениям о счастье. То, что сами они не создали бы такой цивилизации, им, скорее всего невдомек, ведь успехи эти они приписывают гению народа, с тем же гением ассоциируется, а значит и благосклонно терпится, и родная христианская традиция. Вот откуда появляется уважительное отношение к христианству, - как к части цивилизации. Чем больше успехи христиан в строительстве цивилизации, тем больше необоснованная гордость косвенно участвующих в этом строительстве неверующих их собратий, и вот, новый цивилизованный варвар тем более впадает в гордость, чем больше его мнимые цивилизационные успехи. Создают цивилизацию христиане, а преодолеть все страдания и проблемы с помощью созданной христианами цивилизации стремятся националисты. Христиане создают цивилизацию и культуру, националисты пользуются только цивилизацией, а христианской культурой пренебрегают. Христиане, живущие в нацистском обществе, всегда остро осознавали это противоречие, этот паразитизм национализма. (Ярким художественным примером здесь может служить пастор Шлаг из фильма «Семнадцать мгновений весны»). Христиане понимали, что рядом с ними живет цивилизованный варвар, зверь в человеческом обличии, бестия, которой чужды милосердие и любовь. Если и ценит такая бестия культуру, то только в виде произведений культуры, то есть в виде продуктов христианского духа, произведений Бетховена и Баха, Анжелико и Данте. Если же у народа отсутствует высокое развитие цивилизации - нет у него и почвы для гордости и для национализма, ибо невозможно тогда иметь иллюзию, что достижениями нации можно преодолеть страдания человека. Если же какая-нибудь сила препятствует высокоорганизованной и цивилизованной нации в этом мечтательном преодолении, возникает ответная реакция националистов - фашизм. Следовательно, фашизм - это защита христианской цивилизации антихристианскими методами. Фашисты - это наследники христианской цивилизации, отвергающие христианскую культуру. Вот откуда у фашистов такой внешний лоск и порядок, и вот откуда такая звериная сущность. Именно об этом сказано апостолом Павлом: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5).
Выводы для нас
Однако, может возникать фашизм и при невысоком уровне цивилизации. Насколько смешна бывает нарциссическая личность, не имеющая ни внешних, ни внутренних дарований и успехов, настолько и национализм, возникающий при невысоком уровне цивилизации, и жалок, и смешон. Украинский нацизм жалок и смешон, потому что возник из подражания, православная же украинская культура, отвергаемая им, действительно величественна и спасительна.
Две Руси, переболев каждая своей болезнью, уклонились на некоторое время от своих послушаний, разойдясь самовольно в противоположных направлениях... Обе Руси были больны, но одна - болезнью полегче, и уже поднимается с постели, другая же при смерти, но в болезни своей признаться сама себе не хочет. Болезни, если их не лечить, имеют естественное течение и прогноз. О естественном течении рассматриваемых двух болезней ярче всего свидетельствует то, что фашизм ради цивилизации пренебрегал истинной культурой, а коммунизм ради культуры пренебрегал цивилизацией. Вероятно предположить, что один больной, приобретя культуру, приобретет и цивилизацию, а другой, потеряв культуру, потеряет и то, что имеет. Не об этом ли самом сказано в Евангелии: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лук.19:26).
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина
Примечания:
1 Известен нам как аватор «Хроник Нарнии», «писем Баламута» и др. художественных и богословских произведений.
2 Льюис. К. С. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. - М.: Гнозис; прогресс, 1991. С.152.
3 Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.175
4 Программа КПСС, 1972, с. 62
5 Не только в переносном, но и в прямом смысле, например, Латеранский договор (конкордат) 1929 года между Католической церковью в лице папы Пия XI и Муссолини, в 1933 году тот же папа заключает конкордат с фашистской Германией