По приглашению Общественной организации «Тюменский областной родительский комитет» в октябре 2014 года Тюмень посетит международный правозащитник Йохан Бекман из Финляндии. Предваряя его визит, Тюменское областное издание «Тюменская губерния» задала несколько вопросов председателю «родительского комитета» Андрею Добрынину.
ТЮМЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ: Скажите, почему вы решили пригласить в наш город финского правозащитника, ведь насколько известно, он занимается правовой помощью российским семьям в Финляндии?
Добрынин А.В.: Действительно, Йохан Бекман известен прежде всего тем, что защищает интересы русских детей в Финляндии, он сопроводил лично порядка пятидесяти случаев, когда дети были отняты из родных семей, наиболее громкий из этих случаев - Антон Салонен, в 2009 г. похищенный спецслужбами Финляндии с территории России и тайно выведенный через дипломатические каналы в Финляндию. В последнее время мы регулярно слышим о случаях отнятия детей из смешанных русско-финских семей по необоснованным причинам. Мне известно, что именно за деятельность по правовой защите и восстановлению разрушенных семей по ходатайству П.А.Астахова в феврале 2013 года Йохану Бэкману была вручена почётная премия «Фемида».
Почему мы решили пригласить Йохана Бекмана в Тюмень? Дело в том, что с 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который является настоящей государственной реформой в социальной сфере, которая в свою очередь касается каждого из нас. Йохана Бекман не понаслышке знает, что такое Западно-Европейский вариант рынка социальных услуг, и к каким итогам это может привести, если право на оказание социальной помощи от государственных структур передаются частным лицам, акционерным обществам. иностранным фондам и проч. Ведь для них главной целью деятельности является извлечение прибыли, а не помощь больным и обездоленным.
ТЮМЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ: Может быть не стоит так драматизировать, ведь есть же в России рынок медицинских услуг, образование также, насколько известно, открыто для частной инициативы. Почему бы не расширить рыночные отношения и на приюты, дома престарелых, инвалидов и проч.? Может быть люди, которые нуждаются в социальной помощи, от этого только выиграют?
Добрынин А.В.: Выиграют или не выиграют - это будет известно в самое ближайшее время, так же как нам сейчас известны плюсы и минусы современного российского образования и медицины. Хорошо, что в новом законе декларируется и принцип добровольности, и «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде» и общественный контроль со стороны граждан и общественных и других организаций.
Но нас беспокоит другое, а именно то, что с помощью программ социального сопровождения, которые будут навязываться гражданам под видом социальной помощи, может быть узаконена система вмешательства организаций самого широкого круга в частную жизнь семей. А на основании бедности, нуждаемости в помощи государства можно будет отбирать детей из семьи, если закон позволит входить в любую семью в рамках так называемой профилактики обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.
Кстати Статья 15 Закона признаёт гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, при «наличии внутрисемейного конфликта» и «наличие насилия в семье».
Понятие «внутрисемейный конфликт» вообще отсутствует среди юридических терминов, а следовательно может трактоваться насколько угодно широко. Так же расширительно можно трактовать и понятие «насилие в семье», которое в Законе не ограничивается физическим, психологическим, экономическим и прочими видами насилия. Может быть теперь родителям вообще запретят воспитывать своих детей? Ведь даже принуждение школьника к тому, чтобы он вовремя сделал свои уроки также можно объявить «насилием»?
Мы видим, какие смехотворные причины могут служить поводом для изъятия ребёнка из семьи в тех же скандинавских странах. И мы не хотим такого у нас. Прибавьте сюда ещё материальный интерес органов, которые теперь станут заинтересованы в «профилактике», и «раннем выявлении» случаев «семейного насилия».
ТЮМЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ: Если я правильно Вас понял, Вы считаете, что свободные, демократические страны Европы страдают от норм так называемой Ювенальной юстиции из-за того, что органы, занимающиеся изъятием и сопровождением ребёнка, материально заинтересованы в этой своей деятельности?
Добрынин А.В.: Конечно, вся цепочка от выявления факта насилия над ребёнком и до устройства его в новое место пребывания получает немыслимое даже по европейским меркам денежное вознаграждение! Об этом также популярно поведает нам Йохан Бекман, ведь деньги - это главный рычаг, который, несмотря на явное нарушение всех законов и демократических свобод, обеспечивает жуткую статистику изъятия детей их родной семьи в странах Европы.
ТЮМЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ: Какие уроки мы можем извлечь из тех случаев, которые распространены в Европейских странах? И как застраховаться от нежелательных последствий реализации ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступающего в силу 1 января 2015 года?
Добрынин А.В.: Мы хотим предложить следующие меры: во-первых, раз общественный контроль всё-таки прописан в Законе, то от лица родительской общественности следует обратиться к Гражданскому форуму Тюменской области, который является официальной площадкой диалога между представителями общества и государственными органами в Тюменской области. Такое же послание должны получить общественные организации, входящие в состав Общественного Совета при областном Департаменте социального развития - главном исполнителе Закона 442-ФЗ в нашем регионе.
Текст послания сейчас находится в стадии составления, но 31 октября на общегородском родительском собрании мы планируем утвердить его, заручившись поддержкой многочисленного родительского собрания.
Вторая мера - это поддержка инициативы Ассоциации родительский комитетов и сообществ России - АРКС по выдвижению поправок в 442-ФЗ, с тем, чтобы закон стал более безопасен для семьи, были убраны расплывчатые формулировки, которые как угодно широко могут трактоваться на уровне правоприменительной практики.
Кроме того, мы сможем провести консультации с доктором права Йоханом Бекманом и возможно предложим какие-то новые идеи. Нам приятно осознавать, что мы не одни в понимании существующих проблем и мы можем рассчитывать на помощь соратников и единомышленников.
Также мы призываем все общественные и политические силы не оставаться с стороне от озвученной проблемы. Необходимо изучить Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», добиться чтобы его реализация происходила в интересах нуждающихся в помощи граждан, поддержать усилия родительской общественности России по совершенствованию закона.
Андрей Добрынин, Председатель Правления Общественной организации «Тюменский родительский комитет»
Ссылки:
1. РИСИ http://riss.ru/jomsocial/profile/676-jokhan-bekman
2. Римма Салонен
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%C0%ED%F2%EE%ED%E0_%D1%E0%EB%EE%ED%E5%ED%E0
3. 442-ФЗ http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html
3. Общественный совет при Департаменте Социального развития Тюменской области http://news.rambler.ru/17624599/
4. Сайт АРКС http://www.arks.org.ru
5. Гражданский Форум Тюменской области http://www.dialog-urfo.ru/civil_forum